НАЛОГ НА ЗЕМЛЮ. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ПОСТРОЕК НА НИХ: ИНФОРМАЦИЯ ФНС РОССИИ И ПРИМЕРЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Налоговая система Российской Федерации является трехуровневой, но порядок установления местных налогов, к которым относятся и налоги на имущество физических лиц, и земельный, предполагает закрепление обязательных элементов на уровне Федерации, однако представительными органами при введении этих налогов на своей территории обязательно должны быть установлены ставки в пределах, которые есть в НК РФ, а также порядок и сроки уплаты налога.
Налоговые льготы не относятся к обязательным элементам налога, тем не менее для них тоже есть требования к порядку установления. Некоторые виды налоговых льгот устанавливаются на федеральном уровне, при этом возможность расширить список подобных льгот есть и у представительных органов местного самоуправления.
Ушедший 2017 год дал много поводов для обсуждения порядка налогообложения физических лиц в отношении их земельных участков и расположенных на них построек, относящихся к категории дачных, что обусловлено активностью налоговых органов по выявлению незарегистрированных строений на участках, а также изменением порядка применения некоторых льгот и определения налоговой базы. Постараемся разобраться в этих порядках и нововведениях подробнее.
Земельный налог
Земельный налог регулируется гл. 31 НК РФ.
Налогоплательщики (ст. 388 НК РФ): организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объект налогообложения (ст. 389 НК РФ): земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Обязанность по уплате земельного налога возникает с момента регистрации права собственности и прекращается со дня внесения в ЕГРП записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Не признаются объектом налогообложения:
- земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
- земельные участки из состава земель лесного фонда;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
- земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Однако необходимо понимать, что каждое из этих оснований имеет строгий перечень земельных участков, относящихся к данной категории, а также порядок отнесения земельного участка к данной категории. Так, Верховным Судом Российской Федерации по делу N А55-33108/2016 признан правомерным отказ предпринимателю в возврате уплаченного земельного налога по участку, который был включен в зону резервирования для государственных нужд Самарской области и ограничен в использовании. По мнению предпринимателя, пока участок ограничен в использовании, платить земельный налог не нужно.
Однако суды посчитали иначе, так как резервирование участка не прекращает право собственности на участок, а также рассмотренные обстоятельства не позволяют отнести участок к категории участков, которые изъяты из оборота, по мнению судов, в рассматриваемом случае включение спорного земельного участка в зону резервирования для государственных нужд Самарской области лишает заявителя возможности использовать данный земельный участок в соответствии с желаемыми назначениями, но не прекращает установленной законом обязанности заявителя как собственника земельного участка по уплате земельного налога.
Налоговая база (ст. ст. 390 - 391 НК РФ): кадастровая стоимость земельных участков. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Практика применения кадастровой стоимости по земельным участкам и имуществу привела к необходимости корректирования законодательства о налогах и сборах в этой сфере, при этом по общему правилу изменение кадастровой стоимости в течение налогового периода не влияет на исчисление налога в этом и предыдущих периодах.
Однако из этого правила в настоящее время есть несколько исключений:
- ошибки. Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость;
- изменение стоимости при разрешении споров. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания;
- изменение вида разрешенного использования земельного участка. Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
При определении налоговой базы предусмотрены следующие возможности для уменьшения размера налога.
С 2017 года налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
1) героев Советского Союза, героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалидов I и II групп инвалидности;
3) инвалидов с детства;
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1), Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк'' и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
При этом воспользоваться этой льготой налогоплательщики - физические лица могут и в случае, если участок используется ими в предпринимательской деятельности (Постановление Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога").
До 1 января 2017 года у налогоплательщиков этой категории была возможность уменьшить не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика.
Кроме того, муниципальные органы могут расширить категории льготников либо увеличить размер суммы, на которую уменьшается налоговая база.
Например, согласно Закону города Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 "О земельном налоге" налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 1 млн руб. в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении одного из родителей (усыновителей) в многодетной семье.
Ознакомиться с полным перечнем оснований для уменьшения налоговой базы по земельному налогу можно с помощью сервиса "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам".
Порядок получения данной налоговой льготы
1. Уменьшение налоговой базы, в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ (налоговый вычет), производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.
Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет.
Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет, представлять уточненное уведомление с изменением земельного участка, в отношении которого в указанном налоговом периоде применяется налоговый вычет.
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога (п. 6.1 ст. 391 НК РФ).
Статья 13 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу за налоговый период 2017 г. в соответствии с п. 5 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. настоящего Федерального закона), может быть представлено налогоплательщиком в произвольной форме в налоговый орган по своему выбору до 1 июля 2018 г.
2. Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке, не вправе после 1 июля 2018 г. представлять уточненное уведомление с изменением земельного участка, в отношении которого в указанном налоговом периоде применяется налоговый вычет.
3. При непредставлении уведомления о выбранном земельном участке налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета за налоговый период 2017 г., налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.
Письмом от 8 февраля 2018 г. N БС-4-21/2495@ Федеральная налоговая служба установила рекомендуемую форму уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу.
Налоговый период (ст. 393 НК РФ): календарный год.
Налоговые ставки (ст. 394 НК РФ): максимальные ставки закреплены НК РФ.
В частности, пониженная ставка 0,3% применяется в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Максимально разрешенная ставка для земель, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства, например, установлена Решением Совета депутатов г. Дубны МО от 17 ноября 2005 г. N РС-14(30)-103/37 "Об установлении земельного налога".
При этом ставки могут быть снижены в актах представительных органов местного самоуправления или в законах городов федерального значения.
Так, в соответствии с Законом г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 "О земельном налоге" налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:
1) 0,025 процента от кадастровой стоимости земельного участка - в отношении земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства и дачного строительства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования;
2) 0,1 процента от кадастровой стоимости земельного участка - в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
3) 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка - в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в г. Москве и используемых для сельскохозяйственного производства, а также в отношении земельных участков, предоставленных и используемых для эксплуатации объектов спорта, в том числе спортивных сооружений.
Однако пониженные ставки могут иметь и дополнительные ограничения, связанные с целями введения этих пониженных ставок, предполагающих определенный круг субъектов. Например, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации поддержала выводы налогового органа, указав, что действующее законодательство не содержит запрета некоммерческим организациям и физическим лицам на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" и "для дачного строительства". Вместе с тем отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ). Переход права на земельный участок, находящийся во владении физических лиц и предназначавшийся для ведения дачного хозяйства или дачного строительства в целях удовлетворения личных потребностей и решения общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства, к юридическому лицу не связан с реализацией целей, установленных в Законе N 66-ФЗ.
Указанные обстоятельства послужили основанием сделать вывод о невозможности применения обществом - коммерческой организацией пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 305-КГ15-13502 по делу N А41-8191/2014).
Порядок исчисления налога (ст. 396 НК РФ)
Порядок исчисления налога: налог исчисляется для данной категории лиц налоговыми органами (п. 3 ст. 396 НК РФ).
Порядок и сроки уплаты налога (п. 4 ст. 397 НК РФ)
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, при этом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Тем не менее налогоплательщики обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Необходимо подчеркнуть, что эта обязанность существует только в случае, если лицо ранее не получало уведомление.
Направление налогового уведомления по земельному налогу допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующие календарному году его направления.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующие календарному году направления налогового уведомления.
Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном ст. ст. 78 и 79 НК РФ.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Льготы: кроме уже перечисленных возможностей уменьшать налоговую базу и пониженной налоговой ставки для рассматриваемой категории земель Налоговый кодекс РФ содержит также дополнительные виды налоговых льгот, например, пп. 7 п. 1 ст. 395 предусматривает освобождение от уплаты налога физических лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общин таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов. Дополнительные льготы могут быть установлены и на местном уровне.
Например, в городе Москве освобождаются от налогообложения герои Советского Союза, герои Российской Федерации, герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" - в отношении одного земельного участка, находящегося в их собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.
В городе Дубне действуют следующие льготы по уплате земельного налога.
Физическим лицам, совокупный семейный доход которых не превышает прожиточный минимум семьи, исчисленный в соответствии с законодательством Московской области на IV квартал года, предшествующего налоговому периоду, а также неработающим гражданам пенсионного возраста предоставляется льгота в размере 50 процентов от суммы налога.
Участникам Великой Отечественной войны - 100 процентов от суммы налога.
При этом льгота предоставляется не более чем на один земельный участок, используемый для индивидуального жилищного строительства, гаражных кооперативов, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства.
Налог на имущество физических лиц
Налогоплательщики (ст. 400 НК РФ): физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
Объект налога: расположенное в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
При этом в дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
Исключение из объекта налогообложения: имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
Налоговая база (ст. 403 НК РФ): кадастровая или инвентаризационная стоимость.
Изменение кадастровой стоимости объекта имущества в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, кроме случаев выявления ошибок или оспаривания стоимости, в таком случае применяются правила, рассмотренные выше применительно к земельному налогу.
При этом налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 кв. м общей площади этого жилого дома.
Вступление в силу Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" позволило приравнять к жилым домам дома нежилого назначения, расположенные на садовых или дачных участках, в целях расчета налога на имущество физических лиц, что привело к тому, что к таким домам применяется налоговый вычет в 50 кв. м не облагаемой налогом кадастровой стоимости, а также пониженной налоговой ставки исходя из кадастровой стоимости, в т.ч. предоставлена возможность льготным категориям освободиться от уплаты налога по одному дому.
Однако основной вопрос у "дачников" был вызван опасениями, что под налогообложение подпадут парники, хозблоки, летние кухни и т.д.
Минфин России в своем Письме от 16 мая 2017 г. N 03-05-04-01/29325 разъяснил, что объекты недвижимого имущества, возведенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества и садоводства или индивидуального жилищного строительства, не являющиеся домами и жилыми строениями, могут быть отнесены к хозяйственным строениям и сооружениям, но это правило не относится к гаражам, так как они выделены в отдельный объект. К тому же это не зависит от того, какое наименование они получили при кадастровом учете.
В связи с этим можно отметить, что если площадь такой постройки не более 50 кв. м, то налог с нее не взимается, однако это правило работает только при условии, что ее собственник обратился в налоговый орган за предоставлением соответствующей налоговой льготы. Действует также ограничение на количество построек, так как льгота применяется только для одной хозпостройки (независимо от ее расположения в пределах страны), не используемой в предпринимательской деятельности.
Хозпостройки, не подпадающие под действие льгот, в т.ч. площадью более 50 кв. м, облагаются налогом в общем порядке на основании поступившей в налоговые органы информации о зарегистрированных правах физлиц на такие объекты (в т.ч. сведений из органов Росреестра, от нотариусов при оформлении прав на наследство).
Теплицы, хозблоки, навесы, некапитальные строения, временные сезонные сооружения и т.п., то есть сооружения, которые не имеют фундамента, относятся к временным и не подлежат регистрации в Едином государственном реестре недвижимости, не являются объектом налогообложения.
Например, в Письме Минфина России от 22 февраля 2018 г. N 03-05-06-01/11363 отмечено, что из положений ст. ст. 128 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что государственной регистрации подлежит право собственности не на все хозяйственные строения и сооружения, возведенные на садовых и дачных земельных участках, а только на те из них, которые отвечают признакам объекта недвижимости - объекта, прочно связанного с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Хозяйственные строения и сооружения, возведенные на садовых и дачных земельных участках, не отвечающие указанным выше признакам (например, теплицы, некапитальные строения и сооружения), не являются объектами недвижимости.
Государственная регистрация права собственности на объекты недвижимости осуществляется в заявительном порядке, т.е. по инициативе правообладателя.
Хозяйственные строения и сооружения, в отношении которых отсутствует зарегистрированное в установленном порядке право собственности (в том числе в случае невозможности их отнесения к объектам недвижимости), не подлежат налогообложению.
При этом в Письме Минфина России отдельно подчеркнуто, что обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает в отношении хозяйственных строений и сооружений, являющихся объектами недвижимости, в отношении которых зарегистрировано в установленном порядке право собственности, только после такой регистрации.
В Письме ФНС России от 12 марта 2018 г. N БС-4-21/4567@ налоговый орган информирует о порядке налогообложения гаражей: так, ФНС России указывает, что исходя из подп. 3 п. 1 ст. 401, подп. 1 п. 2 ст. 406, подп. 5 п. 4 ст. 407 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) гараж является самостоятельным видом объектов налогообложения, в отношении которого установлены предельные налоговые ставки и порядок применения налоговых льгот, при этом сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ, в т.ч. органами, осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (п. п. 4, 13 ст. 85, п. 2 ст. 408 НК РФ), при этом налоговые органы не уполномочены определять фактическое использование объектов и (или) проверять обоснованность внесения в ЕГРН сведений о характеристиках объектов недвижимости.
Таким образом, для определения возможности возникновения обязанности по налогу на имущество собственникам необходимо установить, к какой категории относится их имущество, подлежит ли оно государственной регистрации, а если оно уже зарегистрировано, то налогообложение будет проводиться в соответствии с той записью, которая содержится в ЕГРП.
Налоговые ставки: ставки определены в ст. 406 НК РФ, могут быть уменьшены до 0 или увеличены, но не более чем в три раза. При этом допускается дифференциация ставок в зависимости от разных условий, определенных НК РФ (ст. 406 НК РФ).
Так, в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении:
- жилых домов, квартир, комнат;
- объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
- единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;
- гаражей и машино-мест;
- хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
В городе Москве размер ставки устанавливается в зависимости от размера кадастровой стоимости. Так, для жилых домов, квартир, комнат, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом, а также в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, они установлены в следующих размерах: до 10 млн руб. включительно - 0,1%, от 10 до 20 млн - 0,15%; от 20 до 50 млн - 2%, от 50 до 300 млн - 0,3% (Закон г. Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51 "О налоге на имущество физических лиц").
Налоговый период: календарный год.
Порядок исчисления налога: налоговыми органами направляется налогоплательщику уведомление в порядке, рассмотренном ранее.
Порядок и сроки уплаты налога: до первого декабря года, следующего за налоговым периодом.
Налоговые льготы
Перечень налоговых льгот и порядок их получения установлены ст. 407 НК РФ. Так, от уплаты налога в отношении одного объекта: квартиры или комнаты; жилого дома; помещения или сооружения, указанных в подп. 14 п. 1 ст. 407 НК РФ; хозяйственного строения или сооружения, указанных в подп. 15 п. 1 ст. 407 НК РФ; гаража или машино-места - освобождаются пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание. Порядок получения льгот аналогичный тому, что установлен в отношении земельного налога.
Льготы также могут быть установлены по этому налогу на уровне муниципального образования.
Например, в городе Королеве освобождаются от уплаты налога дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за находящиеся в их собственности жилые помещения (Решение Совета депутатов городского округа Королев МО от 19 ноября 2014 г. N 42/7 "О налоге на имущество физических лиц").
А.А. Копина
Доцент
кафедры финансового права
Российского государственного
университета правосудия,
кандидат юридических наук,
магистр экономики
7 ноября 2018
Теги: Земельный налог