КИТАЙСКИЕ СТРАНИЦЫ САМАРСКОЙ ИСТОРИИ

КИТАЙСКИЕ СТРАНИЦЫ САМАРСКОЙ ИСТОРИИ

Предлагаем вниманию наших читателей материалы самарских газет, освещающие пребывание китайских подданных в Самаре в 1916-27 гг.

1916 год

«По поручению чрезвычайного Губернского земского собрания Самарская губернская земская управа уведомляет землевладельцев, что ввиду недостатка в сельскохозяйственных рабочих, а также военнопленных и беженцев, лица, желающие воспользоваться трудом китайцев, могут пригласить таковых, обратившись к частным посредническим конторам, или непосредственно посылая своих приказчиков в пункты выхода китайских рабочих.

Российский консул со своей стороны предостерегает, что при пользовании «желтым трудом» сельские хозяева должны принять во внимание разницу в средствах обработки полей, примениться к особенностям китайского труда и характеру китайцев, так как опыт показал, что игнорирование этих особенностей неблагоприятно сказывается на производительности труда «желтых» рабочих и порождает на местах многочисленные недоразумения, вплоть до стачек».

1917 год

Регистрация китайцев

«Центральный совет кварталов разослал копию распоряжения коменданта для немедленного исполнения следующее: «Прошу передать всем квартальным Советам для сведения и немедленного исполнения: обязываю все квартальные советы донести мне в трехдневный срок о количестве китайцев, проживающих в квартальных участках, и о гигиеническом состоянии квартир, ими занимаемых. Если есть случаи, где квартиры китайцами переполнены, то прошу сообщить об этом срочно, чтобы принять надлежащие меры к нормальному распределению квартир или к переведению и размещению квартир китайцев в бараках, к этой цели приготовленных, ввиду удаления среди них могущих показаться эпидемических болезней. Комендант Самары Ребенда».

«Вчера на рассвете на Дачной улице (около артиллерийских казарм ) был найден сильно обезображенный труп неизвестного китайца. Накануне в милицию было сделано заявление о бесследно исчезнувшем китайце-торговце, ушедшем торговать в город. В найденном трупе ктайцы опознали исчезнувшего торговца и заявили что когда покойный уходил из дом а при нем было 100 рублей денег и на 1500 рублей товара. Разумеется ни денег ни товара при трупе не оказалось. По все вероятности китаец был убит где-то в другом месте и выброшен сюда ночью».

1918 г.

Японская колония и китайцы

«В виду возбуждения вопроса о выселении из Самары китайских подданных, и в связи с организацией в Самаре японской колонии, и ходатайства японских подданных о присоединении к их колонии китайцев, административно-распорядительный отдел просит городскую управу предложить китайским подданным в наивозможно кратчайший срок организоваться по образцу японцев в самостоятельную колонию, избрать правление или же присоединиться к японской колонии. В случае их нежелания создать колонии известить их, что они будут, согласно ходатайства японцев, подчинены ведению и регистрации правления старшины японской колонии».  

Китайская медицина.

«В последнее время количество китайцев еще более увеличилось. В погоне за заработком предприимчивые «ходи» пускаются на всевозможные ухищрения, не брезгуя никакой работой, начиная со спекуляции товарной и кончая медициной. Так, на Троицком базаре можно видеть китайцев-«дантистов», прибегающих к «лечению» больных собственным способом. Способ этот заключается в том, что доморощенный дантист после некоторых манипуляций достает из больного зуба будто бы портившего его червяка. Червяки эти похожи на тех, которые поедают дохлых кошек, крыс и т.п. и где-то до поры до времени хранятся в одежде «лекаря». Нужно ли говорить, что такое лечение зубов представляет из себя громадную опасность заражения всевозможными болезнями: сифилисом, туберкулезом и др.»

1919 год

«Объявляется, что проживающие в Самаре китайские граждане – рабочие, согласно разрешению отдела управления Самарской губернии от 29 сентября на общем собрании избрали: председателем исполкома союза китайских рабочих гр. Чень-юй-цян, помощником председателя гр. Лю-хун-куя и для исполнения разных поручений гр. Джао-го-чэна.

1920 год

Китайские курильни

«В Самаре наблюдается необыкновенный наплыв китайцев. Они не только спекулируют на улице папиросами и рухлядью у Троицы, но и открывают на окраинах курильни, в которых рабочая молодежь одуряется заменяющим сейчас опиум анашой. Анаша опьяняет, делает курильщиков веселыми на довольно продолжительное время, но зато пагубно влияет на организм. Милиции не мешало бы заняться ликвидацией этих притонов».

Бандитам нет пощады.

4 декабря ревтрибунал заволжского военного округа рассмотрел дело по обвинению китайских подданных ван-Мин-Чин, Чжан-Чуй и Жон-Лос в бандитизме, выразившемся в вооруженном нападении в ночь на 3 октября и убийстве с целью ограбления граждан Афанасьева, Карповой и лебедевой. В отношении с крывшегося от суда Жон-Лос дело рассмотрено заранее. Трибунал признал обвинение вполне доказанным и без применения амнистии. Приговрил: Жон-Лоса объявить вне закона и при поимке расстрелять. Ван-Мин-Чин, Чжан-Чуй расстрелять.

1924 год

Из-за папирос

«Китайский гражданин Ван-Цзу-Ун, имея папиросную мастерскую на Красноармейской улице № 137, проживал в своей прачечной, помещавшейся на Чапаевской улице, 107. Тут же проживал его компаньон Ли-Чин-Чин и безработный Ли-Фун-Ди по кличке «Дядя Ваня». Сюда же из Царицына приехал Лю-Ва-Та по кличке «Дядя Миша». Ван-Цзу-Ун рассказал «Мише», что председатель китайских рабочих в Самаре Чен-Шеон-Пун требует у него бесплатно 30 тысяч папирос. «Миша», ссылаясь на свое знакомство с Чен-Шеон-Пун, обещал поговорить с ним и уладить это дело на 10 тыс. папирос. В тот же день он действительно к нему отправился и заночевал у него. Возвратившись на другой день, он сказал, что тот, как он и ожидал, согласился взять только 10 тыс. В тот же день, как объясняет подсудимый Ван-Цзу-Ун, к нему пришел Чен-Шеон-Пун и потребовал все-таки 30 тыс. папирос. Ван-Цзу-Ун папирос ему не дал, и Чен-Шеон-Пун ушел в прачечную, а оттуда вместе с Лю-Ва-Та вернулся вновь в папиросную мастерскую. В это время в мастерской находился Ли-Фун-Ди. Между Лю-Ва-Та и Чен-Шеон-Пун возникла ссора из-за того, что последний не держит слово относительно 10 тыс. папирос.

Чен-Шеон-Пун вынул наган, а Лю-Ва-Та поднял лежащий на полу топор и нанес им Чен-Шеон-Пун удар по голове. Чен-Шеон-Пун упал, а Ли-Фун-Ди добил лежащего. Чтобы скрыть следы преступления, Ли-Фун-Ди на тележке, принадлежащей Ван-Цзу-Ун, вывез труп убитого в Покровский сад, оставив себе его сапоги. В тот же вечер убитый был обнаружен. Пантюхина – сожительница убитого, заявила подозрение на Ван-Цзу-Ун. Лю-Ва-Та и Ли-Фун-Ди успели скрыться, и задержанным оказался только Ван-Цзу-Ун, который и предстал перед судом. Суд приговорил Ван-Цзу-Ун к 8 годам лишения свободы со строгой изоляцией и с поражением в правах сроком на 3 года».

«В ноябре в китайской мастерской Ван-Цау-Ун был убит председатель союза китайских рабочих Чен-Шеон-пун. Физический убийца Лю-Ван-Ти в свое время был осужден и отбывает наказание. Присутствовавший тогда в мастерской Ли-Фун-Ди после совершенного убийства принял самое горячее участие в сокрытии преступления: вывез труп убитого в Покровский садик, где он и был обнаружен, замывал и выскабливал кровавые следы и, в довершение всего, воспользовался сапогами убитого. Тогда ему удалось скрыться, и только теперь он очутился на скамье подсудимых. Суд приговорил его к лишению свободы на 8 лет со строгой изоляцией. По применении 28 ст. УК срок наказания ему понижен до 4 лет со строгой изоляцией. Осужденный заключен под стражу».

1927 год

Вниманию административного отдела

«В Самару нахлынуло много китайцев. Насколько это происходит организованно – неизвестно, но факт то, что китайцев в Самаре становится все больше. Они ходят по домам, почти насильно врываются в квартиры, настойчиво просят денег, а от хлеба отказываются. Иногда приходят по трое, причем в рабочее время, когда обыкновенно мужчин нет дома, и китайцы наводят страх на оставшихся женщин и детей, предъявляют вышеуказанные требования вплоть до требования у хозяек горячей воды, т.е. чаю (ставьте самовары!). Есть случаи, когда пропадают вещи после их посещения. Дать бедняку-беженцу то, что можно, граждане, вероятно, не откажутся, но таким поведением, которое описано выше, китайцы вызывают справедливое возмущение. Теперь, прежде чем открыть на стук, квартирохозяин смотрит в щели - кто стучит? Если это китаец, то открывает и ничего не дает. Китайцы ходят не только по частным квартирам, но и по учреждениям и предприятиям, и там отрывают от работы. Необходимо кому-то и как-то урегулировать вопрос с китайцами и урегулировать серьезно».

О китайцах

«Из беседы с начальником городского административного отдела т. Зайцевым.

- Чрезмерные обывательские разговоры о «китайском засилье» в Самаре вынудили меня поближе познакомиться с прибывшей к нам партией китайцев, бежавших из прифронтовой полосы после полного разгрома их жилищ (в результате гражданской войны – Г.Г.). Прежде всего, могу заверить, что никакой опасности как преступный элемент прибывшие к нам китайцы из себя не представляют, так как все они мирные труженики, поставленные происходящими в Китае событиями в очень тяжелые условия и вынужденные бросить свои родные места. Единственно, что можно поставить китайцам в упрек - это их исключительная настойчивость в добывании себе средств к существованию попрошайничеством.

Но если принять во внимание те тяжелые условия, в которых находятся в настоящее время китайские граждане, оторванные от родных мест, то эта настойчивость, безусловно, имеет оправдание. Кроме того, «натиск» на граждан со стороны китайцев происходит и вследствие того, что громадное большинство из них не знает русского языка, и вынуждено упорно доказывать, что и они «есть хотят». Все прибывшие в Самару китайцы в количестве 120 человек размещены в разных ночлежках и живут, конечно, далеко не в важных условиях. Их уполномоченный (переводчик) сообщил, что в недалеком будущем партия разбивается на отдельные группы и намерена выехать из Самары в более промышленные районы на юг (Харьков, Киев и пр.), так как они учитывают, что в Самаре при значительной безработице и тяжелых жилищных условиях им трудно будет мало-мальски сносно устроиться. Несмотря на то, что китайцы живут в очень тяжелых условиях, до сих пор среди них не наблюдалось эпидемических заболеваний».

Китайчонок

Тусклый день. Под моим окном

Пес лениво наскребывал лай.

Китайчонок с сумой семенил языком

И корявил сквозь зубы: «Деньга давай...»

Чуть прорублены щели-глаза

И лицо – осенняя медь.

Китайчонок играл на ножах,

Не по-русски что-то звенел.

Этих дней тускнеющих поступь,

В сердце - жар и мысль горяча.

Китайчонка с сумою просто

У окна своего повстречал.

Плел домой переулком шалым

И трезвонил о чем-то с собой.

Ребятишки его провожали

Суетливой задорной гурьбой.

В синей рваной своей кацавйке

Целый день он нянчит суму,

А под вечер считает копейки,

Месяц бледный в подмоге ему.

И в груди у меня под блузкой

Сердце вспомнило щеки-глаза…

Если б знал китайчонок по-русски -

Все бы, все о себе рассказал.

 

 

 

 

30 марта 2020


К списку статей

Наверх

Корзина