ГЕРОИ АРКТИКИ В САМАРЕ

ГЕРОИ АРКТИКИ В САМАРЕ

В июле 1934 года в Самаре ждали гостей – и каких гостей! В наш город должны были прибыть герои Арктики – челюскинцы! Современному читателю трудно представить тот восторг и поклонение, которого удостаивались в те дни участники эпопеи прохода «Челюскин», поскольку у этой истории со временем исчезла политическая подоплека, она во многом лишилась своего героического ореола, и стала больше походить на «трагедию, превращенную в триумф» (Б. Шоу).

Но это сейчас, а тогда, в 1934-м корреспондент газеты «Коммуна» С. Арбатов восторженно писал: «Челюскинцы! Это слово войдет в историю как одно из самых героических и радостных слов. Оно овеяно ледяным холодом Арктики, дышит величавым спокойствием истинного мужества и большевистской организованности, пронизано теплотой человеческой сердечности и дружбы, какой не знала еще история. Величественная эпопея ледяного лагеря Шмидта и спасения челюскинцев закончилась два месяца тому назад, но страна – миллионы рабочих и колхозников, инженеры, ученые, писатели, художники все кому дорога социалистическая родина - снова и снова с замиранием сердца переживают события, разыгравшиеся на далеком Севере. Вся страна была охвачена тревогой за судьбу отважных завоевателей Арктики, лучшие летчики и мореходы, все технические возможности были брошены на борьбу со стихией. Теперь, когда опасность позади, трудящиеся Советского Союза жаждут услышать из собственных уст челюскинцев и героев-летчиков подробности их великих подвигов. Владивосток был первым городом-счастливцем, принявшим дорогих гостей. За ним - десятки городов, станций, разъездов по Великому Сибирскому пути. Наконец, торжественная, незабываемо теплая, волнующая встреча в Москве, вылившаяся в грандиозный всенародный праздник.

Челюскинцы прибыли в Москву 19 июня, а в первых числах июля появилось сообщение о приезде группы челюскинцев и героев-летчиков в Самару. По пути в Самару героев перехватывали Чебоксары, Казань, Ульяновск... Приезд все откладывался, нетерпение трудящихся все возрастало.. 11-го поздно вечером стало известно: едут в сопровождении семей Бобров, Кренкель, Ляпидевский, Доронин, Водопьянов».

Город лихорадочно готовился к оржественной встрече дорогих гостей: «Лучшие художники города готовят праздничное оформление пристани, водного вокзала, улиц и площадей, через которые пройдут челюскинцы. Пароход «Стрежень» пристанет к специально выделенному для приема дорогих гостей дебаркадеру № 524. Дебаркадер украшается зеленью, цветами, лозунгами. Украшаются проход от пристани к берегу, водный вокзал и набережная. У водного вокзала выставляется большой портрет Отто Юльевича Шмидта с лозунгом: «Да здравствуют Герои Советского Союза!»

На набережной устанавливаются красная арка, через которую пройдут приезжающие герои, а возле арки – трибуна. Празднично оформляется путь следования челюскинцев и встречающих их трудящихся города от пристани до площади Чапаева, на которой состоится торжественный митинг. Ленинградская и Советская улицы оформляются лозунгами, зеленью, цветами. На Советской улице будут также установлены 20 красных арок с портретами героев. На Советской площади при входе в сквер устанавливаются арки. У памятника Ленину с четырех сторон будут выставлены художественно изготовленные панно на темы из жизни ледового лагеря Шмидта. Соответствующим образом оформляется памятник Чапаеву. Площадь Чапаева украсится красными вымпелами с портретами семи отважных летчиков-Героев Советского Союза. Фасад здания крайисполкома послужит фоном для огромных портретов тов. Сталина и приезжающих к нам в город героев. Дом горсовета будет оформлен большими портретами тов. Сталина, Кагановича, Шмидта, Дворец труда – портретами тт. Водопьянова, Доронина, Боброва, Ляпидевского, Кренкеля и председателя правительственной комиссии по спасательным операциям челюскинцев т. Куйбышева».

К торжественному дню готовился и пассажирский транспорт Самары – трамвай: «Рабочие обещают в кратчайший срок заменить антисанитарные, темные трамвайной прицепки чистыми, светлыми, имеющими культурный вид открытыми вагонами. В честь приезда челюскинцев ударники трампарка обязались к 20 июля собрать два образцовых трамвайных вагона из материалов вагонного кладбища. Здание трампарка к приезду челюскинцев будет украшено лозунгами, макетами и портретами героев Советской Арктики. Трамвайные вагоны на линии будут иллюминированы на все время пребывания в Самаре героев-челюскинцев».

Гости должны были прибыть в Самару на пароходе «Стрежень» совершающем рейс Горький-Самара. Последней остановкой перед Самарой был Ульяновск. В вахтенном журнале парохода сохранилась запись о прибытии челюскинцев в этот город: «12 июля. Ночью пароход подошел к Ульяновску. На пристани и берегу гостей встречали почетный караул осоавиахимовцев, красноармейцев, летчиков, колонны рабочих и комсомольцев. На рассвете отошли на Самару».

О том, как самарцы встречали этот пароход, рассказывали корреспонденты «Коммуны»: «Первая встреча с Самарой состоялась у Новодевичья. Над «Стрежнем» прошел самолет, осыпав его весь приветственными листовками. Приближаются Жигули. В салоне спешно заканчивают завтрак – разве можно пропустить красивейшее место на Волге. У Ширяева на ходу к нашему борту пришвартовывается баркас с целым отрядом кинооператоров и фотографов. Они сразу же переполошили всех. Челюскинцы снимаются с командой, герои-летчики – с журналистами. Потом – наоборот, потом еще как-то. В пять минут нащелкана сотня снимков. Самара дает о себе знать: «Стрежень» идет окруженный со всех сторон пароходами, лодками, моторками, яхтами». «Рядом со «Стрежнем» идет разукрашенный катер «Дзержинский». Это молодежь выехала встречать героев. Всеобщий восторг вызывает неожиданное появление пожарного парохода. Пожарники устроили в честь героев импровизированный движущийся фонтан на воде. Тяжелые струи воды, поднимаясь вверх, рассыпаются миллионами сверкающих брызг».

Также «навстречу «Стрежню» выехали на двух пароходах старые большевики и лучшие ударники предприятий Самары. Нарядная, вся в зелени, цветах и ярких флажках «Казань». Рядом с ней – водный трамвай «Третий». У «Третьего» оркестр на палубе. На «Казани» - комиссия по встрече. На Волге – от города до Поляны Фрунзе – праздничное оживление. С бесчисленных больших и маленьких судов, с пристаней, с берега, с самолетов приветствуют челюскинцев самарцы. Заводы, мимо которых проходит праздничная флотилия, приветствуют героев гудками. Баркасы, моторные лодки, шлюпки, плоты, украшенные зеленью и флажками, создают впечатление широкой нарядной улицы». С «Казани», подошедшей к левому борту, на «Стреженю» переходят члены комиссии по встрече. «Палуба наполняется все больше и больше. Прямо на ходу пересаживаются на «Стрежень» многочисленные делегации Самары».

«Окруженный целой флотилией лодок и катеров подходит «Стрежень» к дебаркадеру. Над городом льется симфония фабричных и пароходных гудков. Весь берег усыпан народом. На дебаркадере под зелеными березками выстроился почетный караул. По усыпанной зеленью и устланной коврами дорожке гости проходят на берег, где состоялся короткий митинг».

Основное действие развернулось на площади Чапаева: «Плавно плывут в людском потоке увитые гирляндами зелени и цветов, автомобили. По обеим сторонам Ленинградской улицы и Советской вплоть до Чапаевской площади – шпалеры людей, приветствующих челюскинцев и героев-летчиков. На площади Чапаева перед зданием крайисполкома выстроились красноармейские части, рабочие колонны, отряды школьников и физкультурников, на грузовиках устроились октябрята. Появление гостей на трибуне вызывает шумную овацию, по площади перекатывается восторженное «ура». Но вот шум сменяется тишиной. Говорят тт. Бобров, Ляпидевский, Водопьянов. Подходит к микрофону Кренкель, приветствуя трудящихся Самары от коллектива челюскинцев. Бодрую радостную речь взволнованно произносит Доронин, выросший на волжских берегах, получивший боевую закалку в рядах комсомола и Красной Армии на Волге. Ликующий незабываемый день!»

«По случаю приезда челюскинцев и Героев Советского Союза состоялось торжественное заседание пленума Самарского горсовета. С интересными красочными воспоминаниями выступили тт. Бобров, Водопьянов, Кренкель, Ляпидевский. Пламенную речь посвятил организации спасения челюскинцев председатель Центрального Совета Осоавиахима т. Эйдеман. В ярких красках он обрисовал великую роль т. Сталина и т. Ворошилова в организации спасения челюскинцев, в воспитании отважных исследователей Арктики и преданных защитников Родины». На следующий день арктических гостей – челюскинцев и летчиков – торжественно встречали у себя самарские предприятия – завод им. Масленникова, фабрика «Красная звезда», Станкозавод и Трампарк и другие. Свои впечатления о городе и его жителях гости описали в письме, опубликованном в газете «Коммуна» 16 июля 1934 года.

«Письмо героев Арктики самарским рабочим. Мы встретили среди самарских пролетариев исключительно горячий, сердечный прием, мы увидели на Средней Волге огромный размах социалистического строительства, большие достижения на всех участках хозяйственного и культурного фронта. Некоторые из нас знали старую купеческую Самару. Это был город торгашей, грязный, неблагоустроенный. Рабочие окраины сидели без воды и света, не было никаких культурно-просветительных учреждений. То, что мы увидели сейчас в Самаре, ставит ее в один ряд с передовыми городами Советского Союза. Город стал неузнаваем. Много новых домов, фабрик и заводов, многие улицы оделись в асфальт, мы видели вузы и рабочие клубы, посетили Рабочий городок с трехэтажными домами, фабрикой-кухней, прачечной, кино и клубом. Резко изменили свой облик рабочие окраины, но предстоит еще затратить много сил и энергии, чтобы сделать их вполне благоустроенными. Мы посетили ряд крупнейших самарских предприятий, где видели прекрасные образцы ударничества и высокий производственный подъем. Чистые цеха электростанции свидетельствует о любовном отношении рабочих к своим агрегатам. В трамвайном парке мы видели массовое проявление изобретательской и рационализаторской работы. Мы встретили образцовый порядок на гигантском заводе им Масленникова, образцы подлинно большевистской работы старых производственников завода. Новое оборудование, просторные, светлые цеха Станокозавода на месте старой государственной конюшни отражают историю десятка самарских заводов, выросших из карликовых мастерских в мощные социалистические предприятия».

Однако, были у гостей некоторые замечания и предложения. Так, и в этом письме, и в своих выступлениях перед жителями города, они много говорили о недостаточной организации военной работы в Самаре: «Мы видели такие предприятия, как Станкозавод, фабрика «Красная звезда», где ворошиловские стрелки насчитываются единицами. Недопустимо мало внимания уделяется аэроклубу. Наконец, в таком крупнейшем городе как Самара, расположенном на Волге, необходимо создать военно-морской клуб с мощной материально технической базой, организовав вокруг клуба широкие массы трудящихся, в первую очередь рабочую молодежь».

Справедливости ради отметим, что призывы тогдашних героев страны привлекли значительное количество самарской молодежи в ряды ворошиловских стрелков, в аэроклуб и в военно-морской клуб, открытый на базе Осоавиахима. 

15 Июля 2019


Теги: Самарские истории

К списку статей

Наверх

Корзина