ЧТО ЖДЕТ БИЗНЕС В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ?

ЧТО ЖДЕТ БИЗНЕС В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ?

3 октября 2019 года на официальном сайте Минфина был опубликован важный документ, определяющий направления развития налоговой политики на предстоящие три года, - Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. О том, что ждет налогоплательщиков в самом ближайшем будущем, - в нашем материале.

Итоги 2018 - 2019 годов

По сложившейся традиции разработчики Основных направлений начинают этот документ с подведения итогов работы за предшествующий период - 2018 - 2019 годы. По их мнению, не все так плохо в отечественной экономике.

Последние два года отметились поступательным движением вперед. Несмотря на наметившееся во второй половине 2018 года замедление роста мировой экономики, рост отечественной в 2018 году ускорился до 2,3%. Этот показатель отстает от желаемой динамики развития, однако темп роста стал самым быстрым с 2012 года и в два раза превысил среднегодовые темпы последних 10 лет.

Также укрепляются положительные тенденции в структуре экономического роста:

- наблюдается динамичный рост производства по широкому спектру отраслей, в основе которого укрепление конкурентоспособности отечественной экономики;

- укрепляется восстановление инвестиционной активности;

- продолжает укрепляться устойчивость структуры источников финансирования со снижением роли внешних долговых ресурсов и повышением роли внутреннего финансового рынка.

Такие тенденции разработчики документа связывают с качественными изменениями, которые претерпела экономическая и финансовая политика страны за последние годы: были созданы зрелые институты макроэкономической политики, по-новому выстроена система межбюджетных отношений, укрепилась операционная эффективность исполнения бюджета, заработала собственная инфраструктура финансового рынка.

Но складывающееся развитие российской экономики еще рано называть оптимальным: ниже желаемых остаются темпы роста доходов наиболее уязвимых слоев населения, увеличение инвестиционной активности частного сектора идет недостаточно быстрыми темпами, сохраняются структурные ограничения для динамичного и сбалансированного развития.

Сегодня бюджетная политика построена на основополагающем принципе, что все расходные обязательства должны финансироваться не в ущерб макроэкономической стабильности и предсказуемости (то есть не за счет конъюнктурных доходов - "бюджетные правила"). Это, с одной стороны, выступает гарантом обеспечения предсказуемых экономических условий вне зависимости от конъюнктуры сырьевых рынков, а с другой - создает стимулы для выработки мер с ненулевой суммой, таких как повышение собираемости налогов за счет сокращения теневого сектора, увеличения отдачи от государственных активов, повышение эффективности расходов и др. Обозначенные меры не только обеспечивают положительный эффект с фискальной точки зрения, но и способствуют созданию положительных структурных изменений, то есть структурной трансформации экономики.

Новшества налогового законодательства

Остановимся подробнее на предсказуемых фискальных условиях. В 2018 году был принят ряд изменений в налоговом законодательстве, направленных на стимулирование инвестиционной активности:

- отменен налог на движимое имущество организаций с компенсацией выпадающих доходов регионов;

- завершен нефтегазовый налоговый маневр, в рамках которого предусматривается равномерное (на протяжении 2019 - 2024 годов) снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с равнозначным повышением ставки НДПИ и введением объективных критериев для НПЗ, которым будет оказана финансовая поддержка через механизм предоставления отрицательного акциза;

- введен налог на дополнительный доход (НДД) в нефтяной отрасли;

- ускорено возмещение НДС экспортерам за счет снижения пороговых значений сумм, уплаченных предприятием за три предшествующих года налогов с 7 до 2 млрд руб. Кроме того, сокращены сроки проведения налоговых камеральных проверок по НДС с трех до двух месяцев;

- введены пониженные тарифы страховых взносов для резидентов ТОСЭР Дальневосточного федерального округа и свободного порта Владивосток, открывших новые производства до конца 2025 года;

- проводятся деофшоризация и амнистия капитала. Сейчас идет третий этап амнистии капитала (с 1 июня 2019 года по 1 марта 2020 года);

- унифицированы ставки акцизов;

- усовершенствовано налогообложение зарубежных геолого-разведочных проектов в целях стимулирования деятельности российских нефтяных компаний по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья вне России.

Улучшение администрирования доходов

На создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса была направлена работа по улучшению администрирования доходов. Внедрение новых информационных технологий и постепенное формирование единого информационного пространства администрирования позволили без увеличения налоговой нагрузки значительно повысить собираемость доходов бюджетов.

При этом повышение собираемости налогов не только способствует мобилизации доходов, но и позволяет устранить неравные конкурентные условия и способствует перераспределению трудовых и материальных ресурсов в пользу эффективных собственников и менеджеров от тех, кто получал конкурентные преимущества за счет недобросовестного поведения.

Из ключевых результатов по данному направлению можно отметить:

- запуск эксперимента по апробации применения специального налогового режима для самозанятых - в виде уплаты налога на профессиональный доход (НПД). По состоянию на 12 сентября 2019 года в качестве плательщиков НПД зарегистрировались более 200 тыс. человек;

- формирование единого информационного пространства администрирования доходов - завершен первый этап по созданию национальной системы прослеживаемости (НСП) товаров на основании данных таможенных деклараций, системы контроля уплаты НДС и данных ККТ, сформирована нормативно-правовая база и отработаны процедуры международного автоматического обмена налоговой информацией;

- повышение качества работы с дебиторской задолженностью;

- создание комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей, а именно введен институт "авансовой" уплаты налогов для физических лиц и обеспечена возможность для физических лиц уплачивать налоги и оплачивать государственные услуги через МФЦ.

Основные прогнозные параметры

Основные направления налоговой политики на ближайшие три года разработаны на основании базового варианта прогноза социально-экономического развития РФ, который сделан относительно следующих внешнеэкономических условий:

- замедление темпов роста мировой экономики до 3,0% в 2019 году;

- сохранение ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении Российской Федерации, на протяжении всего прогнозного периода.

Цели и задачи налоговой политики на 2020 - 2022 годы

Заявлено, что налоговая политика на предстоящие шесть лет будет направлена на "расшивку" имеющихся "узких мест", ограничивающих полноценное экономическое развитие. Для ускорения темпов экономического роста планируется добиться:

- повышения качества инвестиций в основной капитал и увеличения их объема до 25% ВВП;

- роста уровня занятости в экономике и повышения производительности труда;

- повышения конкурентоспособности российских товаров и предприятий и роста вовлеченности в глобальную торговлю.

При этом анализ уровня налоговой нагрузки показывает, что налоговые доходы бюджетной системы, определяемые как процентная доля ВВП, на протяжении последних шести лет оставались в диапазоне 28,5 - 31,3% ВВП. В 2018 году данный показатель превысил этот диапазон и составил 32,7% ВВП.

Меры налоговой политики

Налог на прибыль

В целях развития налога на прибыль планируются следующие меры:

- уточнение правила формирования налоговой базы некоммерческих организаций с учетом проблем распределения ими расходов между уставной и платной деятельностью, а также уточнение видов доходов, не подлежащих налогообложению;

- уточнение формирования показателя Д2 для определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, с установлением, что в данный показатель не должны включаться не только дивиденды, облагаемые по ставке 0%, но и дивиденды, не учитываемые при определении налоговой базы;

- введение налоговой ответственности для резидентов ТОСЭР и свободного порта Владивосток в виде восстановления сумм неуплаченных налогов в случае расторжения соглашения по вине резидентов;

- установление порядка формирования остаточной стоимости НМА по аналогии с порядком формирования остаточной стоимости основного средства;

- установление самостоятельного порядка формирования резерва на выплату вознаграждения по итогам за год;

- наделение субъектов РФ правом устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно-исследовательские работы с целью предоставления регионам дополнительных возможностей по стимулированию инновационной деятельности;

- исключение положения, позволяющего обходить запрет на применение нулевой ставки к прибыли от реализации акций компаний, активы которых более чем на 50% представлены недвижимостью в РФ;

- установление права на применение льготного режима резидентами ТОСЭР исключительно в случае выполнения ими обязательств, предусмотренных соглашениями об осуществлении деятельности на указанной территории.

Налог на доходы физических лиц

НДФЛ подлежит следующим коррективам:

- сокращение срока фактического нахождения физических лиц в РФ для приобретения статуса налогового резидента РФ со 183 дней до 90 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев;

- уравнивание налоговой ставки по НДФЛ для резидентов и нерезидентов РФ аналогично налоговой ставке в размере 13%, применяемой к доходам резидентов РФ;

- установление новых критериев понятия "налоговый резидент РФ". К уже существующим критериям будут введены дополнительные, характеризующие личные, социальные и экономические связи соответствующего лица, будет реализована концепция центра жизненных интересов при определении налогового резидентства физического лица.

Имущественные налоги

Развитие налога на имущество организаций в первую очередь предполагает расширение объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

В состав указанных объектов будут включены, в частности:

- объекты недвижимого имущества, учтенные на балансе организаций не только в качестве основных средств, но и в качестве иных активов, принадлежащих организациям на праве собственности или хозяйственного ведения, полученных по концессионному соглашению;

- объекты недвижимого имущества, учитываемые на балансе в качестве недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, полученных по договорам отступного, залога, инвестиционного имущества.

Налог на добычу полезных ископаемых

Что касается НДПИ, в отношении данного налога планируется:

- изменение срока действия коэффициента Кк, увеличивающего ставку НДПИ при добыче нефти;

- проведение мониторинга действия специфических ставок НДПИ при добыче многокомпонентных комплексных руд в Красноярском крае, по итогам которого будут подготовлены рекомендации по распространению специфических ставок в других регионах;

- внесение изменений в порядок определения налоговой базы для расчета налога в отношении добытых драгоценных камней, исходя из цены их реализации.

Налог на дополнительный доход

С 1 января 2019 года вступил в силу спецрежим в виде налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД). Предполагаются проведение мониторинга применения спецрежима и подготовка предложений по совершенствованию данного налога в целях дальнейшего расширения его применения.

Поддержка малого и среднего бизнеса

В целях реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" планируется внести ряд изменений в специальные налоговые режимы, в частности в виде уплаты налога на профессиональный доход (НПД).

Специальные налоговые режимы

Планируемые изменения

УСНО

Отмена представления налоговых деклараций индивидуальными предпринимателями, применяющими УСНО с объектом налогообложения "доходы", в связи с обязательным применением ими ККТ;

введение переходного налогового режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение УСНО в виде максимального уровня доходов и (или) среднесписочной численности работников

ЕСХН

Внесение изменений, устанавливающих порядок зачисления в местные бюджеты сумм налога в зависимости от места осуществления производства сельскохозяйственной продукции, ее первичной и последующей (промышленной) переработки;

предоставление права рыбохозяйственным организациям, являющимися плательщиками ЕСХН, учитывать в расходах при исчислении налога затраты, связанные с участием в аукционах на приобретение доли в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов

ПСНО

Предоставление налогоплательщикам права уменьшать сумму исчисленного налога на уплаченные страховые взносы, как это предусмотрено по другим специальным налоговым режимам

НПД

Реализация ФНС совместно с ПФР в мобильном приложении "Мой налог" функционала, предоставляющего возможность налогоплательщикам вступить в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

предоставление права уплачивать НПД физическим лицам, являющимся гражданами стран, входящих в Содружество Независимых Государств (СНГ) и не являющихся членами ЕАЭС;

рассмотрение предложений отдельных субъектов РФ о присоединении к участию в эксперименте по уплате НПД

Страховые взносы

Развитие института страховых взносов пойдет по пути уточнений и согласований, а именно предполагаются:

- синхронизация перечня выплат, произведенных работодателем в пользу работников и не подлежащих обложению страховыми взносами, с перечнем аналогичных выплат, не подлежащих обложению НДФЛ;

- уточнение порядка исчисления и уплаты страховых взносов в случае, если в МКД не создано ТСЖ либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а взаимоотношения между собственниками помещений в многоквартирном доме и избранными членами совета МКД, связанные с выплатой вознаграждений таким лицам за исполнение их полномочий, осуществляются через управляющую организацию;

- дополнение периодов, за которые индивидуальные предприниматели не уплачивают за себя страховые взносы, периодами содержания их под стражей и отбывания наказания в местах лишения свободы.

Налог на добавленную стоимость

В отношении НДС планируется освободить от налогообложения операции по реализации драгоценных металлов в слитках вне зависимости от помещения этих слитков в хранилище ЦБ РФ или хранилища банков при условии создания и обеспечения функционирования автоматизированной системы прослеживаемости оборота драгоценных металлов, предотвращающей реализацию металлов в слитках на производственные цели.

Акцизы

Для плательщиков акцизов актуальны следующие новости:

- сохранение ставок акциза на 2020 - 2021 годы на уровне, установленном действующим налоговым законодательством;

- предоставление права на налоговый вычет по акцизам для организаций, осуществляющих деятельность по производству нефтегазохимической продукции на газоперерабатывающих и нефтегазохимических мощностях, введенных в эксплуатацию или реконструированных после 1 января 2022 года, сырьем для которой является этан;

- установление обеспечительных мер по исполнению производителями табачной продукции обязательства по ее маркировке путем перечисления денежных средств на специальный счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, либо представлением банковской гарантии. Размер суммы обеспечения предлагается определять с учетом ставки акциза, количества реализуемой табачной продукции и количества приобретаемых специальных марок.

Международное налогообложение

В области международного налогообложения на первый план выходят следующие актуальные вопросы:

- уточнение порядка налогообложения доходов, выплачиваемых иностранным организациям в виде доходов, полученных пайщиком от доверительного управления паевым инвестиционным фондом (ПИФ), с приравниванием данного вида дохода к дивидендам, а также доходов от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев закрытых ПИФ;

- уточнение концепции применения фактического права на доход с целью установления для применения льготных ставок налога в отношении такого дохода, а также освобождения от налогообложения такого дохода, дополнительного условия в виде выплаты в пользу налогоплательщика - налогового резидента РФ данного дохода в течение 180 календарных дней, следующих за днем выплаты в адрес такой иностранной организации указанных доходов;

- выработка новых подходов к налогообложению компаний сектора цифровой экономики с тем, чтобы налог на прибыль уплачивался в бюджеты тех юрисдикций, где генерируется прибыль.

Включение неналоговых платежей в НК РФ

В НК РФ могут появиться новые налоги: речь идет о включении ряда платежей, имеющих квазиналоговый характер, в состав налогов и сборов - это уплачиваемые сегодня утилизационный сбор, обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования, курортный сбор.

Планируется введение следующих налогов и сборов:

- утилизационного сбора;

- налога на доходы операторов сети связи общего пользования;

- туристического сбора.

Так, введение туристического сбора планируется осуществлять по решению органа местного самоуправления с 1 января 2021 года.

Кроме того, в НК РФ в качестве государственной пошлины планируется включить ряд платежей, которые в настоящее время взимаются в виде неналоговых платежей за предоставление сведений (внесение изменений, просмотр сведений и т.п.) из государственных реестров (регистров), ведение которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти и (или) подведомственными им учреждениями.

Меры в области налогового администрирования
и налогового контроля

Меры в области налогового администрирования можно разбить на три направления:

1. Интеграция оперативного контроля в систему налогового контроля.

2. Развитие системы налогового мониторинга.

3. Внедрение механизма добровольной уплаты юридическими лицами авансовых платежей по налогам и сборам на единый код бюджетной классификации.

Оперативный контроль. Сегодня существуют формы и методы контроля, проводимого налоговыми органами, которые при этом не входят в систему налогового контроля, - это оперативный контроль, который позволяет получать и анализировать сведения о транзакциях налогоплательщика. Миграция оперативного контроля в систему налогового контроля позволит, как концептуально ответить на поставленные задачи администрирования новых тенденций в бизнес-моделях, так и послужить базисом для новых бесконтактных способов контроля и самостоятельного формирования налоговыми органами налоговых обязательств налогоплательщиков.

Налоговый мониторинг. Основной стратегией развития налогового мониторинга является определение путей и способов цифровизации налогового контроля на основе применения риск-ориентированного подхода, направленного на проверку высокорисковых операций налогоплательщика, с учетом отраслевой специфики с последующей интеграцией функции государственного налогового контроля в корпоративные информационные системы налогоплательщиков.

Единый КБК. В целях упрощения уплаты налогов и сборов, исключения образования невыясненных платежей в бюджетной системе РФ, уменьшения недоимки и пеней, образующихся в результате ошибок, допускаемых при заполнении реквизитов в платежных документах, предлагается предоставить плательщикам - юридическим лицам возможность уплаты авансовых платежей в бюджетную систему РФ на единый код бюджетной классификации (КБК) в счет предстоящих платежей по налогам и сборам.

* * *

Приняты Основные направления налоговой политики на 2020 - 2022 годы. Заявлено, что налоговая политика на предстоящий период будет направлена на "расшивку" имеющихся "узких мест", ограничивающих полноценное экономическое развитие. Это означает, что будут внесены точечные поправки в порядок уплаты практически всех действующих налогов. Более того, их число увеличится - отдельные квазиналоговые платежи будут введены в НК РФ.

При планировании финансово-хозяйственной деятельности целесообразно внимательно отнестись к данному документу, поскольку, как показывает практика, изменения в налоговом законодательстве согласуются с Основными направлениями, принятыми на предыдущие периоды.

Е.П. Зобова

Редактор журнала

"Актуальные вопросы

бухгалтерского учета и налогообложения"

15 января 2020


Теги: Итоги года

К списку статей

Наверх

Корзина