НОВЫЙ ОТЧЕТ СЗВ-ТД: НУЖНО ЛИ СОГЛАШЕНИЕ С ПФР
Планируется, что с 2020 г. появятся электронные трудовые книжки, которые будет вести ПФР. Поправки в Трудовой кодекс и в Закон о персонифицированном учете прошли только I чтение, но никто не сомневается в том, что они будут приняты. Работодатели уже готовятся к этому новшеству, и у них возникают вопросы.
Пакет законопроектов о введении электронных трудовых книжек (ЭТК), который рассматривается в Госдуме, предполагает, что с 2020 г. у работодателей появится новая отчетность в ПФР <1>. Ежемесячно они должны будут сообщать сведения о трудовой деятельности своих работников. На основании этих данных ПФР, собственно, и станет вести электронные трудовые книжки.
Предполагается, что сведения о трудовой деятельности работодатели будут сдавать не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Форма представления этих сведений, как и других ПФР-отчетов, будет зависеть от численности работников <2>:
- если в прошлом месяце у вас работало 25 застрахованных лиц и более - отчитываться вам нужно будет в электронном виде;
- если численность работников окажется меньше - отчет можно будет сдать либо на бумаге, либо по ТКС (на ваш выбор).
ПФР уже разработал форму и формат для ежемесячного представления работодателями сведений о трудовой деятельности работника. Это будет форма СЗВ-ТД.
Когда новый отчет утвердят, мы обязательно подробно рассмотрим порядок его заполнения. А сейчас по просьбе читателей разберемся, нужно ли будет работодателю, который должен (или хочет) сообщать сведения о трудовой деятельности в электронном виде, заключать с ПФР какое-то специальное соглашение об электронном документообороте (ЭДО) в целях ведения ЭТК.
К сведению
О цели и преимуществах заключения с ПФР соглашения об электронном документообороте для назначения пенсий читайте: 2018, N 9, с. 62.
Учитывая поправки, вносимые в Закон о персонифицированном учете, можно сказать, что форма СЗВ-ТД станет для работодателей просто еще одним отчетом, который придется подавать в ПФР. Причем не все работодатели, как мы уже отмечали, обязаны будут делать это в электронной форме.
Выходит, если уже сейчас вы отчитываетесь в ПФР электронно, то есть заключили с Фондом соглашение об ЭДО, вам нужно будет просто своевременно обновить программу. Заключать какое-то дополнительное соглашение не потребуется.
Конечно, если вы только собираетесь перейти на цифровое общение с ПФР из-за роста численности работающих у вас застрахованных или просто по собственной инициативе, вам нужно будет заключить с ПФР соглашение. Но это будет обычное соглашение об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи. А не какое-то специальное, необходимое именно для ведения электронных трудовых книжек.
Тем не менее некоторые региональные отделения ПФР, по информации от наших читателей, рассылают работодателям письма о том, что в связи с поправками в Трудовой кодекс им нужно заключить соглашение об обмене электронными документами для назначения пенсии.
Законопроекты об электронных трудовых книжках, по крайней мере в нынешнем виде, никакие пенсионные вопросы вообще не затрагивают. И, несмотря на введение ЭКТ, сотрудничество работодателей с ПФР в части представления документов для назначения пенсий в электронном виде по-прежнему остается добровольным. А значит, для представления формы СЗВ-ТД в электронном виде вам вовсе не обязательно заключать соглашение, о котором ПФР говорит в своей рассылке.
* * *
Напомним, если с учетом численности работников вы обязаны отчитываться в ПФР в электронном виде, то за представление отчета на бумаге вам грозит штраф 1000 руб. <3> Планируется, что такая ответственность будет применяться и за нарушение формы представления сведений о трудовой деятельности работников.
<1> проекты законов N 748684-7, 748744-7.
<2> п. 3 ст. 1 проекта закона N 748744-7.
<3> ст. 17 Закона от 01.04.96 N 27-ФЗ.
Е.О. Калинченко
Эксперт по бухгалтерскому учету
и налогообложению
15 января 2020
Теги: Электронные трудовые книжки