НОВШЕСТВА, ВНЕСЕННЫЕ В НК РФ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ N 325-ФЗ

НОВШЕСТВА, ВНЕСЕННЫЕ В НК РФ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ N 325-ФЗ

Внесение изменений в НК РФ уже давно стало обыденным и никого не удивляет. При этом значимость вносимых правок разнится. В этом материале мы рассмотрим положения Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ (далее - Федеральный закон N 325-ФЗ), которые корректируют:

- часть первую НК РФ - в части налогового администрирования;

- часть вторую НК РФ - в отношении исчисления имущественных налогов.

Положения данного Закона применяются со дня его официального опубликования (с 29.09.2019), за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки начала действия. Не все изменения актуальны для бюджетных учреждений, поэтому мы поговорим лишь о тех новшествах, которые важны в их работе.

Информирование налоговой инспекции
о наличии транспортных средств, земельных участков

Федеральным законом N 325-ФЗ ст. 23 НК РФ была дополнена п. 2.2 (применяется с 01.01.2021), которым установлены случаи, когда налогоплательщик-организация обязан направить в налоговый орган сообщение о наличии у него объекта налогообложения (транспортных средств и (или) земельных участков). Такое сообщение представляется в случае неполучения сообщений об исчисленной налоговым органом сумме транспортного и (или) земельного налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Сообщение о наличии объекта налогообложения с приложением копий документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, и (или) правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельные участки представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В то же время сообщение о наличии объекта налогообложения не представляется в налоговый орган в случае, если:

- организации были переданы (направлены) сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного и (или) земельного налогов в отношении этого объекта;

- организация представляла в налоговый орган заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному и (или) земельному налогам в отношении соответствующего объекта налогообложения.

Упразднение обязанности налогоплательщика-организации
самостоятельно исчислять транспортный налог
и налог на имущество

С 01.01.2020 обязанность исчислять транспортный и земельный налоги передана налоговой инспекции (см. новую редакцию ст. 23 НК РФ).

Новые способы уведомления о наличии недоимки
и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам

С 01.04.2020 налоговые органы вправе информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых взносов, налоговых агентов о наличии недоимки и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений, электронной почты и (или) иными способами, не противоречащими законодательству РФ, не чаще одного раза в квартал при условии получения их согласия в письменной форме на такое информирование (см. новую редакцию ст. 31 НК РФ).

Признание налогоплательщиком обязанности
по уплате налога исполненной

Федеральным законом N 325-ФЗ п. 3 ст. 45 НК РФ дополнен новым положением (пп. 9), устанавливающим, что обязанность по уплате налога считается исполненной со дня предъявления налоговым агентом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств в счет уплаты налога по результатам налоговой проверки в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) соответствующих сумм налога. Это положение применяется с 01.01.2020.

Способы представления уведомления об уплате суммы налога,
исчисленной налоговым органом

В случае когда обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, он не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление (п. 2 ст. 52 НК РФ). Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю):

- лично под расписку;

- по почте заказным письмом;

- в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика.

Федеральным законом N 325-ФЗ в п. 4 ст. 52 НК РФ внесена поправка, уточняющая, что налоговое уведомление передается лично под расписку руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (дополнение применяется с 29.10.2019).

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов,
сборов, страховых взносов, пеней, штрафов

С 01.01.2021 заявление налогоплательщика о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет его предстоящих платежей по этому или иным налогам представляется в электронной форме (новая редакция ст. 78 НК РФ):

- по телекоммуникационным каналам связи;

- через личный кабинет налогоплательщика;

- в составе налоговой декларации в соответствии со ст. 229 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 52 НК РФ.

Федеральный закон N 325-ФЗ дополнил ст. 78 НК РФ п. 8.1 (применяется с 29.10.2019), устанавливающим, что в случае проведения камеральной налоговой проверки сроки, обозначенные в абз. 2 п. 4 <1>, абз. 3 п. 5 <2> и абз. 1 п. 8 ст. 78 <3> НК РФ, начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период, или дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ. В случае выявления нарушения законодательства о налогах и сборах в ходе камеральной налоговой проверки сроки, предусмотренные абз. 2 п. 4, абз. 3 п. 5 и абз. 1 п. 8 ст. 78 НК РФ, начинают исчисляться со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки.

--------------------------------

<1> Нормой установлен срок для принятия налоговым органом решения о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей (10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась).

<2> Нормой установлен срок для принятия налоговым органом решения о зачете суммы излишне уплаченного налога налогоплательщиком в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам) (10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась).

<3> Нормой установлен срок для принятия налоговым органом решения о возврате суммы излишне уплаченного налога (10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась).

Если сумма излишне уплаченного налога возвращается с нарушением срока, установленного п. 6 ст. 78 НК РФ (сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления), и с учетом особенностей, предусмотренных п. 8.1 ст. 78 НК РФ, налоговый орган начисляет на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Принятие решения о проведении выездной налоговой проверки

Новой редакцией п. 2 ст. 89 НК РФ установлено, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит:

1) налоговый орган:

- по месту нахождения организации;

- по месту жительства физического лица;

- по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом РФ в порядке, установленном п. 8 ст. 246.2 НК РФ;

2) налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта РФ, если иное не предусмотрено названным пунктом.

Выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения (новая редакция п. 4 ст. 89 НК РФ):

- налогового органа по месту нахождения такого подразделения;

- налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих место нахождения на территории этого субъекта РФ (положение введено п. 31 ст. 1 Федерального закона N 325-ФЗ).

Налог на доходы физических лиц

С 01.01.2020 доходами не считаются суммы НДФЛ, уплаченные налоговым агентом за налогоплательщика при доначислении (взыскании) таких сумм по итогам налоговой проверки в соответствии с НК РФ в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) указанных сумм налоговым агентом (п. 5 ст. 208 НК РФ).

С 2020 года организации, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, смогут представлять отчетность по НДФЛ и перечислять удержанные суммы налога в бюджет по месту учета либо самой организации, либо одного из ее обособленных подразделений. Для этого организации необходимо уведомить о своем выборе налоговый орган. Сейчас такие налоговые агенты сдают отчетность по месту учета как головной организации, так и каждого обособленного подразделения (новая редакция п. 2 ст. 230 НК РФ).

Кроме того, если у организации есть несколько обособленных подразделений в другом муниципальном образовании (не в том, где зарегистрирована головная организация), она может выбрать среди таких подразделений ответственное лицо.

Также с 2020 года снижается с 25 до 10 человек порог минимальной численности работников, при которой налоговые агенты обязаны направлять соответствующую налоговую отчетность в электронной форме. Отчетность по НДФЛ за 2019 год представляется не позднее 02.03.2020 по формам 2-НДФЛ, 6-НДФЛ.

С этой же даты налоговым агентам - российским организациям, имеющим несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, разрешено перечислять исчисленные и удержанные суммы налога (НДФЛ) в бюджет по месту нахождения одного из таких подразделений либо по месту нахождения организации, если указанная организация и ее обособленные подразделения находятся на территории одного муниципального образования. Налог уплачивается выбранным налоговым агентом самостоятельно с учетом порядка, установленного п. 2 ст. 230 НК РФ. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки согласно НК РФ при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом (новая норма п. 9 ст. 226 НК РФ).

В отношении сроков представления отчетности по НДФЛ произошли следующие изменения (новые положения ст. 230 НК РФ применяются с 01.01.2020):

- последней датой подачи расчета сумм НДФЛ, исчисленных за год с указанной даты, является не 1 апреля, а 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

- документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), также теперь будет податься не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на прибыль

С 01.01.2020 основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование, за исключением основных средств, переданных в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством РФ, исключены из состава амортизируемого имущества (новая редакция п. 3 ст. 256 НК РФ). Одновременно ст. 270 НК РФ дополнена положением (применяется с 01.01.2020), предусматривающим, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм начисленной амортизации по основным средствам, передаваемым налогоплательщиком в безвозмездное пользование, за исключением передаваемых (предоставляемых) в безвозмездное пользование, если такая обязанность налогоплательщика установлена законодательством РФ.

Также 01.01.2020 вступят в силу новые правила определения срока полезного использования при расконсервации объекта основных средств. Действующей редакцией п. 3 ст. 256 НК РФ установлено, что при расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, который применялся до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации. Федеральным законом N 325-ФЗ слова ", а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации" исключаются. При расконсервации, завершении реконструкции (модернизации) объекта основных средств амортизация по нему начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла его расконсервация или завершилась реконструкция (модернизация) (п. 7 ст. 259.1 НК РФ).

С 01.01.2020 налогоплательщик вправе менять метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет (ст. 259 НК РФ в редакции Федерального закона N 325-ФЗ). Действующая сейчас редакция ст. 259 НК РФ устанавливает, что изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом сказано, что налогоплательщик вправе переходить с нелинейного на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.

Имущественные налоги

С 2020 года от уплаты транспортного налога и налога на имущество освобождены водные суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов, и воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов. Они должны принадлежать лицам, получившим статус участника специального административного района на территориях Калининградской области и Приморского края.

С 2021 года установлены единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, авансовых платежей по указанным налогам - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Изменения применяются начиная с уплаты налогов за налоговый период 2020 года.

С 01.01.2020 будут действовать новые положения, введенные в ст. 361.1 НК РФ, устанавливающие порядок применения плательщиками транспортного налога налоговых льгот. Новой редакцией п. 3 данной статьи предусмотрено, что налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении льготы, а также вправе подать документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Указанные заявление и документы могут быть направлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного п. 3 ст. 361.1 НК РФ, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения заявления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в заявлении, уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от ее предоставления.

В уведомлении о предоставлении льготы должны быть указаны основания для ее предоставления, объекты налогообложения и периоды, применительно к которым предоставляется льгота. В сообщении об отказе от предоставления налоговой льготы должны быть отражены основания для отказа, объекты налогообложения, а также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.

Формы заявлений налогоплательщиков-организаций и физических лиц о предоставлении налоговых льгот, порядок их заполнения, форматы направления таких заявлений в электронном виде, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от ее предоставления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

М. Никитенко

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

29.10.2019

15 января 2020


Теги: Налоговое законодательство

К списку статей

Наверх

Корзина