Процедура добровольной ликвидации ООО

7 октября 2024
👁 154
Время чтения 8 минут

Ликвидация компании – процедура по полной прекращении ее деятельности. Данная процедура регулируется ст. 61-65 ГК РФ. В этой статье мы рассмотрим особенности добровольной ликвидации организации, то есть по решению ее участников.

Основные причины закрытия компании

Приведем несколько причин, по которым лица-учредители могут прекратить свой бизнес:

1.    Организация длительное время не осуществляла деятельность или же ее работа не приносила ожидаемой прибыли. В этом случае выгоднее ликвидировать ООО, нежели нести убытки и продолжать платить налоги.

2.    У организации крупные задолженности перед деловыми партнерами, сотрудниками или официальными инстанциями. В этом случае выгоднее провести процедуру банкротства, которая избавит компанию от большей части долгов. Рассмотрим случаи, когда у компании достаточно активов для выполнения своих обязательств.

3.    Между участниками есть конфликты и существенные разногласия по способам ведения бизнеса.

4.    Организация проходит ликвидацию после выполнения всех задач, ради которых она создавалась.

Приведем этапы добровольного процесса ликвидации, которые можно пройти самостоятельно или вместе с квалифицированным юристом.

Проведение собрания и назначение лица-ликвидатора (созыв комиссии)

Решение закрыть бизнес принимается на общем собрании и закрепляется в протоколе. Если в компании всего один учредитель, он принимает это решение единолично, оно также закрепляется документально.

Приведем обязательные пункты, которые указываются в решении:

1.    Дата, время, место проведения собрания.

2.    Наименование организации.

3.    Данные участников с указанием их долей в капитале ООО.

4.    Тема собрания.

5.    Причина закрытия ООО (например, по причине отсутствия фактической деятельности).

6.    Период ликвидации (максимум год).

7.    Данные лица-ликвидатора или состав комиссии.

Процессом будет руководить ответственное за ликвидацию лицо (лица). Это может быть как работник организации, так и сторонний специалист. Для компаний с крупным штатом целесообразно сформировать комиссию. При назначении ответственных за ликвидацию лиц можно составить отдельный документ-приказ, но на практике достаточно указать соответствующие сведения в решении или протоколе.

Уведомление налоговой службы

После проведения собрания у вас есть три дня для уведомления ФНС. Отсчет этого срока начинается со дня, когда был подписан протокол или единоличное решение. Не опоздайте с информированием, иначе налоговая может оштрафовать ликвидатора.

В ФНС направляется две формы – протокол в оригинале и заявление Р15016, в нем нужно указать причину 3.

Документы принимает инспекция, которая регистрировала ООО. Передать заявление можно и удаленно, на портале ФНС или Госуслуги, в этом случае у лица-ликвидатора должна быть КЭП. Если электронной подписи нет, удобнее всего передать заявление нотариусу, который заверит бланк и направит его в налоговую.

В течение пяти дней, без выходных, сотрудники ФНС внесут запись в реестр о том, что ООО находится в процессе ликвидации.

Публикация информации на Федресурсе

После оформления протокола или решения у комиссии или лица-ликвидатора будет три рабочих дня, чтобы опубликовать сообщение о таком решении на портале Федресурса. Сведения на этом портале находятся в открытом доступе, каждый может ознакомиться с ними.

Для размещения информации на сервисе вам также потребуется электронная подпись и регистрация в личном кабинете. Для корректной работы с Федресурсом необходимо установить плагин ЭП, криптопровайдер и

специальное расширение для вашего браузера. Доверить публикацию сведений можно нотариусу.

Информирование кредиторов

В начале ликвидации вы обязаны уведомить всех взыскателей об этой процедуре. Сделать это нужно двумя способами.

Первый – размещение сообщения в средствах массовой информации. Для этого данные передаются в «Вестник государственной регистрации». Закон не устанавливает точного срока для такого действия, однако лучше поторопиться с публикацией, чтобы взыскатели не предъявили претензии о том, что их не предупредили.

В публикации укажите срок, в течение которого кредиторы могут выступить со своими требованиями о возврате долгов. Минимально допустимый срок – два месяца. Если срок был пропущен, для его восстановления взыскателю придется обращаться в суд.

Для публикации зарегистрируйтесь на сайте СМИ, оплатите услугу и составьте текст сообщения. К нему приложите лист записи из единого реестра, письмо-сопровождение и доверенность.

Второй способ – письменное уведомление взыскателей. Если кредитор не читает «Вестник», он может пропустить процедуру ликвидации. В этом случае он вправе подать иск, а суды часто занимают сторону взыскателей.

Именно поэтому отправьте каждой стороне заказное письмо, закажите на почте уведомление о вручении.

Составление промежуточного ликвидационного баланса и погашение долгов

После истечения периода предъявления требований составляется промежуточный баланс, результаты которого утверждаются на собрании. В документе содержится информация о финансовых, имущественных активах, долговых обязательствах, требования со стороны взыскателей. Если у ООО нет долгов, нужно отметить, что требований также не имеется.

После составления баланса уведомите об этом ФНС, в форме Р15016 укажите причину 4. Сам документ с балансом предоставлять не требуется.

Перед погашением долгов лицо, ответственное за ликвидацию, оценивает имущественное положение ООО. Для этого в обязательном порядке нужно провести инвентаризацию, взыскать долги дебиторского типа, в том числе в порядке судебного производства.

Приступайте к выполнению долговых обязательств. Прежде всего, направьте на это денежные средства с расчетного счета, далее – продайте имущественные активы в ходе торгов со стоимостью выше 100 тыс. рублей. Если имущества недостаточно, рассмотрите процедуру банкротства.

Выплата задолженностей осуществляется в порядке очереди:

1.    Компенсация причиненного вреда здоровью или жизни, возмещение морального вреда (как работникам, так и любым другим людям по решению суда).

2.    Задолженности по заработным платам и другим положенным по трудовому законодательству выплатам.

3.    Налоговые платежи, штрафы и взносы по страхованию.

4.    Обязательства перед подрядчиками и лицами-кредиторами.

Если у компании недостаточно денежных средств для расчета со всеми взыскателями, то начинается процедура банкротства.

После этого оформляется итоговый баланс, в котором отображаются все оставшиеся пассивы и активы. Важно: при составлении такого баланса вам предстоит снова провести собрание. Если у участников есть деньги или имущественные активы, это рассматривается как доход, поэтому приготовьтесь платить налоги.

Увольнение сотрудников

Ст. 261 ТК РФ допускает увольнение по причине ликвидации всех работников, в том числе беременных женщин. Оформление увольнения рекомендуется доверить кадровым специалистам. Здесь приведем общий порядок действий:

1.    Предупредите работников не позднее, чем за два месяца до предстоящего увольнения. Проинформировать лиц нужно в письменной форме, сотрудники должны расписаться в документе.

2.    Выплатите пособия в объеме среднего заработка за месяц. Если лицо не найдет новую работу за два месяца, вам придется выплачивать пособие и за этот период. По решению центра занятости вы можете оплачивать и третий месяц, когда человек находится без работы. Для ускорения процесса некоторые работодатели выплачивают при ликвидации три заработка за каждый месяц единовременно.

3.    Проинформируйте центр занятости. Для этого удобно воспользоваться сайтом «Работа России». Сделать это нужно за два месяца, а при увольнении, которое носит массовый характер, минимум за три. Массовое увольнение предполагает уход 50 работников и больше за один месяц.

4.    Сдайте отчетные документы. Их нужно направить в ФНС и СФР, также оплачиваются взносы за страхование. Соблюдайте сроки: передать отчетность в СФР требуется в течение месяца после формирования промежуточного баланса. В свою очередь, страховые взносы важно перечислить до оформления этого документа.

5.    Передайте документацию о работниках в архив. После увольнения людей и выплаты пособий данные о работниках направляются в архив. Вам требуется передать приказы о вступлении в должность, увольнении, личные карточки по форме Т-2, оригиналы трудовых книжек, если они есть, соглашения о страховании лиц. Обратитесь в архивный орган с протоколом о ликвидации и уставной документацией.

Подача документов в налоговую на закрытие

Для информирования ФНС направьте следующие официальные бумаги:

  • Итоговый баланс по ликвидации с указанием оставшегося имущества и других ценностей.
  • Заявление уже знакомой нам формой Р15016 с причиной 7.
  • Квитанция об оплате госпошлины (размер составляет 800 рублей). При подаче документов в электронном формате вы освобождаетесь от пошлины.

Пройдет пять дней без учета выходных, и налоговая передаст вам лист из ЕГРЮЛ, в котором будет указано, что ООО ликвидировано. Получить выписку можно в электронном или в бумажном виде, в последнем случае в заявлении требуется заранее указать, что вам нужен бумажный документ.

Сдача последней отчетности и уплата налога

В момент внесения записи в реестр завершается заключительный налоговый период. Компании нужно оплатить налоги и предоставить соответствующие отчеты.

При общем способе налогообложения подается декларация для НДС и налогового платежа на прибыль. Если вы работаете по упрощенной системе, подается одна декларация по УСН.

Снятие с учета онлайн-кассы и закрытие расчетного счета

Снятие кассового аппарата с учета обычно осуществляет сама налоговая. Для ускорения процедуры можно отправить заявление на портале ФНС еще до внесения записи в реестр юридических лиц о завершении ликвидации. Онлайн-касса снимается с учета за день дней с момента отправки заявления.

Для закрытия счета организации подайте заявление в банк, как правило, представители банка закрывают его практически сразу.

Если у компании была печать, она подлежит уничтожению. Для правильной утилизации обратитесь в специализированную компанию.

Особенности упрощенной ликвидации

С 2023-го года у ООО появилась возможность прекратить деятельность в упрощенном порядке. Для этого нужно просто подать в налоговую заявление об исключении организации из реестра. Для упрощенной схемы необходимо соответствовать определенным условиям:

  • Полностью рассчитаться по долгам с государственными инстанциями, деловыми партнерами, клиентами и работниками.
  • Вовремя передать все финансовые и налоговые отчеты.

Заявление можно подать несколькими способами. Самый удобный вариант – отправить его на электронном сервисе на портале ФНС. Для этого вам потребуется электронная подпись квалифицированного типа. Также передать документ можно через нотариуса или записаться на личный прием в налоговую.

Таким образом, добровольная ликвидация ООО – это многоэтапный процесс, при котором важно своевременно уведомить лиц-кредиторов, уволить сотрудников в соответствии с ТК РФ и вовремя сдать все отчетности. При возникновении трудностей с ликвидацией рекомендуется обратиться к опытному юристу, который предлагает услуги сопровождения и помощь в оформлении документов.

Сумма оценок:  14

Наши эксперты

Блохин Алексей Васильевич
Руководитель отдела Линия консультаций РИЦ 256 сети КонсультантПлюс
Эксперт системы КонсультантПлюс
Специалист в области налогового учета и кадрового учета
Албузова Наталья Юрьевна
Ведущий эксперт-консультант РИЦ 256 сети КонсультантПлюс
Эксперт в области бухгалтерского и налогового учета (спецрежимы), кадрового учета
Автор и ведущий вебинаров по бухгалтерскому, налоговому и кадровому учету
Богачёва Алла Сергеевна
Юрист Линии консультаций РИЦ 256 сети КонсультантПлюс
Специалист на рынке ценных бумаг
Член Самарского отделения Ассоциации юристов России (СО АЮР)
Орешкина Галина Владимировна
Эксперт-консультант РИЦ 256 сети КонсультантПлюс
Эксперт в области бухгалтерского и налогового учета
Аудитор
Арестова Алла Владимировна
Специалист Горячей Линии консультаций РИЦ 256 сети КонсультантПлюс
Левкина Людмила Эдуардовна
Специалист Горячей Линии консультаций РИЦ 256 сети КонсультантПлюс

Заполните форму для обратной связи

К списку статей

Наверх

Корзина