КАК ЖИТЬ СРЕДИ СПЛЕТЕН И СЛУХОВ: ПОСОБИЕ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
В отношениях на работе, да и вообще в любом коллективе, где людям приходится более-менее тесно общаться, имеются свои сложности. Все мы знакомы с таким групповым феноменом, как слухи и сплетни. Они возникают независимо от пола, возраста, профессии и образования членов коллектива.
Иногда сплетни и слухи в коллективе становятся настолько назойливыми, что "ломают" сотрудника. Каким бы сильным ни был человек, если вокруг него и о нем постоянно ведутся разговоры, не выдержит никакая психика. Даже закон стоит на стороне тех, кто стал объектом коллективных обсуждений.
Пример 1. Диспетчера такси в Усолье-Сибирском Иркутской области привлекут к уголовной ответственности за сплетни на работе. Возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение неприкосновенности частной жизни". Злоумышленнице может грозить до 2 лет лишения свободы... По версии следствия, в апреле текущего года диспетчер службы такси в Усолье-Сибирском узнала от своей коллеги о ее заболеваниях и начала рассказывать об этом коллегам. В скором времени коллега узнала о том, что ее знакомая-диспетчер распространяет данные о ее личной жизни третьим лицам, и сообщила в правоохранительные органы.
В бухгалтерии накал страстей, так же как и в других подразделениях, бывает нешуточным. Чтобы сохранять оптимальный уровень работоспособности, выполнять задания и после работы радоваться жизни, надо уметь противостоять сплетням и слухам.
Сущность интриг
К основным характеристикам неформальных негативных коммуникаций относятся следующие.
1. Коллективность. Человек воспринимает сплетни о себе или о другом человеке как негативную информацию, исходящую от всей группы. Мы, конечно, можем догадываться, кто является автором суждений и высказываний, но когда информация распространилась в коллективе, каждый его член оказывает недружественное воздействие, обмениваясь ею с другими людьми. Тем самым он расширяет круг носителей слухов и сплетен.
2. Обобщающий характер. Сплетня имеет интересное свойство. Когда мы, сидя в корпоративной столовой, обсуждаем то, как Иван Иванович ходил в сауну с деловыми партнерами, то описываем это не как заурядное событие, а как особенность характера, привычку. Или, например, кто-то расскажет о специалисте из соседнего отдела: дескать, любит он прихватить с работы что-нибудь из канцелярских принадлежностей. В коллективе идею сразу же разовьют: человек имеет воровские наклонности и, возможно, с прошлой работы ушел, потому что его уличили в воровстве.
Пример 2. Девушка работала помощником бухгалтера. Однажды кто-то из коллег узнал, что она несколько лет занималась ножевым боем. Новость стали бурно обсуждать. Затем кто-то заметил, что у помощницы бухгалтера "тяжелый" взгляд, да и голос у нее какой-то грубый. Коллектив сделал вывод: сотрудница имеет агрессивные наклонности и неуживчивый характер.
3. Незначимость (второстепенность) информации. Обсуждают, как правило, не профессиональные особенности и результаты. "Кости перемывают" по другим поводам.
Пример 3. Работает молодой человек на складе кладовщиком, выполняет задания, вовремя выходит на работу, дисциплинирован. Что тут обсуждать? Но вот кто-то увидел его на выходных около театра в одной компании с дочкой генерального директора. Есть тема для сплетен! Тут можно смело фантазировать про то, что сотрудник хочет жениться на девушке и сделать карьеру. А ведь он просто был с ней в одной компании!
4. Лавинообразность. Один слух тянет за собой другой. Если в коллективе стали за глаза обсуждать ваши пристрастия в одежде, будьте уверены, через какое-то время разговоры будут касаться и ваших семейных отношений. У людей развивается своего рода привязанность к объекту обсуждения. Это как с прозвищами в детских и подростковых коллективах. Если оно "прицепилось" к человеку, то отделаться от него трудно. Так и здесь. Слухи и сплетни множатся, мифологизируются, смешиваются с реальными фактами так, что потом невозможно определить, где правда, а где вымысел.
5. Скрытность. Парадоксальное свойство негативных коммуникаций в том, что они происходят за спиной объекта обсуждения, хотя рано или поздно факт обсуждения становится известным, в том числе и самому человеку, о котором говорят.
6. Эмоциональность. Сплетни не ранили бы, если бы не задевали наших чувств. В большинстве случаев слухи, которые ходят о нас в коллективе, носят негативную или двойственную окраску. Выразить восхищение в глаза человеку легко, а вот сказать что-то неприятное - сложно. Поэтому негативная обратная связь по большей части распространяется по неформальным коммуникациям.
Необоснованные сообщения перенасыщены оценками и обвинениями, потому что они неаргументированны. Передатчик слухов не может сослаться на факты и компенсирует их недостаток оценочными фразами:
- "Как он мог такое сделать! Вы только подумайте!"
- "Она совсем потеряла совесть! Заявила при всех такое!"
- "Как?! Вы не слышали?!".
Когда нет аргументов, чтобы привлечь внимание к сообщению, речь обогащают эмоциями: восхищением, пренебрежением, злостью, удивлением и т.д. Похожий механизм работает при продажах. Когда продавцу нечем подтвердить высокое качество продукта, он пытается задействовать чувства (при этом часто обманывает):
- "Я сам съел вчера пять этих арбузов! Изумительно!"
- "Прекрасная ткань! Никогда не порвется!".
7. Устная передача. Большинство слухов в коллективе имеет неформальный характер и распространяется в обычных разговорах. Письменная речь в глазах людей обладает официальным статусом, потому что у каждого сообщения есть автор. В Интернете тоже встречаются сплетни, распространяемые пользователями под вымышленными именами, то есть анонимно. А вот владельцы личных страничек гораздо аккуратнее. За неподтвержденную информацию с них могут спросить по закону. Но дело даже не в юридических последствиях. Любой сплетник знает, что его могут "поймать за язык". Именно поэтому он просит, чтобы его "секрет" никому не рассказывали, даже когда он передает тот или иной слух устно.
Почему люди сплетничают
Несмотря на то что сплетников не любят, тем не менее все время от времени ими становятся. Почему так происходит? Этому есть несколько причин. Неформальные коммуникации выполняют в обществе особые функции:
1. Функция канализации агрессии. Коллектив на работе - особое социальное образование. Это группа людей, каждый из которых имеет определенный интерес и стремится занять место под солнцем. Так же, как и в семье, в трудовом коллективе есть формальные и неформальные нормы. Одно из правил касается запрета на выражение агрессии. Если постоянно высказывать претензии, кричать и скандалить, то человека изгонят из коллектива. Но за много лет работы у каждого внутри накапливаются невысказанные обиды, которые требуют выхода. Если сказать их в лицо обидчику нельзя, то можно сделать это за его спиной.
По этой причине большинство сплетен и слухов ходит о руководителях. Подчиненные с удовольствием обсуждают их личную жизнь и недостатки. Все дело в том, что начальник сам бывает агрессивен, в том числе и по необходимости. Руководитель имеет своего рода монополию на агрессию: он кричать может, подчиненный - нет. И сотрудник, чтобы хоть немного ответить на мнимые и реальные обиды начальника, начинает сплетничать.
Главный бухгалтер - человек, которого обсуждают порой чаще, чем генерального директора. Ему "достается" и от подчиненных, и от рядовых сотрудников. В коллективе всегда есть кто-то, кто обижен на главбуха, но заявить о претензиях "в глаза" боится.
2. Коммуникативная функция. В советских фильмах режиссеры и сценаристы, изображая сельский быт, показывали сцены, где пожилые и не очень женщины сидят на скамеечке около дома, грызут семечки и с огромным удовольствием обсуждают соседей. Темой для разговоров в таких случаях служат хозяйственные вопросы (у кого какая картошка уродилась в прошлом году), семейные отношения, политические (новый председатель сельсовета) и экономические события (цены в сельпо).
Когда не было радио, телевидения, газет и Интернета, потребность в информации удовлетворяли именно таким образом - собираясь вечером около чьего-нибудь дома и обсуждая последние новости. Возможно, у нас есть своего рода коммуникативный инстинкт. По крайней мере так можно объяснить, почему люди добровольно разносят непроверенную информацию.
3. Функция саморегуляции. Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд описал механизм психологической защиты - проекцию. Это когда человек не признает каких-либо своих особенностей (черт характера, поведения) либо считает их постыдными, отрицательными. При этом он всегда внимателен к ближним и всегда готов их осудить, если они имеют аналогичное качество.
Так, люди, злоупотребляющие спиртным в ущерб работе, замечают малейшие нюансы в поведении окружающих, связанные с употреблением алкоголя. Они чувствуют у своих коллег еле заметный запах перегара и обсуждают в коллективе тех, кто пришел на работу со следами "вчерашнего" на лице.
В основе такого поведения лежат собственные комплексы и чувство вины. Найдя человека, имеющего такие же недостатки, люди чувствуют себя немного менее виноватыми, у них поднимается самооценка. Так что не удивляйтесь, когда у вас за спиной говорят, что вы ничего не делаете на работе: так поступают те, кто сам ленится от начала до конца рабочего дня.
4. Функция группового управления. Слухи и сплетни неприятны, особенно когда говорят у вас за спиной. Но у них есть и полезное предназначение. Все мы боимся потерять репутацию, поэтому стараемся вести себя так, чтобы нас не осудили. Обычных формальных норм бывает недостаточно, чтобы воздействовать на того или иного члена коллектива. Ну как, например, можно повлиять на эгоиста, который отказывается помочь коллеге, попавшему в затруднительную ситуацию? Это его право. Зато психологический дискомфорт от интриг за спиной заставит его покориться воле коллектива.
Пример 4. В бухгалтерию приняли на работу молодую сотрудницу. Девушка была родственницей генерального директора. Может, родство, а может, банальная невоспитанность на фоне амбиций определили ее поведение в отделе. Сотрудница выполняла задания главбуха, но не более того. Если ее просили сделать что-нибудь для других, "родственница" недовольно фыркала и делала вид, что не слышит.
В женском коллективе пересуды возникают быстро. Разговоры о новенькой стали обрастать фантастическими подробностями. Когда девушка заходила в кабинет, коллеги сразу же замолкали, и она понимала, что до того, как она вошла, говорили о ней.
Девушка поняла, что попала в немилость к коллективу и даже ее родственник не способен ей помочь, потому что как она могла бы сформулировать свою просьбу? Сказать, что ее не любят? Смешно. Волей-неволей сотруднице пришлось научиться дружить с коллективом, и ее перестали обсуждать.
5. Функция информационной войны. Порой сплетни и слухи используют целенаправленно, чтобы усложнить жизнь тому или иному человеку, а иногда и целому подразделению. Впрочем, это касается не только организаций, но и целых государств. Про то, что между странами ведутся информационные войны, знает даже подросток. Тактика, как правило, проста. Сначала придумывается ложь, затем транслируется в СМИ, в первую очередь в Интернете (соцсетях). Ну а потом уже информация разносится обычными людьми. В организации причина слухов и сплетен банальна - борьба за "теплое место".
Приемы информационной войны могут преследовать разные цели, например:
- настроить против сотрудника коллектив, чтобы он "выдавил" коллегу из своих рядов;
- оправдать свои будущие действия перед коллективом (например, начальники часто пользуются таким приемом, чтобы в дальнейшем наказать сотрудника - устроить "взбучку" на собрании и т.д.).
Как противостоять
Что делать, если вы стали объектом обсуждений? Рассмотрим несколько приемов:
1. Расширение контактов. Некоторые люди, почувствовав враждебный настрой коллектива, замыкаются, ограничивают круг общения. Так делать нельзя. Если в ответ на злые сплетни самоизолироваться, то в глазах коллег это выглядит как признание. Напротив, нужно больше общаться, заводить полезные связи, дружить. Нормальные человеческие отношения - лучшее средство от злословия.
Ищите способы, как лучше сблизиться с коллегами на базе общих увлечений, интересов.
Пример 5. Сотрудница бухгалтерии стала замечать, что о ней частенько говорят за спиной. Ничего, в общем, страшного не обсуждали, но все равно было неприятно. Женщина ни с кем особенно не дружила. С одной стороны, это не поощрялось начальством, с другой - неловкость, свойственная занятым взрослым людям, мешала ей сблизиться с кем-нибудь. Положение спасла хлебопечка. Однажды сотрудница проговорилась, что у нее есть это кухонное приспособление, с помощью которого она готовит хлеб и булки. Одна из коллег попросила принести попробовать. После дегустации началась "хлебопечная эпидемия": все стали покупать полезные агрегаты, предварительно советуясь с нашей героиней. На работе обсуждали уже не ее, а модели хлебопечек.
2. Отвлечение. Сплетни и слухи - не что иное, как негативный миф. Один из способов его нейтрализовать - создать новый миф, новый образ своего поведения, чтобы вытеснить старый.
Пример 6. В женских (и не только) коллективах любят обсуждать личную жизнь молодых незамужних девушек. Сотруднице крупного российского банка это надоело, и она решила вопрос радикально. Пошла на секцию тенниса, начала заниматься, записалась в команду и стала участвовать в соревнованиях. Банк организовывал как внутренние турниры - между филиалами, подразделениями, так и чемпионаты, где участвовали сотрудники других банков. Всякие досужие разговоры прекратились, когда девушка стала местной звездой. А приятным бонусом стали хорошая физическая форма и возможность посещать другие города за счет работодателя.
Прием "отвлечение" часто используют политики. Чтобы публика не заостряла внимание на интригах в СМИ, для первых лиц организуют публичное мероприятие. Например, глава страны посещает какую-нибудь экзотическую страну, беседует с писателями, охотится. Все это для того, чтобы переключить внимание.
Бороться с негативной информацией "в лоб" не всегда эффективно. Лишнее внимание к сплетням только подогревает интерес публики. А отвлечение приковывает внимание к другим сторонам жизни объекта разговоров.
3. Привлечение авторитета. Иногда, когда пересуды заходят очень далеко, можно в качестве помощника привлечь третью силу.
Пример 7. О сотруднице бухгалтерии долгое время ходили слухи, что она якобы "выжила" свою коллегу с работы, потому что постоянно докладывала о ее промахах руководству. На самом деле увольнение произошло исключительно из-за лени и нерадивости той самой коллеги, просто женщины какое-то время работали вместе в одном кабинете.
Отношение коллектива было, мягко говоря, негативным, но остановить поток слухов было невозможно. Тогда бедная женщина обратилась к главному бухгалтеру и рассказала о своей беде. Начальница собрала совещание и последовательно и четко объяснила коллективу ситуацию. Она рассказала о причинах увольнения бывшей коллеги и попросила больше не обсуждать эту тему. Поскольку главбух пользовалась авторитетом у сотрудниц, ее слова были восприняты однозначно и правильно. Слухи прекратились.
Такой вариант противостояния приемлем, когда покровитель действительно обладает властью, причем как формальной, так и неформальной (пользуется популярностью у подчиненных).
4. Терапия правдой. Выше мы говорили, что бороться со слухами и сплетнями "в лоб" неэффективно. Да, действительно, оправдываться, говорить, что не имеешь отношения к тому, о чем говорят, - часто не имеет смысла. Идти против коллектива трудно. Однако и такой вариант возможен, если вы идентифицировали первоисточник слухов. Далее все просто - нужно попросить этого человека подтвердить свои слова.
Однако если вы привлекаете человека к ответу - будьте готовы к противостоянию. Как правило, интриганы, которых поймали "на месте преступления", ведут себя агрессивно и могут перейти на оскорбления, запустить новые сплетни и т.д. Но если правда на вашей стороне - бояться конфронтации не нужно.
Пример 8. Сотрудница бухгалтерии узнала, что в коллективе ее считают карьеристкой. Поговаривали, что она "метит" на должность главного бухгалтера. Женщина установила, кто является автором слухов. Выбрав время, она зашла в помещение, где работали коллеги, в том числе и любительница позлословить. Женщина обратилась к сплетнице с вопросом, действительно ли та считает ее карьеристкой. Поскольку в помещении были другие люди, которым она уже так говорила, то наговорщице ничего не оставалось, кроме как ответить утвердительно: "Да ты всегда мечтала о том, чтобы занять руководящую должность! Ты по головам пойти готова!".
Окружающие стали с интересом прислушиваться к разговору. В ответ женщина спокойно включила камеру на смартфоне, начала снимать и предложила перечислить конкретные факты, в чем выражалось ее стремление "пойти по головам" и по какой конкретно голове она "прошлась". Красноречие сплетницы тут же иссякло. Она что-то пробурчала под нос, отвернулась и сделала вид, что очень занята. С этого момента сплетни прекратились.
Е. Мамонов
Специалист
по управлению персоналом
8 июня 2018