КОНСУЛЬТАНТПЛЮС ИНФОРМИРУЕТ. НЕОБОСНОВАННАЯ НАЛОГОВАЯ ВЫГОДА: ЧТО БУДЕТ ПРОВЕРЯТЬ ФНС

КОНСУЛЬТАНТПЛЮС ИНФОРМИРУЕТ. НЕОБОСНОВАННАЯ НАЛОГОВАЯ ВЫГОДА: ЧТО БУДЕТ ПРОВЕРЯТЬ ФНС

ФНС подготовила рекомендации, как инспекциям проводить налоговый контроль и обосновывать свою позицию в спорах с налогоплательщиками по ст. 54.1 НК РФ. Рассказываем о важных моментах

Реальность операций

Налоговики при проверке выясняют, была ли операция в действительности и получил ли налогоплательщик исполнение по сделке. Если инспекция обнаружит, что сделка нереальная, то проверять ее по другим критериям уже не имеет смысла. Такую операцию не учитывают в целях налогообложения.

При проверке реальной сделки проверяющие могут выявить искажение сведений:

• отразили ложные показатели или факты, которых не было, что привело к уменьшению налоговой обязанности;

• скрыли факты или занизили показатели, по которым налоговая обязанность возникает, увеличивается или наступает ранее.

Исполнение надлежащим лицом

Обязательство по сделке должно исполнить надлежащее лицо - то, которое заключило договор с налогоплательщиком, или то, у которого такая обязанность есть по договору или закону.

По этому критерию инспекции выявляют среди контрагентов "технические" компании. Такие организации не ведут деятельность в своих интересах, не имеют нужных активов и не выполняют реальных функций.

Инспекция определит форму вины налогоплательщика и установит, знал ли он, что компания "техническая". Кроме того, она должна оценить обстоятельства выбора контрагента.

Выбор контрагента

Инспекция будет оценивать, насколько тщательно налогоплательщик проверил контрагента перед сделкой:

• было ли известно о фактическом местонахождении контрагента,

его производственных и складских помещений;

• получал ли налогоплательщик какие-то сведения о положении контрагента, в т.ч. с помощью сервисов ФНС;

• есть ли в открытом доступе информация о контрагенте;

• не противоречила ли сделка бизнес-стратегии налогоплательщика, т.е. не была ли непрофильной, сверхрисковой и т.д.;

• есть ли в договоре условия, отличающиеся от обычаев делового оборота (длительная рассрочка и др.).

Деловая цель

Налоговики должны установить, что является основной целью операции. Для этого следует оценить, совершил бы налогоплательщик ее только по деловым мотивам без налоговых преимуществ.

Если по деловому обороту цель можно было достичь и без спорной сделки, то проверяющие должны определить:

• совершил бы сделку налогоплательщик в отрыве от совокупности операций;

• не был ли налоговый мотив основным при ее совершении и создании совокупности операций.

Дробление бизнеса

ФНС может решить, что бизнес раздроблен и партнеры неправомерно применяют спецрежимы в таких случаях:

• контрагенты подконтрольны налогоплательщику, не ведут деятельность в своих интересах, реальных функций не выполняют. Они лишь оформляют документы от своего имени в интересах налогоплательщика;

• налогоплательщик и контрагенты используют тех же работников и те же ресурсы, тесно организационно взаимодействуют;

• направления деятельности налогоплательщика и контрагентов хотя и разные, но неразрывно связаны между собой, составляют единый производственный процесс с достижением общего результата.

О том, как налоговые органы будут доказывать получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, читайте в обзоре "ФНС рассказала, как будет проверять на необоснованную налоговую выгоду".

Поисковый запрос: НЕОБОСНОВАННАЯ НАЛОГОВАЯ ВЫГОДА ФНС.

Рекомендуем по теме:

Письмо ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@;

Обзор "5 доводов за налоговую реконструкцию и 1 против: практика судов за 2019 - 2020 годы";

Обзор "Должная осмотрительность налогоплательщика: разбираемся на примерах судебной практики 2020 года";

Обзор "5 интересных кейсов по необоснованной налоговой выгоде за 2020 год";

Обзор "Ответственность за нарушение ст. 54.1 НК РФ "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов";

Готовое решение "Как проявить должную осмотрительность и подтвердить обоснованность налоговой выгоды".

Если необоснованная налоговая выгода доказана

При доказанной необоснованной выгоде грозят следующие последствия:

• доначисление налога, пеней, взыскание штрафа за неуплату налога по ст. 122 НК РФ. Сумма штрафа составляет 20% от размера недоимки, а при установлении умысла в действиях налогоплательщика - 40%. Налоговые органы уделяют особое внимание именно установлению умышленных действий, чтобы оштрафовать компанию на 40% (см., например, п. 19 Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@);

• административный штраф за непредставление сведений, необходимых для налогового контроля, а также за грубое нарушение бухгалтерского учета (отчетности) (ст. 15.6, 15.11 КоАП РФ);

• привлечение к уголовной ответственности, если размер недоимки существенный (ст. 198, 199, 199.1 УК РФ). 




 

Новый порядок определения кадастровой стоимости: какие регионы уже перешли

В систему КонсультантПлюс включен новый справочный материал "Субъекты Российской Федерации, досрочно перешедшие на новый порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной". Из него вы узнаете, какие регионы перешли или планируют досрочно перейти на новые правила и дату перехода

О новом порядке

Новый порядок упрощает процедуру, необходимую для уменьшения налоговой базы по имущественным налогам, если кадастровая стоимость превышает рыночную. В этой ситуации достаточно подать заявление в уполномоченную организацию или в МФЦ, и кадастровая стоимость недвижимости будет установлена в размере рыночной.

По умолчанию новые правила начинают действовать с 1 января 2023 г., но субъект РФ может установить дату досрочного перехода. Многие регионы уже перешли на новый порядок.

Какие регионы перешли

На новый порядок уже досрочно перешли или скоро перейдут 22 субъекта РФ:

• с 1 октября 2020 г. - Ненецкий автономный округ;

• с 1 января 2021 г. - Республика Бурятия, Пермский край; Кировская, Курганская, Курская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Орловская, Рязанская, Саратовская, Тамбовская и Ульяновская области, а также Чукотский автономный округ;

• с 1 февраля 2021 г. - Пензенская область;

• с 1 апреля 2021 г. - Республики Кабардино-Балкария, Карелия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра;

• с 1 июля 2021 г. - Республика Коми и Астраханская область;

• с 1 января 2022 г. - Иркутская область.

В ближайшее время и другие субъекты РФ могут принять аналогичные нормативные акты.

Актуальный список - в КонсультантПлюс

Список всех субъектов РФ, которые перешли или планируют досрочно перейти на новый порядок, найдете в новой справке "Субъекты Российской Федерации, досрочно перешедшие на новый порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной" в КонсультантПлюс. Материал будет обновляться в случае появления новых регионов, которые готовятся перейти досрочно на новый порядок.

В справочном материале приводятся даты, когда конкретный регион переходит на новый порядок, даны ссылки на нормативные правовые акты, которыми установлена дата.

Поисковый запрос: УСТАНОВЛЕНИЕ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ В РАЗМЕРЕ РЫНОЧНОЙ.

Материал также можно найти через вкладку "Справочная информация" - в рубрике "Ставки налогов и других обязательных платежей, действующие в регионах РФ".

Все документы субъектов РФ о досрочном переходе размещены в банках "Региональный выпуск", их легко найти по кнопке i к ст. 22.1 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке".

28 мая 2021


К списку статей

Наверх

Корзина