«ДЛЯ ЧИНОВ ПОЛИЦИИ И НЕ ТОЛЬКО…»

В 1903 г. в Москве был издан «Справочный указатель для чинов полиции», автором которого являлся начальник Московской сыскной полиции В. И. Лебедев. За два года своего руководства он сумел реорганизовать Московскую сыскную полицию по западноевропейскому образцу: в практической работе московские сыщики начали активно использовать достижения дактилоскопии, антропометрии и фотографии, позволившие создать регистрационное бюро; был упорядочен и систематизирован архив сыскного отделения, а также подготовлено и издано первое в России специализированное пособие - указанный «Справочный указатель для чинов полиции» с «фотографиями профессиональных преступников по категориям, с очерком антропометрии и приложением краткого словаря воровского языка». Кроме этого, в «Справочнике» были помещены и описания различных категорий преступников, знание которых являлось одним из действенных методов по «предупреждению, пресечению, обнаружению и расследованию преступлений, изобличению и задержанию лиц, в них виновных».
Этой же цели служили и материалы криминальной хроники, для которых практически в любой газете существовал раздел «Происшествия». Сообщения о различного рода преступлениях и их раскрытии в значительной степени способствовали «криминальному просвещению» населения, так как описывали ситуации, в которых мог оказаться каждый, давали представления о росте или сокращении преступности в городе и губернии, а также предупреждали потенциальных нарушителей закона о неотвратимости наказания.
Благодаря материалам «Справочника для чинов полиции» 1903 г. и публикациям самарских газет за 1910-1929 гг. мы можем узнать, с какими преступниками, к несчастью, приходилось сталкиваться жителям Самары почти 100 лет назад.
Взломщики и домушники – обкрадывают торговые помещения, конторы и квартиры, или взламывая их ночью, или же проникая в отсутствии хозяев с помощью отмычек. Часто делают взломы при помощи подкопов, проломов стен или потолков из предварительно снятых их сообщниками соседних помещений.
«Волжский день» от 13 мая 1917 г.
Сегодня ночью в магазин офицерских вещей Шапиро на Дворянской забрались воры. Чтобы проникнуть в магазин, воры забрались на крышу, влезли в трубу, и спустились по ней до потолка. Здесь каменная труба кончалась и начиналась железная, пролезть в которую было невозможно. Воры, сидя в узкой каменной трубе, выломали железную, и бросили ее на пол магазина, и в образовавшееся узкое отверстие спустились сами.
Лишь только они начали разгрузку конторки, в магазин пришел хозяин. Воры бежали. Одного задержали. Он с ног до головы выпачкан, как трубочист, сажей. Взять воры ничего не успели. За причиненное беспокойство они оставили хозяину «фомку».
«Волжский день» от 6 августа 1918 г.
Вчера днем при открытии запасного пакгауза № 11, помещающегося на линии отчуждения, обнаружена кража хранившихся в этом пакгаузе товаров Кудинского. Воры, чтобы добраться до товаров, совершили «египетскую» работу, которая потребовала не меньше нескольких недель. Пакгауз стоит у самого полотна железной дороги. От здания вдоль полотна идет платформа из шпал, которая имеет в длину около 110 сажен. Платформа доходит почти до оврага. Воры проникли под платформу со стороны оврага, прошли под ней почти на четвереньках к стене фундамента, и здесь выли большую яму, в которой можно было стоять во весь рост. Коловоротами и долотами продолбили толстую каменную стену, выгребли щебень, заполнявший место за стеной, и взломали асфальтовый пол. Проникнув таким образом в пакгауз, воры распаковали несколько кип и ящиков, и похитили галоши, мануфактуру кожи, сукно и пр.
«Коммуна» от 5 сентября 1923 г.
В ночь на 4 сентября в квартиру гр. Гайского, проживающего по Красноармейской улице, через выломанное окно забрался неизвестный вор. Пользуясь сном квартирохозяев, неизвестный сложил в узлы все ценные вещи и приступил к взлому стоящего в комнате шкафа. Проснувшаяся жена Гайского, заметив фигуру вора, окликнула его. После оклика неизвестный быстро выпрыгнул в окно и скрылся. Вещей у Гайского похищено на несколько сот тысяч рублей.
Воры – карманники («городские»). Воры этой категории совершают кражи в церквах, во время крестных ходов, похорон, а также в театрах, трамваях, на вокзалах. Крадут не только бумажники, но и часы, ценные меховые шапки, броши, вытаскивают ценности из сумочек и ридикюлей, находящихся в руках.
«Голос Самары» от 5 марта 1916 г.
У полковника барона Фольд по выходе из зрительного зала театра на спектакле «Кармен» из кармана брюк вытащили бумажник с 375 руб. денег. Помимо денег в бумажнике были визитные карточки и бесплатный проездной билет.
Воры-карманники путешествующие и железнодорожные («марвихеры» и «мойщики»). Наиболее опасными и трудно уловимыми из воров являются так называемые путешествующие воры – «марвихеры», или карманники высшего класса. Эти воры хорошо одеваются, совершают кражи компаниями в несколько человек, похищая почти исключительно ценные бумажники в банках, театрах, на выставках и на вокзалах железных дорог. Совершив две-три кражи «марвихеры» едут в другой город. «Мойщики» - это воры обкрадывающие сонных пассажиров в поездах для чего они их «моют», т.е. усыпляют различными приемами, чаще всего разговорами и очень редко – наркотическими средствами.
«Волжская коммуна» от 7 февраля 1929 г.
В Самарский угрозыск поступали заявления от проезжих пассажиров о том что их обкрадывали в поезде. С потерпевшими знакомилась какая-то женщина и угощала их снотворным снадобьем в фруктовом квасе. На днях потерпевшая Карягина опознала аферистку на пензенском вокзале. У аферистки при обыске нашли наркотики. Аферистка доставлена в Самару и назвалась Е. М. Низовцевой.
Мошенники и аферисты. Профессиональные мошенники промышляют обманным выманиванием денег у доверчивых людей.
«Городской вестник» от 1 июня 1910 г.
В последнее время в г. Самаре появился аферист, который ходит по городу с подложными письмами и подписными листами, снабженными инициалами «В. Я» от имени супруги его превосходительства самарского губернатора Варвары Федоровны Якуниной. Аферист этот называет себя вышедшим из психиатрической лечебницы, не имеющим средств вернуться на родину учителем Нелидовым, и, ходя с упомянутыми подложными письмами и подписными листами, собирает пожертвования в свою пользу. Таким путем он уже получил с некоторых деньги, и только случайно афера была обнаружена. Объявляя об этом, самарский полицийместер покорнейше просит жителей города Самары остерегаться названного, именующего себя Нелидовым, и не доверять ему. В случае же появления его у кого-либо с письмами от имени ее превосходительства не отказаться тут же сообщить об этом чина полиции для немедленного его задержания.
«Городской вестник» от 7 июня 1914 г.
Городская управа доводит до сведения абонентов городской электрической станции о следующем: за последнее время к абонентам стали являться неизвестные лица, которые, называя себя монтерами городской электростанции, требуют допустить их к ремонту электрических установок, и получают за это от абонентов деньги. Кроме того, названные лица требуют также, чтобы им уплатили деньги за электроэнергию. В виду сего городская управа предупреждает всех абонентов, что все монтеры и служащие станции и уполномоченный управы по сбору денег снабжены особыми удостоверениями и уполномочиями.
Подкидчики. Обкрадывают, преимущественно, приезжих провинциалов и пожилых людей при помощи подкидывания на улице кошельков с деньгами или ценных колец. В то время как жертва и один из воров рассматривают мнимую находку, подходит другой вор и, выдавая себя за хозяина найденного предмета или под другим предлогом, обманывает жертву, осматривая даже ее собственный бумажник, ловко вкладывает в него газетную бумагу или лотерейные билеты, а сам с вытащенными деньгами скрывается, извиняясь за беспокойство. Промышляют при выходе из банков, казначейств и у вокзалов.
«Волжская коммуна» от 20 февраля 1929 г.
16 февраля на станции Кинель к переселенцу-крестьянину подошел неизвестный и сообщил, что на станции представитель Наркомзема читает лекцию о переселенцах. Крестьянин остановился, а неизвестный поднял с земли пакет, завернутый в бумагу.
- Я нашел деньги!
В эту минуту подошел второй неизвестный:
- Мои деньги! Я прошу произвести у обоих обыск.
Переселенец и неизвестный покорно соглашаются. Мошенник, обыскав обоих, взятые у крестьянина деньги завернул в газету и передал пакет первому неизвестному, а крестьянин получил пакет с бумагой.
В тот же день угрозыском был задержан Авдеев Иван, оказавшийся известным рецидивистом. Их 500 руб., украденных у переселенца, при воре найдено 140 рублей.
«Городушники» - воры, совершающие кражи как ценных материй, меховых вещей, бронзы, даже игрушек и посуды, так и драгоценных камней, ювелирных изделий с прилавка магазина, куда они являются под предлогом покупки. Ходят в одиночку и целыми партиями, даже с малолетними детьми на руках, для отвлечения подозрений или же в форменном платье разных ведомств.
«Коммуна» от 11 августа 1928 г.
9 августа в магазине Губторга, на углу Ленинградской и Кооперативной (совр. Молодогвардейская), во время большого наплыва покупателей, агентом угрозыска была замечена одна женщина, которая незаметно от приказчиков похитила кусок ситца и спрятала его под платье. По задержании женщина оказалась Амяневой Марией, приехавшей из Иваново-Вознесенска. В Самару Анна приехала «городушничать».
Хипесники – воры и воровки, обкрадывающие мужчин, приводимых проститутками в специально приспособленную для этого квартиру или номер в гостинице (иногда в бани). Разъезжают по большим городам, причем, главари шаек содержат для этого по несколько женщин, и имеют обыкновенно не менее двух квартир: одна в виде ловушки для совершения краж, куда заводят гостей, преимущественно днем, чтобы завлечь деловых людей с деньгами, другая же квартира служит для пребывания самих воров, бесшумно выкрадывающих из карманов брошенного раздетым гостем его платья, обыкновенно, третью часть всех денег (чтобы не сразу заметил), и, в случае большой добычи или шума, немедленно скрывающихся из города.
«Коммуна» от 15 июля 1927 г.
«Так что гражданин судья, - рассказывал потерпевший Бронников, – подсела ко мне эта самая девица в пивной «Париж» на Советской (совр. ул. Куйбышева). Я немного выпивши был, и захотел веселей провести время. Девица и шепнула мне на ухо: «Поедем на извозце!». Вышли из пивнушки, подозвали извозчика и поехали к городскому саду (совр. Струковский сад). На извозчике девица начала меня обнимать и вообще в нежности пустилась. У городского сада мы сошли с извозчика. Я сунулся в карман за кошельком, а кошелечек мой – тю-тю! В это время и девица от меня полыснула по Советской. Я - за милиционером. Милиционер – за девицей. Догнали. Остановили. Обыскивать начали. А у ней из самого неприличного места два червонца выпали. Подняли мы эти червонцы, а девицу – в район. Наверное, червонцы-то девица у меня на извозчике вынула, когда меня к себе прижимала». Девица, оказавшаяся 18-летней Анной Лобочниковой, приговорена судом к трем месяцам лишения свободы.
16 Ноября 2020