ЗАПРОС ПО "ВСТРЕЧКЕ": МОЖНО ЛИ ОТКАЗАТЬ НАЛОГОВИКАМ

ЗАПРОС ПО "ВСТРЕЧКЕ": МОЖНО ЛИ ОТКАЗАТЬ НАЛОГОВИКАМ

При проведении проверок налоговики нередко запрашивают документы или информацию у контрагентов проверяемой компании. Причем бывает, что запрашивают много и, как кажется компании-исполнителю, без достаточных на то оснований. В каких случаях можно отказать инспекторам, будучи уверенным, что требование о представлении документов или штраф впоследствии удастся оспорить как неправомерные?

Когда могут запросить документы

Налоговики могут истребовать документы (информацию) у контрагентов проверяемой компании в строго определенных случаях <1>:

- непосредственно в ходе проверки;

- при проведении дополнительных мероприятий.

Обратите внимание: потребовать документы налоговики могут только в пределах установленных сроков проверки и дополнительных мероприятий. Вместе с тем, даже если контрагент получит требование о представлении документов после окончания проверки лица, в отношении которого истребуются документы, его необходимо исполнить <2>;

- вне рамок налоговой проверки - могут истребовать только документы или информацию по конкретной сделке (например, для предпроверочного анализа).

Отметим, что количество документов, которые может истребовать инспекция по конкретной сделке, ничем не ограничено. Но ФНС советует инспекторам на местах не увлекаться и запрашивать документы с учетом реальной потребности в них, возможности компании их подготовить в запрошенном объеме и возможности у инспекторов их в этом объеме изучить. К тому же штраф за непредставление документов или информации не зависит от количества запрошенных документов. То есть чем больше запросили, тем меньше у компании заинтересованность в исполнении требования <3>.

Кстати, даже если вне рамок проверки налоговики запросили не информацию, а конкретные документы по сделке, оштрафовать компанию по п. 2 ст. 126 НК РФ (штраф в размере 10 000 руб.) при их непредставлении они все равно не имеют права. В этом случае должна применяться исключительно ст. 129.1 НК РФ (за первичное несообщение сведений - штраф в размере 5000 руб.) <4>. Между тем, поскольку штраф за непредставление документов больше, у налоговиков бывает соблазн применить ст. 126 НК РФ. И даже суды иногда соглашаются с таким "неправильным" штрафом <5>.

Справка

При непредставлении документов по "встречке" налоговики не вправе оштрафовать компанию на 200 руб. за каждый непредставленный документ. Эта мера ответственности может быть применена к самому налогоплательщику, но не к его контрагенту <6>.

Для наглядности покажем возможные варианты запросов по "встречке" и последствия их неисполнения в таблице.

Ситуация

Норма

Что затребовано

Срок исполнения

Штраф

Проверка контрагента (выездная или камеральная)

п. 1 ст. 93.1 НК РФ

Документы или информация

5 рабочих дней со дня получения требования <7>

10 000 руб. <8>

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Мероприятия налогового контроля вне рамок проверки

п. 2 ст. 93.1 НК РФ

Документы или информация по конкретной сделке (сделкам)

10 рабочих дней со дня получения требования <7>

5000 руб. или 20 000 руб., если деяние совершено повторно в течение года <9>

--------------------------------

<1> пп. 1, 2 ст. 93.1 НК РФ.

<2> п. 27 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57; Постановление АС СЗО от 18.02.2016 N А05-6530/2015.

<3> ст. 129.1 НК РФ; Письмо ФНС от 27.06.2017 N ЕД-4-2/12216@.

<4> Письмо ФНС от 27.06.2017 N СА-4-9/12220@; Постановление АС ДВО от 15.06.2017 N Ф03-1832/2017.

<5> Постановление АС МО от 24.04.2017 N Ф05-3645/2017.

<6> п. 1 ст. 126 НК РФ; Письмо Минфина от 10.07.2017 N 03-02-08/43465.

<7> п. 5 ст. 93.1 НК РФ.

<8> п. 6 ст. 93.1, п. 2 ст. 126 НК РФ.

<9> п. 6 ст. 93.1, пп. 1, 2 ст. 129.1 НК РФ.

Какая инспекция может прислать запрос

Можно ли оставить требование о представлении документов без исполнения, если его прислала ИФНС по месту учета контрагента? Полагаем, что да. Поручение об истребовании документов (информации) чужая инспекция должна направить в ИФНС по месту учета вашей компании. И уже ваша ИФНС пришлет вам требование с копией этого поручения <10>. Напрямую запрашивать документы у организации, не состоящей на учете в их ИФНС, инспекторы не должны.

На наш взгляд, все равно лучше не молчать, а подготовить для инспекции, приславшей требование, мотивированный письменный отказ. Копию отказа вместе с копией требования, выставленного чужой инспекцией, направьте в ИФНС по месту учета.

Сложнее ситуация, когда запрос в порядке ст. 93.1 НК РФ присылает своя ИФНС, но... без поручения от инспекции по месту учета контрагента, по которому истребует документы или информацию.

Например, в одном деле, рассмотренном судом, ИФНС по месту учета компании прислала требование о представлении вне рамок проверки информации по контрагенту, который состоял на учете в другой инспекции. Компания отказалась исполнять требование, сославшись на то, что без поручения инспекции по месту учета контрагента оно незаконно. Оспорить последовавший за этим штраф фирма решила в суде. Причем сослалась на Письмо Минфина, в котором затрагивался порядок взаимодействия между налоговыми органами при встречных проверках <11>.

Но судьи поддержали налоговиков. Они указали, что требование составлено по установленной форме и содержит все необходимые для его исполнения сведения, а Письмо Минфина не регулирует поведение лица, у которого истребуют документы <12>. Получается, дело компании - исполнить требование, а кто и зачем инициировал запрос, ее не касается?

Отметим, что в случае, когда проверяемый контрагент и компания состоят на учете в одной инспекции, поручение сама себе ИФНС не выписывает, а сразу присылает компании требование о представлении документов. Есть только один нюанс - подписать такое требование должен руководитель (заместитель руководителя) ИФНС, а не инспектор, проводящий проверку контрагента <13>.

--------------------------------

<10> пп. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ.

<11> Письмо Минфина от 09.12.2014 N 03-02-07/63185.

<12> Постановление АС СЗО от 17.07.2018 N Ф07-8142/2018.

<13> п. 5 приложения N 18 к Приказу ФНС от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

Налоговики вправе запрашивать документы

по цепочке контрагентов

Нередко компании пытаются оспорить правомерность истребования у них документов или информации о сделках не с самим проверяемым налогоплательщиком, а с его контрагентами. Но в последнее время судебные решения в пользу налоговиков по этому вопросу перевешивают вердикты в поддержку компаний.

ФНС и суды ссылаются на отказное Определение ВС, в котором говорится, что законодательство не предписывает инспекторам ограничиваться истребованием документов только у первого контрагента налогоплательщика. То есть они вправе запросить, к примеру, документы у компании, покупатель которой впоследствии поставил приобретенный у нее товар проверяемой фирме <14>.

Причем контрагенты последующих звеньев цепочки могут быть неизвестны налоговому органу заранее. И именно с целью их установления может запрашиваться информация. Так что, если ИФНС попросила контрагента представить данные о его поставщиках с указанием наименований фирм, их ИНН и прочих реквизитов и все это относится к движению конкретной партии товара, то такое требование лучше исполнить <15>.

--------------------------------

<14> Письмо ФНС от 17.07.2015 N СА-4-7/12690@; Определение ВС от 17.09.2014 N 306-КГ14-1989; Постановление АС ДВО от 25.04.2018 N Ф03-1030/2018.

<15> Постановление АС УО от 19.10.2018 N Ф09-3138/18.

Указывать реквизиты конкретных документов ИФНС не обязана

Форма поручения и форма требования о представлении документов предусматривают указание наименования документов, их реквизитов, иных индивидуализирующих признаков и периода, к которому они относятся. Причем в форме требования есть ремарка: реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов указываются при наличии <16>.

Внимание! За неисполнение одного запроса налоговики не должны штрафовать сразу и как за непредставление документов, и как за непредставление информации <17>.

Суды исходят из того, что указывать конкретные реквизиты документов налоговики не обязаны, поскольку в силу объективных причин просто могут ими не располагать. Могут не знать они и точное количество документов, которые должна представить компания по запросу. И если из требования можно понять, какие документы следует представить и за какой период, то отсутствие реквизитов - не повод для его неисполнения. Например, если ИФНС потребовала представить книгу покупок и книгу продаж, счета-фактуры, договор и иные документы в отношении конкретного контрагента за определенный период, то этого вполне достаточно <18>.

Иногда возникает вопрос: может ли компания не представлять документы, которые по датам "выходят" за пределы проверяемого периода контрагента (если документы запрошены в ходе проверки или дополнительных мероприятий)? Минфин когда-то разъяснял, что при "встречке" могут истребовать документы за любое время без строгой привязки к периоду, за который проводится проверка <19>. С этим соглашаются и суды. То есть если установленные сроки хранения запрошенных документов не истекли, лучше их представить <20>.

--------------------------------

<16> приложения N 15, 17 к Приказу ФНС от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

<17> Постановление АС ЗСО от 16.01.2017 N Ф04-6102/2016.

<18> Постановления АС ДВО от 25.07.2018 N А24-6927/2017; АС ВСО от 28.07.2017 N Ф02-3705/2017.

<19> Письмо Минфина от 23.11.2009 N 03-02-07/1-519.

<20> Постановления АС ЗСО от 27.06.2017 N Ф04-1440/2017; 9 ААС от 28.02.2017 N 09АП-1369/2017.

О какой сделке речь?

Если вне рамок проверки налоговики истребуют документы или информацию по конкретной сделке, то в требовании должно быть не только названо мероприятие налогового контроля, при проведении которого понадобились данные, но и приведены сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку <21>.

Это не значит, конечно, что налоговики обязательно должны указать номер и дату договора, заключенного вами с интересующей их фирмой. Они могут попросить данные о приобретении конкретной партии товара или об оказанных вами услугах по перевозке. Но инспекторы не вправе потребовать документы (информацию):

- по всем сделкам с интересующей их компанией за несколько лет <22>;

- по всем сделкам с вашими контрагентами <23>.

Такие действия суд сочтет явным злоупотреблением правом со стороны налоговиков.

А вот если окажется, что запрошенные документы или информация относятся к нескольким сделкам, то, по мнению Минфина, это не делает требование незаконным <24>. С тем, что нормы НК РФ не запрещают вне рамок проверки истребовать документы или информацию по нескольким сделкам, согласны и суды <25>.

--------------------------------

<21> п. 3 ст. 93.1 НК РФ.

<22> Постановление АС ЦО от 24.04.2017 N Ф10-980/2017.

<23> Постановления АС ВВО от 19.09.2018 N Ф01-4125/2018; АС ЗСО от 03.02.2017 N Ф04-7101/2017.

<24> Письмо Минфина от 15.10.2018 N 03-02-07/1/73833.

<25> Постановление АС ВСО от 28.07.2017 N Ф02-3705/2017.

"Обоснованная необходимость" как основание

для истребования документов

Можно ли не исполнять требование, если в нем или в поручении не указано, направлен запрос в связи с проведением проверки контрагента или каких-либо иных мероприятий? В ряде случаев суды признают, что требование, в котором не указаны ни мероприятия налогового контроля, в связи с которыми нужно представить документы, ни причина истребования, является неправомерным <26>.

То есть, к примеру, формулировка "в связи с возникновением обоснованной необходимости получения документов (информации) относительно конкретной сделки для подтверждения реальности осуществления финансово-хозяйственных операций между ООО "А" (заемщик) и АО "Б" (заимодавец) по договору займа от... N..." не отвечает требованиям закона. Такое требование является произвольным, и компания-исполнитель не может оценить, действительно ли налоговикам нужна такая информация и насколько законно они возлагают на компанию обязанность по ее подготовке <27>. И даже если ИФНС сослалась на то, что данные нужны ей для предпроверочного анализа, это еще не доказывает необходимость получения информации по сделке <28>.

Однако есть и другой подход: отсутствие ссылки на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о недействительности требования. Это нарушение носит формальный характер и не пресекает полномочия ИФНС получать вне рамок проверки информацию по конкретным сделкам <29>. А сообщение контрагенту причин, по которым ИФНС сочла необходимым истребовать документы, могло бы привести к незаконному разглашению налоговой тайны <25>.

* * *

Иногда компании отказываются исполнять требование, ссылаясь на то, что запрошенные документы или информация не связаны с начислением налогов. Но правомочен ли налогоплательщик делать такие выводы? Каких-либо ограничений по объему и составу истребуемых документов не существует. И если налоговики решили, что для проверки им нужны ваше штатное расписание, трудовой договор с работником и характеристика на него, то вы должны эти сведения дать. Их отношение к деятельности проверяемого лица в любом случае определяете не вы, а налоговый инспектор <30>.

--------------------------------

<26> Постановления АС ПО от 23.12.2016 N Ф06-16020/2016; АС СЗО от 23.06.2016 N Ф07-3815/2016.

<27> Постановление АС ЗСО от 13.06.2017 N Ф04-1488/2017.

<28> Постановление АС ДВО от 21.03.2017 N Ф03-712/2017.

<29> Постановления АС ПО от 28.09.2018 N Ф06-37361/2018, от 13.04.2018 N Ф06-31578/2018; АС СЗО от 28.05.2018 N Ф07-5713/2018; АС ЦО от 25.05.2016 N Ф10-1440/2016.

<30> Письма Минфина от 09.10.2012 N 03-02-07/1-246; ФНС от 02.08.2018 N ЕД-4-2/14951@; Постановления АС СЗО от 16.04.2018 N Ф07-2899/2018, от 15.01.2018 N Ф07-14573/2017.

А.Ю. Никитин

Эксперт по бухгалтерскому учету

и налогообложению

Подписано в печать

09.01.2019

11 Марта 2019


Теги: Налоговая проверка

К списку статей

Наверх

Корзина