В ЦАРСТВЕ ФЕМИДЫ (ИЗ ХРОНИКИ 1896 Г.)
В феврале 1896 года в заседании самарского уездного суда разбиралось в апелляционном порядке дело по обвинению купца Арефьева «в неисполнении законного требования начальства». Арефьев состоял контрагентом Сызрани от Симбирской губернии и уездной земской управы по перевозу через Волгу пассажиров и товаров близ с. Батраки на Уральско – Сызранском скотопрогонном тракте.
Свою пристань на самарском берегу он устроил около деревни Якорьевки. Перевозил товары и людей по заранее утвержденной таксе. Сначала у Арефьего все шло благополучно, но затем общество крестьян этой деревни взбунтовалось и предъявило к нему претензию. Крестьяне считали, что он устроил пристань на их земле и по требовали от Арефьева прекращение перевозок. Но купец на их претензии внимания не обратил и продолжил свою деятельность.
Тогда крестьяне обратились с жалобой к местному начальству. К Арефьеву явился становой пристав 1 стана самарского уезда с требованием немедленно снять пристань на самарском берегу. Но пристань снова продолжала работать.
Дело дошло до самарского губернского правления, которое командировало исправника Кугушева для выяснения обстоятельств дела на месте. Он отобрал у Арефьева таксу на перевоз и закрыл пристань. Купец сообщил об этом в сызранскую уездную управу и получил оттуда новый экземпляр таксы. В свою очередь уездная управа обратилась в самарское губернское правление с просьбой разъяснить ситуацию. Ответ был таков: купец Арефьев привлечен к ответственности за невыполнение требования начальства о снятии пристани. Дело рассматривалось у земского начальника 10 участка самарского уезда, который признал Арефьева виновным и приговорил к штрафу в размере 50 рублей.
В марте 1896 года в уголовном отделении самарского окружного суда, с участием присяжных заседателей рассматривалось дело о совершении ряда краж со взломом, наделавшее много шума в Самаре.
В ночь с 14 на 13 декабря 1894 года у мещанки Чубаковой в с. Екатериновка Самарского уезда были украдены платья и белье на 471 руб., в ночь с 21 на 22 декабря совершена кража белья у мещанки Разиной на 1000 руб. и в ночь с 22 на 23 декабря у мещанки Нечаевой.
Во всех случаях взломаны замки в кладовых и на сундуках. На месте преступления похитители оставили новую пешню. Как только распространился слух о краже к Нечаевой пришел староста и сказал, что перед этим из Самары приехали 2 неизвестных человека. Они заходили к жителю села Кузьме Кузнецову и утром все уехали в Самару.
Становой пристав узнал, что у Кузнецова в Самаре на постоялом дворе проживает брат. Там его и нашли. Кузнецов признался, что подвозил этих людей на квартиру, где они оставили тюки. При обыске на этой квартире было найдено в кладовке большое количество различных вещей, в том числе и украденных из Екатериновки. Хозяин квартиры Лихобабин являлся крупным скупщиком краденных вещей. Продавал он их на различных рынках и толкучках.
Лихобабин отвез полицию в Воробьевские номера, где и арестовали похитителей Кузнецова и Салманова, только что вышедших из тюрьмы по такому же делу. У них был найден револьвер и поддельный паспорт. Признаваясь в совершении систематических краж, они подтвердили участие в этих кражах в качестве наводчика крестьянина с. Екатериновка Юрлина. Он также был арестован. При обыске у него были обнаружены серебряные часы Разиной и некоторые другие вещи. Задержанные по этому делу содержались в самарской тюрьме. Но 3 марта 1895 года они бежали. В апреле были пойманы в Астрахани во время совершения новой кражи.
Ирина Крамарева, Музей им. П.В. Алабина
11 Августа 2018
Теги: История права