ИЗ ИСТОРИИ ПРАВА: МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СПОСОБ БОСЯЦКОГО ВЫЧИСЛЯТЬ ВИНУ
9 апреля 1896 года в самарском окружном суде рассматривался иск крестьянки Буйловой к управлению Самаро-Златоустовской железной дороги на 2880 рублей «в обеспечение её с пятью малолетними детьми вследствие смерти мужа во время сцепки вагонов». В мае 1895 года сторож Буйлов во время манёвров услышал приказание кондуктора сцепить вагон с идущим задним ходом поездом. Сцепление вагонов не входит в круг его обязанностей, но он подбежал к вагону и не разобравшись, как производится их сцепление, крикнул стрелочнику Самарину, чтобы тот перевёл стрелку. В этот момент, Буйлов попал между буферами вагонов и погиб.
Вдова решила обратиться в самарский окружной суд. Её поверенный Г.А.Клеменц в исковом прошении настаивал на том, что управление железной дороги должно выдать семье Буйлова пенсию на 20 лет по 2880 рублей в год в соответствии с зарплатой мужа. Управление железной дороги через своего поверенного Босяцкого заявляло, что это слишком большая сумма. Так же он отмечал, что «покойный отчасти сам виноват в гибели, так как послушался человека, который не имел права отдавать ему распоряжение о сцепке вагонов». Согласно разъяснениям сената в подобных случаях, когда часть вины лежит на пострадавшем, управление дороги просило об уменьшении суммы иска. Далее поверенный Босяцкий говорил: «Так как виновных в этом несчастном случае насчитывается 4 человека из железнодорожной администрации (кондукторы, стрелочник и др.), то он полагает, что ответственность за несчастный случай должна быть разложена по справедливости на всех». Он предложил уменьшить пенсию вдове и выплачивать не 20 лет, на том основании, что вдова Буйлова «ещё не настолько стара, чтобы потерять всякую надежду на вторичное замужество». Следовательно, по его мнению, вполне достаточно выдавать ей пенсию только в течение 10 лет. Детям покойного «несправедливо было бы выдавать деньги в течение такого большого периода, ибо мальчики в крестьянской среде становятся очень рано работниками, а девочки выходят замуж. Поэтому вполне достаточно будет 10 лет, в течение которых семья должна будет встать на ноги». Уменьшив сумму с 2880 до 1440 рублей, Босяцкий утверждал, что и эта сумма слишком большая и была бы правильной, если бы сам Буйлов был жив. Так как семья получит 14 рублей на всех считая и покойного Буйлова, то следовательно его часть надо вычесть. Получится сумма в 96 рублей ежегодной пенсии. Эту сумму он тоже урезал, считая, что необходимо вычесть 1/5 часть (около 20 рублей) как вознаграждение железной дороге «за неправильные действия погибшего Буйлова». Оставшиеся 76 рублей Босяцкий признал «справедливой суммой». Всего управление железной дороги предложило выплатить Буйловой 760 рублей за 10 лет, которые будет выдавать разновременно.
Поверенный Г.А.Клеменц в свою очередь указал, что «математический способ Босяцкого вычислять вину не приложим к данной ситуации». Вся вина лежит на администрации дороги, которая допустила, чтобы кондуктор отдавал неправильные указания сторожу. Он просил выдать Буйловой сумму одновременно, учитывая её сложное положение: «…одна с пятью малолетними детьми, живущая вдали от центра города, у неё возникает масса затруднений при получении денег».
В ходе разбирательств суд вынес следующую резолюцию. Выдать семье Буйловой пенсию в размере 144 рублей в год. Срок получения пенсии заканчивается для сыновей с наступлением совершеннолетия, для девочек со вступлением их в брак. Пенсия должна выдаваться по третям года, считая с 25 сентября 1895 года.
Ирина Крамарева
Музей П.В.Алабина
15 июля 2021