«ДОЛОЙ НЕГРАМОТНОСТЬ!»

История борьбы с неграмотностью (безграмотностью, неумением читать и писать) в Советской России началась в июле 1919 года с издания декрета СНК РСФСР о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности - специальной организации при Наркомпросе, руководившей в 1920-х годах обучением неграмотных и малограмотных.
«Первопроходцем» в этом деле стал Петроградский Совет, издавший 15 октября 1919г. декрет о всеобщей грамотности по Петрограду. В этом декрете говорится: «… не долее чем в полуторагодичный срок все жители Петрограда от 17 до 50 лет, не умеющие читать или писать, обязаны обучаться грамоте в государственных школах. На срок обязательного обучения проводится сокращение рабочего дня на 2 часа с сохранением заработной платы. Часы обязательного обучения трудящихся являются рабочими часами, причем оплата производится самими учреждениями и работодателями. Взыскания с лиц, которые уклоняются от обучения, производится в форме перевода из высшей продовольственной категории в низшую, или в форме исключения их из числа членов профсоюза, а с учреждений и лиц, которые после установленного срока будут пользоваться трудом неграмотных, взыскания производятся в форме высоких штрафов и наказаний по суду. Все, уклоняющиеся от обучения и не научившиеся грамоте по истечении полгода, лишаются работы».
4 октября 1919 г. Революционным военным советом Республики был издан приказ, предписывающий «принять быстрые меры по обучению всех красноармейцев грамоте», а 26 декабря 1919 г. был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», в соответствии с которым все не умеющие читать или писать в возрасте от 8 до 50 лет были обязаны обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию.
Уже первые шаги в деле ликвидации неграмотности показали, что основной проблемой является катастрофическая нехватка средств для решения столь масштабной задачи. Газета «Коммуна» неоднократно обращалась к населению со следующими воззваниями: «Чтобы бороться с безграмотностью - проклятым наследием царизма, союзником рабства – необходимы технические орудия труда просвещения: учебные пособия и письменные принадлежности. Каждый, кто держит у себя учебники и письменные принадлежности без применения, крадет знание у трудящихся. Каждый, кто скрывает пособия, помогает черным генералам. Товарищи! У каждого из нас, несомненно, имеется что-нибудь, могущее быть полезным в деле борьбы с безграмотностью: обломок карандаша, кусочек мела, клочок полуисписанной бумаги, букварь, книжка для чтения – все это вы можете и должны собрать у себя дома, в своих учреждениях, канцеляриях, у своих знакомых и принести для Красной армии в указанные пункты». В качестве учителей для огромной массы неграмотного населения должна была выступить «трудовая интеллигенция», которую «рабочий и крестьянин призывают выполнить многолетнюю мечту русского народа».
Однако, Гражданская война, а затем и страшный голод, охвативший Самарскую губернию, отодвинули работу по ликвидации неграмотности до лучших времен. «Уже в 1919 г. начали функционировать по губернии 471 школы грамоты с числом учащихся в 14 130 человек. Школы в первое время открывались стихийно, без всякой планомерности и системы. И уже в 1920 г. число школ равняется 364 на 10 920 учащихся. Переход к новой экономической политике окончательно доконали дело ликвидации неграмотности, и в 1921 г. школ насчитывалось 100 с 3 000 учащихся, в 1922 – 35 школ с 1 000 учащихся. К 1 января 1923г. насчитывалось 10 школ на 300 человек».
С весны 1923 г. дело борьбы с неграмотностью выходит на новую ступень. В Самаре организуется активный сбор средств для открытия новых школ грамоты. «По 28 марта включительно распространено 20 400 входных билетов на лотерею. Роздано по различным учреждениям 121 подписной лист. Отдел труда предоставил бесплатно здание для лотереи. Обслуживание лотереи взяли на себя работники просвещения. Губэлектроотдел освободил от платы за электроэнергию помещения, где будет происходить лотерея. Школами (3,4 и 5 опытные) приготовлены вещи: работы по рукоделию, столярные работы, дефективными домами – плетенье из прута, предметы шитья, вязания, щетки. Губернским потребительским обществом пожертвовано две овцы с двумя ягнятами, пять футов чая – на сумму 800 рублей. Полиграфпромом – 4 стопы бумаги, 94 предмета (книги, карандаши, портреты и пр.) Политотдел военного округа дает полный чистый сбор с кино «Художественного» и «Колизея» за 15 апреля. Коллектив цирка жертвует 10% отчисления со сбора 8 апреля. Кожтрест отпустил сбрую и сапоги».
Не оставались в стороне от кампании и представители иностранных миссий, помогавших населению Самарской губернии в борьбе с голодом. «Голландская миссия пожертвовала 1 вагон муки (1000 пудов), 20 мешков этой муки пойдут на розыгрыш лотереи. Доктор Фуккар - 48 фунтов сахара на 836 рублей. АРА - вещевую посылку на 480 рублей».
Однако, главными «спонсорами» кампании по ликвидации неграмотности на тот момент являлись профессиональные союзы. «28 марта 1923 г. заключен первый договор между губотделом союза транспортных рабочих и губполитпросветом (губернским политико-просветительным комитетом), по которому последний обязуется в течение двух недель со дня подписания договора открыть в Самаре 8 школ на 220 человек, с таким расчетом, чтобы совершенно ликвидировать неграмотность среди членов союза транспортных рабочих к концу 1924 г. Возраст обучающихся - 16-40 лет. Губполитпросвет берет на себя методическое, идейное и организационное руководство работой школ, обследование и инструктирование в течение учебного сезона школ, подыскивает учителей для школ. Союз транспортных рабочих берет на себя содержание преподавательского персонала, предоставляет помещение для занятий и снабжает школы писчебумажными и учебными пособиями. Все обучающиеся в школах освобождаются от основной своей работы на 2 часа раньше с сохранением заработной платы. Союз транспортных рабочих устанавливает необходимое количество премий на поощрение хорошо обучающихся и посещающих аккуратно занятия».
Осенью 1923 г. в Москве было организовано всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность» (ОДН), целью которого было «содействие местным органам в работе по ликвидации неграмотности среди населения к установленному правительством предельному сроку – к 7 ноября 1927 года». Вслед за столицей начали открываться и местные отделения ОДН, причем, самарцы уверяли, что «мысль об организации в Самаре общества «Долой неграмотность» зародилась еще до возникновения такого в Москве. Но пока тут судили да рядили, в газетах появилось сообщение об основании тем центрального общества «Долой неграмотность». Тогда заторопились в Самаре, и 7 января 1924 г. было созвано первое организационное собрание инициативной группы, на котором было избрано временное правление общества. В первую очередь правлением было намечено связаться с уездами, начать вербовку членов, добыть материальные средства, вести агитацию и пропаганду идей общества, использовать учащихся вузов для непосредственной работы с неграмотными.
В Самарской губернии из общего количества населения в 2 791 891 чел. неграмотных в возрасте только 18-35 лет – около 420 тыс. Из этого количества в 162 школах обучается всего 3 600 чел., т.е. 0,8%. Для ликвидации же неграмотности среди остального населения необходимо открывать ежегодно, начиная с 1924 г. по 1927 г., по 3 500 школ. Государство обеспечивает своими средствами для нашей губернии на 1924-25 гг. 630 школ. Большего оно дать не может. Нужна широкая помощь всего сознательного населения. Долг каждого честного гражданина – помочь этому делу своим личным трудом или материальными средствами. Общество «Долой неграмотность» выдвигает на первых порах своей работы лозунг: «Каждый грамотный, стань активным членом общества, обучай или содействуй обучению 10 неграмотных». Условия вступления: вступительный взнос - 50 коп., ежемесячный членский взнос – 25 коп. Для учащихся вступительный взнос – 10 коп., ежемесячный – 5 коп».
Одним из основных направлений деятельности ОДН являлось проведение широкой агитационной кампании среди населения, «нуждающегося в ликвидации своей неграмотности». С этой целью в прессе регулярно публиковались отчеты о выпусках в школах грамоты. «12 мая 1924 г. в клубе 3-го райкома союз коммунальных работников чествовал своих членов, окончивших школы грамоты. После приветствий, сопровождаемых музыкой, выпускникам были розданы подарки от союза: тетради, ленинские книжки, красные головные платки, носовые платки, материя на рубашки и кофты. По премировании силами трампарка была поставлена агит-пьеса «Долой неграмотность» и дивертисмент, в котором рабочий Чуркин прочел свои стихи, вызвавшие необычайно оживление». Кроме того, в газетах часто печатались письма недавно обучившихся грамоте, такие, как, например, «Письмо рабочего т. Яшина, окончившего школу ликбеза: «Приносим великую благодарность С.С.С.Р. за открытия нам наших глас. До сих пор мы ещо незнали что пишут в книгах и газетах. Как вот создали ету ликвидацию неграмотности, как рас и нас захватили в ету компанию и через 3 месяца мы стали грамотныя. Да здравствует ликвидация неграмотности, да здравствует Советская власть и Р.К.П. Мы грамотные нового выпуска. Яшин. Санитар Центральной амбулятории».
Важная роль в агитационной кампании отводилась и художественному слову:
Учись, работница завода, учись, соратница труда,
Чтоб знать, на что дана свобода и как нужна для нас она.
Иди скорее в эти школы, где учат мысли выражать,
И почему мы бедны, голы, ответ нам там сумеют дать.
Иди туда, чтоб научиться вопросы жизни разбирать,
Как надо нам теперь трудиться, чтоб жизнь хорошую создать.
Чтоб покорить врага – разруху нам надо грамотных людей.
Иди ж скорей, иди учиться, чтоб детям дать учителей.
Однако, несмотря на все усилия местной власти и членов ОДН, к 1927 г. больше половины сельского населения губернии оставалось неграмотным, процент же неграмотности среди женщин был признан угрожающим – около 80%. В марте 1928 г. для Самарской губернии был установлен окончательный срок ликвидации неграмотности - 1939 год, однако, и это постановление не было выполнено. По данным Куйбышевского облоно даже в 1959 г. «в области насчитывалось 17 429 неграмотных». Окончательно эта проблема была решена только в начале 1960-х годов.
В наши дни практически невозможно встретить безграмотного (не умеющего читать и писать) человека, а вот процент неграмотных (пишущих с орфографическими ошибками) ежегодно растет. Одной из форм борьбы с неграмотностью населения сегодня является тотальный диктант – «ежегодная образовательная акция в форме добровольного диктанта для всех желающих. Участвовать в Тотальном диктанте может любой желающий, независимо от возраста, пола, образования, вероисповедания, профессии, семейного положения, интересов и политических взглядов. Цель акции - показать, что быть грамотным - важно для каждого человека; убедить, что заниматься русским языком нелегко, но увлекательно и полезно; объединить всех, кто умеет или хочет писать и говорить по-русски».
15 января 2020
Теги: Самарские истории