ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Единый реестр субъектов
малого и среднего предпринимательства
Федеральный закон N 279-ФЗ <2> вносит изменения в ст. 8 Федерального закона N 209-ФЗ, регламентирующую вопросы ведения реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр).
Внесение изменений обусловлено тем, что в настоящее время сведения о предоставленной поддержке СМП не обобщаются, в связи с чем для получения информации о предоставленной конкретному СМП поддержке необходимо обращаться к различным реестрам субъектов СМП - получателей поддержки, размещаемым на официальных сайтах органов и организаций, оказывающих поддержку СМП.
Так, согласно действующей редакции федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку СМП, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерние общества, организации, образующие инфраструктуру поддержки СМП, ведут реестры СМП - получателей такой поддержки.
Примечание. После вступления изменений в силу ведение единого реестра возлагается на уполномоченный орган, которым будет ФНС.
Кроме того, уточняется перечень сведений, содержащихся в указанных реестрах. По сути, перечень остается прежним с некоторыми уточнениями: изменяются последовательность сведений и их группировка, перечень дополняется сведениями об ИНН органов и организаций, предоставивших поддержку СМП, также теперь будет указываться категория СМП.
В соответствии с действующей редакцией уполномоченные органы и организации вносят записи в реестры СМП - получателей поддержки в отношении соответствующих СМП в течение 30 дней со дня принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки. Внесенные сведения исключаются из реестров СМП - получателей поддержки по истечении трех лет с даты окончания срока оказания поддержки.
Принятые изменения существенно меняют порядок внесения и исключения сведений из единого реестра. Так, внесение сведений об оказанной СМП поддержке в единый реестр и исключение таких сведений осуществляются уполномоченным органом 15-го числа каждого месяца по состоянию на 1-е число текущего месяца в следующем порядке:
- указанные выше сведения, за исключением сведений о категории СМП, вносятся в реестр на основании сведений, представленных в уполномоченный орган органами и организациями, образующими инфраструктуру поддержки СМП;
- сведения о категории СМП вносятся в реестр на основании содержащихся в реестре сведений по состоянию на дату принятия решения о предоставлении поддержки;
- содержащиеся в реестре сведения исключаются из него по истечении десяти лет со дня истечения срока оказания поддержки либо с даты принятия решения о прекращении оказания поддержки.
При этом устанавливается порядок представления сведений в уполномоченный орган всеми органами в форме электронных документов в срок до 5-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки либо обнаружения нарушения порядка и условий предоставления поддержки, в том числе нецелевого использования средств поддержки.
Также изменения затрагивают вопрос доступности сведений, содержащихся в реестре. Действующая редакция Закона предусматривает, что информация, содержащаяся в реестрах, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Новая редакция уточняет, что сведения, содержащиеся в реестре, 15-го числа каждого месяца размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в Интернете и являются общедоступными.
Одновременно прекращаются обязанности региональных гарантийных организаций ежемесячно размещать на официальных сайтах информационной поддержки СМП и (или) на своих официальных сайтах реестры СМП, являющихся получателями поддержки. Также исключается положение о предоставлении средств федерального бюджета на ведение реестра соответствующим фондам.
Рассмотренные выше изменения вступают в силу с 20.12.2020.
Кроме того, предусмотрены специальные положения относительно первого размещения сведений реестра в Интернете: установлены отдельные сроки для представления соответствующей информации в уполномоченный орган. Указанные нормы относительно представления информации для первого размещения в Интернете вступили в силу 13.08.2019.
Расширение полномочий Российского экспортного центра
Начиная с 2011 года в рамках Программы <3> поддержки малого и среднего предпринимательства в целях стимулирования и вовлечения субъектов СМП в экспортную деятельность, содействия выходу СМП на иностранные рынки товаров, услуг и технологий, содействия повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности экспортно ориентированных субъектов СМП предусмотрена реализация мероприятия по созданию и развитию центров координации поддержки экспортно ориентированных СМП (далее - центры поддержки экспорта). Центрами поддержки экспорта оказывается ряд услуг (в том числе организация выставок и бизнес-миссий), результатом которых является заключение субъектами СМП экспортных контрактов.
Примечание. С 2019 года реализация мероприятия по созданию или развитию центров поддержки экспорта осуществляется при методическом и информационном взаимодействии уполномоченного органа субъекта РФ с АО "Российский экспортный центр" на основании соглашения о взаимодействии.
В связи с этим Федеральный закон N 293-ФЗ <4> вносит следующие изменения в Федеральный закон N 209-ФЗ, вступившие в силу 13.08.2019.
Ранее понятие "поддержка СМП" включало только деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМП, а также деятельность АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства". После внесения изменений понятие поддержки СМП расширяется и включает также деятельность АО "Российский экспортный центр" (РЭЦ) по поддержке экспортной деятельности СМП, его дочерних обществ.
Кроме того, законодательство дополняется положениями, регламентирующими деятельность РЭЦ: Федеральный закон N 209-ФЗ дополнен ст. 25.3. РЭЦ в целях оказания поддержки СМП осуществляет:
- проведение в установленном порядке мониторинга соблюдения центрами поддержки экспорта требований к центрам поддержки экспорта и анализа результатов деятельности центров поддержки экспорта;
- разработку с учетом предложений общероссийских некоммерческих организаций, а также Минэкономразвития методических рекомендаций и других материалов по вопросам экспортной деятельности СМП, которые утверждаются советом директоров РЭЦ и предоставляются центрам поддержки экспорта.
При выявлении РЭЦ случаев несоблюдения центрами поддержки экспорта установленных требований соответствующая информация направляется в Минэкономразвития для принятия решений в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Таким образом, устанавливается механизм проведения АО "Российский экспортный центр" оценки соблюдения центрами поддержки экспорта требований, устанавливаемых Федеральным законом N 209-ФЗ и нормативным правовым актом Минэкономразвития.
Внесение изменений призвано способствовать дальнейшему развитию системы поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий с использованием инфраструктуры центров поддержки экспорта, повышению качества оказываемых услуг и предоставлению государственной поддержки для СМП-экспортеров.
Социальное предпринимательство
В настоящее время вопросы развития социального предпринимательства как одного из эффективных способов решения общественных проблем включены в политическую повестку различных стран. Во многом это связано с переосмыслением роли государственного сектора в экономике и усилением внимания к вопросам социальной ответственности. С одной стороны, широкое распространение получили аутсорсинг государственных программ социальной поддержки, персонализация оказания социальных услуг, а с другой - социально ориентированное инвестирование.
Примечание. Неотъемлемой характеристикой деятельности субъектов социального предпринимательства выступает сочетание социальной направленности, инновационных подходов и умения работать в рыночных условиях, заключающихся в стремлении к достижению самоокупаемости и устойчивого развития бизнеса.
Важно подчеркнуть, что предпринимательская деятельность нацелена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В связи с этим социальное предпринимательство не предполагает изменения цели деятельности коммерческих структур, но направлено на "двойственную результативность", включая решение социальной проблемы через предложение новых или нестандартных бизнес-моделей, вовлечение дополнительных материальных и нематериальных ресурсов, социального капитала граждан, включая "исключенные" и уязвимые социальные категории населения, страдающие от неравномерного распределения жизненно важных благ.
В последние годы социальное предпринимательство активно развивается в РФ. На регулярной основе проводятся тематические форумы и конференции, создается инфраструктура поддержки субъектов социального предпринимательства, формируются предпринимательское и экспертное сообщества, действуют координационно-совещательные органы.
Вместе с тем в настоящее время отсутствует единообразие в трактовке понятия "социальное предпринимательство", которое зачастую путают с социальными услугами, корпоративной социальной ответственностью.
Эту ситуацию призван изменить Федеральный закон N 245-ФЗ <5>, который предусматривает ряд изменений в Федеральном законе N 209-ФЗ.
Так, закрепляются легальные определения понятий "социальное предпринимательство" и "социальное предприятие".
Социальное предпринимательство - это предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными ч. 1 ст. 24.1 Федерального закона N 209-ФЗ (новая статья о поддержке СМП, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства).
Социальное предприятие - это субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства.
Указание на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является социальным предприятием, включается в единый реестр СМП.
В связи с этим предусматривается, что в целях ведения единого реестра уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ представляют в уполномоченный орган ежегодно до 5 июля сформированный по состоянию на 1 июля текущего календарного года в порядке, установленном Минэкономразвития, перечень СМП, имеющих статус социального предприятия. На основании данных сведений указание на то, что организация является социальным предприятием, вносится в единый реестр ежегодно 10 августа текущего календарного года. Исключение сведений о социальном характере СМП осуществляется в таком же порядке.
Кроме того, подробно регламентируется порядок осуществления поддержки СМП, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства. Закрепляются критерии отнесения СМП к социальным предприятиям. Так, в качестве критериев отнесения СМП к социальным предприятиям предусматривается использование одного из следующих критериев:
- СМП обеспечивает занятость отдельных категорий граждан (инвалиды, многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, выпускники детских домов в возрасте до 23 лет, пенсионеры и лица предпенсионного возраста, выпускники детских домов в возрасте до 21 года и т.д.) (далее - социально уязвимые категории граждан). При этом доля таких работников должна составлять не менее 50%, а доля в фонде оплаты труда - не менее 25%. Аналогичный критерий используется в Федеральном законе N 181-ФЗ <6> для определения категории общественных объединений инвалидов и организаций, которым органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать специальные виды поддержки;
- СМП обеспечивает реализацию производимых социально уязвимыми категориями граждан товаров (работ, услуг);
- СМП осуществляет деятельность, направленную на производство товаров (работ, услуг), ориентированных на социально уязвимые категории граждан, и их доступность для них в целях преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;
- СМП осуществляет деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества (деятельность по оказанию психолого-педагогических и иных услуг, направленных на укрепление семьи, обеспечение семейного воспитания детей и поддержку материнства и детства, деятельность по организации отдыха и оздоровления детей, деятельность по оказанию услуг в сфере дошкольного образования и общего образования, дополнительного образования детей и др.), при условии соблюдения установленных критериев.
Доля доходов от осуществления указанных видов деятельности по итогам предыдущего календарного года должна составлять не менее 50% в общем объеме доходов, а доля чистой прибыли за предшествующий календарный год, направленная на осуществление такой деятельности (видов такой деятельности) в текущем календарном году, - не менее 50% от размера указанной прибыли (в случае наличия чистой прибыли за предшествующий календарный год).
Порядок признания СМП социальным предприятием определяется Минэкономразвития.
Социальным предпринимательством не может являться деятельность по производству и (или) реализации подакцизных товаров, а также по добыче и (или) реализации полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
Оказание поддержки социальным предприятиям может осуществляться в виде:
- обеспечения наличия инфраструктуры поддержки социальных предприятий;
- оказания финансовой поддержки социальным предприятиям (в том числе в рамках предоставления субсидий);
- оказания имущественной поддержки социальным предприятиям (в том числе путем предоставления во владение и (или) в пользование государственного и муниципального имущества на льготных условиях);
- оказания информационной поддержки социальным предприятиям;
- оказания консультационной и методической поддержки социальным предприятиям (в том числе по вопросам привлечения финансирования и участия в закупках товаров, работ, услуг);
- содействия в развитии межрегионального сотрудничества, поиске деловых партнеров, в том числе путем проведения ярмарок, деловых конгрессов, выставок, а также обеспечения участия социальных предприятий в указанных мероприятиях на территориях субъектов РФ и на территориях муниципальных образований;
- организации профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования и содействия в прохождении независимой оценки квалификации работников социальных предприятий в соответствии с законодательством РФ;
- реализации иных мер.
Рассмотренные изменения вступили в силу 26.07.2019. Однако специально предусмотрено, что первое внесение в единый реестр СМП сведений о социальном характере СМП осуществляется 10.04.2020. В целях внесения данных сведений уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ представляют в ФНС в установленном порядке до 05.04.2020 сформированный перечень СМП, имеющих по состоянию на 01.04.2020 статус социального предприятия.
Организации, созданные общероссийскими
объединениями инвалидов
Федеральный закон N 185-ФЗ <7> также предусматривает изменения в законодательстве о субъектах малого и среднего предпринимательства, которые вступят в силу с 01.01.2020.
Примечание. Устанавливается, что на общества с ограниченной ответственностью, участниками которых являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), распространяется действие Федерального закона N 209-ФЗ при соответствии таких ООО требованиям, установленным обозначенным Законом, и при условии, что сведения о данных ООО внесены в единый реестр СМП.
При этом на организации, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%, распространяется действие Федерального закона N 209-ФЗ при соответствии данных организаций требованиям, установленным указанным Законом, за исключением пп. 1 п. 1.1 ст. 4 данного Закона, в котором определена допустимая суммарная доля участия в уставном капитале.
Кроме того, Федеральный закон N 209-ФЗ дополняется следующими положениями. В целях ведения единого реестра СМП в уполномоченный орган ежегодно с 1 по 5 июля представляются следующие сведения:
- перечень ООО, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, и участниками которых являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения, в случае соответствия таких обществ приведенным условиям, - общероссийскими общественными объединениями инвалидов, которые являются участниками соответствующих ООО;
- перечень общероссийских общественных объединений инвалидов и их отделений (территориальных подразделений), сведения о которых по состоянию на 1 июля текущего календарного года переданы в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, в соответствии с ч. 8 и 9 ст. 33 Федерального закона N 181-ФЗ, - Минюстом.
* * *
Изменения, внесенные летом 2019 года, предусматривают формирование единого реестра СМП - получателей поддержки в целях обеспечения открытого и регулярного доступа к сведениям о поддержке, предоставленной конкретным СМП, а также оценки результатов оказания поддержки СМП и корректировки на этой основе состава и объемов реализуемых мер поддержки.
АО "Российский экспортный центр" наделяется ролью института развития, оказывающего методическое, информационное и организационное сопровождение реализации мероприятия в целях повышения эффективности работы центров поддержки экспорта.
Закрепляются понятия социального предпринимательства и социального предприятия, устанавливаются критерии отнесения СМП к социальным предприятиям, предусматриваются формы их поддержки.
Кроме того, регламентируются случаи, в которых на организации, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, распространяется законодательство о СМП.
<<1> Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
<2> Федеральный закон от 02.08.2019 N 279-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки".
<3> Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
<4> Федеральный закон от 02.08.2019 N 293-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части совершенствования поддержки экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства".
<5> Федеральный закон от 26.07.2019 N 245-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие".
6> Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
<7> Федеральный закон от 18.07.2019 N 185-ФЗ "О внесении изменений в статью 33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и статьи 4 и 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
С.П. Данченко
Эксперт журнала
"Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
15 ноября 2019
Теги: Предпринимательство