УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА 5 ДЕКАБРЯ 1909 ГОДА

Самарский окружной суд в заседании 5 ноября 1909 года рассматривал два дела: об ограблении лавок в селе Озерецком Самарского уезда и о нанесении смертельной раны. По первому делу на скамье подсудимых оказались трое крестьян – Т.Власов, С.Большаков, Ф.Медведев. Они обвинялись в вооруженном нападении на четыре лавки. Обвинителем на этом процессе выступал С.С.Кайсер, защитником – присяжный поверенный Г.В.Прохов.

Обстоятельства дела заключались в следующем. В ночь на 15 августа 1908 года подсудимые крестьяне вместе с крестьянином Чичкановым (он во время следствия умер) вооруженные револьвером и двумя ломами "фомками" на двух подводах приехали в с. Озерецкое с целью ограбления местных лавок. В бакалейной лавке Шалина они взломали замок, но их спугнул ночной сторож. В темноте сам сторож грабителей не увидел и подумал, что они окончательно скрылись. Но, как оказалось, те отправились взламывать лавку Антиповой. При взломе их услышал крестьянин Жучков и поднял тревогу. Сбежался народ, но грабители опять успели скрыться. Спустя полчаса в другом конце села снова раздались крики. Злоумышленники были замечены в лавке Чуракова. Они запрыгнули в тарантас и хотели уехать, но отец и сын Чураковы ухватились за повозку и остановили ее. Воры вновь успели убежать. В повозке оказался разный мануфактурный товар на сумму 1000 рублей и 40 рублей из кассы. Около лавки был брошен финский нож и драповое пальто.

Грабители оказались очень настойчивы и вскоре ночные караульщики, проходя мимо лавки Монова, заметили новый взлом. Все село поднялось на ноги и устроило погоню. В соседнем лесу был задержан неизвестный молодой человек, который назвался Егором Черанковым. Вскоре выяснилось, что паспорт его был фальшивым. В ходе расследования оказалось, что это крестьянин Ф.Медведев. При обыске у него нашли заряженный револьвер, финский нож, краску для волос и 38 рублей. Он рассказал, что похищенный мануфактурный товар находится в деревне Н.Костычи у Чичканова. На следующий день Монов поехал туда и нашел товар из своей лавки. Таким образом, по показаниям Медведева все соучастники были задержаны. На предварительном следствии обвиняемые сознались в ограблении лавок. По резолюции суда все лишены прав состояния, приговорены к ссылке и каторжным работам на четыре года.

По второму делу на скамье подсудимых оказался восемнадцатилетний парень, переплетчик Иван Шкворин. Обстоятельства дела заключались в следующем. Последнее время Шкворин находился в ссоре со своим бывшим товарищем В.Зверевым, причина которой осталась неизвестна. Согласно показаниям свидетеля Евстротова, товарища Зверева, за несколько дней до роковой встречи Шкворин сказал ему: "Передай Ваське, чтобы он много не бухтел, а то я ему дело дам или положу". Спустя 3 дня, 8 июля 1909 года на улице Дворянской Василий Зверев был ранен Иваном Шквориным. Рана оказалась смертельной. По дороге в больницу Зверев скончался.

Шкворин был арестован. На суде он признал себя виновным, но заявил, что ранил Зверева в целях самообороны. По словам подсудимого, вечером он шел с барышней из Струковского сада. На встречу ему попались Зверев с товарищем. Они стали над ним смеяться. Потом кто-то подставил ногу, он упал. Далее Шкворин утверждал, что его стали душить и он, схватив перочинный нож, ударил Зверева в грудь. Несколько опрошенных свидетелей подтвердили, что ссора действительно между ними была. Присяжные заседатели признали его виновным "в нанесении смертельной раны без заранее обдуманного решения, в запальчивости и раздражении". И.Шкворин был приговорен к трем годам тюремного заключения.

Ирина Крамарева, Завотделом истории прошлого СОИКМ им. П.В.Алабина

10 августа 2018


Теги: История права

К списку статей

Наверх

Корзина