АУДИТОРЫ ОБЯЗАНЫ СООБЩАТЬ О СВОИХ КЛИЕНТАХ В РОСФИНМОНИТОРИНГ

АУДИТОРЫ ОБЯЗАНЫ СООБЩАТЬ О СВОИХ КЛИЕНТАХ В РОСФИНМОНИТОРИНГ

Бухгалтерам и руководителям организаций, подлежащих обязательному аудиту, следует знать, что аудиторы при наличии любых оснований полагать, что рассматриваемые в ходе проверки сделки или финансовые операции осуществлены в целях отмывания полученных преступным путем доходов или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом Росфинмониторинг. Что будут внимательно изучать аудиторы и о чем именно они обязаны сообщать данному ведомству?

Правительство РФ Постановлением от 08.11.2018 N 1332 внесло изменения в Постановление от 16.02.2005 N 82, установив, что при оказании аудиторских услуг индивидуальные аудиторы и аудиторские организации при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее - ОД/ФТ), должны уведомить об этом Росфинмониторинг.

В связи с этим ведомством были разработаны Методические рекомендации (Информационное письмо Росфинмониторинга от 23.11.2018 N 56), где помимо общих положений приведен перечень рисков ОД/ФТ, т.е. признаков операций, которые могут нанести ущерб аудируемому лицу, и (или) финансовой системе, и (или) экономике в целом.

Аудиторам предписано принимать во внимание следующие группы рисков:

- страновые (связанные со странами и отдельными географическими территориями регистрации и (или) деятельности аудируемого лица);

- клиентские (связанные с деятельностью аудируемого лица и его контрагентов);

- операционные (связанные с конкретными продуктами, услугами, операциями, каналами поставок аудируемого лица).

Кроме того, аудиторам разрешено самостоятельно выделять дополнительные группы рисков ОД/ФТ.

Страновые риски

Росфинмониторинг определил, что говорить о наличии данной группы рисков можно, если проверяемое лицо, и (или) его бенефициарные владельцы, и (или) его контрагенты являются резидентами страны (государства, юрисдикции):

- не имеющей, по данным надежных источников, надлежащих систем противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения;

- в отношении которой применены санкции, эмбарго или аналогичные меры, установленные, например, ООН;

- имеющей, по данным надежных источников, высокий уровень коррупции или другой преступной деятельности (например, незаконный оборот наркотиков, торговля оружием, людьми, организация подпольных азартных игр).

Аудитор должен заподозрить наличие рисков ОД/ФТ, если аудируемое лицо, и (или) его бенефициарные владельцы, и (или) его контрагенты являются резидентами страны (государства, юрисдикции) или географической области, которые, по данным надежных источников, предоставляют финансирование или поддержку террористической деятельности либо на территории которых действуют установленные террористические организации.

Следует уведомить Росфинмониторинг об аудируемом лице, если его клиенты или контрагенты, филиалы или дочерние организации имеют регистрацию или осуществляют деятельность на территории государств, в отношении которых применяются специальные экономические меры в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах".

Для возникновения подозрений достаточно, чтобы клиенты или контрагенты аудируемого лица просто являлись нерезидентами Российской Федерации. При этом особое внимание аудиторам предписано уделять резидентам государств (территорий), предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций. Другими словами, резидентам офшорных зон.

Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорных зон), утвержден Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н.

Поясним, что можно считать надежными источниками, на чье мнение аудиторам придется опираться, вынося свое решение о наличии или отсутствии страновых рисков.

По мнению Росфинмониторинга, надежными источниками считаются общеизвестные организации, которые, как правило, пользуются авторитетом и широко распространяют информацию. Помимо ФАТФ и региональных организаций, созданных по типу ФАТФ, к надежным источникам можно относить такие наднациональные или международные организации, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, группа органов финансовой разведки "Эгмонт" и аналогичные правительственные и неправительственные организации в отдельных странах.

В Методических указаниях подчеркивается, что информация, поступающая из названных источников, не считается обязательной к исполнению и не должна рассматриваться как неоспоримое указание по присвоению высоких значений риска, однако она может служить показателем уровня риска в той или иной стране или регионе.

Клиентские риски

В первую очередь к ним отнесены риски, связанные с особенностями структуры собственности, органов управления и т.д., в частности, если:

- структура собственности аудируемого лица представляется необычной или излишне сложной;

- регистрация клиента (контрагента) аудируемого лица осуществлена по адресу массовой регистрации юридических лиц;

- период деятельности клиента или контрагента аудируемого лица составляет менее одного года с даты государственной регистрации;

- имели место необъяснимые изменения в собственности аудируемого лица;

- происходили неоднократные изменения организационно-правовой формы аудируемого лица, частые и (или) необъяснимые смены членов его руководства;

- число сотрудников или организационная структура проверяемой организации не соответствуют размерам или характеру его деятельности (например, большой оборот организации при незначительном количестве работников и объеме используемых активов).

Аудиторы обязаны обращать внимание не только на деятельность аудируемой организации, но и на деятельность ее клиентов и контрагентов. Проверяющие должны обращать особое внимание на следующие виды деятельности:

- благотворительность, деятельность общественных и религиозных организаций (объединений), иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их представительств и филиалов, осуществляющих деятельность на территории России, или иной вид нерегулируемой некоммерческой деятельности;

- розничная торговля, общественное питание, торговля горючим на бензоколонках и газозаправочных станциях, автосалоны и др.;

- производство оружия или посредническая деятельность по торговле оружием;

- торговля предметами искусства, антиквариата, роскоши, легковыми транспортными средствами;

- туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

- строительство;

- оказание консалтинговых услуг.

Росфинмониторинг потребовал от аудиторов внимательно изучать организации на предмет наличия рисков проявлений коррупции или хищения бюджетных средств. Таковыми могут считаться организации, клиентами, контрагентами или бенефициарными владельцами которых являются иностранные публичные должностные лица, их супруги, близкие родственники (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, усыновители и усыновленные).

Особое внимание предписано обращать на деятельность организации, если ее клиентом, контрагентом или бенефициарным владельцем является российское публичное должностное лицо либо его близкий родственник.

Поясним, что публичным должностным лицом считается гражданин, замещающий (занимающий) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров ЦБ РФ, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, должности в ЦБ РФ, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом РФ.

В свою очередь, их близкие люди - это супруги, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, усыновители и усыновленные.

Кроме того, аудиторы внимательно изучат деятельность своих клиентов - участников федеральных целевых программ или национальных проектов либо резидентов особой экономической зоны.

В зоне особого внимания также компании, чьи клиенты, контрагенты или бенефициарные владельцы являются должностными лицами публичной международной организации. Предполагать наличие рисков аудиторам можно, если аудируемое лицо, его клиент или контрагент является организацией, в уставном капитале которой присутствует доля государственной собственности.

Росфинмониторинг предлагает аудиторам также анализировать репутационные риски, в том числе наличие:

- вступивших в законную силу и не исполненных в течение длительного периода решений суда в отношении аудируемого лица как ответчика в совокупности с операциями, направленными на отчуждение имущества и/или денежных средств аудируемой организации в период, предшествующий началу судебного разбирательства;

- информации об имеющихся фактах привлечения аудируемого лица к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения, а также выявление нарушений этого законодательства в ходе планирования или проведения аудита.

Помимо этого аудиторы должны выявлять поведенческие риски, связанные с образом действий аудируемого лица. Как поведенческий риск будут расценены попытки аудируемого лица:

- затруднить понимание его деятельности, структуры собственности или характера операций;

- отказать аудиторам в доступе к документам, объектам, предоставлении возможности непосредственного взаимодействия с определенными работниками, потребителями, поставщиками или иными лицами, от которых можно было бы получить аудиторские доказательства;

- оказывать давление, запугивать членов аудиторской группы, особенно в связи с критической оценкой аудитором аудиторских доказательств или при разрешении возможных разногласий с руководством аудируемого лица;

- отказывать аудиторам в доступе к ключевым работникам и объектам подразделения информационных технологий, включая персонал, занятый в обеспечении безопасности, в операционной деятельности и в разработке систем.

Не приходится сомневаться в том, что в Росфинмониторинг поступит информация о задержках предоставления запрошенной информации аудируемым лицом; подозрениях, что его руководство действует в соответствии с указаниями третьих лиц, но не раскрывает сведений о них; нежелании аудируемого лица предоставлять аудитору необходимую ему информацию.

Операционные риски

К таким рискам в первую очередь рекомендовано относить риски, связанные с проведением трансграничных операций: выходящих за рамки обычной деятельности, или со связанными сторонами, которые не аудируются или аудируются другой аудиторской организацией, в том числе приводящие к выводу средств и активов аудируемого лица; проводимых на трансграничной основе в юрисдикциях с разнообразными культурами и обстоятельствами ведения бизнеса.

Особое внимание аудиторов привлекут банковские авуары, операции дочерних или филиальных структур в юрисдикциях с льготным режимом налогообложения, экономическая обоснованность которых представляется неочевидной.

Кроме того, подозрительными являются:

- платежи за полученные товары или услуги получателям из стран, отличных от юрисдикций, из которых товары или услуги были получены;

- значительные трансграничные переводы денежных средств, не имеющие коммерческого обоснования;

- операции по сделкам, направленным на приобретение имущества, с условиями об отсрочке (рассрочке) платежа под проценты за отсрочку (рассрочку), если проценты перечисляются на счета зарубежных банков.

Росфинмониторинг предписал аудиторам в составе операционных рисков оценивать также риски, связанные с возможным "обналичиванием" денежных средств, в связи с чем они будут анализировать операции аудируемого лица:

- совершенные с применением сомнительных методов для минимизации заявленной прибыли по соображениям, связанным с налогообложением;

- приводящие к возникновению крупных сумм денежных средств на руках или в обработке;

- с материальными ценностями в запасах, имеющими малый размер, высокую ценность или пользующимися высоким спросом, а также с активами, легко конвертируемыми в деньги (например, облигации на предъявителя, бриллианты);

- платежи, получаемые от несвязанных или неизвестных третьих сторон, выплата вознаграждения наличными в случаях, когда это не является обычным способом оплаты.

Как крайне подозрительный фактор будет рассматриваться осуществление большого количества операций с наличными средствами.

Бухгалтерам организаций, работающих на рынке ценных бумаг, нужно знать, что аудиторам предложено обращать внимание на операции, связанные с обращением ценных бумаг. В частности, на операции с ценными бумагами, не имеющие очевидного экономического смысла. Кроме того, следует оценивать как фактор риска:

- переводы принадлежащих аудируемому лицу ценных бумаг на свои счета в иностранном депозитарии (иностранных депозитариях);

- операции по приобретению и последующему отчуждению аудируемым лицом ценных бумаг на протяжении короткого периода;

- оплату отчуждаемых ценных бумаг, осуществляемую путем встречного представления других активов, которыми преимущественно выступают товары, зачет встречных требований по оплате выполненных работ, оказанных услуг, либо отчуждение ценных бумаг осуществляется путем их продажи в рассрочку, либо с отсрочкой платежа, либо в предусмотренные условиями сделки сроки, при которых фактическая оплата ценных бумаг покупателем не производится.

Риски, связанные с возможным хищением, мошенничеством или преднамеренным банкротством, также предстоит оценить аудиторам. Как таковые могут расцениваться:

- инвестиции в недвижимость по завышенным или заниженным ценам;

- завышение или занижение сумм в счетах за товары и услуги;

- неоднократное выставление счетов на одни и те же товары и услуги;

- многочисленные перепродажи товаров и услуг.

Как факторы риска могут рассматриваться:

- деятельность, в рамках которой производятся операции по зачислению денежных средств на банковский счет и списанию денежных средств с банковского счета, не создает обязательств по уплате налогов, либо налоговая нагрузка является минимальной;

- операции (сделки) в случаях, если сумма обязательств после их совершения превысит стоимость активов, за счет которых данные обязательства могут быть погашены;

- операции (сделки) в случае, если такая операция (сделка) может быть квалифицирована как сделка с предпочтением в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";

- прощение долгов по неисполненным обязательствам;

- сделки, предусматривающие передачу в пользу аффилированного партнера по сделке имущества и (или) денежных средств;

- операции аудируемого лица, не относящиеся к сфере его деятельности.

Еще один фактор, который будет оцениваться аудиторами, - санкционный режим.

Им следует сообщать в Росфинмониторинг об осуществлении аудируемым лицом операций (сделок) с лицами, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, а также лицами, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, может быть принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества.

Под подозрение попадут операции (сделки), где стороной являются лица, в отношении которых должны применяться меры по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренные Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Факторы, повышающие риски ОД/ФТ

Такими факторами Росфинмониторинг предполагает считать:

- отсутствие информации о клиенте аудируемой организации или ее контрагенте в общедоступных источниках информации;

- внесение записи о недостоверности сведений о клиенте или контрагенте аудируемого лица в ЕГРЮЛ;

- использование услуг деловых посредников, экономическая обоснованность которых представляется неочевидной;

- значительная по объему недостача активов из состава запасов или иных материальных активов;

- осуществление аудируемым лицом деятельности в нескольких юрисдикциях при отсутствии централизованного корпоративного управления.

Отметим, что при рассмотрении рисков ОД/ФТ аудиторы должны учесть и иные риски, а также Критерии и признаки необычных сделок, установленные Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103.

Аудиторские организации - не правоохранительные органы

Аудитор не несет ответственности за предотвращение несоблюдения аудируемым лицом законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения, и нельзя ожидать, что он обнаружит все факты такого несоблюдения.

Аудиторская организация несет ответственность за проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в частности обеспечение разумной уверенности в том, что такая отчетность в целом не содержит существенного искажения как вследствие недобросовестных действий, так и вследствие ошибки.

Подчеркнем, что аудиторы не наделены правом и в их обязанности не входит правовая квалификация конкретных действий (бездействия) аудируемых лиц в качестве несоблюдения ими законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

Как будет сообщаться информация

Аудиторы должны уведомлять Росфинмониторинг путем направления формализованных электронных сообщений (ФЭС). При этом они будут заполнять интерактивные формы в личном кабинете на официальном интернет-сайте Росфинмониторинга. В случае невозможности представления ФЭС в Росфинмониторинг через личный кабинет до устранения причин, препятствующих представлению, ФЭС могут направляться в ведомство на машинном носителе в виде электронного документа в формате xml-файла с сопроводительным письмом лично или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. При этом аудитор должен обеспечить соблюдение мер, исключающих бесконтрольный доступ к документам во время доставки: сопроводительное письмо и машинный носитель помещаются в упаковку, исключающую возможность их повреждения или извлечения информации из них без нарушения целостности упаковки.

Организация-клиент не узнает о том, что сведения о ней направлены в Росфинмониторинг. Пункт 4 ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ запрещает аудиторам разглашать факт передачи информации данному ведомству.

Литература

1. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ, с изменениями и дополнениями.

2. О специальных экономических мерах: Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ.

3. Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг: Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. N 82, с изменениями и дополнениями.

4. О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 82: Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2018 г. N 1332.

5. О Методических рекомендациях по рассмотрению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма: Информационное письмо Росфинмониторинга от 23 ноября 2018 г. N 56.

А.А. Заиконников

Юрист

Подписано в печать

21.01.2019

30 Декабря 2019


Теги: Аудиторы

К списку статей

Наверх

Корзина