НАСЛЕДНИКИ МИЛЛИОНОВ

В газете "Самарский вестник" за 18 февраля 1896 г. в рубрике "Фемида" самарцы могли прочитать интересный материал под одноимённым названием. В нем рассказывалось о нашумевшем деле о наследстве известного предпринимателя С.С.Полякова. Самуил Соломонович Поляков (1837–1888), строитель железных дорог, банкир, благотворитель. В начале 1860-х гг. был содержателем почтовой станции в Харьковской губернии. Арендовал земли у министра почт и телеграфа графа И.Толстого, который в период раздачи железнодорожных концессий (1860–70-е гг.) оказал ему протекцию. С.С.Поляков построил Козлово-Воронежско-Островскую, Орлово-Грязскую, Курско-Харьковско-Азовскую, Фастовскую и многие другие железные дороги. Правительство возложило на него прокладку стратегических железных дорог в Румынии (Бендеро-Галацкая и Фратешты-Зимницкая) в период русско-турецкой войны 1877–1878 гг. За небывало быстрое строительство и надежность этих дорог С.С.Поляков получил высшую награду Всемирной выставки в Париже (1878). Всего проложил около 2,6 тысяч км железнодорожных путей. Это четвёртая часть российских железных дорог.

Помимо своей "основной" деятельности, Самуил Поляков известен и как один из крупнейших российских благотворителей. Он потратил около 3 млн. руб. на строительство учебных, культурно-просветительских, медицинских и богоугодных учреждений. Основал и содержал первые в России железнодорожное (Елец, 1867) и горное (Корсунь), технические училища, был одним из основных жертвователей при создании лицея цесаревича Николая (Катковский лицей), училища барона Дельвига и многих других.

В апреле 1888 г. в возрасте 52 лет он скоропостижно скончался на похоронах своего родственника и друга А.М.Варшавского. Наследникам досталось огромное состояние. Одни лишь процентные бумаги оценивались в 40 млн. руб. Согласно завещанию С.С.Поляков возложил на наследников обязанность выдавать годовой оклад жалования всем служащим в правлении железных дорог, которые он сам построил. Наследники этого обязательства не выполнили. Когда к ним стали поступать требования со стороны служащих, то наследники сначала отказали в выдаче, а затем стали предлагать выплачивать только 25 коп. за каждый рубль. Таким образом, многие служащие получили лишь одну треть от оклада. С них также потребовали расписку о том, что претензий они не имеют. Но некоторые отказались от такой сделки и обратились в суд.

На суде наследники С.С.Полякова выдвинули против предъявленных исков три возражения. Во-первых, обязательство выдавать годовой оклад тесно связано с добровольным переходом железных дорог в казну, а так как такого перехода не состоялось, то платить служащим, и не следует. Во-вторых, они заявили, что С.С.Поляков предполагал выплачивать оклад не из своих средств, а из средств акционерных обществ, которым принадлежит эксплуатация этих железных дорог. И, в-третьих, под служащими правления следует понимать только тех, кто значится по служебным спискам.

Окружной суд признал возражения наследников обоснованными и отказал в исках. Истцы подали аппеляции в судебную палату. Сторону истцов представлял присяжный поверенный Берлин. Он указал, что, во-первых, служащие перешли в казну добровольно. Это подтверждалось документами. По поводу второго довода он высказался следующим образом: "…такой выдающийся человек как Поляков вряд ли мог завещать выдачу оклада из чужих средств". По третьему вопросу его объяснения сводились к тому, что в железнодорожном хозяйстве есть только два вида служащих – служащие на дороге и в правлении. Они не все числятся в служебных списках, но фактически являются служащими. Судебная палата отменила решение окружного суда и удовлетворила иск служащих.

Ирина Крамарева, Музей П.В.Алабина

5 августа 2018


К списку статей

Наверх

Корзина