КОМПЕНСАЦИЯ НЕИСПОЛЬЗОВАННОГО ОТПУСКА РАБОТНИКУ "ПО-ЕВРОПЕЙСКИ"
В последнее время все чаще и чаще у работодателя возникает вопрос: как при увольнении выплатить компенсацию работнику за неиспользованный отпуск, а именно - за какое конкретно время?
Однако, как оказалось, единого подхода к решению этого вопроса нет ни у работодателей, ни у судов.
Давайте разберем данную ситуацию на конкретном примере.
За 16 лет работы в "***" сотрудник накопил 505 дней неиспользованного отпуска. При увольнении работодатель компенсировал только часть из них - за последние полтора года. Работник обратился за защитой своих прав в суд.
Зюзинский районный суд Москвы и Мосгорсуд поддержали работодателя (апелляционное определение Московского городского суда от 16.01.2017 по делу N 33-1361/2017). Свое решение судьи вынесли на основании норм международного и российского трудового права.
С осени 2011 года в России действует Конвенция Международной организации труда (МОТ) от 24.06.1970 N 132 "Об оплачиваемых отпусках". По Конвенции неиспользованные отпуска сгорают через полтора года. Непрерывную часть ежегодного оплачиваемого отпуска (не менее двух недель) нужно предоставить в течение одного года, а остаток - в течение 18 месяцев после окончания того года, за который предоставляется отпуск (п. 1 ст. 9 Конвенции МОТ N 132). Нормы Конвенции МОТ в России обязательны.
Работник обратился за защитой своих прав в Европейский суд по правам человека (дело по жалобе физика М. Данилова - ноябрь 2017 года).
ЕСПЧ присудил российскому гражданину компенсацию за все неиспользованные отпуска за 16 лет работы. Чем же руководствовался Европейский суд?
Трудовой кодекс РФ устанавливает, что международные нормы имеют приоритет над внутренним законодательством (ч. 2 ст. 10 ТК РФ). Этим и руководствовались московские судьи. Действительно, по Конвенции МОТ неиспользованные отпуска сгорают через полтора года. Но Устав МОТ предписывает применять внутреннее законодательство, если его нормы выгоднее для работника. А по Трудовому кодексу РФ при увольнении работник имеет право на компенсацию за все неиспользованные отпуска (ч. 1 ст. 127 ТК). Этой нормой и руководствовался Европейский суд.
Позицию московских судов поддерживают в своих апелляционных определениях: Санкт-Петербургский городской суд - от 10.04.2017 N 2-105/2017, Московский городской суд - от 06.03.2017 N 33-2318/2017, Московский городской суд - от 16.01.2017 N 33-1361/2017.
При вынесении своих решений суды ссылаются на следующее:
отказывая истцу во взыскании компенсации за неиспользованные отпуска за прошлые периоды суд руководствуясь положениями ст. 9 Конвенции N 132 Международной организации труда "Об оплачиваемых отпусках" (принятой в г. Женеве 24 июля 1970 г. на 54-й сессии Генеральной конференции МОТ), ратифицированной Федеральным законом N 139-ФЗ от 1 июля 2010 г., указал, что периоды работы, за которые истец просил взыскать компенсацию за неиспользованные отпуска, находятся за пределами указанного в Конвенции срока. Согласно п. 1 ст. 9 Конвенции непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, состоящая из двух непрерывных рабочих недель, предоставляется и используется не позже чем в течение одного года, а остаток ежегодного оплачиваемого отпуска - не позже чем в течение 18 месяцев, считая с конца того года, за который предоставляется отпуск. Из этого следует, что работник должен отдыхать как минимум две недели подряд, а остальные отпускные дни использовать в течение 18 месяцев после окончания года, за который они начислены. Таким образом, исковой срок работника по требованиям о компенсации за неиспользованные отпуска в соответствии с п. 2 ст. 9 Конвенции исчисляется 21 месяцем после окончания того года, за который предоставляется отпуск (18 месяцев по Конвенции плюс 3 месяца в соответствии со ст. 392 ТК РФ). В итоге суды указывают, что спорный период работы, за который истец просит взыскать компенсацию за неиспользованный отпуск, находится за пределами указанного срока, то есть 21 месяца.
Однако остаются еще и суды, которые в своих решениях поддерживают решение Европейского суда по правам человека. Это находит свое отражение в апелляционных определениях Свердловского областного суда от 09.02.2017 по делу N 33-2510/2017, Нижегородского областного суда от 18.07.2017 по делу N 33-8079/2017.
В данном случае суды мотивируют свое решение следующими обстоятельствами.
Удовлетворяя исковые требования истца о взыскании компенсации за все не использованные в течение длительного времени отпуска, суды ссылаются на то, что в соответствии с п. 1 и 2 ст. 9 Конвенции МОТ "Об оплачиваемых отпусках" непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляется и используется не позже чем в течение одного года, а остаток ежегодного оплачиваемого отпуска - не позже чем в течение 18 месяцев после окончания того года, за который предоставляется отпуск. Любая часть ежегодного отпуска сверх установленной минимальной продолжительности может быть отложена с согласия работника на период, превышающий тот, который указан в п. 1 ст. 9 названной Конвенции, но не выходящий за определенные, отдельно установленные пределы.
В то же время указанные положения международного права регулируют только сроки предоставления и использования отпусков в период существования трудовых отношений сторон и не устанавливают срок, в течение которого работник имеет право обратиться с исковым заявлением о взыскании компенсации за неиспользованные отпуска после увольнения, равно как и не устанавливают ограничений гарантированного работнику ст. 127 ТК РФ права на получение компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении. Часть 1 ст. 9 Конвенции МОТ "Об оплачиваемых отпусках" регулирует лишь сроки предоставления и использования трудовых отпусков, а не период взыскания испрашиваемой истцом компенсации.
Кроме того, международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, применяются судами при рассмотрении гражданских дел, если данным договором установлены иные правила, чем законом Российской Федерации, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного разбирательства (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ N 5 от 10.10.2003 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации"). Соответственно, если работник обратился в суд в установленный ст. 392 ТК РФ трехмесячный срок, значит, он имеет право на полную компенсацию неиспользованных отпусков.
Нельзя не отметить и тот факт, что работники пытаются решить свои вопросы по компенсации неиспользованных отпусков и иным способом.
Так, работница Ш.Р.В., проиграв в суде общей юрисдикции дело по взысканию компенсации за неиспользованные отпуска за весь период, обратилась в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение ее конституционных прав статьей 10 Трудового кодекса РФ. В своей жалобе гражданка Ш.Р.В. просит признать не соответствующей статьям 15 и 55 Конституции РФ статью 10 Трудового кодекса РФ, закрепляющую, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы РФ (часть первая); если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотрены трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (часть вторая). Нарушение своих прав заявительница усматривает в том, что оспариваемая норма по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, не позволяет применять нормы российского трудового законодательства в тех случаях, когда данные нормы предусматривают более высокий уровень защиты трудовых прав, чем нормы международных договоров. Оспариваемая норма применена в деле заявительницы судами общей юрисдикции. Однако Конституционный Суд в своем определении от 27 октября 2015 г. N 2357-О указал, что ст. 10 Трудового кодекса РФ закрепляет приоритет международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, перед правилами, предусмотренными национальным трудовым законодательством, прямо воспроизводит положения ст. 15 (ч. 4) Конституции РФ, согласно которому если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Соответственно, разрешение вопроса о конституционности этой нормы фактически означало бы проверку конституционности положений самой Конституции РФ, что в компетенцию Конституционного Суда РФ не входит.
Роструд же считает, что при увольнении работнику нужно выплатить компенсацию за все неиспользованные дни отпуска (письмо от 08.06.2007 N 1921-6). Если уволенный работник не получит компенсацию, ему выгоднее подать жалобу в трудовую инспекцию. Тогда трудовики обяжут выплатить полную компенсацию. Роструд комментирует свое позицию следующим образом: "Роструд еще до ратификации Конвенции МОТ N 132 разъяснял право работника на полную компенсацию при увольнении. После ратификации ситуация не изменилась. Никто не может лишить работников права на накопленные и неиспользованные отпуска. Такие отпуска - это вина работодателя. Значит, он должным образом не исполняет нормы Трудового кодекса. Но в любом случае сотрудник имеет право либо отгулять все накопившиеся у него отпуска, либо получить за них компенсацию при увольнении".
Работники должны использовать отпуск не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он полагается. Закон позволяет перенести отпуск на следующий рабочий год лишь в исключительных случаях (ч. 3 ст. 124 ТК РФ). Не использовать отпуск два года подряд нельзя. За нарушение этой нормы компании грозит штраф до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Отказ работника уходить в отпуск нельзя признать смягчающим обстоятельством.
Не позволяйте сотрудникам накапливать отпуска. Включайте неиспользованные дни в график отпусков, контролируйте его исполнение.
Имейте в виду, что российские суды не всегда встают на сторону работодателя. А теперь, после постановления Европейского суда по правам человека, у работодателя стало еще меньше шансов выиграть дело в российском суде.
С. Смирнов
18 июня 2018