«…Беспечально, привольно жилось мне в том году в Самаре» (самарские сезоны Полины Стрепетовой)

«…Беспечально, привольно жилось мне в том году в Самаре»  (самарские сезоны Полины Стрепетовой)

2019 год объявлен в России Годом театра. Ежегодно 27 марта отмечается Всемирный день театра (World Theatre Day). История этого праздника начинается с середины прошлого века. После Второй мировой войны была учреждена Организация объединенных наций. В 1948 году при ООН создана организация, взявшая под свое крыло все культурное наследие, в том числе и театральное искусство (ЮНЕСКО). 27 марта 1948 года под эгидой ЮНЕСКО организован Международный Институт Театра, который курировал театральную жизнь мирового сообщества, объединял театральных деятелей десятков стран. С 1961 года Всемирный день театра отмечается ежегодно по всему миру. Это не только профессиональный праздник для всех работников Храма искусств, но и для всех поклонников сцены. История самарского театра началась с середины XIX века. И сегодня мы расскажем о замечательной русской драматической актрисе, для которой самарская сцена стала своеобразным творческим трамплином.

Полина (Пелагея) Антипьевна Стрепетова (1850-1903) большую часть своей сценической жизни отдала провинциальному театру. Она гастролировала по всей России. Ее искусство воспевало простую русскую женщину с ее многострадальной судьбой. Биография П.А.Стрепетовой похожа на биографии ее героинь. Родители Полины и точная дата ее рождения неизвестны. Ребёнком ее подкинули на крыльцо дома нижегородского театрального парикмахера Антипа Стрепетова и его жены, провинциальной оперной певицы. С приемными родителями девочке повезло. Многосемейные бедняки, едва сводившие концы с концами, любили и никогда не обижали подкинутого им ребенка. Но правда о появлении Полины в доме открылась впечатлительной и болезненной девочке. Это повлияло на ее характер, сделало достаточно замкнутой и подозрительной.

П.А.Стрепетова не получила образования. Грамоте ее обучили в семье. С детских лет Пелагея мечтала стать актрисой. С семи лет выходила на сцену нижегородского театра в детских ролях. В четырнадцать лет она стала актрисой Рыбинского театра. Летом 1865 года Полина вышла на сцену в роли горничной в водевиле «Зачем иные люди женятся». С этого дня начались ее скитания по дорогам России во славу русского театра.

Полина Стрепетова не обладала яркими внешними данными. Она была невысокого роста, сутуловата. Но у нее были красивые, выразительные глаза и удивительно проникновенный грудной голос. По кабальным условиям антреприз П.А.Стрепетова должна была выступать в любой предложенной хозяином театра роли. Иногда в один вечер ей приходилось играть в пятиактной мелодраме, а затем петь в дивертисменте или развлекать публику в водевиле. Но ее больше привлекали драматические спектакли. В огромном списке ролей Стрепетовой в провинциальный период значатся драмы Шиллера, трагедии Шекспира, лермонтовский «Маскарад», где она играла Нину. Но всероссийскую славу и любовь зрителей актриса завоевала образами простых русских женщин. На провинциальной сцене она впервые сыграла Лизавету в «Горькой судьбине» А.Ф.Писемского, Катерину в «Грозе», Василису Мелентьеву в одноименной драме А.Н.Островского. Трагедия русской женщины из народа нашла в ней свою гениальную исполнительницу. Женщины Полины Стрепетовой - чистые, любящие, глубокие - привлекают зрителя душевным благородством, цельностью натуры, гордой независимостью характера.

Переломным для нее стал год, когда удалось поступить на самарскую сцену. Именно в Самаре П.А.Стрепетова выступила в ролях, где проявилась ее индивидуальность: Верочка («Ребенок»П.Д.Боборыкина), Лиза («Горе от ума»А.С.Грибоедова), Дуня («Не в свои сани не садись» А.Н.Островского), Лизаветта («Горькая судьбина» А.Ф.Писемского).

В статье «Чудо русской сцены» автор В.Молько отмечает, что «именно самарские журналисты не только проницательно разглядели и восторженно оценили талант актрисы, но и печатно возвестили миру о «чуде, которого давно уже не было на русской сцене». Первый самарский сезон Полины Стрепетовой состоялся в 1866-1867 годах. Она описала его в своих воспоминаниях: «Наш приезд труппа встретила сочувственно. За кулисами я была сразу окружена общим вниманием и даже приветом. В публике с каждым спектаклем мой успех заметно начинал расти. Сборы поднялись... В числе лиц, симпатизирующих моей игре, и особенно ярой моей сторонницей оказалась самарская губернаторша С.А.Аксакова... Большая любительница театра, сама недурная актриса, постоянная устроительница всех любительских и благотворительных спектаклей, она не пропускала почти ни одного представления..." Последнее обстоятельство в какой-то мере повлияло на хорошее отношение к П.А.Стрепетовой антрепренера, который даже увеличил ей жалование на десять рублей. Впрочем, и в день приезда, и первого знакомства он принял ее «чрезвычайно ласково», сказав, что публика ждет и, что молва о ней уже дошла от Симбирска, где она выступала в прошлом сезоне.

После такого приема она с радостью соглашается на новое приглашение из Самары, которое поступило через полтора года от антрепренера А. Рассказова, бывшего актера Малого театра, талантливого исполнителя бытовых и характерных ролей. Благодаря ему в самарском театре сложилась особая творческая атмосфера. В воспоминаниях «Минувшие дни» П.А.Стрепетова пишет: «Где-то на Волге, в Самаре… исключительным ли случаем, силою ли других каких обстоятельств, собирается небольшой кружок молодых артистических сил, совсем по-иному думающих и чувствующих. Бескорыстная любовь к делу сплачивает такую дружную, крепкую семью, где интересы одного лица делаются интересами всех, и наоборот...».

На репетициях царила атмосфера доверия и творческого поиска. Этот театральный сезон стал для Полины поворотным. «Это был (если не самый) все-таки лучший период моей артистической жизни. Много хороших ролей я переиграла в этот достопамятный сезон… Беспечально, привольно жилось мне в том году в Самаре. Казалось, я готова была позабыть, что на свете рядом со счастьем об руку гуляет горе...». Партнерами П.А.Стрепетовой на самарской сцене были А.Ленский и М.Писарев (последний впоследствии станет ее мужем). Встреча с этими актерами имела большое значение для развития дарования актрисы на раннем этапе. И встреча эта произошла на сцене самарского театра.

Творческая атмосфера возможно и помогла ей сыграть Лизавету так как она не играла в других театрах. «Труппа Рассказова была первая благоустроенная труппа, какую я наконец увидела после почти трехлетнего скитания по провинции, вспоминала Стрепетова. – В описываемое время на громадном пространстве русской земли хороших провинциальных театров насчитывалось всего восемь: Киевский, Харьковский, Одесский, Казанский, Тифлисский, Воронежский, Ростовский (на Дону) и Саратовский. Рассказов прибавил девятый – в Самаре».

15 января 1870 года состоялось представление: «В день спектакля я чувствовала настроение необыкновенной торжественности... И не одна я - точно вся труппа на этот раз приступила не к обычному представлению, а к священно­действию. На всем лежала печать чего-то исключительного, праздничного, веяло общим подъемом духа, моментами ощущение при­ятного страха хватало за сердце. Театр был полон. Едва открыли сцену - публика насторожилась. С каждым явлением внима­ние росло... Мои нервы напряженно заговорили. Я все глубже и глубже входила в положение Лизаветы, плотнее сливаясь с ней, переживая ее нравственную пытку... Анания играл Писарев. Эта роль, как известно, принадлежит к шедеврам его репертуара... Акт у нас прошел концертно. Успех рос crescendo до конца представления и завер­шился шумным триумфом. Пьеса прошла в течение сезона шесть раз при полных сборах. Факт небывалый для города, где самый большой успех знаменуется только повторением спектакля...».

Спектакль, поставленный на провинциальной сцене волжского города, стал известен далеко за пределами Самары. Прошел слух о рождении необыкновенной трагической актрисы. Буквально на следующий день в «Самарском листке» появился восторженный отклик на игру Стрепетовой и Писарева: «Летописи самарского театра с чувством глубокой, беспредельной признательности занесут на свои страницы отчет о том вечере, когда два могучих таланта в великой народной драме силою своей художественной игры одарили зрителей неизгладимыми впечатлениями». В 1871 году к П.А.Стрепетовой приходит признание. Следующий сезон П.А.Стрепетова опять в Самаре, в небольшом деревянном театре на Хлебной площади. Это был ее третий и последний приезд в Самару. Пройдет немного времени, и ее увидит вся театральная Россия. Москва назовет ее любимой актрисой, а Петербург примет ее в императорский Александрийский театр. Все это произойдет позже, после январского вечера 1870 года, когда на сцене Самарского театра произошло чудо. Юная Пелагея Стрепетова вдохновенно сыграла свою Лизавету.

В сезоне 1875-1876 годов актриса в Оренбурге, блестяще играет Катерину в «Грозе» А.Н.Островского. А впереди ее уже ждали Москва и Петербург. Москва познакомилась с искусством П.А.Стрепетовой в 1880-е годы. Она гастролировала сначала в Общедоступном театре, а затем на сцене Артистического кружка. Здесь актриса близко познакомилась с А.Н.Островским. Он считал ее одной из лучших исполнительниц своих пьес и называл «великим талантом». В 1880 году Полина Антипьевна вошла в состав труппы частного театра А.А.Бренко. Коллектив театра имел обширный классический репертуар; большое место в нем занимали драмы русских авторов. В этом театре она занимала самое видное место. Спектакли с ее участием превращались в крупнейшие события театральной жизни. Но финансовый крах театра А.А.Бренко снова выбросил актрису на улицу. П.А.Стрепетова буквально бежит из Москвы в Петербург, чтобы в 31 год все начать сначала. 11 декабря 1881 года она дебютирует в Александринском театре в символической «Горькой судьбине».

В 1881 году П.А.Стрепетова была зачислена в труппу Александрийского театра в Петербурге. Дирекция императорских театров долго и упорно уклонялась от этого шага, но слава актрисы вынудила принять ее на столичную сцену. Нелегкой оказалась жизнь Полины Стрепетовой в императорском театре. Безраздельная хозяйка Александрийского театра М. Г. Савина видела в ней серьезную соперницу и всеми силами боролась за сохранение своего приоритета. Репертуар П.А.Стрепетовой привлекал демократическую публику,- эта публика заполняла в дни спектаклей и бенефисов Полины Антипьевны весь зрительный зал. Великосветскую же публику шокировали героини из простонародья, что вызывало недовольство и придирки дирекции. На александрийской сцене П.А.Стрепетова создала образы Степаниды в драме В.А.Крылова «Около денег» (по роману А.А.Потехина), Юлии Тугиной в «Последней жертве» А.Н.Островского, Сарры в «Иванове» А.П.Чехова и другие.

Новой победой стало выступление Полины Стрепетовой в роли Кручининой («Без вины виноватые»). В ее исполнении портрет провинциальной актрисы был особенно трепетным и драматичным. П.А.Стрепетова прослужила в Александрийском театре почти десять лет (1881-1890). С годами ее положение там не становилось лучше. Постепенно из репертуара начали исчезать лучшие спектакли с ее участием. Измученная нравственно, не в силах больше вести борьбу, П.А.Стрепетова покидает казенную сцену. И снова начинаются странствия по провинции, выступления в столицах на частных сценах. Последние годы жизни она провела в Санкт-Петербурге. В 1895-1896 играла в Малом (Суворинском) театре и писала воспоминания, но закончить их не успела.

Полина Антипьевна не знала точного дня своего рождения и сама определила дату - 4 (17) октября 1850 года (день, когда ее подкинули к дому Стрепетовых). Она умерла именно в этот день в 1903 году в Петербурге. В день похорон актрисы на Никольском кладбище проститься с ней пришли сотни поклонников. В 1936 году прах актрисы был перенесен в Некрополь мастеров Искусств (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры), а в 1939 году установлено скромное надгробие.

Ирина Крамарева

Музея им. П.В.Алабина.

25 марта 2019


Теги: Самарские истории

К списку статей

Наверх

Корзина