ЧТО ЖДЕТ БИЗНЕС В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ?

3 октября 2019 года на официальном сайте Минфина был опубликован важный документ, определяющий направления развития налоговой политики на предстоящие три года, - Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. О том, что ждет налогоплательщиков в самом ближайшем будущем, - в нашем материале.
Итоги 2018 - 2019 годов
По сложившейся традиции разработчики Основных направлений начинают этот документ с подведения итогов работы за предшествующий период - 2018 - 2019 годы. По их мнению, не все так плохо в отечественной экономике.
Последние два года отметились поступательным движением вперед. Несмотря на наметившееся во второй половине 2018 года замедление роста мировой экономики, рост отечественной в 2018 году ускорился до 2,3%. Этот показатель отстает от желаемой динамики развития, однако темп роста стал самым быстрым с 2012 года и в два раза превысил среднегодовые темпы последних 10 лет.
Также укрепляются положительные тенденции в структуре экономического роста:
- наблюдается динамичный рост производства по широкому спектру отраслей, в основе которого укрепление конкурентоспособности отечественной экономики;
- укрепляется восстановление инвестиционной активности;
- продолжает укрепляться устойчивость структуры источников финансирования со снижением роли внешних долговых ресурсов и повышением роли внутреннего финансового рынка.
Такие тенденции разработчики документа связывают с качественными изменениями, которые претерпела экономическая и финансовая политика страны за последние годы: были созданы зрелые институты макроэкономической политики, по-новому выстроена система межбюджетных отношений, укрепилась операционная эффективность исполнения бюджета, заработала собственная инфраструктура финансового рынка.
Но складывающееся развитие российской экономики еще рано называть оптимальным: ниже желаемых остаются темпы роста доходов наиболее уязвимых слоев населения, увеличение инвестиционной активности частного сектора идет недостаточно быстрыми темпами, сохраняются структурные ограничения для динамичного и сбалансированного развития.
Сегодня бюджетная политика построена на основополагающем принципе, что все расходные обязательства должны финансироваться не в ущерб макроэкономической стабильности и предсказуемости (то есть не за счет конъюнктурных доходов - "бюджетные правила"). Это, с одной стороны, выступает гарантом обеспечения предсказуемых экономических условий вне зависимости от конъюнктуры сырьевых рынков, а с другой - создает стимулы для выработки мер с ненулевой суммой, таких как повышение собираемости налогов за счет сокращения теневого сектора, увеличения отдачи от государственных активов, повышение эффективности расходов и др. Обозначенные меры не только обеспечивают положительный эффект с фискальной точки зрения, но и способствуют созданию положительных структурных изменений, то есть структурной трансформации экономики.
Новшества налогового законодательства
Остановимся подробнее на предсказуемых фискальных условиях. В 2018 году был принят ряд изменений в налоговом законодательстве, направленных на стимулирование инвестиционной активности:
- отменен налог на движимое имущество организаций с компенсацией выпадающих доходов регионов;
- завершен нефтегазовый налоговый маневр, в рамках которого предусматривается равномерное (на протяжении 2019 - 2024 годов) снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с равнозначным повышением ставки НДПИ и введением объективных критериев для НПЗ, которым будет оказана финансовая поддержка через механизм предоставления отрицательного акциза;
- введен налог на дополнительный доход (НДД) в нефтяной отрасли;
- ускорено возмещение НДС экспортерам за счет снижения пороговых значений сумм, уплаченных предприятием за три предшествующих года налогов с 7 до 2 млрд руб. Кроме того, сокращены сроки проведения налоговых камеральных проверок по НДС с трех до двух месяцев;
- введены пониженные тарифы страховых взносов для резидентов ТОСЭР Дальневосточного федерального округа и свободного порта Владивосток, открывших новые производства до конца 2025 года;
- проводятся деофшоризация и амнистия капитала. Сейчас идет третий этап амнистии капитала (с 1 июня 2019 года по 1 марта 2020 года);
- унифицированы ставки акцизов;
- усовершенствовано налогообложение зарубежных геолого-разведочных проектов в целях стимулирования деятельности российских нефтяных компаний по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья вне России.
Улучшение администрирования доходов
На создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса была направлена работа по улучшению администрирования доходов. Внедрение новых информационных технологий и постепенное формирование единого информационного пространства администрирования позволили без увеличения налоговой нагрузки значительно повысить собираемость доходов бюджетов.
При этом повышение собираемости налогов не только способствует мобилизации доходов, но и позволяет устранить неравные конкурентные условия и способствует перераспределению трудовых и материальных ресурсов в пользу эффективных собственников и менеджеров от тех, кто получал конкурентные преимущества за счет недобросовестного поведения.
Из ключевых результатов по данному направлению можно отметить:
- запуск эксперимента по апробации применения специального налогового режима для самозанятых - в виде уплаты налога на профессиональный доход (НПД). По состоянию на 12 сентября 2019 года в качестве плательщиков НПД зарегистрировались более 200 тыс. человек;
- формирование единого информационного пространства администрирования доходов - завершен первый этап по созданию национальной системы прослеживаемости (НСП) товаров на основании данных таможенных деклараций, системы контроля уплаты НДС и данных ККТ, сформирована нормативно-правовая база и отработаны процедуры международного автоматического обмена налоговой информацией;
- повышение качества работы с дебиторской задолженностью;
- создание комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей, а именно введен институт "авансовой" уплаты налогов для физических лиц и обеспечена возможность для физических лиц уплачивать налоги и оплачивать государственные услуги через МФЦ.
Основные прогнозные параметры
Основные направления налоговой политики на ближайшие три года разработаны на основании базового варианта прогноза социально-экономического развития РФ, который сделан относительно следующих внешнеэкономических условий:
- замедление темпов роста мировой экономики до 3,0% в 2019 году;
- сохранение ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении Российской Федерации, на протяжении всего прогнозного периода.
Цели и задачи налоговой политики на 2020 - 2022 годы
Заявлено, что налоговая политика на предстоящие шесть лет будет направлена на "расшивку" имеющихся "узких мест", ограничивающих полноценное экономическое развитие. Для ускорения темпов экономического роста планируется добиться:
- повышения качества инвестиций в основной капитал и увеличения их объема до 25% ВВП;
- роста уровня занятости в экономике и повышения производительности труда;
- повышения конкурентоспособности российских товаров и предприятий и роста вовлеченности в глобальную торговлю.
При этом анализ уровня налоговой нагрузки показывает, что налоговые доходы бюджетной системы, определяемые как процентная доля ВВП, на протяжении последних шести лет оставались в диапазоне 28,5 - 31,3% ВВП. В 2018 году данный показатель превысил этот диапазон и составил 32,7% ВВП.
Меры налоговой политики
Налог на прибыль
В целях развития налога на прибыль планируются следующие меры:
- уточнение правила формирования налоговой базы некоммерческих организаций с учетом проблем распределения ими расходов между уставной и платной деятельностью, а также уточнение видов доходов, не подлежащих налогообложению;
- уточнение формирования показателя Д2 для определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, с установлением, что в данный показатель не должны включаться не только дивиденды, облагаемые по ставке 0%, но и дивиденды, не учитываемые при определении налоговой базы;
- введение налоговой ответственности для резидентов ТОСЭР и свободного порта Владивосток в виде восстановления сумм неуплаченных налогов в случае расторжения соглашения по вине резидентов;
- установление порядка формирования остаточной стоимости НМА по аналогии с порядком формирования остаточной стоимости основного средства;
- установление самостоятельного порядка формирования резерва на выплату вознаграждения по итогам за год;
- наделение субъектов РФ правом устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно-исследовательские работы с целью предоставления регионам дополнительных возможностей по стимулированию инновационной деятельности;
- исключение положения, позволяющего обходить запрет на применение нулевой ставки к прибыли от реализации акций компаний, активы которых более чем на 50% представлены недвижимостью в РФ;
- установление права на применение льготного режима резидентами ТОСЭР исключительно в случае выполнения ими обязательств, предусмотренных соглашениями об осуществлении деятельности на указанной территории.
Налог на доходы физических лиц
НДФЛ подлежит следующим коррективам:
- сокращение срока фактического нахождения физических лиц в РФ для приобретения статуса налогового резидента РФ со 183 дней до 90 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев;
- уравнивание налоговой ставки по НДФЛ для резидентов и нерезидентов РФ аналогично налоговой ставке в размере 13%, применяемой к доходам резидентов РФ;
- установление новых критериев понятия "налоговый резидент РФ". К уже существующим критериям будут введены дополнительные, характеризующие личные, социальные и экономические связи соответствующего лица, будет реализована концепция центра жизненных интересов при определении налогового резидентства физического лица.
Имущественные налоги
Развитие налога на имущество организаций в первую очередь предполагает расширение объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В состав указанных объектов будут включены, в частности:
- объекты недвижимого имущества, учтенные на балансе организаций не только в качестве основных средств, но и в качестве иных активов, принадлежащих организациям на праве собственности или хозяйственного ведения, полученных по концессионному соглашению;
- объекты недвижимого имущества, учитываемые на балансе в качестве недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, полученных по договорам отступного, залога, инвестиционного имущества.
Налог на добычу полезных ископаемых
Что касается НДПИ, в отношении данного налога планируется:
- изменение срока действия коэффициента Кк, увеличивающего ставку НДПИ при добыче нефти;
- проведение мониторинга действия специфических ставок НДПИ при добыче многокомпонентных комплексных руд в Красноярском крае, по итогам которого будут подготовлены рекомендации по распространению специфических ставок в других регионах;
- внесение изменений в порядок определения налоговой базы для расчета налога в отношении добытых драгоценных камней, исходя из цены их реализации.
Налог на дополнительный доход
С 1 января 2019 года вступил в силу спецрежим в виде налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД). Предполагаются проведение мониторинга применения спецрежима и подготовка предложений по совершенствованию данного налога в целях дальнейшего расширения его применения.
Поддержка малого и среднего бизнеса
В целях реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" планируется внести ряд изменений в специальные налоговые режимы, в частности в виде уплаты налога на профессиональный доход (НПД).
Специальные налоговые режимы |
Планируемые изменения |
УСНО |
Отмена представления налоговых деклараций индивидуальными предпринимателями, применяющими УСНО с объектом налогообложения "доходы", в связи с обязательным применением ими ККТ; введение переходного налогового режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение УСНО в виде максимального уровня доходов и (или) среднесписочной численности работников |
ЕСХН |
Внесение изменений, устанавливающих порядок зачисления в местные бюджеты сумм налога в зависимости от места осуществления производства сельскохозяйственной продукции, ее первичной и последующей (промышленной) переработки; предоставление права рыбохозяйственным организациям, являющимися плательщиками ЕСХН, учитывать в расходах при исчислении налога затраты, связанные с участием в аукционах на приобретение доли в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов |
ПСНО |
Предоставление налогоплательщикам права уменьшать сумму исчисленного налога на уплаченные страховые взносы, как это предусмотрено по другим специальным налоговым режимам |
НПД |
Реализация ФНС совместно с ПФР в мобильном приложении "Мой налог" функционала, предоставляющего возможность налогоплательщикам вступить в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию; предоставление права уплачивать НПД физическим лицам, являющимся гражданами стран, входящих в Содружество Независимых Государств (СНГ) и не являющихся членами ЕАЭС; рассмотрение предложений отдельных субъектов РФ о присоединении к участию в эксперименте по уплате НПД |
Страховые взносы
Развитие института страховых взносов пойдет по пути уточнений и согласований, а именно предполагаются:
- синхронизация перечня выплат, произведенных работодателем в пользу работников и не подлежащих обложению страховыми взносами, с перечнем аналогичных выплат, не подлежащих обложению НДФЛ;
- уточнение порядка исчисления и уплаты страховых взносов в случае, если в МКД не создано ТСЖ либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а взаимоотношения между собственниками помещений в многоквартирном доме и избранными членами совета МКД, связанные с выплатой вознаграждений таким лицам за исполнение их полномочий, осуществляются через управляющую организацию;
- дополнение периодов, за которые индивидуальные предприниматели не уплачивают за себя страховые взносы, периодами содержания их под стражей и отбывания наказания в местах лишения свободы.
Налог на добавленную стоимость
В отношении НДС планируется освободить от налогообложения операции по реализации драгоценных металлов в слитках вне зависимости от помещения этих слитков в хранилище ЦБ РФ или хранилища банков при условии создания и обеспечения функционирования автоматизированной системы прослеживаемости оборота драгоценных металлов, предотвращающей реализацию металлов в слитках на производственные цели.
Акцизы
Для плательщиков акцизов актуальны следующие новости:
- сохранение ставок акциза на 2020 - 2021 годы на уровне, установленном действующим налоговым законодательством;
- предоставление права на налоговый вычет по акцизам для организаций, осуществляющих деятельность по производству нефтегазохимической продукции на газоперерабатывающих и нефтегазохимических мощностях, введенных в эксплуатацию или реконструированных после 1 января 2022 года, сырьем для которой является этан;
- установление обеспечительных мер по исполнению производителями табачной продукции обязательства по ее маркировке путем перечисления денежных средств на специальный счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, либо представлением банковской гарантии. Размер суммы обеспечения предлагается определять с учетом ставки акциза, количества реализуемой табачной продукции и количества приобретаемых специальных марок.
Международное налогообложение
В области международного налогообложения на первый план выходят следующие актуальные вопросы:
- уточнение порядка налогообложения доходов, выплачиваемых иностранным организациям в виде доходов, полученных пайщиком от доверительного управления паевым инвестиционным фондом (ПИФ), с приравниванием данного вида дохода к дивидендам, а также доходов от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев закрытых ПИФ;
- уточнение концепции применения фактического права на доход с целью установления для применения льготных ставок налога в отношении такого дохода, а также освобождения от налогообложения такого дохода, дополнительного условия в виде выплаты в пользу налогоплательщика - налогового резидента РФ данного дохода в течение 180 календарных дней, следующих за днем выплаты в адрес такой иностранной организации указанных доходов;
- выработка новых подходов к налогообложению компаний сектора цифровой экономики с тем, чтобы налог на прибыль уплачивался в бюджеты тех юрисдикций, где генерируется прибыль.
Включение неналоговых платежей в НК РФ
В НК РФ могут появиться новые налоги: речь идет о включении ряда платежей, имеющих квазиналоговый характер, в состав налогов и сборов - это уплачиваемые сегодня утилизационный сбор, обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования, курортный сбор.
Планируется введение следующих налогов и сборов:
- утилизационного сбора;
- налога на доходы операторов сети связи общего пользования;
- туристического сбора.
Так, введение туристического сбора планируется осуществлять по решению органа местного самоуправления с 1 января 2021 года.
Кроме того, в НК РФ в качестве государственной пошлины планируется включить ряд платежей, которые в настоящее время взимаются в виде неналоговых платежей за предоставление сведений (внесение изменений, просмотр сведений и т.п.) из государственных реестров (регистров), ведение которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти и (или) подведомственными им учреждениями.
Меры в области налогового администрирования
и налогового контроля
Меры в области налогового администрирования можно разбить на три направления:
1. Интеграция оперативного контроля в систему налогового контроля.
2. Развитие системы налогового мониторинга.
3. Внедрение механизма добровольной уплаты юридическими лицами авансовых платежей по налогам и сборам на единый код бюджетной классификации.
Оперативный контроль. Сегодня существуют формы и методы контроля, проводимого налоговыми органами, которые при этом не входят в систему налогового контроля, - это оперативный контроль, который позволяет получать и анализировать сведения о транзакциях налогоплательщика. Миграция оперативного контроля в систему налогового контроля позволит, как концептуально ответить на поставленные задачи администрирования новых тенденций в бизнес-моделях, так и послужить базисом для новых бесконтактных способов контроля и самостоятельного формирования налоговыми органами налоговых обязательств налогоплательщиков.
Налоговый мониторинг. Основной стратегией развития налогового мониторинга является определение путей и способов цифровизации налогового контроля на основе применения риск-ориентированного подхода, направленного на проверку высокорисковых операций налогоплательщика, с учетом отраслевой специфики с последующей интеграцией функции государственного налогового контроля в корпоративные информационные системы налогоплательщиков.
Единый КБК. В целях упрощения уплаты налогов и сборов, исключения образования невыясненных платежей в бюджетной системе РФ, уменьшения недоимки и пеней, образующихся в результате ошибок, допускаемых при заполнении реквизитов в платежных документах, предлагается предоставить плательщикам - юридическим лицам возможность уплаты авансовых платежей в бюджетную систему РФ на единый код бюджетной классификации (КБК) в счет предстоящих платежей по налогам и сборам.
* * *
Приняты Основные направления налоговой политики на 2020 - 2022 годы. Заявлено, что налоговая политика на предстоящий период будет направлена на "расшивку" имеющихся "узких мест", ограничивающих полноценное экономическое развитие. Это означает, что будут внесены точечные поправки в порядок уплаты практически всех действующих налогов. Более того, их число увеличится - отдельные квазиналоговые платежи будут введены в НК РФ.
При планировании финансово-хозяйственной деятельности целесообразно внимательно отнестись к данному документу, поскольку, как показывает практика, изменения в налоговом законодательстве согласуются с Основными направлениями, принятыми на предыдущие периоды.
Е.П. Зобова
Редактор журнала
"Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
15 января 2020
Теги: Итоги года