«НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ»

Эта поговорка как нельзя лучше иллюстрирует одну из страниц криминальной истории Самары. Речь идет об особом виде мошенничества, когда наживкой для простофиль являются золото, бриллианты и, как это ни удивительно – фальшивые деньги.
Итак, золото. 1917 год. «Я. Х. Айшник, проживающий на Соборной улице, д. 55, находился по своим делам на железнодорожном товарном дворе. В ожидании получения необходимых документов из конторы Айшник стоял около ворот. В это время к нему подошли двое неизвестных и обратились с какими-то вопросами. Айшник вступил в разговор, результатом чего было то, что неизвестные с таинственным видом сообщили ему об имеющемся у них очень выгодном товаре. Айшник полюбопытствовал, и неизвестные показали ему из-под полы большой, тяжелый и блестящий кусок желтоватого металла, говоря, что это самородное золото. Он засыпал «продавцов» кучей вопросов. В конце концов неизвестные страшно дешево «вследствие нужды» вручили осчастливленному Айшнику «золото», получив от него трудовые 485 рублей, и суля, что он за металл выручит более 1 тысячи рублей, поспешили скрыться. Через некоторое время Айшник, побывавший со своей «покупкой» у ювелиров, отправился в милицию заявить о том, как мошенники воспользовались его мечтой о хорошем барыше.
Кроме «самородного золота» простофили хорошо «клевали» и на «золотые» деньги. В одной из газетных заметок раскрывалась технология подобного обмана: «Исключительно на эту удочку клюет крестьянин, - сообщает судья т. Белоусович, - показывая искусно сделанные мешочки и монетки. Дело происходит в подавляющем случае на привозах, где приехавшие в город крестьяне являются жертвой обмана. Среди крестьян трутся авантюристы, предлагают настоящие «золотые» деньги, естественно стоимость которых гораздо дешевле, чем в банке. Желающим приобрести «золотые» показывают под строжайшей тайной из специального кисетика настоящий золотой, и когда покупатель начинает расплачиваться, ему передают точно такой же кисетик, а сами, получив деньги, незамедлительно скрываются.
- Взял я кисетик, а самого интерес берет, посмотреть охота… Начал развязывать - да где там! Путано, путано, да перепутано! Не вытерпел – разорвал, а там вместо золотых семишники (монеты достоинством 2 копейки) оказались! – рассказывает один из потерпевших.
Иногда золотые монеты предлагались жертве под видом «клада старинных монет». Подобная история произошла в Самаре в апреле 1912 г.
«К торговцу молочными продуктами Зорину пришли двое неизвестных ему персиян и стали спрашивать цены на масло. Взяв на пробу 1 фунт масла, персияне расплатились, и перед уходом показали Зорину имевшийся у них запачканный землей серебряный рубль и золотую пятирублевку старинного чекана. При этом персияне объяснили, что нашли клад, и предложили Зорину купить у них за 1000 рублей 2000 больших и 600 маленьких монет, обещав таковые принести позже. На другой день персияне привезли мешок с монетами, из которых дали на пробу Зорину 7 штук. Последний для испытания опустил их в крепкую водку и убедился, что это были настоящие деньги. Но, не удовлетворяясь этим опытом, Зорин предложил сделать испытание всего «клада», на что персияне отказались. Тут первый догадался, что имеет дело с мошенниками, но они бросились бежать, оставив свой мешок, в котором оказались простые медные кружки.
Через несколько дней после этого вечером означенные персияне узнали, что жена Зорина Наталья Егоровна, получив от своего мужа 1800 рублей, одна понесла деньги домой, напали на нее и насильно отняли всю сумму, причем били ее и душили. Полиция, однако, задержала злоумышленников через несколько месяцев при следующих обстоятельствах. 28 июля к мещанину Семену Замятину пришел неизвестный персиянин, купив в лавке папирос и спичек, стал спрашивать, где живет в Самаре армянский священник, через которого он желал бы обменять найденный клад. Замятин, который уже был обманут каким-то злоумышленниками, похитившими у его под видом клада 900 рублей, сказал персиянину, что он сам бы не прочь приобрести старинные монеты, и в доказательство, что у него есть деньги, показал незнакомцу пачку 100-рублевых билетов и попросил зайти 2 июля. В условленное время к Замятину явился персиянин в сопровождении своего товарища, в руках у которого был мешок, а в последнем вместо денег – с полпуда грязных металлических кружков облепленных цементом. Предупрежденная о визите полиция арестовала персиян».
Но чаще всего наживкой служили «бриллианты», которые были в ходу у мошенников как до революции, так и в советское время. Особенно часто встречались «ювелиры» в криминальной хронике 1920-х годов, что заставило начальника самарского уголовного розыска Бредихина через газету «Коммуна» (1927) обратиться к любителям дешево приобрести «камушки»: «За последнее время в городе сильно участились случаи наглого обмана приезжих крестьян ловкими проходимцами. Ловят они крестьян, главным образом, на драгоценные камни: бриллианты и проч. Крестьяне, приезжающие в Самару из разных закоулков обширной губернии, незнакомые с «нравами и обычаями» этой публики, легко идут на удочку, отдавая за блестящую безделушку десятки пудов хлеба. Обычно, перед тем как обмануть доверчивых простаков, мазурики разыгрывают такую сцену: один торгует у другого «драгоценный» камень, продавец отмахивается руками и ногами и кричит, что предпочитает продать «драгоценность» в первую руку, а не барышнику. Сценка разыгрывается с такой художественностью, что нужно быть слишком наблюдательным человеком, чтобы понять суть этого дела. Стоит только крестьянину заговорить с покупателем или продавцом, как его сейчас же атакуют, и через несколько минут крестьянин остается без хлеба, и долго будет недоумевать, как это он своими собственными руками отдал кровную копейку аферистам».
Однако, на удочку «мазуриков» попадалась и городская публика, о чем предупреждал читателей судья т. Белоусович: «На рынках, вокзалах, на улицах встречаются прилично одетые люди, таинственно, под различными предлогами, предлагают купить у него «настоящие бриллианты». Особенно охотно бросается на «бриллианты» интеллигенция. Покупают и несут домой, показывая свою покупку, радуясь дешевке и случаю! Но когда идут к ювелиру подтвердить свое мнение о настоящей стоимости драгоценных камней, оказывается, что куплены настоящие стекляшки! Подобные бриллианты предлагаются в следующем виде: чистая вата, в вате лежат блестящие отточенные камни, напоминающие собой настоящие бриллианты. Жадные до блеска – смотрите глазами!»
Но присматривались далеко не все. Вот несколько историй.
1926 год. «Гражданка В. А. Гринчик, находясь 20 декабря на Троицком рынке, была остановлена неизвестным, который обратился к ней с просьбой указать адрес предприятия, куда бы он мог сдать четыре ценных бриллианта. В этот момент подошел еще один неизвестный и, увидев в руках первого «драгоценные» камни, пожелал купить их. Получив отказ, он поручил гражданке Гринчик купить бриллианты и перепродать ему с некоторой надбавкой. Гринчик согласилась, не догадываясь о мошеннической проделке. Купив за 40 рублей простые камни вместо бриллиантов, она отравилась к «покупателю», назвавшемуся Иваном Николаевичем из магазина Самарского губторга. Последнего на месте не оказалось. О происшедшем гражданка Гринчик заявила в уголовный розыск. Установлено, что мошенническая проделка совершена известным аферистом Башариным».
1928 год. «Гражданка Груш вышла с городской станции на улицу.
- Уважаемая дама, не укажете ли, где можно продать немецкие деньги? – неожиданно задает вопрос на немецком языке хорошо одетый гражданин. – Вот эти монеты. Семья на вокзале, а я очутился без червонцев.
Груш колебалась, но откуда-то вывернулся тип и мигом перехватил легкий заработок. Он заплатил, не торгуясь, отошел, но снова услышал о продаже бриллиантов и вынул бумажник:
- Берите полтораста!
- Вам не отдам!.. Для перепродажи берете!
И Груш, убежденная в возможности перепродать камни, взяла их. Торговавшийся тип успел назвать себя ювелиром Ивановым и сообщил свой адрес. Груш отправилась по этому адресу, но вместо ювелирного магазина нашла велосипедную мастерскую. Бриллианты оказались простыми стеклами».
1935 год. «Кассирша тракторных мастерских Панасюк Н. Л. заявила в уголовный розыск, что в 2 часа дня на Куйбышевской улице трое неизвестных грабителей вырвали у нее портфель с 6 152 рублями, полученными в Госбанке и скрылись. Расследованием установлено, что у магазина Торгсин неизвестный, назвавшийся иностранцем, попросил Панасюк помочь ему сдать в Торгсин пять бриллиантов. Второй злоумышленник, представившись приемщиком Торгсина, оценил «бриллианты» в 30 тысяч рублей и пообещал за сдачу «бриллиантов» премию – золотые часы. Присоединившийся к ним третий аферист - «коммивояжер» предложил Панасюк сказать «иностранцу», что бриллианты оценены в 20 тысяч рублей с тем, чтобы остальные 10 тысяч поделить с нею.
Увлеченная этой аферой Панасюк отдала «иностранцу» в залог портфель с деньгами и, получив «бриллианты», направилась в магазин. Аферисты скрылись. В руках у Панасюк вместо бриллиантов оказались … ядра от урюка! Желая скрыть свою преступную доверчивость, кассирша симулировала ограбление. Преступники были задержаны».
Существовал и еще один необычный вид преступлений «с наживкой», где ее роль выполняли …фальшивые деньги.
1918 год. «В начале июля из села Яблонный Враг приехал в Самару Негодяев, остановившийся на постоялом дворе в доме 44 по Самарской улице. Здесь к Негодяеву подошел некто Фонарин и предложил дешево купить партию табака. Негодяев согласился. Фонарин отвел его тут же в комнату, где сидела какая-то женщина, оказавшаяся А. Сивушевой, которая сказала Негодяеву:
- Табак – это пустяки. У меня есть секретный товар…
И показала ему новенькую пятерку. Негодяев пошел в лаку и разменял фальшивые деньги, после чего спросил, сколько она может продать таких денег.
- А у тебя сколько денег? – спросила она.
- Полторы тысячи.
Порешили на том, что Сивушева поедет с Негодяевым в Яблонный Враг, где она откроет «фабрику», а он соберет ей «побольше денег». В Яблонном Враге Негодяев отвел ей амбар. Дали ей все, что она требовала и даже уступили единственный стол, а сами обедали на земле. Сивушевой дали 4 860 рублей, чтобы она наделал «фальшивых». Сивушева нарезала бумаги, развела в тарелке какую-то бурду и начала купать в ней деньги и перекладывать бумажками. Когда все деньги были «приготовлены», Сивушева велела Негодяеву наладить пресс и выдержать «деньги» так несколько часов, после чего поставить в печку попариться, а потом снова поставить под пресс. И деньги будут готовы. Негодяев положил на пачку двухпудовую гирю и сел смотреть, что из этого выйдет. Спустя несколько времени он хватился Сивушеву, но она исчезла. Это смутило Негодяева, но он все же додержал деньги под грузом и попарил в печке. Наконец не выдержал и посмотрел в пачку. Там лежала одна чистая бумага. Негодяев приехал в Самару и заявил о случившемся уголовной милиции».
Описанные случаи – «дела давно минувших дней», но аферисты по-прежнему рядом, да и любителей легкой наживы все еще хватает. Поэтому будьте бдительны!
Подготовила Галина Галыгина, главный специалист отдела использования архивных документов ЦГАСО.
26 Августа 2019
Теги: Самарские истории