«ЛЫЖНЫЙ БЕГ ИСКУСНЫЙ»

«ЛЫЖНЫЙ БЕГ ИСКУСНЫЙ»

Ходьба на лыжах – один из самых популярных видов зимнего спорта, доступный абсолютно каждому. Он появился в России в конце XIX века, когда в Петербурге и Москве группами любителей были проведены первые соревнования на скользящих лыжах. Постепенно лыжный спорт стал распространяться и в других городах России, в числе которых была и Самара. Следует отметить, что развитие практически всех видов спорта в нашем городе связано с деятельностью Яхт-клуба, открытого в 1909 году. В числе первых его секций начала свою работу и секция «лыжебежцев», как тогда называли спортсменов-лыжников.

         Для популяризации лыжного спорта среди населения самарскими спортсменами регулярно устраивались лыжные гонки, собиравшие значительное число зрителей. Однако, число самих спортсменов было крайне невелико, так как членство в Яхт-клубе, покупка лыж и лыжной экипировки требовали значительных материальных вложений. Так что до 1917 г. лыжник в Самаре, а тем более в ее окрестностях, – фигура во многом экзотическая, о чем свидетельствует рассказ о лыжном походе, состоявшемся в рождественские дни 1914 года.

«Перед Рождеством группа из пяти человек учащихся средних учебных заведений в возрасте 17-18 лет отправилась на лыжах в Ставрополь, но не Волгой, а горами, взяв направление на Шелехметьево, Аскулы, Отважный, Ставрополь. Первый день по выходе из Самары мороз был до 23̊ с сильным ветром в бок. Но это не помешало путешественникам в первый день пройти до Аскулов 46 верст. Переночевав в Аскулах, утром двинулись дальше. В Ставрополь лыжники пришли на другой день часов в 7 вечера и оттуда послали успокоительные телеграммы своим родственникам в Самаре.

Появление лыжников в Ставрополе, в храме за обедней в первый день праздника произвело полнейший фурор. Встретив горячий прием у жителя г. Ставрополя г. Лопатина, наши юные путешественники «отъелись», отогрелись и отправились в окрестности города, опять-таки на лыжах. Вызвали на состязание ставропольских лыжников, но те не согласились на их условия. На второй день, когда уже лыжники собрались в путь, прислал за ними с приглашением на завтрак бывший самарский полициймейстер, ныне ставропольский исправник А. В. Горинов, но они вынуждены был отказаться от любезного приглашения, боясь запоздать выходом, и зашли только поблагодарить А. В. Горинова, причем последний, посылая в ними «привет всем самарцам», просил передать всем, кто соберется в такое путешествие в Ставрополь, непременно заходить прямо к нему.

Из Ставрополя наши путешественники направились другим путем - на Бахилово. Появление лыжников в глухом мордовском селе вызвало сенсацию. Население решило, что это непременно «ерманцы». Развязно оброненные десяток слов одним из лыжников на мордовском и татарском языке, разговор их между собой на немецком, сартские тюбетейки под лыжными шлемами и самые лыжные костюмы, дотоле не виданные мордвами, убедили окончательно население в том, что они видят перед собой «ерманцев». Староста потребовал бумаги: «Так что опчество в сумлении: не ерманцы ли вы? Явились неведомо откуда, одежа на вас не христианская». И в пояснение добавил, что «христианская одежа» заключается   в тулупе, валенках и шапках. Но лыжники разъяснили ему, что в этой одежде на лыжах далеко не уедешь. Предъявленные лыжниками отпускные билеты убедили, наконец, недоверчивого администратора, а за ним и все население, что они имеют дело просто с учащейся молодежью, не имеющей никакого отношения к «ерманцам». Но любопытная публика долго не оставляла в покое путешественников и глазела на них.

Радушно принимали лыжников и в лесных бекетах (постах). В одном из них даже получили от лесника благодарность за то, что своим появлением напугали и тем вернули отбившуюся корову. Приходилось пускаться на маленькие хитрости. При встрече часто деревенские клячонки пугались лыжников, и шарахались от них в сугробы снега. Чтобы избегнуть неизбежной ругани владельца, лыжники принимались расточать комплименты по адресу бойкой лошаденки. Переночевав в Бахилове, лыжники при сильном ветре двинулись в Самару. Тут дорога была более людная. Приходилось обгонять обозы с сеном, дровами. Местами развивали скорость до 12 км в час. В Самару пришли лыжники часов в 7 вечера на третий день праздника, все здоровы и веселы, бесконечно счастливы и довольны удавшейся поездкой. Говорят, что усталости большой не чувствовали. Сначала сильно мерзли руки, но потом догадались, и после первой ночевки одели на руки запасные чулки, да так и путешествовали».

            После Октября ходьба на лыжах из формы досуга привилегированной публики превратилась в одну из важнейших составляющих Всевобуча - всеобщего военного обучения населения. Агитаторами и пропагандистами лыжного спорта среди гражданского населения в первые годы Советской власти стали командиры и бойцы Красной Армии.

Красноармейская песня

Встал на лыжи, эх, малина!

Покачу как самолет.

Что мне горы и долины –

Многоверстный переход!

 

Тишина вокруг немая,

Даль морозная блестит.

Вот с горы, вперед ныряя,

Лыжник с палками катит.

 

Там, где конный не проскачет,

Там, где пеший не пройдет,

По снегам легко удачно

Смелый лыжник проскользнет.

 

Быстро с фланга подберуся,

Или в тыл зайду к врагам –

Применяясь, подкрадуся,

Донесенье передам.

 

Нет для лыжника преграды,

Он – что ветер - здесь и там!

Обучайтеся, ребята -

Лыжи пользой будут вам.

 

На походе и в разведке,

Коль зимой война идет,

Обученный лыжник много

Пользы делу принесет.

Особую популярность в 20-30 –е гг. приобрели лыжные вылазки и походы. «10 января 1926 г. лыжная вылазка удалась на славу. До 600 лыжников, военных и гражданских, командами с оркестром шли от Дома Красной армии к снежным просторам на Волгу. На версты вытянулись лыжники. Смешались красноармейцы саперной роты, связники, курсанты полковой роты с металлистами, с совработниками…

- Лечу! – задорно кричат красноармейцы. И летят носом в снег, но это только веселит. Упавшие снова взбираются на горку, и скоро уже учатся твердо стоять на лыжах. Некоторые красноармейцы, еще дорогой говорившие: «У нас в деревне раньше барин с барышнями лыжами развлекались», – сейчас так лихо катятся, что только снежные вихри сзади крутятся.

- Ура! – кто-то кричит от восторга.

Лыжная вылазка стала еще интересней, когда начались состязания лыжных команд, и стрельба из винтовок по цели для всех участвующих. Состязания прошли на озере, мало покрытом снегом, но почти все команды показали неплохой ход. Хорошо шли сборная городская и сборная красноармейская. Стрельбой увлеклись металлисты, совработники и другие гражданские команды. Было видно, что ребята и девушки, принимавшие участие в стрелковых состязаниях, целиться умеют и винтовку в руках держат твердо. До сумерек лыжники оглашали лес радостными криками. Каждый крик – песнь о растущем здоровье рабочей молодежи и Красной армии. Вторая лыжная вылазка, организуемая военно-научным обществом и губпрофсоветом, вероятно, соберет не сотни, а тысячи лыжников рабочей Самары».

Как правило, подобные лыжные вылазки и походы способствовали решению разнообразных задач - от спортивных до идеологических. Так в январе 1933 г. самарским губсоветом физкультуры была организована первая общегородская массовая вылазка лыжников на станцию Пятилетка «для ознакомления с новостройками и массовой сдачи лыжных норм ГТО». В феврале 1934 г. группа физкультурников – студентов Самарского химико-технологического института совершила лыжную военизированную экспедицию в Жигули с целью – выявить возможности широкого развития горнолыжного спорта в Жигулях. Это были первые самарские физкультурники, прошедшие в зимнее время через все Жигули. Через год в Жигули отправилась вторая лыжная экспедиция. Газета «Коммуна» сообщала: «Закончен 10-дневный лыжный поход в Жигули. Участники похода – 24 студента Куйбышевского индустриального института – поставили себе задачу: сочетать в каникулярное время отдых с общественной работой, провести проверку своей готовности к походу в зимних условиях и туристическому освоению Жигулей. В пути участник похода провели беседы в колхозах об итогах краевого съезда Советов, оказали помощь в оборудовании изб-читален, в выпуске стенгазет и налаживании радиоустановок».

         Одним из самых масштабных мероприятий 1935 г. стало проведение Всесоюзной лыжной эстафеты, посвященной 7-му съезду Советов. «15 с половиной тысяч километров – вот общее протяжение Всесоюзной звездной лыжной эстафеты им. 7-го всесоюзного съезда Советов. На этом пути лыжники соберут рапорта лучших предприятий, совхозов и колхозов страны, чтобы вручить их хозяину страны. Проходящий по Средней Волге 51-й маршрут – один из самых длинных в эстафете. Его протяженность 1621 км, причем, больше половины пути проходит по территории нашего края. Путь от Абдулина до Вернадовки (Воронежская обл.) разбит на 15 этапов. 15 команд по 5 человек в каждой – вот число участников, которых должен выставить наш край».

         В корреспонденции «Коммуны» сообщалось о том, с какими трудностями пришлось столкнуться самарским лыжникам – участникам эстафеты. «12 января в час дня сотни самарцев сходились на площадь Чапаева для встречи Всесоюзной лыжной эстафеты имени 7-го съезда Советов. А в это время на пути от Кинель-Черкасс до Самары шла жесткая борьба – за часы за километры. Наши лыжники наверстывали почти двухсуточное опоздание физкультурников Башкирии и Оренбургской области.

В первый средневолжский пункт эстафеты - Кинель-Черкассы - эстафета пришла в 7 часов 12 января вместо 15 часов 10-го. По плану, разработанному в краевом совете физкультуры, это опоздание должно быть ликвидировано на трех этапах до Чапаевска. Первым этапом был путь от Кинель-Черкасс до Кинеля. Кинель-Черкасский совет физкультуры был готов. Еще накануне было решено пройти этот этап конно-лыжным способом. Были намечены пункты смены коней. Не теряя ни минуты, приняв эстафету, лыжники взялись за веревки, тянувшиеся от седел, и вслед за верховыми рванулись вперед. На этом этапе был сделан решающий шаг по выравниваю эстафеты. Вместо 12 часов лыжники шли до Кинеля только 7 часов. Отказавшись от ночевки, которая полагалась им по графику, сделав 70-километровый пробег, физкультурники тт. Летненко, Иванов, Маслов и Ильин к часу дня были уже в Кинеле.

Здесь эстафету приняла команда Самарского планового института. Вместо шести часов до Самары она шла только четыре часа. И хотя в сумерках, когда лыжники вступили на площадь Чапаева, они не увидели торжественной встречи, им дороже встречи было сознание того, что основная часть задачи выполнена. В 17 часов 15 минут лыжники завода киноаппаратуры понесли эстафету дальше, и в 23 часа 30 мин. пришли в Чапаевск.

Эти три этапа говорят об успехах наших физкультурников. В кинель-черкасской команде было по одному представителю от совета физкультуры, профсоюзов, колхозов и «Динамо». В первой самарской команде – все студенты, во второй - все рабочие от станка. Из Чапаевска эстафета вышла 13 января в 8 часов утра точно в срок, намеченный по графику».

Галыгина Г.В.

16 декабря 2020


К списку статей

Наверх

Корзина