ОБЗОР РАЗЪЯСНЕНИЙ МИНФИНА РФ, ФНС РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ, СБОРАХ И СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ

В данном номере мы предлагаем вашему вниманию последние разъяснения Минфина РФ, ФНС России по вопросам применения законодательства о налогах, сборах и страховых взносах.

Общие вопросы налогообложения О привлечении к ответственности должностных лиц организации за нарушение требований к бухгалтерскому учету

Каждая организация, ее должностные лица, учредители должны соблюдать законодательство Российской Федерации.

Лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", признается лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.

За грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, согласно ст. 2.4 КоАП РФ административную ответственность несут лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (руководители и другие работники организации).

Налоговые органы обязаны осуществлять контроль за исполнением законодательства о налогах и сборах. Совершение налоговых правонарушений, административных правонарушений в области законодательства о налогах и сборах или налоговых преступлений влечет применение мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (п. 3 ст. 108 НК РФ).

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке (п. 6 ст. 108 НК РФ).

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации, а также не освобождает от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога, сбора, страховых взносов и пеней.

Минфин России в Письме от 15.02.2018 N 03-02-08/9589 вернулся к выводам Конституционного Суда РФ, изложенным в Постановлении от 08.12.2017 N 39-П. В указанном Постановлении отмечается, что привлечение физического лица к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный публично-правовому образованию, в размере подлежащих зачислению в его бюджет налогов организации-налогоплательщика, возникший в результате уголовно-противоправных действий этого физического лица, возможно лишь при исчерпании либо отсутствии правовых оснований для применения предусмотренных законодательством механизмов удовлетворения налоговых требований за счет самой организации или лиц, привлекаемых к ответственности по ее долгам в предусмотренном законом порядке.

В тех же случаях, когда судом установлено, что юридическое лицо служит лишь "прикрытием" для действий контролирующего его физического лица (то есть de facto не является самостоятельным участником экономической деятельности), не исключается возможность привлечения такого физического лица к ответственности за вред, причиненный бюджету в связи с совершением соответствующего налогового преступления, еще до наступления признаков невозможности исполнения юридическим лицом налоговых обязательств.

В связи с изложенным Минфин РФ указал следующее. Статья 31 НК РФ, рассматриваемая в системе действующего законодательства, не исключает наличия у налоговых органов правомочия по обращению в суд от имени публично-правового образования с иском к физическим лицам, которые были осуждены за совершение налоговых преступлений или в отношении которых уголовное преследование в связи с совершением таких преступлений было прекращено по нереабилитирующим основаниям, о возмещении вреда, причиненного их противоправными действиями. Указанное, по мнению Минфина РФ, соответствует требованиям Конституции РФ.

О порядке представления бухотчетности в налоговый орган

Минфин России в Письме от 13.02.2018 N 03-02-07/1/8624 разъяснил порядок представления по итогам года бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган.

Налогоплательщик-организация обязан представлять в ИФНС по месту своего нахождения годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация, в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

НК РФ не определяет особенности представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Полагаем, что бухгалтерская (финансовая) отчетность может быть представлена в налоговый орган в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи и (или) на бумажном носителе. Такая отчетность на бумажном носителе может быть представлена организацией в налоговый орган непосредственно (через ее представителя) либо направлена по почте.

Рекомендуемые форматы представления в налоговые органы бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 20.03.2017 N ММВ-7-6/228@.

О некоторых вопросах, возникающих у гражданина, признанного банкротом, в связи с утратой регистрации в качестве ИП

Минфин России в Письме от 19.02.2018 N 03-12-13/10142 дал ответы на вопросы о моменте, с которого утрачивает силу регистрация гражданина в качестве ИП, и о возможности повторной регистрации индивидуального предпринимателя, признанного банкротом.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью (п. 4 ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)).

При этом с учетом правовой позиции о применении аналогичной нормы п. 2 ст. 216 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) в редакции, действовавшей до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 154-ФЗ), изложенной в п. 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51 "О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей", при применении п. 4 ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ следует учитывать, что повторная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не может происходить со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в течение всего времени, пока продолжается реализация имущества такого гражданина.

Таким образом, п. 4 ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ устанавливает ограничение для повторной регистрации индивидуального предпринимателя, признанного банкротом, со дня принятия судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) до реализации имущества гражданина.

В свою очередь, п. 2 ст. 216 Закона N 127-ФЗ (в редакции Закона N 154-ФЗ) предусматривает, что индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение пяти лет с момента завершения процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры.

Учитывая изложенное, положения п. 4 ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ и п. 2 ст. 216 Закона N 127-ФЗ не вступают в противоречие друг с другом, поскольку устанавливают последовательное ограничение для повторной регистрации индивидуального предпринимателя, признанного банкротом, в качестве индивидуального предпринимателя - с момента признания индивидуального предпринимателя банкротом до завершения реализации имущества гражданина (п. 4 ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ), а затем с момента завершения реализации имущества гражданина в течение последующих пяти лет (п. 2 ст. 216 Закона N 127-ФЗ).

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (за исключением случаев, предусмотренных пп. 10 и 11 ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ) (п. 9 ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ).

В свою очередь, п. 10 ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что в случае признания физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, судом несостоятельным (банкротом) государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом).

Норму, аналогичную положениям п. 10 ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ, содержит п. 1 ст. 216 Закона N 127-ФЗ, в соответствии с которым государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и о введении реализации имущества гражданина.

Таким образом, Минфин РФ пришел к выводу, что пп. 9 и 10 ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ не противоречат положениям п. 1 ст. 216 Закона N 127-ФЗ.

Налогообложение. НДС

О составлении корректировочного счета-фактуры на бумажном носителе к электронному счету-фактуре

Минфин России в Письме от 07.02.2018 N 03-07-09/7269 пришел к выводу, что составление корректировочного счета-фактуры на бумажном носителе к счету-фактуре, составленному в электронном виде, Правилам заполнения корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Постановление N 1137), не противоречит.

Об указании адреса продавца или покупателя в выставляемых счетах-фактурах

Минфин России в Письме от 06.02.2018 N 03-07-09/6850 дал ответ на вопрос о том, является ли написание в счете-фактуре адресов продавца или покупателя с сокращениями или отсутствие слов "район", "улица", "дом" основанием для признания такого счета-фактуры составленным с нарушением установленного порядка.

В строках 2а и "Адрес" счета-фактуры указываются адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, в пределах места нахождения юридического лица и адрес места жительства индивидуального предпринимателя, указанный в ЕГРИП (подп. "г" и "к" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила) (утв. Постановлением N 1137 в редакции Постановления Правительства РФ от 19.08.2017 N 981, действующей с 1 октября 2017 г.)).

Ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца и покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав), не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС (абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ).

Таким образом, написание в вышеуказанных строках счета-фактуры адресов продавца или покупателя, указанных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, с сокращениями или отсутствием слов "район", "улица", "дом" не является основанием для признания счета-фактуры составленным с нарушением установленного порядка.

О подтверждении права на применение вычета НДС при ввозе товара в РФ с помощью электронной декларации

О возможности подтверждения права на вычет сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ, с помощью поданной в виде электронного документа декларации на товары (далее - ЭТД) Минфин России в Письме от 15.02.2018 N 03-07-08/9279 дал следующие разъяснения.

В соответствии с Порядком использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении их таможенного контроля, утвержденным Приказом ФТС России от 17.09.2013 N 1761 (далее - Порядок), взаимодействие декларантов с таможенными органами при таможенном декларировании и выпуске товаров осуществляется посредством электронного способа обмена информацией. После выпуска (условного выпуска) или отказа в выпуске товаров декларанту с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС) направляется авторизованное сообщение, содержащее принятое таможенным органом декларирования решение по декларации на товары, поданной в виде ЭТД, а также ЭТД с соответствующими таможенными отметками (п. 26 Порядка).

Учитывая изложенное, документом, подтверждающим правомерность принятия к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на территорию РФ, может являться копия ЭТД, распечатанная на бумажном носителе организацией, ввозящей товары на территорию РФ, из ЕАИС.

Об уплате НДС по товарам, ввозимым на территорию РФ через территорию государства - члена ЕАЭС

В Письме от 09.02.2018 N 03-07-13/1/7900 Минфин России дал разъяснения по вопросу применения НДС при ввозе в РФ с территории иностранного государства товаров, приобретенных у хозяйствующего субъекта государства - члена ЕАЭС.

Ввоз товаров на территорию РФ признается объектом обложения НДС (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Порядок уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ установлен НК РФ, Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и иными актами законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также положениями Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о ЕАЭС) и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося Приложением N 18 к Договору о ЕАЭС (далее - Протокол).

НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, относится к таможенным платежам (ст. 46 ТК ЕАЭС).

НДС уплачивается в государстве - члене ЕАЭС, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключением выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (п. 1 ст. 61 ТК ЕАЭС).

Таким образом, по товарам, ввозимым на территорию РФ через территорию государства - члена ЕАЭС, помещенным при ввозе с территории иностранного государства на таможенную территорию ЕАЭС под таможенную процедуру таможенного транзита, НДС подлежит уплате таможенным органам РФ при выпуске товаров для внутреннего потребления.

Учитывая изложенное, Минфин РФ пришел к следующему выводу. В указанном случае уплата НДС в порядке, предусмотренном Протоколом, российскому налоговому органу не производится, соответственно, налоговая декларация по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств - членов Евразийского экономического союза, форма которой утверждена Приказом ФНС России от 27.09.2017 N СА-7-3/765, не представляется.

О вычете НДС по оборудованию, требующему установки

В Письме от 16.02.2018 N 03-07-11/9875 Минфин России рассмотрел вопрос о порядке вычета НДС по оборудованию, требующему сборки и монтажа.

Вычеты сумм НДС, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении на территории РФ оборудования к установке, производятся в полном объеме после принятия на учет данного оборудования к установке (абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ).

Вычет сумм НДС, предъявленных налогоплательщику при приобретении оборудования, требующего сборки и монтажа, производится после принятия к бухгалтерскому учету данного оборудования на счете 07 "Оборудование к установке" на основании счета-фактуры, выставленного продавцом, и при наличии соответствующих первичных документов.

Налогообложение. НДФЛ

О моменте исчисления, удержания и перечисления налоговым агентом НДФЛ с сумм оплаты труда

В Письме от 08.02.2018 N 03-04-09/7597 Минфин России разъяснил порядок исчисления, удержания и перечисления в бюджет НДФЛ налоговым агентом, оплачивающим труд своих работников.

Исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации, а также доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со ст. 214.7 НК РФ), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога (п. 3 ст. 226 НК РФ).

При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом) (п. 2 ст. 223 НК РФ).

Учитывая изложенное, в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, налоговым агентом производится исчисление сумм налога. До истечения месяца доход в виде оплаты труда не может считаться полученным налогоплательщиком. Соответственно, до окончания месяца налог не может быть исчислен.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Таким образом, удержание у налогоплательщика исчисленной по окончании месяца суммы НДФЛ производится налоговым агентом из доходов при их фактической выплате после окончания месяца, за который сумма налога была исчислена.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (абз. 1 п. 6 ст. 226 НК РФ).

Исходя из изложенного при выплате организацией заработной платы необходимо удержать исчисленный за предшествующий месяц налог и перечислить сумму исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

В случаях когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

При этом Минфин РФ обратил внимание, что уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается. Поэтому при заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой НДФЛ (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Налогообложение. Налог на прибыль

О перерасчете налоговой базы при выявлении ошибки предыдущего отчетного (налогового) периода

В Письме от 16.02.2018 N 03-02-07/1/9766 Минфин России дал разъяснения по вопросу о перерасчете налоговой базы по налогу на прибыль при выявлении ошибки, относящейся к предыдущему отчетному (налоговому) периоду и приведшей к излишней уплате налога.

Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ).

При этом ст. 54 НК РФ не ограничивает право налогоплательщика на перерасчет налоговой базы и суммы налога в указанных условиях истечением установленного п. 7 ст. 78 НК РФ срока представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога.

Вместе с тем перерасчет налоговой базы и суммы налога на основании абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ не влечет увеличения срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ.

При перерасчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в случае если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток - отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с главой 25 НК РФ, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ, в этом отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю (п. 8 ст. 274 НК РФ). То есть в указанном случае перерасчет налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода не производится.

Таким образом, организация вправе включить в налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода сумму выявленной ошибки (искажения), которая привела к излишней уплате налога на прибыль организаций в предыдущем отчетном (налоговом) периоде, только в том случае, если в текущем отчетном (налоговом) периоде получена прибыль.

Если по итогам текущего отчетного (налогового) периода получен убыток, производится перерасчет налоговой базы за период, в котором произошла ошибка.

Об отражении доходов от операций с криптовалютой

В Письме от 09.02.2018 N 03-03-06/1/8061 Минфин России дал разъяснения по вопросу отражения доходов российской организации от операций с криптовалютой.

Прежде всего Минфин РФ обратил внимание, что в настоящее время правовой статус криптовалюты на территории Российской Федерации не определен. Криптовалюта не является официальной валютой, а следовательно, и платежным средством.

Вместе с тем при получении криптовалюты в результате расчетов (мены) при выполнении работ, от продажи товаров и при оказании услуг для целей налогообложения, по мнению Минфина РФ, следует учитывать следующее.

Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии, в частности, с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ (п. 1 ст. 41 НК РФ).

Логика положений главы 25 НК РФ подразумевает налогообложение всех доходов, полученных налогоплательщиком при осуществлении приносящей прибыль деятельности, за исключением поименованных в ст. 251 НК РФ.

Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая для российских организаций в общем случае как разница между полученными доходами и произведенными расходами, квалифицируемыми в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.

К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст. 249 НК РФ) и внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ) (п. 1 ст. 248 НК РФ).

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления), если иное не предусмотрено п. 1.1 ст. 271 НК РФ (п. 1 ст. 271 НК РФ).

Таким образом, в соответствии со ст. 271 НК РФ доход признается по факту реализации вне зависимости от получения средств (активов) за реализованные товары, работы, услуги.

Налогообложение. Налог на имущество организаций

Об отдельных вопросах заполнения декларации по налогу на имущество

ФНС России в связи с обращениями налогоплательщиков и налоговых органов в Письме от 14.03.2018 N БС-4-21/4786@ направила Рекомендации по отдельным вопросам заполнения форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций, утвержденных Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@ "Об утверждении форм и форматов представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций в электронной форме и Порядков их заполнения" (далее - Приказ N ММВ-7-21/271@).

Порядок согласования представления налоговой декларации (расчета по авансовому платежу) в отношении суммы налога, уплачиваемой в бюджет субъекта РФ

Согласно п. 1.6 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций (далее - Порядок), утв. Приказом N ММВ-7-21/271@, в случае, если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, может заполняться одна налоговая декларация (далее - декларация) в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту РФ.

Вышеуказанный порядок не распространяется на случаи заполнения налоговой отчетности по налогу организациями, являющимися налогоплательщиками в отношении объектов, поименованных в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

В отношении указанных объектов налоговая отчетность по налогу представляется в налоговые органы по местонахождению указанных объектов.

При вышеуказанном согласовании следует уведомить налогоплательщика о необходимости последующего ежегодного согласования представления форм налоговой отчетности по налогу в аналогичном порядке, что связано, в частности, с возможностью изменения межбюджетного распределения налога в последующие финансовые годы.

Процедура согласования должна включать в себя доведение согласовывающим УФНС России по субъекту РФ до сведения выбранного налогоплательщиком налогового органа, в который будет представляться одна декларация (один налоговый расчет за каждый отчетный период), информации о согласовании с одновременным уведомлением налогоплательщика и указанного налогового органа о невозможности изменения в течение налогового периода выбранного налогового органа.

При этом согласование с налоговым органом по субъекту Российской Федерации представления одной декларации в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, в общем порядке должно быть получено до начала налогового периода, за который представляется такая декларация.

ФНС России рекомендует налоговым органам проводить соответствующее согласование после начала налогового периода в отношении поступивших до начала налогового периода запросов налогоплательщиков о согласовании в случаях, когда окончание установленного п. 93 Административного регламента ФНС России (утв. Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н) срока информирования налогоплательщика приходится на налоговый период.

Вопросы заполнения строк с кодами 010 - 030 раздела 2.1 декларации

Согласно подп. 3 п. 6.2 Порядка строка с кодом 030 (инвентарный номер) раздела 2.1 декларации заполняется в случае отсутствия информации по строке с кодом 010 (кадастровый номер) или строке с кодом 020 (условный номер) раздела 2.1 декларации.

При этом по строке с кодом 020 раздела 2.1 декларации может указываться условный номер объекта недвижимости, присвоенный при внесении о нем сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости, далее - ЕГРН), в т.ч. в соответствии с Инструкцией о порядке присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер (утв. Приказом Минюста России от 08.12.2004 N 192), или в соответствии с Порядком присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер (Приложение N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765).

В случае отсутствия информации по строке с кодом 010 или строке с кодом 020 раздела 2.1 декларации и при отсутствии условного номера объекта недвижимости по строке с кодом 030 (инвентарный номер) раздела 2.1 декларации указывается инвентарный номер.

При этом в качестве инвентарного номера объекта недвижимости может заполняться инвентарный номер, присвоенный объекту недвижимости в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств", либо инвентарный номер объекта недвижимости, присвоенный органами (организациями) технической инвентаризации при проведении технического учета, технической инвентаризации (например, в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 17.08.2006 N 244 "Об утверждении формы технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядка его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества", Приказом Госстроя России от 26.08.2003 N 322 "Об утверждении Правил проведения государственного технического учета и технической инвентаризации комплекса сооружений городской сети кабельного телевидения", Приказом Госстроя России от 29.12.2000 N 308 "Об утверждении порядка составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов, составляющих системы газоснабжения РФ, а также других объектов недвижимого имущества, принадлежащих ОАО "Газпром" и его дочерним организациям", Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства").

В аналогичном порядке следует заполнять строку с кодом 030 (инвентарный номер) раздела 2.1 налогового расчета по авансовому платежу по налогу.

Вопросы заполнения строки с кодом 040 раздела 2.1 декларации

Согласно п. 6.2 Порядка по строке с кодом 040 "Код ОКОФ" раздела 2.1 декларации указывается код объекта недвижимого имущества в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов.

При этом предусмотренный формат заполнения строки 040 раздела 2.1 декларации имеет 12 разрядов и соответствует структуре кода, принятой в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (далее - Классификатор ОК 013-2014), - XXX.XX.XX.XX.XXX. При этом согласно п. 2.4 Порядка заполнение полей декларации значениями текстовых, числовых, кодовых показателей осуществляется слева направо, начиная с первого (левого) знако-места.

Если для указания какого-либо показателя не требуется заполнения всех знако-мест соответствующего поля, в незаполненных знако-местах в правой части поля проставляется прочерк.

Учитывая изложенное, в случае заполнения раздела 2.1 декларации в отношении основных средств, кодирование которых было осуществлено девятизначными кодами по Классификатору ОК 013-94 (утвержден Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, утратил силу с 1 января 2017 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст), рекомендуется заполнять строки с кодами 040 с учетом указанных положений п. 2.4 Порядка, без учета разделителей в виде точек.

В аналогичном порядке следует производить заполнение строк с кодом 040 раздела 2.1 формы налогового расчета по авансовому платежу по налогу.

Вопросы заполнения строки с кодом 050 раздела 2.1 декларации в случае учета нескольких объектов недвижимого имущества в качестве одного инвентарного объекта Согласно п. 6.2 Порядка при заполнении раздела 2.1 декларации указываются:

- по строке с кодом 010 - кадастровый номер объекта недвижимого имущества (при наличии);

- по строке с кодом 020 - условный номер объекта недвижимого имущества (при наличии) в соответствии со сведениями ЕГРН;

- по строке с кодом 030, заполняемой в случае отсутствия информации по строке с кодом 010 или строке с кодом 020, - инвентарный номер объекта недвижимого имущества;

- по строке с кодом 050 - остаточная стоимость объекта недвижимого имущества по состоянию на 31 декабря налогового периода.

В случае наличия кадастровых номеров у каждого из нескольких объектов основных средств, учитываемых на балансе организации в одной инвентарной карточке с общей первоначальной стоимостью, организации следует заполнять несколько блоков строк 010 - 050, указав в каждом кадастровый номер объекта недвижимости.

При этом, учитывая обязанность налогоплательщика указать отдельную информацию по каждому объекту, имеющему отдельный кадастровый номер, в каждом из заполненных с отдельными кадастровыми номерами блоков строк 010 - 050 следует указать и соответствующую остаточную стоимость в соответствующей строке 050 каждого блока строк.

В случае сложившегося в бухгалтерском учете организации порядка отражения данных в одной инвентарной карточке (с исчислением одной остаточной стоимости).

Полагаем целесообразным указание в строке с кодом 050 каждого блока строк остаточной стоимости соответствующего объекта недвижимости, исчисленной расчетным путем исходя из доли площади объекта в суммарной площади всех объектов, учтенных в инвентарной карточке, умноженной на общую остаточную стоимость всех учтенных в инвентарной карточке объектов по данным бухгалтерского учета.

О порядке отражения в разделе 2 декларации кодов налоговых льгот по налогу, порядок применения которых установлен ст. 381.1 НК РФ

С 1 января 2018 года налоговые льготы, указанные в пп. 21, 24 (в части имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) и 25 ст. 381 НК РФ, применяются на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ.

Согласно подп. 5 п. 5.3 Порядка по строке с кодом 160 указывается составной показатель: в первой части показателя указывается код налоговой льготы в соответствии с Приложением N 6 к Порядку.

Вторая часть показателя по строке с кодом 160 раздела 2 заполняется только в случае, если в первой части показателя указан код налоговой льготы 2012000 (налоговые льготы по налогу, устанавливаемые законами субъектов РФ, за исключением налоговых льгот в виде понижения ставки для отдельной категории налогоплательщиков и в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет).

Во второй части показателя последовательно указываются номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта РФ, в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота (для каждой из указанных позиций отведено по четыре знако-места, при этом заполнение данной части показателя осуществляется слева направо и, если соответствующий реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знако-места слева от значения заполняются нулями).

Таким образом, в случае если в субъекте РФ в 2018 году продлено действие льготы по п. 25 ст. 381 НК РФ, то при заявлении права на данную льготу организация в строке с кодом 160 раздела 2 декларации должна указать составной показатель, первая часть которого - 2012000, а вторая - реквизиты конкретного закона в формате, указанном в подп. 5 п. 5.3 Порядка.

В аналогичном порядке заполняется показатель строки с кодом 160 раздела 2 декларации в случае применения в субъекте РФ начиная с налогового периода 2018 года льгот по п. 21 и (или) п. 24 ст. 381 НК РФ в порядке, предусмотренном ст. 381.1 НК РФ.

О порядке отражения в разделе 2 декларации кодов налоговых льгот по налогу, установленных в виде понижения налоговых ставок в отношении отдельных видов имущества

Согласно подп. 9 п. 5.3 Порядка строка с кодом 200 раздела 2 декларации заполняется только в случае установления законом субъекта РФ для данной категории налогоплательщиков по данному имуществу налоговой льготы в виде понижения налоговой ставки, указывается составной показатель: в первой части показателя указывается код налоговой льготы 2012400, а во второй части показателя последовательно указываются номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта РФ, в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота, для каждой из указанных позиций отведено по четыре знако-места.

При этом заполнение данной части показателя осуществляется слева направо и, если соответствующий реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знако-места слева от значения заполняются нулями.

В случае если для данной категории налогоплательщиков по данному имуществу законом субъекта Российской Федерации не установлена налоговая льгота по налогу в виде понижения ставки, по строке с кодом 200 раздела 2 декларации ставится прочерк.

При этом согласно подп. 10 п. 5.3 Порядка по строке с кодом 210 раздела 2 декларации отражается налоговая ставка, установленная законом субъекта РФ для данной категории налогоплательщиков по соответствующему имуществу (видам имущества).

Специальные режимы налогообложения. УСН Об учете ИП расходов на командировку самому себе

Минфин России в Письме от 26.02.2018 N 03-11-11/11722 дал ответ на вопрос о том, может ли ИП учесть в целях налога при УСН расходы в виде оплаты самому себе проезда, а также найма жилого помещения.

Налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы и наем жилого помещения (подп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ).

Физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не относятся к категории работников.

Кроме того, у таких физических лиц отсутствует работодатель, с которым они состоят в трудовых отношениях.

Следовательно, индивидуальный предприниматель не может быть направлен в командировку.

Исходя из этого индивидуальный предприниматель в качестве расходов на командировки не вправе учесть в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, произведенные расходы в виде оплаты самому себе проезда, а также найма жилого помещения.

Специальные режимы налогообложения. ЕНВД Об учете ИП на ЕНВД расходов на приобретение ККТ

ФНС России в Письме от 20.02.2018 N СД-4-3/3375@ рассмотрела порядок применения положений п. 2.2 ст. 346.32 НК РФ, предусматривающих возможность для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД, уменьшить сумму единого налога на сумму расходов по приобретению ККТ.

Индивидуальные предприниматели вправе уменьшить сумму единого налога, исчисленную с учетом п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ, на сумму расходов по приобретению ККТ, включенной в реестр ККТ, для использования при осуществлении расчетов в ходе предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, в размере не более 18 000 рублей на каждый экземпляр ККТ при условии регистрации указанной ККТ в налоговых органах с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года, если иное не предусмотрено абз. 2 п. 2.2 ст. 346.32 НК РФ (п. 2.2 ст. 346.32 НК РФ).

Согласно абз. 2 п. 2.2 ст. 346.32 НК РФ ИП, осуществляющие предпринимательскую деятельность, предусмотренную подп. 6 - 9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, и имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры на дату регистрации ККТ, в отношении которой производится уменьшение суммы налога, вправе уменьшить сумму единого налога на сумму вышеуказанных расходов при условии регистрации соответствующей ККТ с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2018 года.

При этом действующая в настоящий момент форма налоговой декларации по единому налогу (далее - декларация), а также Порядок ее заполнения, утвержденные Приказом ФНС России от 04.07.2014 N ММВ-7-3/353@ "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, Порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в электронной форме" (ред. от 19.10.2016), не предусматривают возможность отражения в декларации расчета единого налога с учетом уменьшения суммы ЕНВД на сумму расходов по приобретению ККТ.

Проект формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - единый налог) размещен для публичного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов по адресу: http://regulation.gov.ru/projects#npa=75780.

В этой связи до внесения изменений в форму декларации и Порядок ее заполнения ФНС России рекомендовала налогоплательщикам после уменьшения суммы исчисленного за налоговый период единого налога на сумму страховых взносов в общей сумме ЕНВД, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период по коду строки 040 раздела 3 декларации, учитывать общую сумму расходов по приобретению ККТ, но не более 18 000 рублей на каждый экземпляр ККТ. При этом общая сумма ЕНВД, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период по коду строки 040 раздела 3 декларации, не может иметь отрицательное значение.

Одновременно с представлением декларации налогоплательщикам целесообразно направлять в налоговый орган пояснительную записку с обязательным указанием в ней следующих реквизитов по каждому экземпляру ККТ, в отношении которого применяется вычет:

а) наименования модели ККТ;

б) заводского номера модели ККТ;

в) регистрационного номера ККТ, присвоенного налоговым органом;

г) даты регистрации ККТ в налоговом органе;

д) суммы расходов по приобретению экземпляра ККТ, уменьшающей ЕНВД (сумма расходов на один экземпляр ККТ не может превышать 18 000 рублей);

е) общей суммы расходов по приобретению ККТ, уменьшающей общую сумму ЕНВД, подлежащую уплате в бюджет за налоговый период.

Помимо вышеуказанного, ФНС России рекомендовала ИП, применяющим ЕНВД, использовать форму пояснительной записки согласно Приложению к Письму от 20.02.2018 N СД-4-3/3375@.

Страховые взносы

О представлении расчета с ошибкой при исчислении страховых взносов на ОМС

ФНС России в Письме от 19.02.2018 N ГД-4-11/3209@ пришла к выводу о том, что наличие в расчете ошибки в исчислении страховых взносов на ОМС не является основанием для отказа в приеме такого расчета. Свою позицию она аргументировала следующим.

По строке 060 подраздела 1.2 Приложения 1 к разделу 1 расчета по страховым взносам (далее - расчет) отражаются суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование, исчисленные в соответствии со ст. 431 НК РФ исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

База для исчисления страховых взносов для плательщиков определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (ст. 421 НК РФ).

Наличие в представляемом плательщиком расчете ошибок при исчислении страховых взносов на обязательное медицинское страхование не является основанием для отказа в приеме расчета (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Вместе с тем при проведении камеральной налоговой проверки и выявлении ошибок в расчете ИФНС на основании ст. 88 НК РФ должна сообщить об этом плательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения либо представить в налоговый орган уточненный расчет.

О необходимости представить уточненный расчет при отказе ФСС РФ принять к зачету расходы на выплату страхового обеспечения

ФНС России в Письме от 05.03.2018 N ГД-4-11/4193@ дал разъяснения по вопросу представления уточненных расчетов по страховым взносам в случае вынесения территориальным органом ФСС РФ решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения.

В соответствии с Порядком заполнения расчета по страховым взносам (далее - Порядок), утвержденным Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@, при расчете сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством плательщики в соответствующих строках и графах Приложения 2 к разделу 1 расчета отражают суммы выплат и иных вознаграждений, поименованные в пп. 1 и 2 ст. 420 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) определены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства РФ об ОСС на случай ВНиМ, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган ФСС РФ, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету (п. 4 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ).

При получении указанного решения плательщику страховых взносов необходимо уточнить данные о суммах расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения, на сумму неподтвержденных расходов.

Одновременно суммы начисленных работнику выплат, которые не являются выплатами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию по причине непринятия к зачету территориальным органом ФСС РФ по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по ОСС на случай ВНиМ, подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с главой 34 НК РФ в общеустановленном порядке. Таким образом, в соответствии с п. 1.2 раздела I "Общие положения" Порядка при обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик обязан внести необходимые изменения в расчет и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

О зачете сумм расходов по ОСС на случай ВНиМ в счет уплаты страховых взносов

В Письме от 07.02.2018 N 03-15-06/7151 Минфин России разъяснил порядок зачета суммы превышения расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страховое обеспечение) над общей суммой исчисленных страховых взносов на ОСС на случай ВНиМ в счет предстоящих платежей страховых взносов.

Плательщики страховых взносов в течение расчетного периода, которым согласно п. 1 ст. 423 НК РФ признается календарный год, по итогам каждого календарного месяца производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (п. 1 ст. 431 НК РФ).

Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 431 НК РФ).

Таким образом, плательщик страховых взносов при исчислении страховых взносов на ОСС на случай ВНиМ самостоятельно производит уменьшение суммы страховых взносов по данному виду страхования на сумму произведенных им расходов на выплату страхового обеспечения. При этом, в случае если суммы расходов на выплату страхового обеспечения превысили общую сумму исчисленных страховых взносов на ОСС на случай ВНиМ, плательщик при определении суммы страховых взносов по данному виду страхования вправе уменьшить суммы страховых взносов, подлежащих уплате в том же и последующих месяцах, на сумму превышения расходов на выплату страхового обеспечения.

Л. Чистякова

Эксперт по налогообложению и бухгалтерскому учету, аттестованный налоговый консультант по налогам и сборам

19 Июня 2018


К списку статей

Наверх

Корзина