ХОТИМ ВИДЕТЬ «ЧАПАЕВА»!

ХОТИМ ВИДЕТЬ «ЧАПАЕВА»!

«Гражданин, снимите кепи, потому что не видать.

Слева — степи, справа — степи, непроторенная гладь.

Непроторенная гладь, человека не видать.

И идет рассказ, вскипая, дышит кровью и людьми:

- Это, значит, был Чапаев... Ну, и парень, черт возьми!»

Это отрывок из стихотворения «На просмотре кинофильма», посвященного фильму «Чапаев», вышедшему на экраны страны в ноябре 1934 года. Премьера фильма состоялась в ленинградском кинотеатре «Титан» 5 ноября, а уже 22 ноября газета «Правда» писала: «Ленинградская фабрика массовой печати фильмов круглые сутки в три смены размножает только «Чапаева». Прошло 15 дней с тех пор, как «Чапаев» впервые появился на экране. За этот короткий срок картину смотрело свыше двух миллионов зрителей».

Картину, моментально завоевавшую суперпопулярность, взрослые и дети смотрели не только по нескольку – десятки раз, и это при том, что большинство зрителей могло видеть ее только в немом варианте. Как сообщала пресса, «звуковых киноустановок в Совет­ском Союзе около тысячи, в то вре­мя, как установок для демонстриро­вания немых кино свыше 30 тысяч. Таким образом, огромное большин­ство населения Советского Союза не сможет увидеть замечательного фильма «Чапаев», который является звуковым. В данный момент Главное управле­ние кино-фотопромышленности реши­ло сделать немой вариант фильма «Чапаев», дабы «Чапаева» могла посмотреть вся страна. Авторы - режиссеры фильма «Ча­паев» С. и Г. Васильевы - согласились немедленно начать работу над немым вариантом фильма, и обещают приложить все усилия для того, что­бы фильм и лишенный звука не ут­ратил всей силы своего воздействия на массового зрителя. В немой вариант «Чапаева» будут включены дополнительно некоторые из интереснейших эпизодов из жиз­ни В. И. Чапаева и боевых операций его дивизии».

В Самару два экземпляра картины «Чапаев» прибыли 29 ноября. «Волжская коммуна» сообщала: «30 ноября в клубе имени Дзержинского состоится общественный просмотр фильма, на который будут приглашены бывшие бойцы дивизии Чапаева, ныне проживающие в Самаре, бойцы и командиры Красной армии, представители общественности города. С 1 декабря фильм будет демонстрироваться одновременно в кино «Художественный» и «Молот» и в г. Чапаевске в Доме культуры. В Чапаевске, где особенно много бывших партизан-чапаевцев, также состоится общественный просмотр фильма».

Однако, кинотеатр «Молот» был при­способлен только для демонстрирования немых фильмов. Второй же звуковой кинотеатр города -«Фурор» - был слишком далеко расположен от пер­вого - «Художественного», и одновременное демонстрирование в двух театрах одного экземпляра фильма было невозможно, «поэтому ди­ректор городского кинообъединения т. Сайц отдал распоряжение - к 1 декабря установить в кино «Молот» аппарат для демонстра­ции звуковых фильмов. Таким образом, один экземпляр фильма бу­дет идти одновременно в двух кино, что даст возможность за один день пропустить около 10 000 зрителей».

«Чапаев» - это наш фильм о руководящей роли партии в процессе становления нарождающейся Красной армии, о людях величайшей в истории Гражданской войны, именно о людях, двигающих закономерные ис­торические процессы, о тех людях, кровью которых была завоевана Со­ветская земля», - писали режиссеры фильма братья Васильевы («братьями» однофамильцы Васильевы стали с легкой руки В. Шкловского). Такая идейная направленность фильма обязывала местные партийные и общественные организации при­нимать все меры к тому, чтобы просмотр фильма «Чапаев» превратился в большое политическое событие. На кинопрокат было возложено серьезнейшее задание - дать возможность просмотреть «Чапаева» всем трудящимся края. Двух экземпляров картины для этого было, конечно, мало. Руководство края планировало «добиться присылки еще 2-3 экземпляров звукового фильма и потребовать скорейшей высылки немых вариантов фильма в числе нескольких десятков экземпляров, чтобы «Чапаев» попал в каждое село, в каждый колхоз, и попал не в изорванном, а вполне годном для демонстрации виде. «Чапаева» должен видеть весь край!»

30 ноября в Самаре состоялся первый просмотр нового фильма. «Волжская коммуна сообщала: «На улицах, площадях, в трамвае слышится и повторяется имя Чапаева. Это рабочие, ударники, военнослужащие, студенты, работники науки и искусства, представители всех категорий трудового населения Самары возвращаются с общественного просмотра кинофильма «Чапа­ев». За шесть сеансов в клубе имени Дзер­жинского прошло свыше 5500 чело­век. После сеансов, в антрактах, вы­ступали боевые сподвижники Чапае­ва с воспоминаниями о героическом прошлом Чапаевской дивизии и ее командире». 1 декабря в «Художественном» и «Молоте» фильм «Чапаев» посмотрели 9 000 человек.

В Чапаевске «1 декабря в До­ме культуры демонстрировался фильм «Чапаев». При входе и в фойе обору­дованы витрины (фото, вырезки из газет и пр.) Зрительный зал пере­полнен. На первый день просмотра приглашены были знатные люди го­рода - лучшие ударники краснозна­менного 7-го цеха, красноармейцы, пар­тизаны, соратники Чапаева. На Чапа­евской МТС на просмотр приехали 240 колхозников. С 3 декабря начнет­ся обсуждение картины по всем це­хам в обеденные перерывы».

Практически сразу же во всех населенных пунктах края началось стихийное движение зрителей под своеобразным лозунгом: «Хотим видеть «Чапаева»! В редакцию «Волжской коммуны» посыпались письма: «Узнали из газеты «Волжская ком­муна», что в город Самару прибыли киноленты о Чапаеве. Мы, колхозни­ки и колхозницы колхоза «15 лет Ок­тября» Чапаевского района, были бы очень рады еще раз увидеть Чапае­ва, нашего родного героя, разбивше­го белью казачьи банды. Просим краевые киноорганизации выслать нам ленту о Чапаеве. Ждем с нетерпением».

«Рабочий комитет Ленинского лесно­го хозяйства № 12 в Красноярском районе имеет киноаппарат, который обслуживает сотни рабочих восьми участ­ков лесоразработок. По требованию рабочих участков в селах Красный Яр, Елховка, Новый Буян, Чагры, Тростянка, Ст. Бинарадка, среди которых немало партизан-чапаевцев, обращаемся с прось­бой дать один экземпляр кинокартины «Чапаев» на просмотр, а ре­дакцию газеты «Волжская коммуна» - помочь нам добиться получения этого фильма. Этот фильм мы с не­терпением ждем у себя».

По воспоминаниям современников, атмосфера на просмотрах фильма была необыкновенной. Говорят, что в Ленинграде «после премьеры зрители сидели, как оглушённые, потрясённые и притихшие. Гибель главного героя они восприняли как личное горе. Директору кинотеатра пришлось выйти к залу и сообщить, что сеанс окончен, и вдобавок предъявить публике живого артиста Бориса Бабочкина, чтобы люди немного успокоились...»
И так было везде.

«…Скачет по полю подмога, бьются волны о траву.

- Поплыви еще немного!.. Неужель не доплыву?

- Ты плыви, Чапай, плыви! Тише, парень, не реви!..

- Сядьте, сядьте, что вы встали? Не ревите, как медведь!

Смерть. И свет. И, отгорая, по рядам идет гроза.

Не смущайся, вытирая непослушные глаза.

Это лучшая слеза. Настоящая слеза.

Этот парень там, что плачет, будет день – в военный дым

До последнего поскачет за Чапаевым другим.

Эта женщина там что-то от волнения поет –

Упадет у пулемета, но не выдаст пулемет».

Именно такой реакции и добивались создатели фильма, отмечавшие: «… Мы хотим волновать зрительный зал, мы хотим, чтобы наш зритель плакал и смеялся, любил наших героев и ненавидел наших врагов. Только в этом случае полного контакта со зрительным залом мы будем считать нашу задачу выполненной до конца. Фильм, оставляющий нашего зрителя холодным и равнодушным - безусловный брак; это как бы невзрывающийся снаряд, а время у нас такое, что все мы должны быть готовы «выйти победителями из любой войны, если нам ее навяжут».

В чем же секрет феноменального успеха картины? Современные критики считают, что в правильном решении образа главного героя: «Огромная масса зрителей, еще крестьянской в тот момент страны (да и горожан в первом поколении) почувствовала в Чапаеве насквозь «своего человека», понятного и близкого ей по духу, по самому типу личности». Исполнитель роли Чапаева артист Б. Бабочкин так говорил о нем: «Хотелось показать человека, не лишенного недостатков. Он тщеславен, непоследователен, вспыльчив, малокультурен. Но больше всего хотелось показать, как эти черты искупались в нем глубоким классовым инстинктом, жаждой знаний, большим военным талантом, преданностью делу революции».

30 декабря, подводя итоги проката фильма, «Волжская коммуна» писала: «С колоссальным успехом в Самаре демонстрировался фильм «Чапаев». За время с 1 по 28 декабря при переполненных зрительных залах кинотеатры «Художественный» и «Мо­лот» пропустили 165 тысяч преиму­щественно организованных зрителей (по коллективным заявкам на целе­вые сеансы). Кроме того, фильм демонстрировал­ся в Доме Красной армии и клубе им. Дзержинского, в которых, по приблизительному подсчету, его про­смотрели 20 тысяч зрителей. Из ряда близко расположенных колхозов лучшие ударники полей приезжали, чтобы посмотреть «Чапа­ева». Ни один высоко­художественный боевик прошлых годов не имел такого колоссального успеха». Всего же по стране за два года звуковой и немой варианты фильма «Чапаев» видели 31 миллион зрителей.

На волне интереса к личности В. И. Чапаева, резко возросшего после триумфального успеха фильма, Куйбышевским краевым правлением Союза советских писателей была организована экспедиция по сбору устного народ­ного творчества (фольклора). «Участники экспедиции, работавшие под руководством научного сотруд­ника Государственного литературно­го музея В. М. Сидельникова, побывали в местах боев Чапаевской дивизии. Собран ценнейший материал о Василии Ивановиче - сказки, песни, сказы и воспоминания. Часть материала послана в Москву, в редакцию сборника «Две пятилет­ки», и войдет в специальный том «Творчество народов СССР». Остальное будет помещено в книге о Чапа­еве, которую готовит краевое прав­ление писателей. Среди собранного фольклорного ма­териала есть сказки, в которых бессмертие имени Чапаева превращено в бессмертие самого Чапаева. «Толь­ко неправда, - говорится в сказке, записанной от Анастасии Филониной, — что Чапаев утоп. Генераль­ские-то побили чапаевских, а Чапа­ев остался. Раненый, весь в крови, шатается. Петька - друг, товарищ, взвалил его на себя, да в Урал-речку. На себе и переправил за реч­ку. Выходил там его там. И сейчас люди бают: жив Чапаев, большим начальником стал, справедливый такой, добрый».

И действительно, спустя несколько лет, зрителям довелось увидеть выжившего Чапаева. «На агитационном ролике 1941 года «Чапаев с нами» Василий Иванович, живой и почти не постаревший, переплыл-таки реку, вышел на другой берег Урала, а там его ждали красноармейцы. И вместе с ними он отправился бить гитлеровских фашистов. Так, при трагических обстоятельствах, но всё-таки исполнилось желание миллионов советских подростков 1934 года, которые мечтали в детстве, чтобы Чапай не утонул, а повзрослев, им пришлось идти на фронт и отдавать свои жизни, как легендарному герою в 1919 году».

Галыгина Г.В.

29 ноября 2019


Теги: Самарские истории

К списку статей

Наверх

Корзина