ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАЧЕТЕ И ВОЗВРАТЕ НАЛОГОВ

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАЧЕТЕ И ВОЗВРАТЕ НАЛОГОВ

Григоренко Екатерина Сергеевна - советник государственной гражданской службы РФ 2 класса.

В конце сентября был принят Закон, вносящий масштабные поправки в НК РФ. Изменениям, которые действуют с 29.10.2019 при зачете и возврате налогов, посвящено наше интервью с Екатериной Сергеевной Григоренко.

- Законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ в ст. 78 НК РФ введен новый п. 8.1, действующий с 29.10.2019. Он регулирует сроки возврата и зачета переплаты по налогам, которые возникают в ходе проведения камеральных налоговых проверок. Расскажите, пожалуйста, с чем связана необходимость этих изменений?

- По общему правилу срок на возврат/зачет переплаты по налогу составляет 1 месяц с момента получения заявления от налогоплательщика <1>. Однако в НК не была урегулирована ситуация, когда заявление на возврат/зачет налогоплательщик подавал одновременно с налоговой декларацией. Новая норма устраняет указанный пробел.

Напомню, что ранее в случае, когда налогоплательщик подавал заявление на возврат или зачет переплаты по налогу одновременно с подачей декларации, надо было руководствоваться позицией Президиума ВАС РФ. Она заключалась в следующем: месячный срок на возврат/зачет суммы излишне уплаченного налога начинает исчисляться со дня подачи соответствующего заявления налогоплательщика, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки декларации (либо с момента, когда такая проверка должна быть завершена) <2>. Теперь же надо руководствоваться прямой нормой НК <3>.

- Как с учетом новой нормы определяются сроки для возврата или зачета переплаты по налогу, если заявление об этом налогоплательщик подал до начала камеральной проверки декларации и в ходе ее не выявлены нарушения?

- Теперь сроки на зачет и возврат переплаты по налогу начинают исчисляться не со дня окончания самой проверки, а лишь по истечении 10 рабочих дней со дня, следующего за этим днем (или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок) <4>.

Однако сам срок для принятия инспекцией решения о возврате/зачете переплаты в конкретной ситуации составляет не 1 месяц, а 10 рабочих дней <5>. Таким образом, сложив эти сроки (10 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания камеральной проверки, + 10 рабочих дней на принятие решения о возврате или проведении зачета), получаем 20 рабочих дней.

По факту в большинстве случаев это примерно равно календарному месяцу. То есть, по сути, ранее сформированный Президиумом ВАС подход закреплен специальной нормой права (правда, не дословно, а немного иначе).

Примечание

В НК теперь есть специальная норма для определения срока принятия решения о возврате и зачете переплаты, когда заявление подано налогоплательщиком до окончания камеральной проверки декларации.

- Поясните, пожалуйста, новые правила для определения срока на возврат переплаты по налогу на конкретном примере. Предположим, налогоплательщик одновременно подал декларацию и заявление на возврат переплаты. Камеральная проверка такой декларации завершена инспекцией 07.11.2019.

- По ранее действовавшему правилу срок на возврат налога составлял месяц с момента окончания проверки. То есть налог следовало возвратить в срок до 09.12.2019 включительно (в связи с тем что 7 и 8 декабря - выходные дни).

По новому специальному правилу срок на возврат считается иначе: решение о возврате инспекция начнет принимать по истечении 10 рабочих дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки. То есть начиная с 22.11.2019. Следующие 10 рабочих дней, отпущенные именно на принятие решения о возврате переплаты, истекут 05.12.2019. В этот срок инспекция должна направить в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога <6>.

Собственно на возврат налога Казначейством также нужно время. Так, вернуть плательщикам излишне уплаченные (взысканные) суммы орган Казначейства должен в срок, не превышающий 3 рабочих дней, следующих за днем получения соответствующего поручения налогового органа <7>. Но часто возврат происходит раньше.

Так что в конкретном примере фактический предельный срок для возврата переплаты налогоплательщику, учитывая выходные дни, должен составить примерно тот же месяц (что и раньше) с момента окончания камеральной проверки: 9 - 10 декабря.

- Спасибо за пояснения. Давайте теперь рассмотрим другой пример - когда камеральная проверка завершена перед длительными новогодними праздниками. Допустим, 30.12.2019 заявление на возврат подано налогоплательщиком одновременно с декларацией. По старым правилам (с учетом позиции Президиума ВАС) срок на возврат налога должен был истечь 30.01.2020. Как он будет рассчитываться с учетом новой нормы?

- Эта ситуация нам показывает, что период, в течение которого инспекция должна принять решение о возврате переплаты по налогу, не будет соответствовать календарному месяцу. Ведь по новой норме мы должны ориентироваться на сроки, установленные в рабочих днях. И когда праздничных дней много, на принятие инспекцией решения о возврате может потребоваться более календарного месяца.

Соответственно, если камеральная проверка окончена 30.12.2019, то 10-дневный рабочий срок на принятие решения о возврате начинает исчисляться с 22.01.2020, а само решение должно быть принято до 04.02.2020 включительно. Не позднее этой даты инспекция должна направить поручение в Казначейство.

- Мы разобрали случаи, когда камеральная проверка не выявила нарушений в налоговой декларации. А как теперь исчисляется срок для возврата или зачета налога, если при такой проверке инспекция выявила нарушения?

- В таком случае действует особый порядок. Срок для принятия налоговым органом решения о возврате или зачете налога (равный 10 рабочим дням) начинает исчисляться лишь со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам камеральной проверки <8>.

- Меняется ли как-то ситуация, если ИФНС выявила нарушения только по части суммы переплаты, заявленной в декларации? К примеру, если часть переплаты подтверждена инспекцией (к ней нет претензий), должна ли ИФНС принять решение о ее возврате в срок, установленный абз. 1 п. 8.1 ст. 78 НК РФ, - в течение 20 рабочих дней, следующих за днем окончания камералки? То есть как в примерах, которые мы рассмотрели ранее?

- Налоговый кодекс этого не предусматривает. Если в декларации выявлены нарушения, то в отношении всей суммы переплаты, заявленной в декларации (в том числе и в отношении части, к которой нет претензий), действуют особые правила, установленные абз. 2 п. 8.1 ст. 78 НК РФ. То есть, как я уже сказала, 10-дневный рабочий срок, отведенный на принятие решения о возврате или зачете переплаты, начинает течь со дня, следующего за днем вступления в силу решения по проверке.

Отмечу также, что решение по камеральной налоговой проверке, если установлено нарушение, является единым. Оно не делится на части. Причем даже в случае подачи в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы только на часть решения нижестоящего налогового органа такое решение не вступает в силу полностью, то есть замораживается и в той части, в которой оно не обжаловалось <9>.

- Как исчисляется срок для зачета или возврата переплаты, если решение по налоговой проверке будет признано недействительным в суде?

- В таком случае надо руководствоваться имеющимися нормами, в которые в последнее время не вносились изменения. Так, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу решения суда <10>. Такой же подход, по моему мнению, надо применять и при определении срока для вынесения решения о возврате налога. Ведь судебный исход заранее не известен. А значит, иные сроки неприменимы.

- Применяются ли новые правила исчисления сроков на зачет и возврат переплаты по налогу, если и декларация, и заявление о таком зачете/возврате представлены в ИФНС до 29.10.2019?

- Рассматриваемые изменения, внесенные в ст. 78 НК РФ, вступили в силу с 29.10.2019. Никаких переходных положений нет, как нет и особенностей в части исчисления иных сроков в случае подачи декларации или заявлений о зачете (возврате) до даты вступления в силу нового п. 8.1 ст. 78 НК РФ. Соответственно, порядок исчисления сроков должен быть единым, независящим от даты подачи налогоплательщиком декларации или заявления на возврат и зачет налога.

--------------------------------

<1> п. 6 ст. 78 НК РФ.

<2> п. 11 Обзора, доведенного Информационным письмом Президиума ВАС от 22.12.2005 N 98.

<3> п. 8.1 ст. 78 НК РФ.

<4> п. 6 ст. 6.1, п. 8.1 ст. 78 НК РФ.

<5> абз. 1 п. 8 ст. 78 НК РФ.

<6> абз. 2 п. 8 ст. 78 НК РФ; ст. 166.1 БК РФ.

<7> п. 27 Порядка, утв. Приказом Минфина от 18.12.2013 N 125н.

<8> абз. 2 п. 8.1 ст. 78 НК РФ.

<9> п. 46 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57.

<10> абз. 2 п. 5 ст. 78 НК РФ.

Беседовала

Л.А. Елина

Ведущий эксперт

Подписано в печать

08.11.2019

30 декабря 2019


Теги: Возврат налога

К списку статей

Наверх

Корзина