НПД: ДИСТАНЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

НПД: ДИСТАНЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" положено начало смелому эксперименту по введению в практику нового налога - налога на профессиональный доход (далее - НПД). В период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года он проходит "обкатку" в Москве, Подмосковье и Калужской области, а также в Татарстане. По итогам эксперимента будет принято решение или о распространении нового налога на всю страну, или же о сворачивании неудачной затеи.

Пока затея показывает себя удачной, и власти Федеральным законом от 15.12.2019 N 428-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" распространили новый налог еще на 19 российских регионов. Однако кое в чем все-таки нужно разобраться. Как ни странно, огромная проблема лежит в самом основании НПД.

 

Общие требования

Начнем с участников. Применять НПД вправе физические лица, в том числе ИП, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов РФ, включенных в эксперимент (основание - п. 1 ст. 2 Закона N 422-ФЗ). При этом регистрироваться в качестве ИП не обязательно. Если регистрация уже пройдена и ИП применял какой-то иной специальный налоговый режим, то ему придется с него уйти. (Правда, если он потеряет право на уплату НПД, на спецрежим можно будет вернуться снова.)

Не вправе применять НПД лица:

  • продающие подакцизные товары и товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации;
  • перепродающие товары или имущественные права, за исключением их личного домашнего имущества; 
  • занимающиеся добычей или реализацией полезных ископаемых;
  • имеющие работников;
  • посредники;
  • применяющие иные специальные налоговые режимы или уплачивающие НДФЛ;
  • у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2 400 000 рублей.

Смысл налогового режима в том, что граждане, перешедшие на НПД, не будут платить НДФЛ. Предприниматели не будут платить НДС (за исключением того, что уплачивается при импорте) и страховые взносы "за себя". Хотя от обязанностей налоговых агентов они не освобождаются.

Теперь - объект обложения. Налогом облагается профессиональный доход - это доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

Объектом обложения признаются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав. Однако не облагаются НПД доходы, полученные:

  •  в рамках трудовых отношений;
  • от продажи недвижимости и транспортных средств;
  • от передачи имущественных прав на недвижимое имущество, за исключением аренды жилых помещений;
  • от продажи личного домашнего имущества;
  • от реализации долей в уставном капитале и ценных бумаг;
  • от деятельности в рамках договора простого товарищества или доверительного управления имуществом;
  • от оказания физическими лицами услуг или работ по гражданско-правовым договорам, при условии что их заказчиками выступают работодатели указанных лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;
  • от уступки или переуступки прав требований;
  • в натуральной форме;
  • от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

До 1 января 2020 года в этом списке присутствовали также доходы от деятельности, указанной в пункте 70 статьи 217 НК РФ, - это услуги для личного домашнего использования, которые одни рядовые граждане оказывают другим. Но Федеральный закон от 15.12.2019 N 428-ФЗ эту часть из списка ограничений исключил.

 

Всегда найдется кто-то!

Нашелся-таки кое-кто, из-за кого такая гладкая и простая конструкция становится сложной и запутанной. На этот раз это оказались лица, ломающие всю систему, оказывающие услуги дистанционно, каковых, между нами говоря, просто пруд пруди. Консультанты, программисты, бухгалтеры, копирайтеры, дизайнеры, веб-мастера и прочие граждане, занимающиеся сугубо умственным трудом.

В чем проблема? Как мы уже сказали, на основании пункта 1 статьи 2 Закона N 422-ФЗ применять НПД вправе физические лица, в том числе ИП, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов РФ, включенных в эксперимент.

Проведение эксперимента по установлению НПД проводится в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (в соответствии с п. 1 ст. 1 Закона N 422-ФЗ).

Но что такое "место ведения деятельности" для дистанционного работника?

 

Письмо счастья 1

Налоговики столкнулись с этой проблемой и разбирались с ней в письме от 14.03.2019 N АС-17-3/56. Порешили на следующем. Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 422-ФЗ при переходе на НПД налогоплательщик указывает субъект РФ, на территории которого им ведется деятельность.

В случае ведения деятельности на территориях нескольких субъектов РФ для целей применения НПД физическое лицо самостоятельно выбирает субъект РФ, на территории которого им ведется деятельность (п. 3 ст. 2 Закона N 422-ФЗ).

В этой связи если гражданин оказывает услуги как в субъекте РФ, включенном в эксперимент, так и в других и при регистрации в качестве плательщика НПД им был выбран субъект, включенный в эксперимент, то такое физическое лицо вправе применять НПД в отношении всех доходов, являющихся объектом обложения НПД.

При этом если физическое лицо, в том числе ИП, при оказании услуг дистанционно находится в субъекте, включенном в эксперимент, то такое лицо вправе применять НПД.

Итак, оказывать услуги можно кому угодно, но физически нужно находиться в регионе, включенном в эксперимент. Таким образом, получается, что место деятельности плательщика НПД привязывается к "почве".

 

Письмо счастья 2

Финансисты столкнулись с этой проблемой в письме Минфина России от 06.09.2019 N 03-11-11/68809. Они ответили значительно короче, чем налоговики. Но краткость не всегда сестра таланта. Понять их ответ намного сложнее. Если налогоплательщик оказывает услуги дистанционно посредством сети Интернет на территории субъекта РФ, который не включен в эксперимент, такое физическое лицо не вправе применять специальный налоговый режим НПД. При этом место регистрации заказчика услуги не имеет значения для определения места ведения деятельности налогоплательщика в целях применения НПД.

Мы правильно понимаем, что москвич, дистанционно оказывающий услуги заказчикам в Санкт-Петербурге, не вправе регистрироваться как плательщик НПД? Или все-таки нет? Где все-таки оказывает услуги москвич, работающий дистанционно? Где место оказания услуг? Там, где эти услуги "вырабатывают", или там, где их "потребляют"?

Извините, но ответ финансистов способен сломать голову, но и только.

Отметим, что, например, в части исчисления НДС место оказания электронных услуг согласно статье 148 НК РФ определяется по месту деятельности покупателя услуги.

 

С ног на голову

Понятно, что такие "разъяснения" никого не могли удовлетворить, так как даже смысл этих "разъяснений" уловить было очень трудно. И на передовую снова выступили более либеральные налоговики.

В письме ФНС России от 18.11.2019 N СД-4-3/23424@ прозвучало "сенсационное" признание: понятие "место ведения деятельности" не определено для дистанционной работы. Так вот, налоговики пришли к выводу, что раз положения Закона N 422-ФЗ не содержат определения места ведения деятельности, осуществляемой дистанционно, то место ведения указанной деятельности может определяться по выбору самого налогоплательщика НПД - или по месту нахождения налогоплательщика НПД, или по месту нахождения покупателя или заказчика.

При этом налоговики указали, что согласовали свою точку зрения с финансистами.

Таким образом, например, если житель Владивостока оказывает электронные услуги заказчикам из Москвы, то он вправе применить НПД? Ведь буквально так и получается! Как-то слишком подозрительно просто, не так ли? В чем подвох?

 

И снова проблема

Напомним, что плательщики НПД должны использовать программу "Мой налог" - это компьютерная программа ФНС России, предназначенная для взимания НПД. Именно через нее налоговики будут общаться с налогоплательщиком. Бумажные документы по почте не направляются.

И переход на применение НПД происходит именно через эту программу. Через нее подаются заявление, паспортные данные и фото заявителя. Правда, если у заявителя есть личный кабинет налогоплательщика, то паспортные данные и фото вообще не понадобятся (нужные данные у налоговиков и так уже есть). Если у налоговиков нет возражений, они через программу уведомят налогоплательщика о том, что он поставлен на учет. Дата постановки - дата подачи заявления.

А теперь напоминаем, что в паспорте отражено место регистрации гражданина, претендующего на применение НПД. Есть оно и в личном кабинете налогоплательщика.

И что же это получается? Что налоговики согласны переводить на НПД граждан, не зарегистрированных в регионах проведения эксперимента? Звучит сомнительно...

И еще одна большая проблема! Каким образом гражданин сможет подтвердить, что выполняет работу или оказывает услуги для заказчиков, находящихся в регионе проведения эксперимента? Ведь механизм регистрации отталкивается от места жительства гражданина, претендующего на применение НПД, а не от места регистрации его заказчиков.

 

Поспешай медленно

Какие возможны варианты для разрешения неразрешенного пока вопроса? Как минимум два.

Вариант N 1 - надеяться на то, что законодатель "по-быстренькому" исправит Закон N 422-ФЗ, даст наконец определение места ведения деятельности или уточнит механизм регистрации плательщиков НПД, если он действительно (как ни странно) зависит от места регистрации заказчиков.

Вариант N 2 - опять-таки надеяться на то, что затея с НПД докажет свою состоятельность, возможность его применения будет (опять-таки по-быстренькому) распространена на всю Россию и тогда сам вопрос о месте ведения деятельности потеряет всякий смысл.

 

А. Анищенко

Аудитор

15 мая 2020


К списку статей

Наверх

Корзина