НА ВОЛГЕ ЖИВЕМ (К 175-ЛЕТИЮ ПЕРВОГО РЕЙСА ИЗ САМАРЫ ПАРОХОДА «ВОЛГА»)

Самара - волжский город, расположенный на главном водном пути России. Вся история нашего города связана с Волгой. Издавна по Волге ходили различные типы судов. В XIX в. появляются первые пароходы. В 1843 году в России вступил в силу закон, разрешавший иметь пароходы частным лицам. Было образовано первое пароходное общество «По Волге». Первый рейс пароход «Волга» совершил из Самары. 15 мая 1846 года он вышел в Рыбинск с грузом пшеницы в 150 тысяч пудов. В 1848 г. на хлебных пристанях Самары грузились новые буксиры «Геркулес» и «Самсон».
В Самаре существовало несколько пристаней: лесные, пароходные, хлебные. Особое значение имела хлебная пристань. Неслучайно Самару называли «Приволжский Новый Орлеан». Становлению Самары как центра хлебной торговли на Волге способствовало важное обстоятельство. Река Самара вскрывалась на две недели раньше Волги. Таким образом, суда зимовавшие на реке Самаре, можно было сразу загружать и отправлять в рейс. Такое преимущество быстро оценили местные купцы. Их суда делали за навигацию до Рыбинска на два-три рейса больше, чем другие. Да и первый хлеб всегда стоил дороже.
Самарская хлебная пристань упоминается в официальных документах с 1845 года. Хлебная торговля в Самаре процветала. Паровые мельницы перерабатывали за год около 5 миллионов пудов муки. Муку везли по Волге в Рыбинск и Астрахань, в районы Каспийского моря и Кавказа, по Каме в Пермь. Загрузка на суда осуществлялась из хлебных амбаров на р. Самаре.
Сначала паровые суда использовались исключительно на транспортировке грузов. И только общество «Самолёт», основанное в 1853 году, отступило от этого правила. Построив буксиры «Ундина», «Резвый» и первое грузо-пассажирское судно «Казань», оно постепенно стало специализироваться на перевозке пассажиров.
На Волге работало несколько судоходных компаний: «Кавказ и Меркурий», «Дружина», «Нептун», «Польза», «Русь». Они открывали в крупных волжских городах свои агентства, пристани.
Первые пароходы для работы на Волге были построены за границей. Для их сборки и ремонта пароходные общества создавали ремонтные базы в местах зимнего отстоя флота. Так возникли мастерские обществ «Кавказ и Меркурий» в Спасском затоне, «Самолёт» – в Алексеевском. В 1880-е годы в Самаре работал механический завод купца П.М.Журавлёва.13 мая 1885 года состоялись торжества по случаю спуска на воду первого парохода, построенного в Самаре.
Первыми самарскими пароходчиками были братья Беляевы. Мичманы русского флота Александр Петрович (1803-1887) и Пётр Петрович (1804-1865) за участие в восстании декабристов отбывали ссылку в Сибири, потом получили разрешение поселиться в Самаре. Занялись хлебной торговлей, основали товарищество по постройке парохода «Самара».
Известными судовладельцами в нашем городе был купец I гильдии, гласный Самарской городской думы, почетный потомственный гражданин Павел Михайлович Журавлев (1815-1902). Самарский хлебопромышленник, председатель Биржевого комитета Николай Емельянович Башкиров (1840-е?-1900) владел судами-буксировщиками «Емельян Башкиров», «Николай Башкиров», «Анастасия», «Звенига», большим количеством барж. Купец 1-й гильдии Иван Васильевич Константинов (1817-1886) в 1884 году заказал на судостроительном заводе в Костроме пароход «Самара» – самый большой и мощный буксировщик на Волге. Это судно (переименовано в 1930-е годы в «Волгодон») работало в составе флота пароходства «Волготанкер» до 1950-х годов.
Голод помогает строить (1920-е годы)
В феврале 1918 года в России был национализирован весь речной транспорт, управление которым взял на себя отдел водных сообщений при ВСНХ. Но вскоре он был заменён Главным управлением водных сообщений (Главвод при ВСНХ). К июлю 1918 года Главвод создаёт 8 областных управлений водного транспорта в речных бассейнах страны. В их числе и Волжское с центром в Нижнем Новгороде. В Казани, Самаре, Саратове, Царицыне и Астрахани организуются районные управления водного транспорта (Рупводы). Самарский Рупвод возглавил председатель комитета затона Поджабный П.З.Лукичев. Но практически наш рупвод не сумел приступить к работе, так как 25 мая вспыхнул мятеж чехословацкого корпуса.
Накануне взятия Самары белочехами на пароходе «Фельдмаршал Суворов» были вывезены в Казань ценности – свыше 50 миллионов рублей золотом из золотого запаса страны и 30 миллионов кредитными знаками. Самарские водники вывели от белочехов в Симбирск пароходы «Александр», «Межень», баркас «Ермак» и некоторые другие с эвакуированными советскими работниками и гидроавиаторами.
В Самаре создавалась флотилия боевых судов Народной армии КОМУЧа. Для борьбы с ней в августе практически была сформирована и Волжская речная военная флотилия. Рабочие укрепляли палубы судов для установки орудий, бронировали корпуса, превращая речные пароходы в канонерские лодки, а нефтеналивные баржи – в плавучие батареи. Водил на буксире плавбатарею пароход «Мария». В сентябре части Красной Армии освободили Казань и Симбирск, а 7 октября – Самару. Но боевые действия в Волго-Каспийском бассейне завершились только весной 1920 года.
Главной задачей в это время становится борьба с разрухой. В этом процессе важную роль должен был играть речной транспорт. В фондах СОИКМ им. П.В.Алабина хранится уникальный плакат 1921 года – «Водник, ты голоден, раздет, разут. Исправь свой транспорт и будешь иметь все». Главвод вводится в состав Народного комиссариата путей сообщения. Районным управлениям водного транспорта возвращаются суда, участвовавшие в боевых действиях. Первая мирная навигация на Волге началась в очень трудных условиях. В работу вступило только 49% самоходного и 30% несамоходного флота.
К концу 1920-х годов речной флот был в основном восстановлен после гражданской войны. Предстояло провести его коренную реконструкцию. Волжскому государственному речному пароходству необходимо было максимально механизировать погрузо-разгрузочные работы. Все перегрузочные работы возлагались на пристани и пароходства, используя артели грузчиков и судовые команды.
Главный резерв страны (1930 – 1940-е годы)
В январе 1931 года создаётся Народный комиссариат водного транспорта СССР. Наркомводу передавался в управление морской и речной транспорт, портовое и пристанское хозяйство, водные пути. Наркомом водного транспорта назначен Н.М.Янсон, имя которого в 1932 году было присвоено Самарскому затону.
В 1934 году на Волге было организовано три пароходства: Верхне-Волжское, Средне-Волжское и Нижне-Волжское. Управление Средне-Волжского пароходства находилось в Самаре на ул. М.Горького. Оно обслуживало на Волге все пассажирские линии, за исключением скорых, занималось массовыми перевозками зерна, цемента, осуществляло проводку плотов. Самые известные суда Средне-Волжского пароходства: «К.Маркс», «Ульянов-Ленин», «Ф.Дзержинский», «Ломоносов», «П.Чайковский».
В 1936 году в Куйбышеве завершилось строительство нового речного вокзала (арх. Л.А. Волков). В 1938 году вокзал отправлял и принимал в месяц более 100 тысяч транзитных пассажиров. На пристани Куйбышев обрабатывались грузы, принимались меры для механизации труда грузчиков. К концу 1930-х годов городские причалы имели 8 ленточных транспортеров «Самара» для тарно-упаковочных грузов, две крановых лебедки.
С первых дней Великой Отечественной войны на фронт ушло около 400 речников. Грузчиков на пристани заменяли женщины, а команды судов переводились на двухсменное несение вахты. На причалах непрерывно отгружалась боевая техника, обмундирование, принимались эвакуированные жители Ленинграда, Карелии.
Три пассажирских судна были переоборудованы в плавучие госпитали, а плотоводы «Щорс» и «Чапаев» – в канонерские лодки. Они влились в состав Волжской военной флотилии, сыгравшей важную роль в оборонительных сражениях за Сталинград.
По приказу Главного штаба ВМС страны и Министерства речного флота СССР за участие в боевых действиях были установлены мемориальные доски на восьми судах Средне-Волжского пароходства – буксирные пароходы «Усыскин», «Чапаев», «Громов», «Руднев», «С.Киров», «Федосеенко», «Щорс», «Варяг». Пароходы «Усыскин» и «Чапаев» награждены орденами Красного Знамени.
Куйбышевский речной порт (1950 – 1960-е годы)
В 1948 году вместо трёх волжских пароходств образованы два: Волжское грузовое с центром в Куйбышеве и Волжское грузопассажирское с центром в Горьком. Пристань Куйбышев стала называться портом. В середине 1950-х годов на базе двух пароходств, а также районных управлений было создано Волжское объединённое речное пароходство. Оно занималось транзитными перевозками пассажиров и грузов. Куйбышевский порт имел свой пассажирский, грузовой флот и буксировщики небольшой мощности. Он занимался местными перевозками и обработкой грузов. Судоремонтом, машиностроением и строительством речных судов были заняты промышленные предприятия речного транспорта.
С начала 1950-х годов для организации ремонта флот стали приписывать к определённым затонам на постоянное техническое обслуживание и зимовку. К 1955 году в гаванях самарского затона зимовало 55 судов: грузовые теплоходы, буксировщики, новые двухпалубные колёсные пароходы «Серафимович», «Павел Бажов», «Янка Купала», дизель-электроходы «Россия», «Карелия», «Киргизия». В это время начинается массовая замена парового флота на дизельный, серийное строительство винтовых буксировщиков, грузовых теплоходов и барж, поступление новых пассажирских судов.
Куйбышевские речники принимали участие в строительстве земляной плотины и перекрытии русла реки Волги. Первым прошёл через шлюзы ГЭС теплоход РБТ-1 под управлением капитана Ю.М.Сычёва в сентябре 1955 года.
Пароходство «Волготанкер»
В 1923 году было образовано «Волжское государственное пароходство», в составе которого учреждается «Агентство нефтефлота». После различных преобразований в 1938 году было создано специализированное речное нефтеналивное пароходство «Волготанкер».
В период Великой Отечественной войны экипажи судов «Волготанкера» выполняли задания Государственного комитета обороны страны по доставке стратегических грузов фронту и тылу. Суда «Волготанкера» принимали участие в обороне Сталинграда.
После войны до предела изношенный волжский флот нуждался в срочном пополнении. В 1947 году правительство приняло постановление «О мероприятиях по восстановлению и дальнейшему развитию речного транспорта». К концу 1950 годов в составе нефтефлота работали теплоходы «Айвазовский», «Левитан» и другие. Начиная с 1948 года, нефтефлот получил наливные баржи для перевозки бензина грузоподъёмностью 3700 тонн, а в 1950 – 1951 гг. – ледоколы «Волга» и «Дон». К середине 1960-х годов нефтефлот значительно обновился, получив более 160 новых судов. Он обслуживал 16 экономических районов Волжско-Камского бассейна, доставлял нефтепродукты и сухогрузы по внутренним водным путям европейской части России. В 1970-1990- е годы «Волготанкер» являлся крупным транспортным объединением.
Ирина Крамарева
Музей им П.В.Алабина
30 Августа 2021