МЫ – «СИНЕБЛУЗНИКИ…»

МЫ – «СИНЕБЛУЗНИКИ…»

95 лет назад, в сентябре 1924 года, в Самаре состоялось первое представление «живой газеты» «Синяя блуза». Напомним, что первый подобный коллектив был организован в 1923 году в Московском институте журналистики на базе местной «живой газеты». Его создателем, автором и одним из исполнителей был Борис Южанин. Свое название «Синяя блуза» получила от рабочей одежды – синей блузы, которая стала и сценическим костюмом и своеобразным «брендом» коллектива.

Движение «синеблузников» быстро распространилось по стране. Достаточно сказать, что через 5 лет по типу «Синей блузы» в СССР уже работало 7000 подобных коллективов. Поскольку в Самаре первая «Синяя блуза» была образована группой работников печати, объединенных при редакции газеты «Коммуна», ее история подробно освещалась на страницах газеты. В «Синей блузе» ее основатели увидели «новое, свое пролетарское слово в области театра, который пролетариат еще должен завоевать и непременно завоюет. «Синяя блуза» – первый шаг по пути к этому завоеванию. Старый театр с его пятиактными пьесами, полными психологичностью до отвала, требующими декоративных эффектов, с ходульность его героев, с натасканностью актеров и прочими его прелестями отжил свой век.

В постановках «Синей блузы» все гармонично сливается. Автор этих рабочих инсценировок выходит из среды той мастерской, той фабрики, того завода, для которых он творит; его пьески творятся в самой гуще жизни, отражая те моменты ее, которые составляют злобу дня для массы. Они творятся, так сказать, на ходу, и могут быть поставлены сейчас же там, где они возникли. Актеров для них автор находит сразу среди окружающих его товарищей. Автор, отображаемый пьеской быт, зрители и исполнители – это одно неделимое целое. Как и стенные наши газеты, так и новый театр будет сочным, ярким, хлестким, как сама жизнь со всеми ее переливами. Творцом этого театра, по всей вероятности, и явятся наши рабочие корреспонденты, а иногда и их коллективы. На первых порах их произведения будут примитивны, но эти примитивы будут привлекать к себе смелостью своих дерзаний, слиянием замысла автора с его выполнением, динамичностью действия. Постановка «Синей блузы» – новое организующее начало для пролетариев на почве театрального искусства. В ней газета и театр впервые сливаются воедино, и в этом залог ее успеха».

Постановки «Синей блузы», как производной от «живой газеты», имели сходную с ней структуру. «Участников может быть от 7-8 человек до 20-30. газета начинается общим выходом – парадом участников (антрэ). Выходят и уходят под марш. Газета начинается докладом одного из участников на тему вечера. Доклад должен носить характер коротких ударных тезисов и продолжаться не более 5 минут. Вторым номером нужно поставить политическое обозрение, сопроводив его предварительным пояснением. Следующим номером выходит «Дед Раешник», который передает рифмованную прозу на бытовые темы. Затем можно пустить «Отдел юмора», если есть возможность составить местными силами номера, то это лучше. Они могут выбрать местные темы, что для слушателей интереснее. Заключительный выход сотрудников газеты. Он строится по принципу многоголосой декламации».

Сами «синеблузники» так заявляли о своих постановках:

Есть представления любой категории:

От обозрения до оратории,

От водевиля или драмы –

До четырехстопной эпиграммы,

До монолога и до частух –

Остро как бритва, легко как пух.

Предполагалось, что написание сценариев для представлений «Синей блузы» - дело местных самодеятельных коллективов. «Живая газета» – прежде всего местный орган, местными соками он должен питаться, местными силами обслуживаться. А в каждом клубе эти силы найдутся. Литературный кружок и кружок рабкоров может систематически готовить для «живой газеты» материал, драматический - их инсценирует и вообще исполняет, могут быть привлечены и другие кружки: музыкальный – для исполнения музыкальных и хоровых вещей, изо - для несложных декоративных работ». В помощь местной самодеятельности в Москве выпускался альманах «Синяя блуза», в котором публиковался «проверенный на опыте материал для исполнения».

Публикации «Коммуны» позволяют «побывать» на одном из представлений «Синей блузы» в Самаре: «Сменялись картина за картиной. Злободневные политические темы. Злая острая насмешка. «Полюбуйтесь-ка на Муссолини, как он ухаживает за Россией. А вот прекрасная и капризная дама Франция - дипломат и в то же время злобная, грубая, показывающая фигу своим конкурентам. Здесь и Америка, задыхающаяся от награбленного со всего мира золота, предлагает дать заем, только не мучь, Россия, не настаивай на признании». И целый ряд острой критики на ряд бытовых и злободневных вопросов».

Выступление «деда Раешника», критикующее завхоза самарского Дома крестьянина, у которого в общежитии «днем и ночью гуляют десятки крупных породистых крыс», звучало так: «По-нашему, не так уж плохо все это. Писала, намедни, одна газета, что шкурки водяных крыс требуются для заграницы, и будем мы экспортировать туда эти «валютные единицы». А сухопутная крыса чем для экспорта не годится? Нечего, значит, на завхоза и сердится: может он для экспорта крыс готовит, потому пока и не ловит?»

Особой популярностью у зрителей пользовались частушки на различные темы. Например, частушки флотские:

Эх, яблочко, раззолочено –

Антанта, не форси, пока не колочена.

Ах ты яблочко, в меду варено –

У матросика мово лоб, как у Бухарина».

«Авиа- частушки»:

Мы стояли у ворот, пялили глазищи.

Видим – по небу плывет

Пароход – не пароход, а еще почище.

Опускается на луг, не спущая пара,

Обступили мы вокруг,

Смотрим – надпись в полукруг:

«Нью-Йорк - Самара».

Частушки «антиалкогольные»:

Синий бор тряхнул кудрями,

Разогнал печаль-тоску.

Самогонку вылить в яму,

Самогонщиков – в реку!

Частушки «антирелигиозные»:

Эх ты яблочко, катись,

Ведь дорога скользкая.

Подкузьмила всех святых

Пасха комсомольская.

В марте 1925 года, подводя некоторые итоги деятельности «Синей блузы», «Коммуна» писала: «Зародившаяся в Москве «живая» универсальная газета «Синяя блуза» за какой-нибудь год широко распространилась по всем частям СССР. У нас в Самаре, как и всюду, «Синяя блуза» сразу же, с первых постановок обратила на себя внимание рабочей и служащей молодежи, заняв, бесспорно, одно их первых мест в работе клубов. Об этом говорит ряд все новых и новых коллективов «синеблузников», организующихся при клубах, при предприятиях и учреждениях, и растущих с каждым днем.

Старший по времени возникновения и по размаху своей работы коллектив «Синей блузы» при «Коммуне» имеет к настоящему дню за собой уже свыше 5 месяцев работы. Коллективом проделана громадная работа. Не осталось в городе ни одного, пожалуй, клуба, ни одного более или менее крупного предприятия, где не побывала бы «Синяя блуза», не остался неиспользованным ни один удобный случай, который пропустила бы редакция «Коммуны», чтобы двинуть «Синюю блузу» за пределы города (выезды в Троцк, на Тимашевский завод, в Безымянку, в Бузулук и др.) Нельзя указать, пожалуй, ни одного революционного праздника, который не был бы отмечен «Синей блузой» – в стенах ли своего клуба или в гостях у рабочих и служащих других учреждений и предприятий».

О популярности «Синей блузы» как нельзя лучше свидетельствует описанный «Коммуной» случай: «Недавно (в ноябре 1926 г.) коллектив «Синей блузы» при клубе им. Масленникова провожая призывников 1904 года, решил дать в вокзале 4-го класса постановку. «Антрэ» прошло великолепно при шумном одобрении публики, но при начале номера раздался звонок – посадка. Поднялся невообразимый шум.

- Не хотим ехать не досмотрев «Синюю блузу»! Даешь в вагон, а то не поедем! – кричали призывники. Коллектив, как один человек, решил ехать в Кинель. В Кинеле большая стоянка и там закончили постановку, за что призывники чуть ли не на руках вынесли участников из клуба».

В том же 1926 году газета сообщила: «В целях расширения культпросветительной работы среди крестьян самарский губернский Дом крестьянина организовал «живую газету» по типу «Синей блузы» с названием «Серая блуза» (крестьянская). Кружок состоит из 25 человек рабочих и служащих Дома крестьянина. Подбор инсценировок: крестьянские и красноармейские. Первое выступление кружка будет в 8-летнюю годовщину Красной Армии. В дальнейшем кружок намечает делать выезды в села и деревни». Росту популярности «Синей блузы» также способствовали и ее выступления на радио.

Однако, с течением времени, некогда популярный жанр все чаще стал подвергаться критике: «За «Синей блузой» давно уже признаны неоспоримые заслуги. Театр «Синей блузы» вырос непосредственно из «живой газеты» и, по существу, 5-6 лет назад представлял собой верную попытку создать советскую эстраду или «театр малых форм» с советским содержанием. Насколько велика была нужда в таком театре, который в четкой форме быстро откликался бы на злободневные политико-общественные вопросы, свидетельствует огромное развитие групп «Синей блузы» в провинции при заводских клубах. «Синяя блуза» умела инсценировать «ноту Чемберлена», подать театрально-живо агитку о вреде пьянства, организовать четкую и впечатляющую коллективную декламацию стихов, посвященных годовщине Красной Армии. Так было 5 лет тому назад. И так, или почти так, остается и теперь. Но за 5 лет неизмеримо выросла требовательность советского зрителя. Его уже не удовлетворяет одно только советское содержание, он требует, чтобы это содержание было облечено в достаточной силы художественную форму. «Синяя блуза» почти застыла на том художественном уровне, который она выявила в первые годы своего существования. Надо сказать, что этот уровень был и остается пока весьма невысоким».

«Синяя блуза» в последнее время не удовлетворяет рабочих. Отсюда – разговоры о «кризисе сбыта» продукции, и даже – о «закате синеблузной эпохи». Сейчас в «синеблузном» движении мы наблюдаем анархию. Каждый из коллективов с неопытным составом с новоиспеченным руководителем действует на свой страх и риск. Инсценировки достаточно не отделываются, текст их с требованиями момента не увязывается, «злоба дня», местные темы, рабочий быт в «Синей блузе» отсутствуют. Немудрено, что благодаря этому «Синяя блуза» стала тускнеть, измельчала и утратила тот, интерес который рабочие массы проявляли к ней в свое время.

Как «омолодить» «Синюю блузу»? По примеру Москвы, где уже организован театр «Синей блузы» в Самаре следует создать один или два показательных коллектива «синеблузников». Ввести в коллектив литераторов, а для отражения местной жизни теснее связаться с редколлегиями стенных газет, с редакцией «Коммуны». Существующие при клубах коллективы упразднить. Потребность клубов в «Синей блузе» будут удовлетворять показательные коллективы. Как правило, такой коллектив работает на началах самоокупаемости».

Однако, время театральной газеты «Синяя блуза» истекало. В 1933 году закрылся театр «Синей блузы» в Москве, постепенно сходило на нет и движение «синеблузников» в провинции. Последнее сообщение о «Синей блузе» в Самаре было опубликовано в «Коммуне» в сентябре 1935 года, но к этому времени ее место было занято самодеятельным театром рабочей молодежи – ТРАМом.

Галыгина Г.В. главный специалист отдела использования архивных документов ЦГАСО.

28 октября 2019


Теги: Самарские истории

К списку статей

Наверх

Корзина