ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ: ИЗМЕНЕНИЯ-2021

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ: ИЗМЕНЕНИЯ-2021

Изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 305-ФЗ), не обошли стороной имущественные налоги. Мы расскажем о том, какие новшества разработаны законодателем в целях исчисления и уплаты транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество организаций.

 

Транспортный налог

 Льготы субъектов РФ

 С 01.01.2022 вступают в силу уточнения, внесенные в ст. 356 НК РФ, согласно которым при установлении налога законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы, основания для их использования налогоплательщиком, а также порядок их применения.

 

Объект налогообложения

 Пункт 2 ст. 358 НК РФ дополнен пп. 13, согласно которому не являются объектом обложения транспортным налогом весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с., зарегистрированные в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна". Новая норма действует с 02.07.2021.

 

Налоговые льготы

 Порядок применения льгот по транспортному налогу, установленный п. 3 ст. 361.1 НК РФ для физических лиц, распространен на налогоплательщиков-организаций с 02.07.2021. Теперь в случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с НК РФ и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

 

Порядок исчисления транспортного налога

 С 01.01.2022 ст. 362 НК РФ будет дополнена п. 3.2 - 3.4:

- установлен порядок исчисления налога в отношении водных и воздушных транспортных средств, находящихся в общей долевой собственности, а также в общей совместной собственности, сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях; кроме этого, прописан порядок расчета налога в случае изменения в течение налогового периода характеристик транспортного средства, а также доли налогоплательщика в праве общей собственности на водное или воздушное транспортное средство;

- определен коэффициент, применяемый при расчете налога в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу;

- урегулирован порядок прекращения начисления транспортного налога в отношении транспортного средства, право собственности на которое прекращено в связи с его принудительным изъятием, - представление соответствующего заявления и документов, подтверждающих принудительное изъятие транспортного средства, а также регламент работы налогового органа с данным заявлением.

Кроме этого, установлено, что сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством РФ.

 

Порядок и сроки уплаты налога

 С 02.08.2021 вступили в силу следующие поправки в ст. 363 НК РФ:

- с одного до трех месяцев увеличен срок, не позднее которого со дня получения налоговым органом сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, о том, что соответствующая организация находится в процессе ликвидации, налоговые органы направляют налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах транспортного налога (пп. 3 п. 4 ст. 363 НК РФ);

- уточняется порядок получения организацией сообщения об исчисленной сумме налога (п. 5 ст. 363 НК РФ). Теперь налогоплательщик-организация вправе получить сообщение об исчисленной сумме налога в любом налоговом органе на основании заявления о выдаче сообщения об исчисленной сумме налога. Сообщение об исчисленной сумме налога передается (направляется) руководителю организации (ее представителю) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче сообщения об исчисленной сумме налога. Форма заявления о выдаче сообщения, порядок ее заполнения, формат представления заявления в электронной форме утверждает ФНС;

- право представлять пояснения и документы по полученному сообщению об исчисленной сумме налога распространено на обособленные подразделения налогоплательщиков-организаций (п. 6, 7 ст. 363 НК РФ).

 

Земельный налог

Федеральный закон N 305-ФЗ внес следующие поправки в гл. 31 НК РФ.

Уточнено, что освобождаются от обложения земельным налогом религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а также земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов (пп. 4 п. 1 ст. 395 НК РФ). Ранее речь шла только о земельных участках, на которых находились соответствующие здания. Данная поправка действует с 02.07.2021 и распространяется на правоотношения, связанные с исчислением земельного налога за налоговый период 2021 года.

Порядок предоставления налоговых льгот, предназначенный физическим лицам, распространен на организации (ст. 396 НК РФ). Так, в случае если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от ее применения, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с НК РФ и другими федеральными законами начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу. Данное правило действует с 02.07.2021.

С 01.01.2022 вступят в силу поправки, внесенные в п. 15 ст. 396 НК РФ, согласно которым в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трех лет начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего три года с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

С 02.08.2021 изменения внесены в п. 5 ст. 397 НК РФ: сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах земельного налога будут направляться только налогоплательщикам-организациям. Обязанность направлять указанные сообщения их обособленным подразделениям, как и по месту нахождения принадлежащих организациям земельных участков, исключена.

 

Налог на имущество организаций  

Права субъектов РФ

Согласно ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ. Определено, что субъекты РФ не вправе устанавливать сроки уплаты налога.

При этом дополнено, что при установлении налога законами субъектов РФ могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с гл. 30 НК РФ, предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками. В действующей редакции НК РФ сказано только об основаниях для применения налоговых льгот.

 

Обратите внимание! Изменения, внесенные в гл. 30 НК РФ, вступают в силу с 01.01.2022.

 

Кадастровая стоимость имущества

Статья 378.2 НК РФ дополняется п. 7.1, согласно которому уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в течение пяти дней со дня внесения изменений в перечень направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту РФ и размещает их на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

К имеющимся четырем особенностям исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу в отношении имущества, по которому налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, добавлена еще одна - в отношении объекта недвижимого имущества, находящегося в общей долевой собственности, сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве общей собственности на такой объект недвижимого имущества. В случае изменения в течение налогового периода доли налогоплательщика в праве общей собственности на объект недвижимого имущества сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется с учетом коэффициента, определяемого в соответствии с п. 5 ст. 382 НК РФ (п. 12 ст. 378.2 НК РФ дополнен пп. 4).

 

Налоговые ставки

До 2023 года (вместо 2021 года) продлено действие налоговых ставок, определяемых законами субъектов РФ в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, - 1,6% (п. 3.2 ст. 380 НК РФ). Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.11.2017 N 1421.

 

Порядок исчисления налога

Статья 382 НК РФ дополнена п. 4.1, согласно которому в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца его гибели или уничтожения на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения.

Рассмотрение налоговым органом данного заявления, в том числе направление запроса сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, и его рассмотрение, направление налогоплательщику уведомления о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения либо сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. 3.1 ст. 362 НК РФ (транспортный налог). Все необходимые формы документов будут утверждены ФНС.

В п. 5 ст. 382 НК РФ уточнено, что порядок исчисления налога распространяется также на случаи возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, указанные в ст. 378.2 НК РФ, а не только права собственности.

Кроме этого, ст. 382 НК РФ дополнена п. 8, в соответствии с которым налогоплательщики - российские организации, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Представление данного заявления, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. 3 ст. 361.1 НК РФ. Все необходимые формы документов будут утверждены ФНС.

В случае если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представит в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщит об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении объекта налогообложения, по которому предоставляется налоговая льгота, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

 

Порядок уплаты налога

Согласно действующей редакции п. 1 ст. 383 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. С 2022 года этот порядок изменится - налог подлежит уплате в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

 

Налоговая декларация

С 01.01.2023 вступят в силу поправки, внесенные в ст. 386 НК РФ (дополнена п. 6), согласно которым налогоплательщики - российские организации не включают в налоговую декларацию сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. В случае если у налогоплательщика - российской организации в истекшем налоговом периоде имелись только указанные объекты налогообложения, налоговая декларация не представляется.

В целях обеспечения полноты уплаты налога в отношении указанных объектов налогообложения составление, передача (направление) налоговыми органами налогоплательщикам - российским организациям сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога в отношении таких объектов налогообложения, представление такими налогоплательщиками в налоговые органы пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, рассмотрение налоговыми органами представленных такими налогоплательщиками пояснений и (или) документов и передача (направление) налоговыми органами налогоплательщикам уточненных сообщений об исчисленных суммах налога осуществляются в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, которые предусмотрены п. 4 - 7 ст. 363 НК РФ (транспортный налог).

Налогоплательщику - российской организации будет направляться требование об уплате налога в соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ в случае, если выявлена недоимка по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, либо если недоимка выявлена при отсутствии необходимых пояснений и (или) документов.

 

В заключение

Федеральный закон N 305-ФЗ внес ряд новшеств в гл. 28, 30 и 31 НК РФ. Выделим наиболее значимые поправки:

- законами субъектов РФ может устанавливаться порядок применения налоговых льгот по транспортному налогу;

- для налогоплательщиков-организаций введен беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по транспортному налогу на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами;

- установлено общее правило о едином источнике данных о характеристиках объектов обложения транспортным налогом - сведения органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством РФ, - для всех категорий налогоплательщиков;

- продлен до трех месяцев предельный срок для передачи сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах транспортного налога со дня получения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, о том, что организация находится в процессе ликвидации;

- установлен порядок получения в налоговом органе сообщения об исчисленной сумме транспортного налога;

- введена налоговая льгота в отношении принадлежащих религиозным организациям земельных участков, предназначенных для размещения зданий, строений и сооружений религиозного и благотворительного назначения;

- для налогоплательщиков-организаций введен беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по земельному налогу на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами;

- уточнен порядок исчисления налога с применением повышающего коэффициента в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства;

- из полномочий субъектов РФ исключено установление срока уплаты налога на имущество организаций. При этом вводятся единые сроки уплаты налога и авансовых платежей по нему - налог подлежит уплате в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, авансовые платежи по налогу - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом;

- установлен порядок исчисления налога на имущество в отношении объекта, находящегося в общей долевой собственности, налоговая база по которому определяется исходя из его кадастровой стоимости;

- определен порядок исчисления налога на имущество в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением;

- введен порядок предоставления налоговых льгот для налогоплательщиков - российских организаций, имеющих право на налоговые льготы в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость;

- с 1 января 2023 года (за налоговый период 2022 года и последующие периоды) будет установлено, что налогоплательщики - российские организации не включают в налоговую декларацию по налогу на имущество сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. В случае если у российской организации в истекшем налоговом периоде имелись только вышеуказанные объекты налогообложения, налоговая декларация не представляется.

 

А.Б. Галочкина

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы

бухгалтерского учета и налогообложения"

15 Октября 2021


К списку статей

Наверх

Корзина