НОВЫЙ ПОРЯДОК ЗАЧЕТА (ВОЗВРАТА) ПЛАТЫ "ЗА ГРЯЗЬ"

НОВЫЙ ПОРЯДОК ЗАЧЕТА (ВОЗВРАТА) ПЛАТЫ "ЗА ГРЯЗЬ"

Губанова Светлана Валерьевна - референт отдела экономики природопользования Минприроды России.

С 7 сентября 2019 г. начал действовать Приказ Росприроднадзора, устанавливающий правила зачета и возврата переплат по платежам за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), а также излишне взысканных сумм. Разобраться в том, как будет работать новый Порядок, нам помог специалист Минприроды России.

- Светлана Валерьевна, каков механизм зачета (возврата) переплаты по платежам за НВОС?

- Исходя из положений Правил исчисления и взимания платы за НВОС <1> и нового Порядка зачета и возврата такой платы <2> механизм зависит от того, составлялся ли в отношении плательщика акт контроля платы:

- если нет - порядок заявительный;

- если да - возврат (зачет) делается по итогам 9-месячного срока проверки деклараций о плате в соответствии с Правилами.

- В первом случае переплата подлежит зачету (возврату) в срок не позднее 3 месяцев с даты получения заявления от природопользователя, верно?

- Да, но такое заявление плательщик должен подать в территориальный орган Росприроднадзора вместе с актом сверки расчетов внесенных и начисленных сумм платы за НВОС. Ведь зачету или возврату предшествует процедура сверки расчетов для выявления действительных сумм переплаты или задолженности плательщика <3>. Поэтому предварительно надо подать заявление о сверке платежей.

В ходе такой сверки анализируется содержание поданных плательщиком деклараций о плате, а также других документов, подтверждающих перечисление платы в размере, превышающем начисления (платежек, выписок из лицевого счета).

После поступления от компании или ИП заявления о зачете или возврате переплаты территориальный орган Росприроднадзора в течение 3 месяцев с даты его получения должен принять решение:

- или о зачете либо возврате;

- или об отказе в таком зачете (возврате).

Решение о возврате переплаты плательщику не высылается. Сумма переплаты направляется на реквизиты плательщика, указанные в заявлении о возврате, органами казначейства.

При этом процедура возврата по заявлению никак не связана с 9-месячным сроком контроля за исчислением платы за НВОС.

- А как работает второй механизм, о котором вы упомянули, когда в отношении плательщика был составлен акт контроля платы?

- Если орган Росприроднадзора выявляет переплату в рамках контроля за исчислением платы за НВОС (в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате), он должен направить плательщику:

- акт контроля платы;

- предложение о зачете переплаты в счет будущего отчетного периода.

Самостоятельно сделать зачет в этом случае территориальный орган не может.

- А если плательщик не согласится на зачет?

- Тогда он вправе подать в ответ заявление о возврате переплаты <4>.

- Может ли Росприроднадзор самостоятельно сделать зачет при заявительном порядке, в частности, при наличии у плательщика задолженности? В Порядке это прямо не предусмотрено. Однако там сказано, что принятое решение о возврате может быть исполнено только после зачета сумм переплаты в счет погашения недоимки и пеней <5>.

- Как уже было сказано, при заявительном порядке принятию решения всегда предшествует процедура сверки платежей. И если в результате будет выявлена задолженность, то сведения о ней будут отражены в акте сверки.

Тогда плательщик получит решение об отказе в возврате платежей, где в качестве причины отказа будет указано наличие задолженности. А территориальный орган Росприроднадзора вправе будет в одностороннем порядке зачесть переплаченные средства в счет погашения задолженности.

- Зачет переплаты возможен только по тем видам НВОС (соответствующим КБК) и кодам ОКТМО, по которым плательщик вносил деньги <6>. Он должен указать эти коды в заявлении.

Предположим, ему уже не надо платить по тому виду загрязнения, по которому была переплата (например, выброс загрязняющих веществ прекратился). Однако по другому виду висит задолженность. Росприроднадзор сам перекинет эти суммы на другой КБК? Ведь согласно Порядку плательщику в этом случае будет отказано в возврате.

- В Порядке сказано, что по заявлению плательщика зачет переплаты может быть произведен на КБК и коды ОКТМО, указанные в этом заявлении <6>. То есть плательщик может при желании указать и другие КБК и ОКТМО (отличные от тех, по которым была переплата), на которые требуется зачесть денежные средства.

Также территориальные органы вправе самостоятельно зачитывать суммы переплаты в счет погашения задолженности по другим видам НВОС, ведь иного Порядком не установлено. В таком случае плательщику направят решение об отказе в возврате переплаты, в котором будет указана причина - наличие задолженности. Направление отдельного уведомления о зачете Порядком не предусмотрено.

- Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты <7>. Но плата за НВОС - это не налог, то есть Налоговый кодекс тут неприменим. В Порядке же подобных положений нет. Есть ли ограничение по периодам переплаты при заявлении зачета (возврата)?

- Действительно, Порядком такого срока не установлено. Однако к требованиям о возврате платы за НВОС применяется общий трехгодичный срок исковой давности <8>. Он отсчитывается:

- или со дня внесения переплаты;

- или со дня подписания акта сверки с органом Росприроднадзора (если таковой подписывался).

В связи с этим если заявление о зачете или возврате переплаты будет подано плательщиком по истечении 3 лет после соответствующей даты, то территориальный орган ему откажет. Если же плательщик обратится в суд, его ждет отказ в удовлетворении исковых требований в связи с истечением срока исковой давности.

- Ранее территориальные органы Росприроднадзора нередко отказывали природопользователям в возврате платы за НВОС, ссылаясь на отсутствие установленного порядка. В суде компании успешно оспаривали такие отказы при наличии реальных оснований для возврата <9>.

Однако не все готовы были судиться. Могут ли сейчас природопользователи, ранее получившие официальный отказ контролирующего органа, снова обратиться с заявлением о возврате (зачете) платы за НВОС в рамках принятого Порядка? Или им дорога только в суд?

- Конечно, могут. Препятствий для повторного обращения нет. Теперь плательщики могут быть уверены, что их заявление о возврате переплаты не вернется с отказом в рассмотрении по причине отсутствия порядка.

- Светлана Валерьевна, природоохранное законодательство сложное, судебная практика по его применению противоречивая. В результате природопользователь не всегда может разобраться, должен он вносить плату за НВОС в конкретной ситуации или нет. Так, например, долгое время спорным был вопрос, нужно ли платить за размещение отходов офисной компании. Иногда бухгалтеры вносят плату в подобных ситуациях на всякий случай, опасаясь штрафов и не желая судиться. А потом выясняется, что можно было не платить.

В 2017 г. Росприроднадзор разъяснил, что в такой ситуации природопользователю может быть отказано в возврате. Он ссылался на нормы ГК РФ о неосновательном обогащении, а именно: деньги, перечисленные во исполнение несуществующего обязательства, возврату не подлежат, если получатель докажет, что лицо, требующее их возврата, знало, что не должно платить <10>. В таких случаях предлагалось идти в суд <11>.

Как сейчас трактуются подобные ситуации? Если компания заплатила по незнанию или из опасения заработать штраф, можно ли будет вернуть деньги без суда?

- В случае ошибочного внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду или обнаружения излишне уплаченных сумм плательщик вправе подать заявление о зачете или возврате переплаты (если в отношении такого лица не составлялся акт контроля платы).

Допустим, компания должна была заплатить 100 руб., но из-за технической ошибки бухгалтер перечислил 1000 руб. Или, допустим, при внесении экологического сбора были перепутаны КБК, в результате чего деньги ушли как плата за НВОС. Либо просто были перепутаны реквизиты территориального органа Росприроднадзора. Во всех этих случаях деньги вернут.

Однако если плательщик по своей воле сначала внес плату за НВОС, а потом решил, что это было сделано зря (во исполнение несуществующего обязательства), то рассчитывать на возврат платежей не стоит. Территориальный орган Росприроднадзора в такой ситуации вправе отказать в возврате платежей. Если эта сумма для компании принципиальна, она может обжаловать отказ в судебном порядке.

- По общему правилу заявление о зачете или возврате подается в электронном виде <12>. И только если нет технической возможности для использования Интернета, заявление можно подать на бумаге.

Должен ли плательщик как-то доказывать отсутствие такой технической возможности? Примут ли у него заявление на бумаге без объяснений?

- Подача заявлений в электронном виде будет возможна через личный кабинет природопользователя (https://lk.fsrpn.ru/#/), когда Росприроднадзор доработает сервис приема отчетности. В настоящее время подавать заявления можно в бумажном виде - лично или по почте.

Отсутствие технической возможности подключения к сети Интернет означает, что в местности, где плательщик ведет свою хозяйственную деятельность, невозможно провести сеть либо воспользоваться модемом. При этом временное отсутствие Сети не является основанием для использования бумажной формы.

Как правило, такие предприятия находятся в суровых климатических условиях. Территориальные органы Росприроднадзора знают об этом, поэтому таким плательщикам не нужно специально доказывать невозможность использования Сети.

--------------------------------

<1> утв. Постановлением Правительства от 03.03.2017 N 255.

<2> утв. Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334 (далее - Порядок N 334).

<3> п. 6 Порядка N 334.

<4> п. 48 Правил, утв. Постановлением Правительства от 03.03.2017 N 255.

<5> п. 10 Порядка N 334.

<6> п. 2 Порядка N 334.

<7> п. 7 ст. 78 НК РФ.

<8> ст. 196 ГК РФ.

<9> см., например, Постановления 11 ААС от 25.07.2019 N 11АП-10967/2019; 17 ААС от 12.03.2018 N 17АП-1879/2018-АК; 18 ААС от 08.07.2019 N 18АП-8103/2019.

<10> п. 4 ст. 1109 ГК РФ.

<11> Письмо Росприроднадзора от 15.03.2017 N АС-06-02-36/5194.

<12> п. 7 Порядка N 334.

Беседовала

М.Г. Мошкович

Старший юрист

Подписано в печать

20.09.2019

15 ноября 2019


Теги: Платежи за НВОС

К списку статей

Наверх

Корзина