НОВШЕСТВА В ПРИМЕНЕНИИ ККТ И ПРИЛОЖЕНИЯ "МОЙ НАЛОГ"

Вопросы применения ККТ всегда оставались и остаются одними из наиболее актуальных, так как сравнительно недавно законодатель произвел реформу в данной сфере, внес значительные поправки в Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", что также повлекло внесение поправок и в некоторые другие нормативно-правовые акты, например в НК РФ. Также востребованными остаются вопросы, связанные с функционированием приложения "Мой налог" и его дальнейшим совершенствованием. В рамках данной статьи автор дает совокупный и системный анализ норм действующего российского законодательства с учетом последних изменений, а также позиции официальных органов.
На основании положений ст. 4.3 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.
Контрольно-кассовая техника, предназначенная для применения только при осуществлении расчетов, осуществляемых в безналичном порядке в сети Интернет, а также расчетов, осуществляемых в случаях, предусмотренных п. 5.1 ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ, применяется только при указанных расчетах.
Контрольно-кассовая техника, применяемая при осуществлении расчетов, осуществляемых в безналичном порядке в сети Интернет, а также в иных случаях, предусмотренных Законом N 54-ФЗ, не на месте осуществления расчетов с покупателями (клиентами), не может применяться в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.
Итак, отметим, что ФНС России совместно с ФСБ России при разработке поправок, внесенных в Закон N 54-ФЗ, была определена модель угроз нового порядка применения контрольно-кассовой техники, которая предусматривает применение криптографических средств защиты фискальных данных в зависимости от субъекта предпринимательской деятельности. На современном этапе развития общества и государства технологии развиваются каждый день, научно-технический прогресс идет полным ходом, что также дает новые возможности для мошенников, правонарушителей и т.п. С появлением новых технологий появляются и новые способы и средства совершения преступлений, налоговых правонарушений и иных видов правонарушений. К сожалению, результаты научного и информационного прогресса используются не только в интересах общества и государства, но также и для совершения противоправных деяний, что, безусловно, является негативным фактором.
Российская Федерация в силу своей Конституции является правовым государством, где права и свободы человека и гражданина являются наивысшей ценностью. В правовом государстве права и свободы должны не просто номинально провозглашаться, а должны реально гарантироваться со стороны государства. Законодателю необходимо идти в ногу со временем, так как правовая система государства должна отвечать потребностям современной действительности.
Возвращаясь к теме, отметим, что относительно применения криптографических средств защиты фискальных данных в зависимости от субъекта предпринимательской деятельности модель функционирования ККТ в такой системе выглядит следующим образом: в момент совершения расчета фискальный признак формируется фискальным накопителем - средством криптографической защиты фискальных данных в ККТ, автоматически проверяется у оператора фискальных данных и хранится в некорректируемом виде в ККТ и у оператора фискальных данных. Сведения поступают в ФНС России и хранятся в защищенном контуре.
Необходимо учитывать, что в нормах Закона N 54-ФЗ законодателем определяются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ фискальный признак - это достоверная информация, сформированная с использованием фискального накопителя и ключа фискального признака или с использованием средств формирования фискального признака и мастер-ключа в результате криптографического преобразования фискальных данных, наличие которой дает возможность выявления корректировки или фальсификации этих фискальных данных при их проверке с использованием фискального накопителя и (или) средства проверки фискального признака.
На основании п. 1 ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ фискальный накопитель должен обеспечивать противодействие угрозам безопасности информации (фискальных данных), обеспечивать формирование фискального признака документов, имеющего длину не более 10 цифр, с использованием ключа фискального признака документов, а также формирование фискального признака сообщений и проверку фискального признака подтверждения, используя ключ фискального признака сообщений.
Таким образом, фиксация расчетов без применения ККТ с фискальным накопителем может привести к недостоверному представлению информации о расчетах и, как следствие, к невозможности реализации мер обеспечения полноты учета выручки.
Федеральным законом N 54-ФЗ не предусмотрено ограничений по сроку эксплуатационной службы контрольно-кассовой техники. При этом в реестр фискальных накопителей включены сведения о моделях фискальных накопителей, срок действия ключа фискального признака которых составляет 36 месяцев. Ежегодные затраты на такой фискальный накопитель составляют 3 000 руб.
Сроки действия ключей фискального признака фискальных накопителей ограничены изготовителями фискальных накопителей исходя из указанной модели угроз и требований к средствам криптографической защиты информации в зависимости от субъекта предпринимательской деятельности. При этом срок действия ключа фискального признака, который содержится в фискальном накопителе контрольно-кассовой техники, с помощью которой осуществляется передача фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и которая используется пользователями при оказании услуг, а также пользователями, применяющими упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, пользователями, применяющими патентную систему налогообложения, не менее 36 месяцев со дня регистрации в налоговых органах контрольно-кассовой техники, что следует из абз. 1 п. 6 ст. 4.1 Федерального закона N 54-ФЗ.
В настоящее время выдано разрешение на обработку фискальных данных 20 операторам фискальных данных. Средняя цена услуг, предоставляемых оператором фискальных данных, составляет менее 1 500 руб. в год на один экземпляр контрольно-кассовой техники.
В Письме ФНС России от 21.01.2021 N АБ-3-20/351@ указывается, что пользователь контрольно-кассовой техники может самостоятельно осуществить замену фискального накопителя по истечении срока действия ключа фискального признака.
Также новый порядок применения контрольно-кассовой техники не предусматривает обязательного заключения договора с центрами технического обслуживания.
Кроме того, на сайте ФНС России (www.nalog.ru) в подразделе "Видео о проекте" раздела "Новый порядок применения контрольно-кассовой техники" размещена видеоинструкция для пользователей контрольно-кассовой техники с описанием порядка ее регистрации через кабинет контрольно-кассовой техники для самостоятельной регистрации контрольно-кассовой техники без привлечения третьих лиц.
В настоящее время на рынке имеются предложения по бюджетной контрольно-кассовой технике стоимостью 18 тыс. руб., включая фискальный накопитель, которая доступна для заказа с сайтов производителей ККТ. Решения по контрольно-кассовой технике стоимостью до 18 тыс. руб. можно найти в информационных материалах, размещенных на сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе "Новый порядок применения контрольно-кассовой техники".
"Мой налог"
В Письме ФНС России от 28.12.2020 N АБ-3-20/8753@ отмечается, что в настоящее время разработано мобильное приложение "Мой налог", являющееся программным обеспечением ФНС России, которое используется с компьютерным устройством налогоплательщика, в том числе мобильным телефоном, смартфоном или компьютером, включая планшетный компьютер, подключенным к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Закон N 422-ФЗ)).
По результатам этого эксперимента будут сделаны выводы о том, в какой степени указанная технология может обеспечить защиту интересов граждан и организаций, права потребителей, установленный порядок осуществления расчетов, полноту учета выручки, достижение установленных целей налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров, а также определено, может ли эта технология использоваться для проведения эксперимента в отношении иных налоговых режимов.
Также ФНС России отметила, что до завершения указанного эксперимента и подведения его итогов предложения о расширении перечня налоговых режимов, в отношении которых может быть начат эксперимент с использованием указанного или аналогичных мобильных приложений, считает не имеющими под собой достаточных технических и экономических оснований.
Ю.М. Лермонтов
Государственный советник РФ
2 класса
30 Июня 2021