МУЗЕЙ А.М. ГОРЬКОГО В САМАРЕ

МУЗЕЙ А.М. ГОРЬКОГО В САМАРЕ

18 июня 1941 г. в Куйбышеве состоялось торжественное открытие музея А. М. Горького в доме, где «великий пролетарский писатель жил в 1895 году в период его работы в редакции «Самарской газеты», и был известен как фельетонист под псевдонимом «Иегудил Хламида». «Цель музея одна – сосредоточить все документы о Горьком самарского периода, показать, какую гигантскую работу проделал великий писатель за это непродолжительное время пребывания в Самаре».

Период, связанный с пребыванием А. М. Горького в нашем городе, был одним из важнейших в формировании его политических и художественных взглядов. Здесь, в Самаре, им было написано «494 фельетона (из них 187 серии «»Между прочим»), более 30 художественных произведений, в том числе такие жемчужины как «Песня о Соколе» и «Старуха Изергиль». Здесь же А. М. Горький женился сотруднице «Самарской газеты» Екатерине Павловне Волжиной, здесь же приобрел близких друзей и хороших знакомых. Пожалуй, ближе всех А. М. Горький сошелся с А. А. Смирновым (творческий псевдоним А. Треплев) – бывшим самарским нотариусом и сотрудником ряда провинциальных и столичных изданий, «который, являясь сотрудником «Самарской газеты», постоянно встречался с Горьким, многое знал о его жизни и творческой деятельности. Позднее он состоял в переписке с Горьким, посещал его в Нижнем, в Васильсурске, на острове Капри, бывал у него в Петербурге и Москве».

В 1913 г. А. Смирновым были опубликованы интересные воспоминания о жизни Горького в Самаре: «Весной 1895 года самарские обыватели с любопытством разглядывали появившегося в их городе юношу-оригинала. Высокий, плечистый, слегка сутулый, он неутомимо шагал по пыльным улицам, грязноватым базарным площадям, заходил в трактиры и пивнушки, появлялся на пароходах, возле лодок и баржей, в городском саду, заглядывал в окна магазинов и раскрытые двери лавчонок – словом, толокся среди пестрой толпы и нарядной публики, всюду как бы вглядываясь в гущу жизни…

Встречных удивлял его разношерстный сборный костюм: старенькая темная крылатка, раздувавшаяся на ходу, под ней русская рубашка, подпоясанная узким кавказским поясом, хохлацкие штаны, синие, бумажные, сапоги татарские, мягкие, со вставками из кусочков зеленой, красной и желтой кожи, в руках толстая, суковатая палка, на голове черная мягкая шляпа с большими, обвисшими от дождя полями. Из-под шляпы висели длинными прядями светлые волосы. И никто не удивился, когда некоторое время спустя выяснилось, что это новый сотрудник «Самарской газеты», пишущий в ней ежедневный фельетон на местные злобы – «Иегудил Хламида».

С более чем скромным багажом в виде раздрызганного чемоданчика, перевязанного веревочкой, и тощей подушки Алексей Максимович водворился на жительство на Вознесенской улице (совр. Степана Разина) на полугоре над Волгой, в мещанском в три окна домишке, принадлежавшем самарскому итальянцу Перини.

«Бельэтаж» этого неказистого особняка с узким двориком позади, заросшим сорной травой, занимался семьей частного поверенного (Д. С. Кишкина – Г.Г.), а вновь приезжий сотрудник, принятый той семьей на хлеба, ютился внизу в довольно сыром и темном полуподвале. Квадратные оконца последнего еле видны были с улицы, и когда гость приходил летним днем к Алексею Максимовичу, то чтобы узнать, дома ли он, садился на корточки на тротуар и, склонив голову, заглядывал вниз. Внутренние апартаменты напоминали не то монашескую келью, не то камеру одиночного заключения в плохоньком замке – своими выбеленными стенами, светом сверху, из-под нависшего потолка, и убогой железной койкой. Украшение комнаты составляли несколько фотографий на стене и полочка книг.

Под вечер в каморке делалось мрачно как в гробу. Выходили в теплое время «на волю» продолжать беседу на дворе, на бревнышке, или за чаем, на поставленном среди травки столе, поглядывая через крыши домишек, что под горой, на серую ленту Волги, на пески и талы противоположного берега с белой колокольней Рождествена».

«Самарским биографом» Горького А. Смирнов оставался и после Октября. Он неоднократно выступал с воспоминаниями о нем на вечерах, посвященных юбилеям писателя, а когда в 1928 году было решено установить доску на доме, где жил М. Горький, горкомхоз также «обратился за сведениями о времени проживания Горького и о доме к члену коллегии защитников А. А. Смирнову».

В 1936 году, после смерти писателя, этот дом был передан в ведение Куйбышевского отделения Союза советских писателей для организации в нем музея. К этому времени здание изменилось до неузнаваемости: одноэтажный, в три окна, с полуподвальным этажом дом был надстроен еще двумя этажами. Кроме того, изменились и внутренние помещения, так что без помощи А. Смирнова, неоднократно бывавшего у А. М. Горького, воссоздать исторический облик мемориальной комнаты писателя было невозможно. Но прежде следовало освободить дом от жильцов, отремонтировать, собрать необходимые экспонаты и разработать план экспозиций будущего музея.

Кстати, экспонаты для него начали поступать в правление Союза писателей уже летом 1936 года. Так, Е. С. Иванова, бывшая заведующая конторой редакции «Самарской газеты», принесла «авторский оттиск рассказа А. М. Горького «Ошибка», напечатанного в журнале «Русская мысль». На оттиске рукой Алексея Максимовича написано: «Вы, Евгения Семеновна, лучшее сердце в Самаре. Доброе, чуткое, отзывчивое сердце. Уважаю Вас, как могу и умею. Верьте в искренность моих слов. Максим Горький».

К сожалению, из-за недостатка средств организация музея растянулась на долгих пять лет. В 1939 г. «Волжская коммуна» опубликовала сообщение о скором открытии музея: «В Куйбышеве, в доме, где жил великий писатель А. М. Горький организуется музей А. М. Горького. Сейчас он готовится к открытию. В подвальном этаже здания расширяется комната Алексея Максимовича. Во втором этаже будут собраны экспонаты, относящиеся к самарскому периоду жизни и деятельности писателя. Здесь оборудуется также аудитория для лекций. В третьем этаже здания откроется библиотека и читальня. Для музея Горького собрано более тысячи различных экспонатов. Среди них «Дело губернского жандармского управления о Горьком», редкие фотографии Горького, картины, 200 копий различных материалов Московского музея А. М. Горького и другие экспонаты».

         К сожалению, музей так и не был открыт ни в 1939, ни в 1940 году, но все это время его коллекции продолжали пополняться +новыми экспонатами. Так, в августе 1940 г. бывшая квартирная хозяйка А. М. Горького Е. В. Кишкина передала музею «авторский оттиск рассказа «Челкаш» с автографом Горького. Кроме того, музей приобрел два оригинальных портрета М. Горького и Льва Толстого, сделанные и литографированые С. Хазиным в начале 1900-х годов. На близком расстоянии можно рассмотреть, что портреты составлены как бы из рукописей произведений великих писателей. Один из них сделан из строчек рассказа «Мальва», а на другом можно прочитать XIII главу «Крейцеровой сонаты».

«В марте 1941 г. Е.П. Пешковой в дар музею передана серия редких фотоснимков М. Горького, относящихся к периоду 1898-1901 гг. Среди них – снимок Алексея Максимовича в кругу писателей - членов группы журнала «Знание», Алексей Максимович и Скиталец. В числе других – фотография сына Алексея Максимовича Максима в возрасте одного года, относящаяся ко времени приезда Е.П. Пешковой из Нижнего Новгорода в Самару, по возвращении Горького из Тифлиса, где он находился в заключении в Метехском замке. В дар музею прислал также свою старинную фотографию друг Алексея Максимовича – писатель Скиталец».

Важнейшей частью экспозиции нового музея должна была стать мемориальная комната, в которой проживал А. М. Горький. Работа по ее воссозданию была поручена известному самарскому архитектору В. Ларионову. Позднее он вспоминал: «Когда я работал в 1939 году в архитектурно-проектной мастерской Архитектурно-планировочного управления мне был поручен проект реставрации дома-музея А. М. Горького. Для консультаций по реставрации комнаты, где жил писатель, были указаны лица, знавшие Горького, а именно хозяйка квартиры Кишкина и близко знавший и имевший с ним дружеские отношения адвокат Смирнов. Встречаясь со Смирновым, бывая с ним в комнате Горького, расспрашивая его о жизни Горького в данном доме, о внутреннем виде его комнаты и ее меблировке, я получил ответы на интересующие меня вопросы».

В октябре 1940 г. практически был закончен капитальный ремонт здания и утвержден план оборудования музея. «В нижнем этаже будут экспонаты, характеризующие период жизни Горького до его прибытия в Самару. Одну комнату намечено оформить на тему «Детство Горького», вторую - на тему «В людях». В третьей комнате, в которой жил Алексей Максимович, будет восстановлена существовавшая в то время обстановка.

Оформление самой большой комнаты второго этажа отразит самарский период жизни Горького. Здесь, кроме известных фельетонов и рассказов великого писателя, написанных в Самаре, будут представлены документы жандармского и полицейского управлений, свидетельствующие о слежке, установленной за Горьким. Эти документы обнаружены в областном архиве.

В следующей комнате будут представлены материалы, отображающие борьбу Горького против царского самодержавия, репрессии, которым подвергался великий писатель, его встречи с Лениным. Третий этаж предназначен показу работы Горького в Советском Союзе. Специальная комната отводится для экспонатов, характеризующих работу Алексея Максимовича с писателями». Кроме того, планировалось, что «музей будет оказывать систематическую помощь местным начинающим писателям как в глубоком изучении ими наследия Горького, так и в их творческом росте. С этой целью здесь будет находиться комната, в которой областное отделение Союза советских писателей организует литературные консультации».

В мае 1941 г. началось оформление мемориальной комнаты А. М. Горького. Сотрудники музея сообщали: «Полностью воспроизводится вся обстановка. На то же место, где лежали 46 лет назад, кладутся книги. Койка застилается тем же одеялом, каким укрывался тогда А. М. Горький. Это одеяло получено от его жены Екатерины Павловны. Ценный подарок сделан музею жителем г. Куйбышева А. В. Колышкиным. Он предоставил семь номеров «Самарской газеты».

Открытие музея, на котором присутствовали «представители горкома ВКП(б), гороно, работники печати, музеев и других организаций, писатели, художники и артисты г. Куйбышева», состоялось 18 июня 1941 г., с 20 июня музей был открыт для широкой публики, а 22 июня началась Великая Отечественная война. Летом 1941 г. музей еще продолжал свою работу, в нем даже был открыт новый отдел «Максим Горький – против фашизма», но осенью деятельность музея была приостановлена, экспозиции свернуты, а в здании в период «Запасной столицы» (1941-1943 гг.), судя по документам, размещалась либо «дипломатическая», либо «центральная» организация (какая именно выяснить не удалось). И только после Победы, в сентябре 1945 года решением Куйбышевского горисполкома дом № 126 по улице Степана Разина вновь был передан музею А. М. Горького.

30 июня 2021


К списку статей

Наверх

Корзина