ЭЛЕКТРОННЫЙ СНИЛС: ПЕРВЫЕ ВОПРОСЫ

С 1 апреля 2019 года "зеленое свидетельство" (страховое свидетельство государственного пенсионного страхования) больше не выдается в привычном бумажном варианте - теперь СНИЛС доступен только в электронном варианте. Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом N 48-ФЗ <1>. При этом работодатели являются лицами, заинтересованными в том, чтобы работник имел корректный СНИЛС, поскольку страхователям - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - он необходим для заполнения расчета по страховым взносам <2>. Приведем вопросы, возникающие при переходе на электронный СНИЛС, и ответы на них.
Бумажный СНИЛС отменили,
а обязанность его получить осталась
Итак, теперь страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) будет существовать только в электронном виде. Нововведение направлено на систематизацию и оптимизацию процесса регистрации граждан в пенсионной системе. При этом новые стандарты будут вводиться постепенно: уже выданные "зеленые свидетельства" остаются в силе.
Кроме того, меняется статус СНИЛС: согласно принятому Закону страховой номер индивидуального лицевого счета является универсальным идентификатором персональных данных гражданина при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
В целом новый порядок направлен на классификацию сведений о лицах, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, и на оптимизацию процесса открытия индивидуального лицевого счета, а также на регламентирование процедур взаимодействия между госорганами. Это делается в том числе для предоставления государственных или муниципальных услуг и реализации мероприятий, направленных на легализацию трудовых отношений.
Преимущества перехода на электронный СНИЛС значительны: его легко восстановить, экономится время и защищены пенсионные права. Работник в любой момент может запросить из ПФР сведения о своей трудовой деятельности в режиме реального времени и проверить их правильность. Теперь вся информация об участниках системы индивидуального (персонифицированного) учета будет храниться исключительно в электронном виде. Если работник потеряет СНИЛС, дубликат СНИЛСа он уже не получит, только его номер. Вместо "зеленого свидетельства" теперь выдается электронное уведомление.
Но переход на электронный СНИЛС не отменяет обязанности работодателя по его получению. Поскольку СНИЛС должен быть у любого работника - гражданина РФ и иностранца, если на работу устраивается человек без СНИЛС, его должен получить работодатель. Согласно ст. 15 Федерального закона N 27-ФЗ <3> страхователь обязан в том числе получать в органах ПФР документы, подтверждающие регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, то есть СНИЛС, и выдавать их под подпись застрахованным лицам.
О формах документов для получения СНИЛС
Как было сказано выше, страхователь (работодатель) обязан, помимо прочего, получать в органах ПФР страховой номер (СНИЛС) и выдавать его под подпись застрахованным лицам. Но при этом в редакции Закона, действующей с 1 апреля 2019 года, более не содержится упоминаний о том, что работник может получать какие-либо документы, подтверждающие регистрацию в системе, по месту работы. Обязанность ПФР передавать данные документы работодателю также не предусмотрена. При этом в ст. 14 и 16 Федерального закона N 27-ФЗ прямо указывается, что документы, подтверждающие регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, направляются работнику органами ПФР по его запросу. Казалось бы, какого-либо посредничества работодателя при этом не предусмотрено. Так ли это?
Ответ на вопрос об обязанности работодателя получать СНИЛС на работника, а также о том, по каким формам необходимо подавать указанные сведения и можно ли использовать для этого формы, утвержденные Постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 N 2п, дан в Письме ПФР от 28.06.2019 N 09-19/13246.
Представители ПФР напоминают: согласно ст. 65 ТК РФ в случае, если на лицо, поступающее на работу впервые, не был открыт индивидуальный лицевой счет, в соответствующий территориальный орган ПФР работодателем представляются сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Исходя из п. 1 ст. 6 Федерального закона N 27-ФЗ на территории РФ на каждого гражданина РФ, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории РФ, Пенсионный фонд открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер. Индивидуальный лицевой счет открывается в том числе на основании заявления лица, поданного им лично, через работодателя или через МФЦ.
Указанное заявление в силу Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах <4> (далее - Инструкция) представляется в территориальный орган ПФР посредством заполнения анкеты, форма которой утверждена Постановлением Правления ПФР N 2п. В соответствии с Инструкцией при представлении анкеты страхователем правильность отраженных в анкете сведений заверяется личной подписью гражданина.
Территориальный орган ПФР в течение пяти рабочих дней со дня получения анкеты принимает решение об открытии лицевого счета.
С учетом положений ст. 16 Федерального закона N 27-ФЗ ПФР обязан информировать физическое лицо способом, указанным в обращении, о результатах его регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета путем направления документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета и содержащего сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета.
Примечание. В случае подачи физическим лицом заявления через работодателя информирование, а также выдача ему документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, осуществляются через указанного работодателя.
СНИЛС для дистанционного работника
Как было сказано выше, согласно ст. 65 ТК РФ в случае, если на лицо, поступающее на работу впервые, не был открыт индивидуальный лицевой счет, работодателем представляются в соответствующий территориальный орган ПФР сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета. При этом ст. 312.2 ТК РФ устанавливает, что в случае заключения трудового договора о дистанционной работе путем обмена электронными документами с лицом, впервые заключающим трудовой договор, данное лицо получает документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа, самостоятельно.
У работодателя, заключившего трудовой договор с таким работником, возникает вопрос: обязан ли он представлять соответствующие сведения в ПФР в данном случае?
Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона N 27-ФЗ индивидуальный лицевой счет открывается в том числе на основании заявления лица, поданного им лично, через работодателя или через МФЦ.
Вместе с тем в силу п. 8 Инструкции при представлении анкеты работодателем (страхователем) правильность указанных в анкете сведений заверяется личной подписью гражданина. В случае если гражданин не имеет возможности лично заверить анкету по причине длительного (свыше одного месяца) нахождения в командировке, длительной болезни или иной причине, работодатель указывает эту причину в анкете и заверяет ее.
Примечание. По мнению представителей ПФР, при заключении работником трудового договора впервые на бумажном носителе либо путем обмена электронными документами по выбору работника открытие индивидуального лицевого счета может быть осуществлено как самостоятельно, так и через его работодателя, с учетом предусмотренных норм актов об индивидуальном (персонифицированном) учете (Письмо N 09-19/13246).
Электронное уведомление вместо СНИЛС
Поскольку СНИЛС никто не отменял (изменена лишь форма его выдачи), страховой номер нужно получать и представлять по требованию. Вместо "зеленого свидетельства" теперь будет уведомление. Бумажную версию уведомления можно получить в клиентской службе или управлении ПФР, а также в МФЦ. Электронное уведомление будет всегда доступно в личном кабинете гражданина на сайте ПФР.
В настоящее время проходит процедура принятия формы данного уведомления. С проектом постановления ПФР можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов <5>.
Примечание. Планируется утвердить форму документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, - уведомления о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета (АДИ-РЕГ) - и Порядок оформления электронного документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Уведомления включают в себя все сведения, которые отражены в страховом свидетельстве: персональные данные (фамилия, имя и отчество человека, дата и место его рождения, пол), дату регистрации гражданина в системе индивидуального (персонифицированного) учета и непосредственно сам СНИЛС.
Электронный документ формируется в автоматическом режиме на основании сведений, хранящихся на индивидуальном лицевом счете зарегистрированного лица, по запросу зарегистрированного лица, обратившегося лично либо через своего представителя:
- непосредственно в территориальный орган ПФР;
- в МФЦ (в случае заключения соглашение о взаимодействии);
- путем направления запроса в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе через сервисы "Единый портал государственных и муниципальных услуг", "Личный кабинет зарегистрированного лица" на официальном сайте ПФР.
Электронный документ будет направляться зарегистрированному лицу способом, указанным в обращении, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета, и (или) на адрес электронной почты, указанный в обращении в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня регистрации обращения зарегистрированного лица в территориальном органе ПФР.
В случае подачи обращения в электронной форме через сервисы "Единый портал государственных и муниципальных услуг", "Личный кабинет гражданина" на официальном сайте ПФР электронный документ будет сформирован в режиме реального времени.
Но еще раз отметим, что новая форма уведомления пока не принята. На момент подготовки данного материала получить, например, дубликат страхового свидетельства можно в форме электронного документа через личный кабинет гражданина. Электронный сервис позволяет обратиться застрахованному лицу за получением дубликата СНИЛС посредством Интернета, в результате чего гражданин получит страховое свидетельство с указанием прежнего номера индивидуального лицевого счета в электронном виде (в формате PDF). Результатом обращения является получение застрахованным лицом формы дубликата страхового свидетельства (ф. АДИ-7) в электронном виде.
Чтобы оформить дубликат СНИЛС на сайте ПФР, необходимо сделать 4 шага:
1. Зайти в личный кабинет застрахованного лица на сайте ПФР, используя логин и пароль, полученные при регистрации на Едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru).
2. В разделе "Индивидуальный лицевой счет" выбрать услугу "Подать заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства".
3. Выбрать команду "Запросить".
4. Перейти в историю обращений и выбрать дубликат страхового свидетельства. На экране появится СНИЛС в формате PDF.
Все услуги и сервисы, предоставляемые ПФР в электронном виде, объединены в один портал на сайте Пенсионного фонда - www.es.pfrf.ru. Чтобы получить услуги ПФР в электронном виде, необходимо иметь подтвержденную учетную запись на портале госуслуг.
Для получения дубликата СНИЛС на бланке установленного образца застрахованному лицу необходимо обратиться в клиентскую службу территориального органа ПФР с распечатанной на бумажном носителе формой АДИ-7. При обращении в территориальный орган ПФР при себе требуется иметь паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
К сведению. Ключевые услуги ПФР в электронной форме также можно получить через бесплатное мобильное приложение ПФР, доступное для платформ iOS и Android, и портал госуслуг.
Таким образом, сегодня работник при приеме на работу может предъявить как "зеленое свидетельство", в котором указан СНИЛС, так и документ, содержащий сведения о застрахованном лице, в том числе в электронном виде.
* * *
С 1 апреля 2019 года идет оптимизация процесса открытия индивидуального лицевого счета - переход на электронный СНИЛС. В соответствии с новациями исключена обязанность ПФР и его территориальных органов выдавать страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования застрахованным лицам. Теперь документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, по выбору физического лица может быть направлен ему в форме электронного документа, а также иным способом, в том числе на бумажном носителе почтовым отправлением. При этом ранее выданные страховые свидетельства, которые сейчас есть на руках у застрахованных лиц, не придется обменивать: они сохраняют свое действие и являются документами, идентичными документам, подтверждающим регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Как и ранее, при заключении трудового договора или договора гражданско-правового характера в необходимых случаях работодатель отправляет данные сотрудника и заполненную анкету в территориальный орган ПФР.
При этом работник может получить СНИЛС самостоятельно в любом территориальном органе ПФР, а также в МФЦ, если между ПФР и МФЦ заключено соглашение о взаимодействии. Для этого необходимо предъявить паспорт и заполнить анкету. При обращении в ПФР регистрация в системе обязательного пенсионного страхования и выдача страхового свидетельства производятся в режиме реального времени.
Таким образом, при переходе на электронный СНИЛС у работодателя осталась обязанность по получению данного страхового номера для работника (при его отсутствии). Для этого нужно представить в ПФР анкету, форма которой утверждена Постановлением Правления ПФР N 2п, и опись документов. Но работник может получить СНИЛС самостоятельно, особенно это актуально при дистанционной работе. Выбор варианта получения СНИЛС остается за работником.
В настоящее время идет подготовка документа взамен "зеленого свидетельства" - уведомления о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета (АДИ-РЕГ).
<1> Федеральный закон от 01.04.2019 N 48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
<2> Приказ ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@.
<3> Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
<4> Утверждена Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
<5> См. ссылку https://regulation.gov.ru/projects#searchType=l&npa=91355.
В.В. Рябинин
Эксперт журнала
"Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
28 октября 2019
Теги: СНИЛС