О КОРРУПЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В целях недопущения совершения деяний с коррупционной составляющей проанализируем основные коррупционные правонарушения, с которыми может столкнуться коммерческая организация как при обращении в органы государственной власти и местного самоуправления, так и в связи с действиями своих сотрудников, а также рассмотрим меры по профилактике коррупции.
Какие коррупционные преступления и административные правонарушения могут быть совершены при взаимодействии сотрудников организации и органов власти в интересах организации? Какие правонарушения могут быть допущены сотрудниками организации при осуществлении своих полномочий? Какие меры должны принимать организации в целях профилактики коррупционных правонарушений?
Дача взятки должностному лицу
Одно из наиболее распространенных правонарушений, с которыми можно столкнуться при обращении за документами или в целях принятия необходимых решений органами государственной власти и местного самоуправления, - дача взятки, предусмотренная ст. 291 УК РФ.
Примечание. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника (в том числе в случае, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) наказывается штрафом в размере до 500 000 руб. Максимальный штраф может составлять до 30-кратной суммы взятки. Возможны также лишение права занимать определенные должности и реальный срок - лишение свободы на срок до двух лет.
За незаконное вознаграждение от имени юридического лица установлена административная ответственность согласно ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ.
Примечание. Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий в интересах данного юридического лица должностным лицом влекут наложение на юридических лиц административного штрафа. Минимальный размер штрафа составляет 1 000 000 руб. с конфискацией переданного.
Коррупционные правонарушения, которые могут быть совершены сотрудниками коммерческих организаций при осуществлении своих полномочий
Злоупотребление полномочиями
Одним из правонарушений с коррупционной составляющей, которые могут быть совершены в ходе осуществления коммерческой деятельности, является злоупотребление полномочиями, запрещенное ст. 201 УК РФ.
Примечание. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, если данное деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций, наказуемо. Это могут быть штраф до 200 000 руб., исправительные работы на срок до двух лет либо лишение свободы на срок до четырех лет.
Если указанные деяния повлекли тяжкие последствия, то штраф вырастает до 1 000 000 руб., принудительные работы могут быть на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности, срок лишения свободы может увеличиться до 10 лет.
При этом выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом или муниципальным учреждением, признается лицо, выполняющее функции:
- единоличного исполнительного органа;
- члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа;
- постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
Коммерческий подкуп
Уголовно наказуемое деяние в виде коммерческого подкупа предусмотрено ст. 204 УК РФ. Так, под коммерческим подкупом понимаются незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации, денег, иного имущества, а также незаконное оказание ему услуг имущественного характера (в том числе в случае, когда по указанию такого лица имущество передается или услуги оказываются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если обозначенные действия входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям.
Примечание. За совершение коммерческого подкупа установлена ответственность в виде штрафа в размере до 400 000 руб., ограничения свободы на срок до двух лет либо исправительных работ на срок до двух лет.
Части 2 - 8 ст. 204 УК РФ предусматривают квалифицированные составы данного преступления - с отягчающими обстоятельствами, за которые предусмотрены более строгие меры уголовной ответственности.
Мелкий коммерческий подкуп
Вместе с тем ст. 204.2 УК РФ устанавливает ответственность за менее значимое преступление - мелкий коммерческий подкуп. Это коммерческий подкуп на сумму, не превышающую 10 000 руб.
Примечание. Мелкий коммерческий подкуп наказывается штрафом в размере до 150 000 руб. либо обязательными работами на срок до 200 часов или исправительными работами на срок до одного года, предусмотрено и ограничение свободы на срок до одного года.
Часть 2 ст. 204.2 УК РФ устанавливает ответственность за совершение мелкого коммерческого подкупа с отягчающими обстоятельствами - наличие судимости.
При этом закрепляется положение о том, что лицо, совершившее передачу предмета мелкого коммерческого подкупа, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию преступления и либо в его отношении имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о передаче предмета подкупа.
Посредничество в коммерческом подкупе
Отметим, что уголовная ответственность установлена не только за непосредственно коммерческий подкуп, но и за посредничество в коммерческом подкупе. Согласно ст. 204.1 УК РФ посредничество в коммерческом подкупе - это непосредственная передача предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) по поручению лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа, либо иное способствование этим лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета коммерческого подкупа в значительном размере.
Примечание. Посредничество в коммерческом подкупе наказывается штрафом в размере до 400 000 руб. либо ограничением свободы на срок до двух лет, возможны также исправительные работы на срок до двух лет.
Трактовка судами рассматривавшихся выше статей УК РФ
Разъяснения относительно применения статей УК РФ о даче взятки и коммерческом подкупе даны в Постановлении Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 <1>. Выделим главное.
--------------------------------
<1> "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях".
Предмет взятки. Предметом взяточничества и коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.
Под незаконным оказанием услуг имущественного характера суды понимают предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств, например предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами.
Имущественные права включают как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.
Оценка размера взятки. Переданное в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта.
Совершение преступления. Получение и дача взятки, а равно незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, посредничество во взяточничестве в виде непосредственной передачи взятки считаются оконченными с момента принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей, например с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является. При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.
Получение же должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, ценностей за совершение действий (бездействие), которые входят в его полномочия либо которые оно могло совершить с использованием служебного положения, следует квалифицировать как получение взятки либо коммерческий подкуп - вне зависимости от намерения совершить указанные действия. В том случае, если указанное лицо получило ценности за совершение действий, которые в действительности оно не может осуществить ввиду отсутствия служебных полномочий и невозможности использовать свое служебное положение, такие действия при наличии умысла на приобретение ценностей следует квалифицировать как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
Как мошенничество нужно квалифицировать и действия лица, получившего ценности якобы для передачи должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации, в качестве взятки либо предмета коммерческого подкупа, однако заведомо не намеревавшегося исполнять свое обещание и обратившего эти ценности в свою пользу. Владелец переданных ему ценностей в указанных случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп.
Профилактика коррупционных правонарушений
Согласно ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
На практике можно проводить на постоянной основе ознакомление сотрудников с законодательством, предусматривающим ответственность за совершение коррупционных правонарушений, под подпись, принять внутренние положения по урегулированию конфликтов интересов, разработать кодекс этики, при внедрении рабочих процессов не допускать наличие коррупциогенных факторов.
Кроме того, Рострудом разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.
При создании системы мер противодействия коррупции в организации рекомендуется основываться на следующих ключевых принципах:
1. Принцип соответствия политики организации действующему законодательству и общепринятым нормам.
2. Принцип личного примера руководства - ключевая роль руководства организации в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.
3. Принцип вовлеченности работников - информированность работников организации о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции - разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения организации, ее руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности данной организации коррупционных рисков.
5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур - применение в организации таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и дают значимый результат.
6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания - неотвратимость наказания для работников организации вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства организации за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.
7. Принцип открытости бизнеса - информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в организации антикоррупционных стандартах ведения бизнеса.
8. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга - регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.
Предлагается предусматривать следующие антикоррупционные мероприятия:
- разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
- разработка и внедрение положения о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов;
- разработка и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;
- введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки;
- введение антикоррупционных положений в трудовые договоры работников;
- введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов обратной связи, телефона доверия и т.п.);
- введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов обратной связи, телефона доверия и т.п.);
- введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов;
- введение процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций;
- проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, и разработки соответствующих антикоррупционных мер;
- ротация работников, занимающих должности, связанные с высоким коррупционным риском;
- ежегодное ознакомление работников под подпись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в организации;
- проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
- организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур;
- осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета;
- осуществление регулярного контроля экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском - обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам;
- периодическое проведение внешнего аудита;
- привлечение внешних независимых экспертов при осуществлении хозяйственной деятельности организации и организации антикоррупционных мер;
- подготовка и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции.
Указанные мероприятия призваны способствовать эффективной деятельности организаций и недопущению в их работе каких-либо коррупционных проявлений.
* * *
Сотрудники коммерческих организаций могут участвовать в даче взятки и незаконном вознаграждении от имени юридического лица. Кроме того, существенным образом может подорвать хозяйственную деятельность компании такое правонарушение, как коммерческий подкуп. В целях недопущения подобных нарушений необходимо в обязательном порядке принимать меры по профилактике коррупционных правонарушений.
Н.А. Петрова Эксперт журнала "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения"
6 января 2019
Теги: Коррупция