«…ПО-НАШЕМУ ТА ГОРА СОЛЯНАЯ, ЛОМАЮТ В НЕЙ СОЛЬ»

Самарский городской голова П.В. Алабин, имевший опыт организации музея в Вятке (1866), инициировал открытие музея и в Самаре. 13 (25) ноября 1886 года городская дума утвердила его проект создания Самарского публичного музея. Петр Владимирович стал первым заведующим, занимался формированием музейных коллекций. Он вел обширную переписку с частными лицами и учреждениями по вопросам комплектования музейного фонда. Деловое эпистолярное наследие (более 200 ед.) хранится в научном архиве СОИКМ им. П.В. Алабина. В 1888 году по просьбе П.В. Алабина Товарищество арендаторов Илецкого Соляного промысла изготовило и отправило «в дар Самарскому Музеуму» через своего агента Криммера изделия из илецкой каменной соли и образцы самой соли. Об этом свидетельствует письмо доверенного Товарищества арендаторов Илецкого соляного промысла В.П.Мясниковасамарскому городскому голове П.В. Алабину от 29 ноября 1888 года. В нем также содержится описание этих «соляных экспонатов». 10 предметов были изготовлены из сердцевин(соляного кристалла). По одному экземпляру в форме церкви, локомотива, монумента, триумфальных ворот, печатки. Два экземпляра в форме солонки. По четыре экземпляра в виде гири, утюжков, рыбок. Из некристаллической соли были представлены четыре предмета – монумент, блюдо, гиря, пресс-папье. Также имелись образцы соли: кусок комовой соли, мешочек бороздовой соли, три мешочка соли разного помола и пять соляных кристаллов. Все вещи были уложены в четыре ящика. В настоящее время в фондах СОИМК им. П.В. Алабина сохранилось два предмета из илецкой соли – пресс-папье и гиря.
Илецкое месторождение каменной соли славилось чистотой соли и мощностью залегания. Время его открытия и начало разработок точно неизвестны. Согласно преданию, открытие соли приписывают ногайцам в XVI веке. Впервые об илецкой соли упоминается в «Книге Большому Чертежу», составленной в 1627 году при отписании р. Яика: «А река, ниже тех речек 50 верст пала в Яик, с левой стороны Яика, Илез ниже горы Тустебя, по-нашему та гора Соляная, ломают в ней соль». Поселение при Илецких соляных копях возникло в XVII веке.31 декабря 1727 года Сенат принимает «Устав о соляных промыслах, и о торге оною и о протчем». В уставе были перечислены все крупные соляные разработки в стране, и в 17-м пункте говорилось о частной торговле солью из Илецкого месторождения: «…близ реки Илека и в иных тамошних степных местах соль добывают и вывозят сухим путем, где по сему уставу позволяется промышлять с платежом пошлин свободно, однако ж Казанскому губернатору и Уфимскому воеводе велеть накрепко смотреть, чтоб, конечно, вывоз и продажа такой соли была с платежем пошлин и ежели от таможен будут доношения в тайных провозах, в том вспомогать и как возможно по состоянию тамошних мест делать предосторожность, чтоб в сборе соляных пошлин траты не было». Из содержания этой статьи устава видно, что в начале XVIII века добыча илецкой соли достигла значительных размеров, и соль не только использовалась местными народами для собственных нужд, но и вывозилась на продажу в города Поволжья и Приуралья.
Подтверждение этому есть и в труде И.К.Кириллова, созданном в 1727 году. Описывая Уфимскую провинцию Казанской губернии, он пишет, что башкиры и татары вывозят илецкую соль на продажу. Интерес российского правительства к илецкой соли, как к источнику пополнения казны и обеспечения населения важнейшим продуктом потребления, а также все мероприятия, связанные с началом промышленного освоения илецкого месторождения, связывают с именем И.К.Кириллова, известного ученого и государственного деятеля, автора проекта и руководителя Оренбургской экспедиции(1734-1737), штаб которой располагался в Самаре в 1736-1743 годах. И.К.Кирилов скончался от чахотки14 апреля1737 года вСамаре, где был похоронен в церкви Николая Чудотворца.
И.К.Кириллов узнал об илецкой соли от приезжавших в Москву и Санкт-Петербург башкирских старшин, и уфимских жителей. После прибытия в Уфу в 1734 году предпринимает ряд мер для добычи и отправки илецкой соли из Уфы в Москву и Санкт Петербург. Он договаривается с башкирами о поставке ее в Уфу по 8 коп. за пуд. В январе 1735 года в своем письме в Екатеринбург просит В.Н.Татищева сообщить «провозные» цены на соль и поясняет, что башкиры, «хотя недавно зачали привозить, однако ж около трех тысяч пуд уже куплено и непрестанно везут, почему уповаю, до весны немалое число будет».О мероприятиях начальника оренбургской экспедиции по отправке илецкой соли также пишет П.И.Рычков: «По прибытии его Кириллова в Уфу в том же 1734 и в 1735 году башкирцы приохочены уже были к поставке сей соли в город Уфу, да и отправлено было ее при нем еще Кириллове на судах, несколько тысяч пуд Белою рекою в Каму, а Камою в Волгу и далее». То есть именно И.К. Кириллова можно считать зачинателем поставок илецкой соли в центральные районы России водным путем по pекам Белая, Кама и Волга. Во время башкирского восстания 1735 - 1740 годов добыча и транспортировка илецкой соли приостановилась, но уже в 1744 году в Уфу было поставлено и оттуда переправлено для продажи в Нижний Новгород более 99575 пудов соли.
В 1744 году генерал-губернатор Оренбургской губернии И.И.Неплюев отправил на месторождение майора Кублицкого с воинской командой, который привез образцы соли. Их химический анализ впервые провел М.В.Ломоносов. 4 марта 1746 года И.И.Неплюев попросил у Правительствующего Сената разрешения сделать Илецкий промысел государственным и лишь 7 мая 1753 года илецкое месторождение было объявлено собственностью казны. Тогда же в Оренбурге было открыто Соляное управление и построен соляной магазин, продававший соль по 35 коп. за пуд. Позже казна сдала соленые промыслы в аренду сотнику Оренбургского казачьего войска Алексею Углицкому. После нескольких набегов киргиз-кайсаков на илецкие промыслы он запросил у оренбургского губернатора защиты. Губернатор прислал для постройки крепости каторжан, и летом 1754 года недалеко от реки Илек, в 75 верстах от Оренбурга, была построена крепость, которая получила название – Илецкая Защита.
Первое описание илецких разработок сделано П.С.Палласом в 1769 году в книге «Путешествие по разным провинциям Российской империи». В конце 1769 года оренбургский губернатор И.А.Рейнсдорпа пригласил возглавить правление соляных дел одного из основателей Оренбургской губернии, выдающегося российского ученого, первого член-корреспондента Академии наук России П.И.Рычкова. Главной задачей было «отправление Илецкой соли внутрь Империи перед прежними годами в наибольшем количестве». Интересы государства требовали для получения максимально высокого дохода постоянного увеличения вывоза соли за пределы Оренбургского края. Поставки соли всегда проходили со значительными затруднениями. Возглавив промысел, Рычков поставил задачу увеличить добычу соли до одного миллиона пудов в год. Для этого нужно было, как он считал, улучшить условия и организацию труда горняков. Он вводит на руднике своеобразную производственную кооперацию, почасовую оплату труда с выработки. Откачивать рассол из ям стали насосные машины. П.И.Рычков впоследствии описывал процесс добычи соли: «Сперва они прорывают борозды глубиной в пять четвертей, а шириною вершка в три так, чтобы одна борозда от другой расстоянием была на аршин. Таким образом, приготовя несколько борозд, совокупляясь в одном месте человек по 20 и по 30, сбивая соль с самой подошвы барсом (то есть особым бревном), ударяя им по нескольку раз в косяк. А как косяк даст трещину, то отделяют его от подошвы соляной, запущая в него большие рычаги, коими отваливают его в сторону. В таком косяке случается пудов по триста и более». При добыче соль разделялась на три сорта: первый - комовая, второй- щебневая, третья-бороздовая, образующаяся от просеки топорами борозд между соляными косяками.
Чтобы перевозить соль более дешевым водным путем, П.И.Рычков добился финансирования строительства легких барочных судов и речных пристаней. Наполовину сократил число каторжников, заменив их вольнонаемными рабочими. Уже в феврале 1770 года вновь начала действовать до этого заброшенная Бугульчанская пристань. С лета началось отправление соли с еще одной пристани на р. Белой. На Каме также велось строительство соляной пристани и «соляных магазейнов» в селе Бетки.
В 1772 году в «Трудах Вольного экономического общества» публикуется его большая статья «Описание Илецкой соли» - первое в экономико-географической литературе аналитическое исследование соляного промысла. В ней говорится, что соль расположена огромным куполом и, хотя разработки ведутся уже на глубине тринадцати сажен, «конца залежи не предвидится, ибо природа в неизмеримом количестве ее приготовила». Неизвестно, когда и кем она найдена, «но в том, ни малейшего нет сомнения, что и древние пользовались солью. Свидетельства тому развал, множество ям и насыпных бугров, где они ту соль добывали». В ноябре 1772 года начальник Главной соляной комиссии тайный советник Михаил Яковлевич Маслов прислал Рычкову орден, в котором объемы добычи соли были «похвалены и почтены против всех годов отличными».Тщательно отлаживаемая система добычи и поставок с илецкого месторождения рухнула в результате событий крестьянской войны 1773-1775 годов: многие соляные магазины и лавки были разграблены или сожжены, также пострадали и соляные пристани. В феврале 1774 года пугачевским атаманом Хлопушей была захвачена крепость Илецкая Защита. В 1789 году ввоз илецкой соли во внутренние районы России прекратился из-за сложности доставки и до 1806 года ее добывали только для нужд Оренбургской губернии. С 1806 года Илецкий соляной промысел обращен в вольный, под управлением экспедиции, с учреждением запасных магазинов для распродажи соли в Оренбурге и Уфе, куда она доставлялась «по сухопутной развозке», а в Стерлитамак доставлялась по реке Белой.
В 1810 году обер-квартирмейстер полковник Григорий Никанорович Струков (1771-1846) представил проект нового прямого сухопутного солевозного пути из Илецкой защиты к пристани в г. Самаре. Он писал: «…добыча Илецкой соли должна быть упрочена на отдаленные времена, потому что этот источник есть богатейший в государстве, и может снабжать наилучшею солью все места верхней части Волги, начиная от города Самары, а также обе столицы и западно-северные губернии, и может заменить иностранную соль; озерные наши соли Саратовские и Крымские по качеству низшего достоинства и от выше означенных мест удалены». Солевозная дорога составила 320 верст вместо 486 до Оренбурга. Проект был одобрен министерством финансов. Для охраны промысла от набегов киргизов была проведена новая таможенная черта по реке Илеку, и со стороны севера по рекам Курале и Бердянке. В 1816 годуИлецкий соляной промысел преобразован и поступил введение Соляного правления, расположенного при главных запасных магазинах в г. Самаре. Г.Н.Струков переведен в действительные статские советники и назначен управляющим Илецким соляным промыслом. В 1828 году соляное правление переведено в Илецкую защиту. Г.Н.Струков был управляющим до 1840 года. В 1906 году река Песчанка затопила открытую соляную разработку «Развал» и на его месте образовалось озеро. Сейчас это известный курорт Соль-Илецк.
Ирина Крамарева
Музей им. П.В.Алабина
29 июля 2021