Международный день работниц
Именно так до конца 1920-х годов назывался день 8 марта, и соответственно, героинями праздника являлись тогда только женщины-труженицы: работницы и крестьянки, а также домохозяйки - жены рабочих. С историей пролетарского женского праздника знакомила своих читателей газета «Коммуна»: «В 1910 г. в Копенгагене женской конференцией установлено празднование один раз в году женского дня. С тех пор каждый год пролетарки мира празднуют из года в год день 8 марта для подведения итогов прошлогодней работы и намечания этапов борьбы за светлый грядущий строй.
Пролетарки России, благодаря «непредвиденным обстоятельствам царизма», примкнули официально к празднованию Международного дня работниц лишь в 1913 г. и с тех пор ежегодно празднуют свой день. За эти шесть лет много сделано пролетарками России для поднятия своей сознательности, своей самодеятельности. Пролетариат России понял, что только революционным путем достигнет он лучшей своей доли. В этой титанической схватке двух миров за окончательное торжество идей коммунизма посильную помощь оказывает и женщина-пролетарка. «Посильную», ибо участие женщин в политической борьбе слишком мизерно. Женщину больше тянет к плите, чем на митинг, больше к дому, чем к политической работе. Слишком еще женщины связаны с домом неразрывными узами мещанства. Сознательный процент женщин, несмотря на близкую двухлетнюю годовщину революции, слишком мал. Вырвать женщину из цепких когтей семейно-мещанского уюта, развить путем агитации их ум, указать им светлые дни грядущего, воспитать в них дух борьбы – является насущным, неотложным делом сознательных пролетарок-работниц. Собираться почаще на митинги, лекции, излагаемые популярным языком, работать для мировой революции…» - по сути дела, в этой статье была изложена программа развития женского движения в Советской России, задачей которого являлось «привлечение работниц и крестьянок к партийной и советской работе, и воспитание в них активных борцов за идеалы своего класса».
Для пропаганды новой роли женщины в общественно-политической и экономической жизни страны широко использовались различные съезды и конференции, лекции и доклады в трудовых коллективах, театр, кино, периодические издания, плакаты, транспаранты и т. д. Особая роль в этой пропагандистской кампании отводилась Международному дню работниц, который долгое время носил не праздничный, а скорее митинговый характер.
Организацией и проведением Международного дня работниц в Самаре и губернии занималось Бюро работниц, созданное при Самарском комитете РКП(б). В 1919году, в разгар Гражданской войны, празднование состоялось 9 марта (вероятно, потому что этот день был воскресным – Г.Г.), когда «самарские работницы, а вместе с ними и весь остальной революционный пролетариат Самары, праздновали Международный праздник работниц. Уже с раннего утра отдельные процессии профсоюзов с красными знаменами потянулись по улицам Самары к назначенным сборным пунктам. В 12 часу шествие в полном порядке с пением «Интернационала» двинулось с Соборной площади к Советской улице. Длинной лентой на протяжении двух кварталов растянулась процессия, состоявшая, главным образом, из женщин. Вечером в многочисленных театрах и клубах были устроены концерты-митинги, посвященные женщине-пролетарке и ее роли в истории революции».
Широко развернувшаяся в прессе пропагандистская кампания пыталась направить пробуждающуюся женскую активность в нужное власти русло. В праздничном номере газеты «Коммуна» 9 марта было опубликовано обращение «К работнице и крестьянке», в котором говорилось: «…Ты должна быть с умирающим за революцию мужем, братом, сыном. Ты не станешь проливать горькие слезы, не станешь проливать их. Нет, ты мужественно возьмешь винтовку и пойдешь доканчивать начатое ими святое дело. Ты, также как и рабочий, пойдешь в ряды курсантов, чтобы стать потом вождем-командиром. Я знаю, что ты не останешься глухой, и скоро ряды наши пополнятся красными офицерами-женщинами». Одновременно публиковались и сообщения, подобные этому: «Проведено ряд собраний по предприятиям, на которых были сделаны доклады о Западном фронте. Доклады были выслушаны с живым интересом. На запрос комиссии по сбору подарков для Западного фронта выделить несколько товарищей-женщин для сбора подарков работницы откликнулись дружно. Добровольно записалась 21 женщина, которые пришли сами, заявив, что, так как они не могут принести материальную помощь, то они с любовью отдадут Красному воину свой труд, направленный на сбор подарков. Такое единодушие дает нам надежду, что скоро и остальные работницы, которые до сего времени стоят в стороне от общественной жизни, поймут свой долг и обязанность, также дружно и организованно примутся за строительство будущей новой жизни».
К Международному дню работниц приурочивались и кампании по приему в члены РКП(б): «Губернский комитет РКП(б), принимая во внимание небольшой процент членов партии женщин в самарской организации (8%), решил со дня празднования Международного дня работниц, т.е. с 8 марта, на три дня открыть свободный без формальностей доступ в партию всем работницам физического труда, чтобы дать возможность всем работницам, сочувствующим партии коммунистов, но не вступившим до сих пор в партию по тем или иным причинам, в этот день стать членами партии». (Коммуна. 1921г.)
К 1923г. сложился сценарий праздника 8 марта, который с небольшими изменениями просуществовал вплоть до наших дней: торжественное собрание - награждение - концерт: «День женщины-работницы 8 марта прошел в Самаре с необычным подъемом и успехом. По всем клубам состоялись доклады о Международном дне работниц и вечера воспоминаний, посвященные революционному движению среди женщин. На докладах и вечерах присутствовало свыше 5500 работниц. Особенно удачный вечер состоялся в 1-м райкоме в помещении губкома. Зал общих собраний при губкоме был переполнен работницами. Стояли в коридорах, за колоннами, везде, где только было возможно. Всего на вечере 1-го райкома было около 800 женщин. Перед началом оркестром был исполнен «Интернационал», и собравшимися почтена память погибших революционерок: К. Самойловой, Р. Люксембург, И. Арманд. Затем был заслушан доклад о международном движении среди работниц. Доклад выслушан с глубоким интересом, и докладчик приветствовался продолжительными аплодисментами. После доклада присутствовавшие на вечере чествовали выпускных учениц школы грамоты при женотделе 1-го райкома. Окончивших школу 11 человек. О каждой из окончивших работниц давалась характеристика ее работ. Ученицы встречались и провожались собравшимися аплодисментами. Окончившим школу женщинам были розданы номера журнал «Работница». Вечер закончился пением «Интернационала» (Коммуна. 1923).
Также газета сообщала о том, что в этот день «для работниц, рабочих и красноармейцев будет дан ряд бесплатных спектаклей и концертов (как мы увидим, «с нагрузкой» - Г.Г.): клуб 3-го райкома - пьеса «Пролетарка», докладчик т. Котельников; театр «Драма и комедия» - пьеса «Разрушители машин», докладчик Луконин; клуб железнодорожников - пьеса «Коммунистка», докладчик т. Можаева» и т.д.
Следствием активного вовлечение женщин в общественно-политическую и экономическую жизнь страны должно было стать появление «новой женщины» - свободной, независимой, самодостаточной личности, имевшей право на выбор своего пути и спутника жизни. На внедрение образа такой женщины в сознание современниц были нацелены усилия и новой пролетарской поэзии.
Дочери Октября
Они пришли…
Не в бриллиантах и цветах –
От Октября они родились
На баррикадах, в городах.
На них наряды: куртки, кепки,
Кроваво-красные платки.
Пожатия рук до боли крепки,
А взгляды смелы, глубоки.
Под звуки новых, алых песен,
Под крики ужаса мещан
Семьи лампадной взрыли плесень,
Безумно радуясь лучам.
Любовь с кадилами, с венцами
Они отбросили, смеясь.
Любовь, свободная, как сами,
Ломая грани, к ним рвалась (1923г.)
Внешним проявлением такой свободы в любви стало широкое распространение в середине 1920-х годов «красных» свадеб и октябрин, проведение которых часто приурочивали к Международному женскому дню. 8 марта 1925 г. «красная свадьба» и октябрины состоялись в клубе самарского дрожже-винокуренного завода: «У нас сегодня торжество. Рабочий завода И-ч задумал жениться и свадьбу захотел отпраздновать по-новому, вместе с рабочими. Рабочий Г-ко также не захотел нести ребенка в церковь крестить:
- Там обман, затуманивание одно. Хочу в клубе октябрить со своими товарищами-рабочими. Не в пьяной компании, а по-революционному.
К 6 часам уже в клубе мест не было. Пришли рабочие с женами. Хотелось посмотреть как справляют свадьбу и октябрины по-новому, по-революционному. Докладчик осветил вопросы старого и нового быта. Рабочие и служащие завода выступали с приветствиями. Новорожденной дали имя Роза Розы Люксембург. После торжественного собрания для рабочих и служащих завода был поставлен спектакль. На рабочих свадьба и октябрины произвели хорошее впечатление».
«Новая женщина» не только выходила замуж «по-новому», но и «по-новому» строила отношения в своей семье. Именно в 1920-е годы семейные отношения становятся достоянием общественности, в частности, это касалось проблемы домашнего насилия. «Новая женщина» не станет терпеть побои мужа, а обратится за помощью к общественности:
«…Так живешь рабой у мужа
Неоплаченной рабой,
Но по-моему, нет хуже
Когда муж откроет бой…
Ну еще одно есть средство-
Должу о нем в местком.
Там по совести, известно,
Потолкуют с мужиком».
Эту же проблему были призваны решать инсценировки, проводившиеся на предприятиях в преддверии 8 марта: «Суд над мужем, избившим жену. На днях у грузчиков был поставлен агитсуд над членом профсоюза избившим свою жену. По инициативе ячейкового организатора к постановке агитсуда были привлечены ответственные работники трибунала ПриВО. Инсценировка прошла удачно и оживленно и заинтересовала грузчиков и их жен. Немало горьких и обидных слов выслушал от обвинителя рабочий, сидевший на скамье подсудимых. Не защищал его и защитник. Со всей строгостью пролетарского самосознания было вынесено осуждение. Польза от такой инсценировки громадная, и ее следует рекомендовать и другим союзам» (Коммуна.1925).
Одной из важнейших задач социалистического строительства было вовлечение женщин в экономическую жизнь страны. Ежегодно увеличивалась доля женского труда в производстве и сельском хозяйстве. Для активизации этого процесса широко использовалось чествование героинь труда и квалифицированных работниц в день 8 марта: «Завод Госспирта №1. Единодушно мы все приветствуем Международный день 8 марта. Сегодня у нас чествование героинь труда. У нас их четыре, все - старые работницы, прослужившие более 15-20 лет. Все они с детства пошли работать на завод. Героиням труда розданы подарки – [материал] на платье и книжки политграмоты, остальным работницам – материал на кофточки».
Напомним, что до середины 1920-х годов в Международный день работниц, «виновницы торжества» - работницы…работали! Затем рабочий день 8 марта для них был сокращен на два часа, и только с 1966 года он является нерабочим. За 105 лет своего существования Женский день 8 марта изменил свое название, избавился от классовой сущности, потерял свой митинговый характер и стал одним из любимых неполитических праздников в нашей стране.
Галыгина Г.В.
14 марта 2018