Интернет-интервью

Компания "Консультант Плюс" регулярно проводит интернет-интервью на актуальные темы с руководителями и ведущими специалистами органов государственной власти и управления, а также с известными государственными, общественными и научными деятелями. У посетителей сайта www.consultant.ru есть уникальная возможность напрямую обратиться к должностному лицу, представителю общественности и получить компетентные ответы на свои вопросы.

Полный текст интервью публикуется на сайте, а также рассылается всем оформившим подписку на рассылку "Интернет-интервью"

19.05.2016

Интервью с исполняющим обязанности начальника управления оперативного контроля ФНС России А.В. Будариным

"Особенности применения контрольно-кассовой техники в 2016 году: новые возможности и оптимизация учета"

А.В. Бударин29 апреля 2016 года состоялось интервью с Андреем Владимировичем Будариным, исполняющим обязанности начальника управления оперативного контроля ФНС России. С 2016 года ФНС России готовится внедрять новую систему контроля за наличными и карточными платежами при продаже товаров и услуг с помощью контрольно-кассовой техники (ККТ) нового поколения. В ходе интервью Андрей Владимирович рассказал об основных изменениях законодательства, сроках проведения реформы и особенностях использования онлайн-касс и электронных чеков, а также ответил на наиболее интересные из поступивших вопросов от посетителей сайта.

КонсультантПлюс: Андрей Владимирович, в конце 2015 года в Государственную Думу был внесен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Данный документ предполагает поэтапный переход на более современные модели ККТ - так называемые онлайн-кассы. Готова ли налоговая служба к переходу на новую систему учета доходов организаций в масштабах всей страны? Каких результатов ФНС России планирует достичь за счет внедрения новой системы?

Андрей Владимирович: Мы находимся в высокой степени готовности и после вступления федерального закона в силу будем готовы обеспечить запуск системы в масштабах страны. Любой проект содержит определенные сложности, и наша задача - сделать так, чтобы эти сложности не затронули налогоплательщиков, а напротив - чтобы переход на новую технологию прошел максимально плавно и безболезненно для них. Предлагаемая технология уже была апробирована в ходе эксперимента, который был проведен в 2014-2015 годах на добровольной основе в Москве, Республике Татарстан, Московской и Калужской областях. Сложности, с которыми мы столкнулись в ходе реализации эксперимента, успешно преодолены.

Отмечу, что в 2016 году у бизнеса нет обязанности переходить на новую систему - ее можно применять добровольно. Законопроектом предусмотрен плавный и поэтапный переход на новый порядок: так, обязанность регистрировать или перерегистрировать кассовые аппараты в новом порядке возникнет лишь с 1 февраля 2017 года, а если предпринимателю не требуется осуществлять регистрационных действий с кассовыми аппаратами, то он может работать в "старом" порядке вплоть до 1 июля 2017 года - с этой даты применяется новый порядок.

От новой системы мы ожидаем легализации такой высокорисковой сферы экономики, как розничная торговля и услуги населению, и соответственно увеличения поступлений в бюджет. При этом внедряемая система позволит существенно упростить порядок применения кассовых аппаратов для бизнеса. Для владельцев касс появятся инструменты, с помощью которых они смогут в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями и лучше контролировать свой бизнес. Оперативное получение информации о расчетах обеспечивает прозрачность бизнеса - отпадает необходимость частых проверок со стороны налоговых органов, так как возникает соответствующая среда доверия.

Важно, что предприниматель или представитель компании сможет не выходя из дома или офиса через сайт налоговой службы зарегистрировать кассу - все делается в режиме онлайн через Интернет, без физического предоставления кассы налоговому инспектору. Это значительная экономия трудозатрат и времени. Новая технология способствует созданию конкурентной бизнес-среды. Ведь если один предприниматель работает честно и платит все налоги, а второй обманывает государство, то второй за счет "экономии" может снижать цены на свою продукцию и тем самым нечестно выигрывать конкуренцию у честного налогоплательщика. Одна из задач нового порядка применения ККТ - не допускать подобные сценарии.

КонсультантПлюс: Кто будет хранить данные о покупке или оплате услуг в виде электронного чека: налоговая служба или предприниматели? Куда будет обращаться покупатель, в случае если потеряет бумажный чек и захочет его восстановить?

Андрей Владимирович: Информация о чеках хранится как у налоговой службы и оператора фискальных данных, так и в фискальном накопителе кассового аппарата. Если покупатель потеряет бумажный чек, то он сможет обратиться в налоговую службу или к оператору фискальных данных через соответствующие онлайн-сервисы или воспользоваться бесплатным мобильным приложением. Важно, что новая технология дает гражданину дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности не только получить электронный чек, но и самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через соответствующее мобильное приложение и в случае возникновения вопросов обратиться в налоговую службу.

КонсультантПлюс: Какими штрафами будет грозить нарушителям проведение платежей "мимо кассы"?

Андрей Владимирович: Система штрафов, предусмотренная законопроектом, очень гибкая и предполагает различный состав правонарушений. В случае неприменения кассового аппарата предусмотрен штраф, пропорциональный неучтенному расчету (например, для юридических лиц - от трех четвертых до одного размера), что обеспечивает справедливый подход. В случае нарушения порядка регистрации и применения кассового аппарата установлен фиксированный диапазон штрафов (для юридических лиц - от пяти до десяти тысяч рублей), при этом предусмотрено также простое предупреждение без наложения штрафа. Хотелось бы отметить, что законопроект предусматривает освобождение от ответственности предпринимателя, если он добровольно заявит о допущенном им нарушении и исправит такое нарушение.

КонсультантПлюс: Насколько доступной будет стоимость внедрения новой ККТ для малого бизнеса? Какова среднерыночная цена онлайн-кассы? Смогут ли предприниматели, переходящие на новую кассовую технику, рассчитывать на предоставление им налогового вычета, как это обещал президент?

Андрей Владимирович: Сразу хотелось бы оговориться, что, по информации производителей кассовой техники, переход на новую технологию в большинстве случаев не потребует обязательной замены действующего парка кассовых аппаратов. Достаточно будет определенной однократной модернизации с учетом особенностей применяемых моделей.

Для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ (это плательщики ЕНВД, патента, а также сфера услуг), предусмотрен максимально большой переходный период на новый порядок - это 1 июля 2018 года. При этом именно для малого бизнеса, включая плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, которые сейчас обязаны применять ККТ, предусмотрен достаточно комфортный срок использования ККТ без замены фискального накопителя - не менее 3 лет (в отличие от текущего порядка, в котором предусмотрена ежегодная замена электронной контрольной ленты защищенной).

За счет перехода на электронную регистрацию ККТ, увеличения срока эксплуатации средств защиты фискальных данных и отказа от необходимости обязательной ежегодной оплаты технического обслуживания новый порядок позволит снизить ежегодные расходы на кассовую технику для малого бизнеса относительно существующего порядка. Отдельным категориям налогоплательщиков в целях их реальной поддержки в соответствии с поручением президента предусмотрен налоговый вычет. Соответствующий законопроект уже находится на рассмотрении.

КонсультантПлюс: Предполагается, что кассовые аппараты будут передавать электронные чеки в налоговую инспекцию через специализированные организации − операторов фискальных данных. Уже известно, какие организации войдут в официальный перечень ФНС России по предоставлению данной услуги?

Андрей Владимирович: Законопроект не ограничивает количество операторов, а устанавливает требования к ним. В Российской Федерации в течение последних лет уже сформировалась система операторов электронного документооборота, которая доказала свою эффективность и работоспособность, и в новом порядке с учетом общемировой практики используется аналогичный институт. В качестве операторов могут выступать любые организации, которые будут удовлетворять установленным требованиям, в том числе, например, обслуживающий владельца кассы банк, оператор электронного документооборота, телекоммуникационная компания. Это позволит создать предпринимателю максимально комфортные условия с одновременным снижением стоимости услуг и повышением их качества.

КонсультантПлюс: Как будет решаться вопрос с предприятиями, которые работают в условиях плохой интернет-связи? Как будут предотвращаться риски, связанные с возможностью задержки в передаче информации в налоговый орган?

Андрей Владимирович: Плохая связь абсолютно никак не повлияет на работу кассы, так как она сохраняет информацию и при восстановлении связи направляет ее оператору фискальных данных. Отмечу, что уже сейчас в соответствии со статьей 16.1 Закона Российской Федерации N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Также законопроект предусматривает в том числе автономное функционирование ККТ в отдельных местностях, где отсутствует устойчивое покрытие сетями связи.

КонсультантПлюс: На этапе экспериментального тестирования новой системы, прошедшего в прошлом году в Москве, Московской области, Калужской области и Татарстане, сколько предприятий перешло на использование ККТ нового поколения? Какие отзывы вы получили от бизнеса?

Андрей Владимирович: На сегодняшний день к апробируемой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, сформировано около 50 млн чеков на сумму более 38 млрд рублей. Бизнес в целом положительно оценил новую технологию, в первую очередь за счет ее удобства. Конечно, были замечания и предложения, и они нами учтены при подготовке законопроекта, предусматривающего переход на новую технологию в масштабах страны.

КонсультантПлюс: Давайте перейдем к вопросам от посетителей нашего сайта. Максим из Екатеринбурга спрашивает: "Как быть с переносными кассовыми аппаратами, которые используют курьеры? Например, таких как "Меркурий". Их главное достоинство - невысокая цена. Их тоже нельзя будет использовать?

Андрей Владимирович: Их можно будет использовать в случае однократной модернизации, обеспечивающей приведение в соответствие требованиям закона.

Наш интернет-магазин работает без кассы. Мы не проводим наличные платежи, а работаем через агрегатор платежей "Яндекс.Касса". Затронет ли нас как-то новый закон? - Оксана (Подмосковье)

Андрей Владимирович: Если такой сервис отнесен к электронным средствам платежа, то применение кассового аппарата потребуется. В настоящее время в соответствии с действующим законодательством бумажный чек должен быть выдан покупателю даже при оплате платежной картой через сеть Интернет. Новое регулирование решает эту проблему, а именно освобождает продавца от обязанности в момент расчета напечатать и выдать покупателю кассовый чек - кассовый чек можно направлять покупателю в электронном виде без его печати. При этом законопроект предусматривает возможность применения автоматических устройств для расчетов, в том числе при приеме платежей через сеть Интернет, что позволит автоматизировать процесс учета расчетов и формирования чеков, не требуя участия продавца для осуществления каждого расчета.

Мы утратили право на ЕНВД, и теперь обязаны использовать кассовую технику. Узнавал в налоговой службе, могу ли я сразу зарегистрировать онлайн-кассу, раз уж скоро все равно нас всех обяжут их использовать. Сказали: пока нет. Получается, что сейчас я должен вложиться в обычную ККМ, а потом опять менять ее на новую? - Анатолий Борисович (Приморский край)

Андрей Владимирович: К сожалению, пока новое регулирование не вступит в силу, зарегистрировать кассовый аппарат по новой технологии вы не сможете. Но вы можете приобрести модель кассового аппарата, сведения о которой включены в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, которая потребует минимальной доработки для применения в новом порядке. Более подробную информацию о таких моделях вы можете получить у производителя.

Будет ли обязательным применение ККМ нового поколения при расчетах по ЕНВД, если да, то почему? - Сергей (Петрозаводск, Республика Карелия)

Андрей Владимирович: Да, законопроект предусматривает применение ККТ плательщиками ЕНВД. Это связано с тем, что плательщики ЕНВД для применения указанного специального налогового режима должны соответствовать определенным критериям. При этом налоговые органы, выявляя нарушение этих критериев (например, устанавливая факт искусственного уменьшения показателей финансово-хозяйственной деятельности, так называемое "дробление бизнеса", а также несоответствие фактически используемой налогоплательщиком площади), лишены возможности получения объективной информации о выручке налогоплательщика, так как последние освобождены от применения ККТ и используют упрощенный порядок ведения кассовых операций.

Такая ситуация позволяет недобросовестным налогоплательщикам незаконно применять такой режим налогообложения, что ставит в невыгодные условия предпринимателей, которые законно применяют ЕНВД.

Важно отметить, что применение ККТ плательщиками ЕНВД обусловлено в том числе тем, что новый порядок намного более прост и удобен для бизнеса по сравнению с текущим порядком.

Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин (в т.ч. формы КМ-3, КМ-6 и КМ-7). В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. В силу пункта 2 этой же статьи информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 настоящего федерального закона. Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 не закреплено, что формы КМ-3, КМ-6 и КМ-7 составляются исключительно на бумажном носителе, и в данном акте не указан запрет на подписание данных форм учетной документации электронной подписью. В связи с изложенным прошу разъяснить, имеет ли право организация вести документы форм КМ-3, КМ-6 и КМ-7 в электронном виде и подписывать их простой электронной подписью. - Жданов Андрей (Алтайский край)

Андрей Владимирович: Такие формы требуют подписи более двух сотрудников. Учитывая, что законодательство не запрещает подписывать такие формы электронной подписью, вы можете вести их в электронном виде, что, однако, потребует не только наличия соответствующей технической возможности в точке продаж, но и дополнительных ежегодных расходов на приобретение электронной подписи на каждого сотрудника, чья подпись потребуется для подписания соответствующих документов. Внедрение новой системы позволит кардинально упростить формы учета.

В поселке Таманский Темрюкского района в ЖКХ "Бугаз" принимаются только "живые" деньги, при этом не выдаются чеки, т.к. нет кассового аппарата. Выдается только приходный ордер без указания каких-либо банковских реквизитов и печатей. Стоит только штампик "получено". Законно ли это? И местная администрация, и прокуратура просто игнорируют данный факт. Хотя все остальные услуги: свет, вода, газ - оплачиваются как и положено - на почте, или через банкомат, или по Интернету. - Ирина Валерьевна (Темрюк)

Андрей Владимирович: Невыдача чека не всегда является нарушением. Так, например, в соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Поэтому в каждом конкретном случае необходимо разбираться. Рекомендуем вам обратиться в региональное управление налоговой службы или в соответствующую инспекцию.

КонсультантПлюс: Андрей Владимирович, мы благодарим Вас за участие в нашем интернет-интервью!


Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой


Архив новостей

Наверх

Корзина