НЕРУКОТВОРНЫЕ ИКОНЫ

НЕРУКОТВОРНЫЕ ИКОНЫ

К 105-летию со дня смерти уникального самарского живописца, «иконного писателя» Григория Николаевича Журавлева.

 

Григорий Николаевич Журавлев родился в 1860 г. в с. Утевка Бузулукского уезда Самарской губернии (ныне Нефтегорский район Самарской области) в крестьянской семье. Инвалид от рождения (у него были атрофированы руки и ноги). Научился писать и рисовать, держа кисть и карандаш в зубах. Обладал каллиграфическим почерком и по просьбе соседей писал прошения в различные учреждения. Создавал иконы и картины на библейские сюжеты, портреты своих земляков. Участвовал в строительстве и украшении храма Святой Троицы в с. Утевка. 

Первое сообщение о Г.Н. Журавлеве появилось в 1883 году в газете «Казанские губернские ведомости», где была помещена статья «Безрукий и безногий самоучка-живописец». Написана она безымянным автором, который сообщал следующую информацию.30 января (11 февраля по новому стилю) 1860 года, в день Собора Трех Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, в селе Утевка Утевской волости Бузулукского уезда Самарской губернии, в избе крестьянина Николая Журавлева состоялись крестины его сына, которого нарекли Григорием.Родился Григорий Журавлев в пятницу, накануне, так называемой «всеедной недели». По Православному календарю на 1860 год Неделя о мытаре и фарисее, или «всеедная неделя», начиналась в воскресение 24 января (5 февраля по новому стилю). Пятница накануне приходилась на 22 января (3 февраля по новому стилю. Этот день и является днем рождения Григория Николаевича Журавлева. 

Это было радостное событие, так как до этого в семье потеряли двух сыновей. Но оказалось, что у новорожденного не действовали ни руки, ни ноги. Местный священник уверил, что ребенок поправиться и окрепнет. Лишь на третьем или четвертом году отец Григория, поехав с хлебом в Самару, взял с собой сына, чтобы посоветоваться с самарскими докторами. Они заявили: «…поправить горе никак нельзя, так как у его сына и руки, и ноги сохлые». После этого бабушка с дедушкой Журавлевы решили взять Гришу на свое попечение, чтобы не утруждал он отца с матерью. В шесть лет, зажав в зубах карандаш или кисть, он начинает выводить разные рисунки (храмы, людей, предметы быта) и раздает своим сверстникам и знакомым отца.

В десять лет, под руководством сельского учителя, в течениемесяца Гриша научился читать и писать по слогам. Когда ему исполнилось 15 лет, отец его разорился и не мог содержать большую семью, в которой к этому времени появились другие дети. Николай Журавлев решил отправить Григория в Самару на «христов промысел». Поселился тот с бабушкой и дедушкой у столяра в подвальном этаже, и стал собирать милостыню. Это занятие Григорию не нравилось. Он в основном сидел дома,рисовал картинки и мечтал«научиться колеру, чтобы изображения у него были живыми». В одном доме с ним жил художник Федор Петрович Травкин, который позднее переехал в Казань и открыл свою школу живописи. Здесь же, в Самаре, в его мастерской, Григорий Николаевич познал тайны «колера». Вскоре, вернувшись в родное село, он по четырнадцать-шестнадцать часов в день пишет тридцатикопеечные иконы по заказам односельчан и жителейсоседних деревень. Но заказов было немного.

Весной 1880 года самарский губернатор Александр Дмитриевич Свербеев, был проездом в Утевке. Услышав от представителей волостной власти о художнике-самоучке, он пожелал встретиться с ним и посмотреть его работы в здании волостного правления. А.Д. Свербеев был впечатлен способностями Г.Н. Журавлева. Обратив внимание на его бедственное материальное положение, губернатор ходатайствовал перед Самарским губернским земским собранием о назначении иконописцу ежемесячного пособия. 29 декабря 1880 года последний в письме на имя самарского губернатора благодарил за участие и сообщил о сумме учрежденного пособия в 6 рублей серебром.

В 1881 году А.Д. Свербеев пригласил Григория в Самару для исполнения заказов, которые собирался для него найти. В конце лета 1881 года Г.Н. Журавлев поселился в губернаторском доме в особом помещении, но оно оказалось неудобным для живописных работ. Тогда А.Д. Свербеев нанял для Григория квартиру. Здесь он писал иконы, которые заказывал ему губернатор по просьбе своих знакомых. Пробыв в Самаре полтора месяца, иконописец по семейным обстоятельствам вернулся в Утевку. Вскоре семью постигло новое несчастье. Сгорел их дом.Пока строили новый дом, жили временно в чужой избе. К новому дому пристроили «рабочую» светелку для Григория, которая стала его мастерской.Спустя некоторое время после пожара по ходатайству губернатора АД. Свербеева одну работу Г.Н. Журавлева – икону «Богоматерь Предвозвестительница», Самарское губернское земское собрание отправило на Всероссийскую выставку в Москву. Позже иконописец получил заказ на восемь икон от Самарского епископа Серафима. 

Но в начале 1883 года в Утевку приехал некто Сенинский.Он предложил Г.Н. Журавлеву большой заработок и уговорил его ездить с ним по городам и показываться за деньги. Предложенные условия были довольно выгодные: для ухода за инвалидом Сенинский брал его бабушку и дедушку, и платил им 20 рублей в месяц. Также оплачивал проезд и содержал всех троих за свой счет. Григорий Николаевич, крайне нуждаясь в средствах и желая помочь отцу, согласился на предложение Сенинского, но контракта не заключал, и мог в любое время возвратиться домой. С 1мая Г.Н. Журавлев начал свою поездку «на показ». Таким образом, 23-летний Григорий оказывается в Казани, живет в доме Розенбаума на Николаевской площади, «показывается на той же площади, против Черного озера, в особо выстроенном балагане под вывеской «Чудо нашего столетия»». Внутри балагана была панорама с девятью его картинами из ранних работ. В «Казанских губернских ведомостях» появилось подробное описание внешнего облика Журавлева. «Голова у него обыкновенная, глаза маленькие и умные, туловище не совсем развившееся, что выражается довольно слабой и впалой грудью и худобой всего стана, руки и ноги совершенно высохшие (ноги от колен), левая рука не сгибается вовсе и заметно коротка, а правая немного согнута в локте, так что он может опираться на нее, хотя она очень чувствительна и скоро устает, ногами он владеет только до колен, то есть, может ими передвигать и становиться на колени и на них ходить, но пройти может немного». Далее следовало описание особенностей техники его рисования. «Работает он, держа карандаш или кисть передними резцами или правыми коренными зубами, работает быстро и смело, с большой уверенностью, особенно карандашом. Он близорук и поминутно щурится от того, что много работает и близко держит полотно или бумагу перед глазами. Кроме того, голова его часто делает нервные порывистые движения. В общем, он часто чувствовал усталость. Что не удивительно, ведь ему в Казани приходилось с 11 часов утра до 11 часов вечера показывать себя публике, долго пребывая в одном и том же положении, в крайне неудобной позе. Дома же для него были сделаны очень удобные стул и стол, за которыми он без устали проводил по четырнадцать часов. В балагане же с его скудным освещением, плохим старым креслом и высоким столом Григорий Николаевич в большинстве случаев ограничивался рисованием карандашом маленьких пейзажей или портретов Царской Фамилии. Эти маленькие рисунки он раздавал посетителям». 

Когда и где завершилась поездка Г.Н. Журавлева с Сенинским пока не установлено. Но уже 7 июня 1884 года художник уже из села Утевки написал письмо А.Д. Свербееву с просьбой принять написанные по его заказу семь икон. Следующие сведения об удивительном иконописце из Утевки и его иконах появились 16 января 1885 года в газете «Самарские губернские ведомости». Статья называлась «Нерукотворные иконы».«Последние 2-3 года в городе Самаре, начали появляться в частных домах особого рода иконы. Замечательные не столько по изяществу исполнения, сколько по способу их письма и личности живописца. Иконы эти, по справедливости названы нерукотворными, так как писаны не руками, а особым способом». В этой статье говорилось и об иконе «Святитель Николай Чудотворец», написанной Г.Н. Журавлевым в конце 1884 года, и по его просьбе, представленной Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу. В декабре 1884 года из Санкт-Петербурга в Самару А.Д. Свербееву пришло уведомление, что Государь Наследник Цесаревич, милостиво приняв икону, соизволил пожаловать Григорию Журавлеву 100 рублей. Именно эта икона хранится сейчас в Эрмитаже. Авторская подпись в две строки: «Писал зубами крестьянин Григорий Журавлев Самарской губ. Бузулук. уезда села Утевки».

В фондах Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина хранится ксерокопия письма К.Е. Данилову (11 октября 1965 года) отисторика живописи, реставратора из Югославии Здравко Каймаковича. «Комитет охраны памятников Социалистической республики Боснии и Герцеговины, Сараево: В 1963 году в Сербской православной церкви в селе Пурачиц около Тузлы была обнаружена икона, исполненная масляными красками на доске, на ней изображены первые славянские учителя Святые Кирилл и Мефодий со свитками в руках, сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев из села Утевки Самарской губернии, безрукий и безногий, года 1885, 2 июля… Ничего не известно о том, как икона преодолела путь от Утевки до Пурачица». По предположению З. Каймаковича, она была подарена церкви «нашим человеком, который был в России примерно в 1918 году», или пожертвована русским, иммигрировавшим в Югославию после Октябрьского переворота 1917 года. 

О находке иконы Г.Н. Журавлева в церкви села Пурачиц узнал учитель, руководитель краеведческого кружка Утевской средней школы Кузьма Емельянович Данилов. Между ним иЗ. Каймаковичом завязывается переписка. Она дала толчок местным краеведам для сбора информации о своем земляке. В статье«Крупицы большого таланта» районной газеты «Ленинский луч» от 10 июня 1966 года сообщалось о том, что члены историко-краеведческого кружка Утевской школы решили увековечить память о художнике-самородке Григории Журавлеве и организовалинебольшую выставку о его творчестве.

В Центральном Государственном архиве Самарской области хранятся два документа, касающиеся истории создания иконы «Избранные святые» по случаю спасения царского семейства при крушении поезда 17 октября 1888 года. В одном из них (от 23 апреля 1890 г. № 763) речь идет о подписке«…на сооружение св. иконы с изображением Св. Александра Невского, Марии Магдалины, Николая Чудотворца и празднуемых 17 октября Православной Церковью Св. Пророка Осии и безсребреников Косьмы и Дамиана для поднесения императору. На собранные деньги в размере 1,573 р. 73 к.». Документ заверен председателем Самарского уездного по Крестьянским делам присутствия графом Толстым. В другом документе под названием «Расход» сообщается, что«…марта 13 уплочено за написание иконы крестьянину Бузулукского уезда с. Утевки Григорию Журавлеву 50 руб.». Икона хранится в Государственном музее истории религии (Санкт-Петербург).

Александр Дмитриевич Свербеев (1835-1917), талантливый государственный деятель,самарский губернатор в 1878-1891 годах, описал в своих дневниках и воспоминаниях картинырусской столичной и провинциальной жизни второй половины XIX века, а также воспоминания о членах царской семьи. В разделе «Встречи и знакомства» в четвертой главе «Николай II Александрович» он рассказывает о своем знакомстве с будущим российским императором и его первом пребывании на самарской земле. Здесь же упоминает о встрече Г.Н. Журавлева на границе Самарской губернии с Уральской областью с наследником российского престола 22-летним Великим князем Николаем Александровичем Романовым, когда тот, вернувшись из кругосветного плавания, ездил в Уральск на празднование юбилея Уральского казачьего войска в 1891 году. 

В начале 1890-х годов Г.Н. Журавлев писал икону для строящегося в Самаре кафедрального собора. Упоминание об этом имеется в книге «Во имя Христа Спасителя. Кафедральный соборный храм в г. Самаре», изданной в Самарской губернской типографией в 1894 году. Книга посвящена истории создания храма. Автором ее считается городской голова, основатель музея в Самаре П.В. Алабин.  «...Иконы в иконостасе написаны на цинке в мастерской Сидорского, в Петербурге, а одна, именно икона Св. Алексия митрополита Московского, написана по поручению в то время бывшего губернатора, А.Д. Свербеева (ныне сенатор) крестьянином села Утевка, Бузулукского уезда, Григорием Журавлевым, лишенным от рождения рук и ног, пишущим иконы, держа кисть в зубах. Словом, с Божию помощью, к задуманному сроку нижний храм строящегося собора был окончен к 7-го января 1892 года, Преосвященным Владимиром, Епископом Самарским и Ставропольским (ныне Высокопреосвященный Экзарх Грузии, Архиепископ Кахетинский и Карталинский), был торжественно освящен, во имя св. Алексия митрополита Московского, покровителя г. Самары и в годовой день кончины Преосвященного Серафима, над его могилой действительно возносилась бескровная жертва». Осоздании Г.Н. Журавлевым иконы «Св. Алексий, митрополит Московский» для храма Христа Спасителя в Самаре говорится и в книге В. Спасского «Антон Николаевич Шихобалов» (Москва, 1912. С. 244).В настоящее время икона находится в храме Вознесения Христова в с. Кинель-Черкассы Самарской области.

В марте 1884 года уполномоченные Утевского сельского общества И. Давыдов и П.Трайкин подали прошение епископу Самарскому и Ставропольскому о строительстве в с. Утевка новой каменной церкви во имя Святой Троицы. 5 апреля 1885 года Самарская духовная консистория постановила: разрешить постройку церкви.26 ноября 1885 года Комиссия по постройке новой церкви отправила епископу Самарскому и Ставропольскому Серафиму рапорт о ходе строительства. В мае 1889 года была закончена кладка купола.Изначально предполагалось пригласить для написания икон и росписи храма Григория Журавлева. Но в апреле 1893 года церковные попечители с. Утевка заключили с мещанином Е.И. Месяцевым подряд на написание икон для Троицкой церкви. Но в мае 1893 годаепископ Самарский и Ставропольский Гурий этот подряд аннулировал.Григорий Журавлев со своими учениками расписывали купол свода храма. По воспоминаниям односельчан, его привязывали к специально подвешенной люльке, и он работал с утра и до вечера.2 ноября 1893 года новая Свято-Троицкая церковь в с. Утевке была освящена.В церкви хранилась благочинная библиотека, функционировала смешанная церковно-приходская школа.

На куполе до сих пор сохранились изображения Святой Троицы и семи Архангелов. На фресках просматриваются фигуры Иоанна Богослова, митрополитов Московских Петра и Алексия, апостола Андрея Первозванного. В последние годы стал проявляться лик святого Симеона Верхотурского.

Сейчас в храме находится несколько неподписных икон Г.Н. Журавлева конца XIX-начала XX в.: «Господь Вседержитель», «Усекновение Главы Иоанна Предтечи», «Взыскание погибших», «Воскресение Христово», «Жены Мироносицы», «Нерукотворный образ Спасителя», «Господь с предстоящими», «Святой Николай Чудотворец», «Скоропослушница». 

Храм Святой Троицы был заново открыт в сентябре 1989 года. Освящен Архиепископом Самарским и Сызранским Евсевием в 1991 году, в день памяти Георгия Победоносца. От первоначальной колокольни сохранился только нижний ярус. Воссоздавать колокольню начали в 2003 году. Завершив к осени кладку, купол поставили в октябре 2004 года. В 2005 году приобретены 8 колоколов. Самый большой колокол весит 650 кг. На нем в честь утевского художника сделана надпись «Григорий». На колоколе весом в 200 кг надпись гласит, что «сия звонница отлита в память всех, кто жертвовал средства на строительство колокольни и изготовление колоколов». 3 апреля 2005 года на Крестопоклонную неделю игумен Самарский епархии Корнелий и отец Анатолий освятили колокола перед подъемом. 7 апреля на праздник Благовещенья, впервые после восстановления Храма Святой Троицы, над Утевкой разлился колокольный перезвон из восьми колоколов.Храм Святой Троицы обрел голос.

Возле стен церкви находится могила иконописца. 28(15) февраля1916 года Григорий Журавлев умер от скоротечной чахотки. В последний путь его провожало все село. На могиле установили деревянный крест с надписью: «Се Человек».

Известно, что у Г.Н. Журавлева были ученики. В книге А.С. Малиновского «Радостная встреча» назывались их имена Михаил Хмелев, Емельян Калашников, Василий Попов. Удалось найти сведения о Василии Григорьевиче Попове, в том числе его автобиографию, фотографии и художественные работы в ЦГАСО. В.Г. Попов родился 21 (9) апреля 1888 года в селе Максимовка Бузулукского уезда Самарской губернии в бедной крестьянской семье. В двенадцать лет Василия отвезли в село Утевку в ученики к Григорию Журавлеву. Он готовил в его мастерской кисти и краски для работы, наблюдал за работой мастера, получал несложные задания по рисованию. В 1904 году он отправляется в Самару и устраивается в живописно-иконостасную мастерскую Белоусова на Троицкой улице. Зимой 1905 года он возвращается в родное село Максимовку. Рисует по заказам местных жителей портреты с фотографических снимков, выполняет другие художественные работы, готовится к сдаче экзаменов в художественное училище при поддержке самарского художника П.А. Краснова. В 1907 году поступил в Пензенское художественное училище. С 1912 года преподавал в художественной школе. В 1914 году избран делегатом на Всероссийский съезд учителей по начальному образованию, который проводился в Петербурге. Василий Попов окончил училище в 1914 году, и переведен преподавателем в Николо-Пестравское училище при хрустальном заводе князя Оболенского. В 1915 году художник был мобилизован в действующую армию. В 1916 году служил чертежником на Западном фронте в штабе 2-й Туркестанской дивизии. В начале 1917 года направлен в Чугуевское военное училище, по окончании которого в звании прапорщика прибыл в Пензенский запасной полк. После выхода приказа в 1917 году о демобилизации бывших учителей, он возвращается в село Николо-Пестравку. До весны 1918 года снова преподает рисование в местном Высшем начальном училище. Весной избран членом Волисполкома в селе Максимовка, исполнял обязанности заместителя председателя. Осенью 1918 года Василий Попов мобилизован в армию Учредительного собрания. При подготовке белых к отступлению из Бузулука в Уфу и Челябинск он совершает побег. В Екатеринбурге ему удается получить новые документы и устроиться преподавателем рисования в Невьянской женской гимназии и Невьянском училище. В.Г. Попов участвовал в подпольной работе. В 1919 году, обнаружив слежку, выехал на фронт и вышел в расположение конного отряда имени Степана Разина. Так он попадает в штаб 1-й Красной Армии в Бузулуке. После военного госпиталя вернулся в Самару адъютантом в штабе Туркестанской дивизии. В начале 1920 года переведен через Политуправление фронта в художественную мастерскую Самарского Губвоенкомата. С начала 1921 года в строительном отряде Туркофронта в Самарканде принят на должность инструктора изобразительного искусства в Политотдел Самаркандской дивизии. Заведует секцией изоискусства Самаркандского областного отдела народного образования. В 1922 году демобилизовался и вернулся в Самару. В течение нескольких лет занимался изготовлением знамен, лозунгов, плакатов. В 1928 году на Всероссийском съезде работников изобразительных искусств в Москве, В.Г. Попов избран членом Центрального бюро изоискусства при ЦК Рабис (Профсоюз работников искусства). В Самаре после возвращения со съезда назначается председателем секции изоискусства Крайрабиса. Приступает к организации кооператива художников Самары. В 1930 году становится первым его председателем. Участвовал как делегат в работе 2-го съезда художников в Москве. Позже работает в качестве художника-оформителя. В 1932 году стал членом Союза художников. После ухода на пенсию занимался общественной работой, являясь председателем Совета пенсионеров при правлении Куйбышевской организации Союза художников РСФСР. В 1945 году в память о своем первом учителе он изобрел прибор для письма-держатель для инвалидов без обеих рук (Фото 4, 5). Умер Василий Григорьевич Попов в 14 октября 1971 года.

О других учениках и помощниках Г.Н. Журавлева столь полных сведений не найдено. О Емельяне Калашникове известно, что семья его жила в селе Домашка и он приезжал в Утевку расписывать храм Святой Троицы. Предположительно, именно учениками Г.Н. Журавлева сделаны некоторые карандашные эскизы на обороте листов книги «Ветхий Завет в картинках». Это наброски ликов Божьей Матери, Христа, Св. Николая Чудотворца, Св. Пантелеймона. О принадлежности этой книги свидетельствует золотое тиснение на кожаном корешке: «Г.Н. Журавлев». Известно, что она много лет хранилась в школьном музее села Старая Кармала Кошкинского района Самарской области. Передала ее Валентина Ивановна Китаева. По ее словам, «Ветхий Завет в картинках» привез в Старую Кармалу некий художник, который в конце XIX века расписывал местную церковь. Со временем книга попала в дом деда Валентины Ивановны Анисима Китаева. Примечательно, что из села Кошки Самарской области, в ноябре 1985 года в фонды Куйбышевского областного музея краеведения (ныне СОИКМ им. П.В. Алабина) поступила храмовая икона. Ее передал вместе с другими писаными образами и печатными иконками начальник Кошкинского РОВД П.Т. Козлов. По его словам, в подвале одного из частных домов после смерти владелицы, не оставившей наследников, и были обнаружены передаваемые в музей предметы.Икона«Господь Великий Архиерей» композиционно восходит к одному из эскизов на обороте листа книги «Ветхий Завет в картинках» и по своим художественно-стилистическим особенностям близка к иконописным работам Г.Н. Журавлеву. Возможно, была написана для нового храма Рождества Христова в селе Кошки или для церкви в Старой Кармале.

Кроме икон и фресок, Г.Н. Журавлев писал портреты односельчан. Два из них ныне хранятся в музейных собраниях Самарскойобласти. Это портреты молодого человека - Ивана Соловьева и зрелого мужчины - Т.Ф. Галкина. Работы подписные и характеризуют автора как хорошего рисовальщика. 

Особое место в творческом наследии Г.Н. Журавлева занимает «Утевская мадонна» - изображение крестьянки в белом платке с младенцем на руках. В этом образе нет ни тени церковности, но все же создается впечатление, что это икона. К сожалению, эта работа утеряна. У кого она находится не известно. Есть лишь черно-белый снимок сделанный Александром Малиновским. Он говорил, что закончит работу над книгой, когда найдет «Утевскую Мадонну».

Александр Станиславович Малиновский (1944-2017) стал одним из первых исследователей и популяризаторов наследия самарского «иконного писателя», художника-самоучки Григория Журавлева. Он родился в селе Утевка Нефтегорского района Куйбышевской области. Доктор технических наук, профессор, член Российской инженерной академии, заслуженный изобретатель России, член Союза писателей России, лауреат Всероссийских литературных премий «Русская повесть», «Лучшая детская книга года».

Многие годы посвятил он исследованию творчества самарского иконописца Г.Н. Журавлева, поиску документальных материалов о своем знаменитом земляке. Его книга «Радостная встреча» была издана в 1994 году и удостоена региональной премии имени Василия Шукшина. За эти годы переиздавалась 6 раз, в 2018 году опубликована на русском и английском языках. Статья А.С. Малиновского о Григории Журавлеве вышла в Православной энциклопедии. 

По мотивам жизни и творчества Г.Н. Журавлева ленинградский писатель Валерий Лялин написал рассказ «Изограф», самарский документалист Валентин Мясников повесть-легенду «Возвращение». В рамках проекта «Се Человек!» вдетском музеемуниципального районаНефтегорскийСамарской области была создана экспозиция.Иконы Г.Н. Журавлева представлены и в экспозиции Самарского епархиального церковно-исторического музея.

В настоящее время известно около 30 работ Г.Н. Журавлева: подписных икон, а также приписываемых ему произведений по стилистике и технике написания. Его творения представлены в музеях Самарской области, России, а также в храмах и частных коллекциях. Г.Н. Журавлев работал в академической манере, в масляно-темперной технике. Несомненная одаренность живописца, одухотворенность его работ и индивидуальность единственного в России иконописца, писавшего без рук, кистью, зажатой во рту, позволяют считать творческое наследие Г.Н. Журавлева уникальным явлением отечественного православного искусства рубежа ХIХ-ХХ вв.

В этом годуготовится выставка о жизни и творчестве Г.Н. Журавлева«Вопреки невозможному. Нерукотворные иконы Григория Журавлева». Реализация проекта планируется в двух форматах. Это передвижная выставка с подлинными работамииконописца из собрания Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина, Самарского епархиального церковно-исторического музея, Эрмитажа, Государственного музея истории религии, храмов, частных коллекций. Выставка пройдет в Москве в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (апрель), в Санкт-Петербурге в Государственном музее истории религии (май), в Самаре в Самарском историко-краеведческим музее им. П.В. Алабина (июнь-октябрь). Параллельно мультимедийная выставка О Г.Н. Журавлеве откроется в Исторических парках «Россия – моя история»в Самаре и других регионах России.

Ирина Крамарева

Музей им. П.В. Алабина

15 февраля 2021


К списку статей

Наверх

Корзина