"ОАЗИСЫ НАЛОГОВОГО БЛАГОДЕНСТВИЯ" БУДУТ УХОДИТЬ В ИСТОРИЮ

"ОАЗИСЫ НАЛОГОВОГО БЛАГОДЕНСТВИЯ" БУДУТ УХОДИТЬ В ИСТОРИЮ

Документ предоставлен КонсультантПлюс

"Бухгалтерия и банки", 2019, N 3

Кажется, что совсем недавно мы сдавали налоговые декларации на бумаге и ждали, когда инспектор поставит штамп на нашем экземпляре. Буквально еще вчера отправляли письма и запросы по почте с описью вложения и уведомлением в дальние налоговые инспекции, а в ходе проверки распечатывали тонны бумаги. Сегодня на смену этому пришли новые, современные онлайн-сервисы и программное обеспечение, которые позволяют, не выходя из офиса, сдавать налоговые декларации, получать и отправлять письма (запросы, требования и др.).

Одновременно с этим мы видим, как изменяются подходы налоговых органов к вопросам проверок и контрольных мероприятий. Вместе с этими изменениями в нашу работу пришли понятия "бенефициарный собственник", "налоговый мониторинг", "информационный обмен", "страновой отчет" и многие другие. Все это наряду с изменением налогового законодательства направлено на повышение эффективности налоговой системы, прозрачность сделок, в том числе с иностранными юрисдикциями.

1

Последние мировые тенденции говорят нам о том, что это общемировая практика, в рамках которой Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединив более 100 стран под своими знаменами, начала борьбу с размыванием налогооблагаемой базы и перемещением прибыли в низконалоговые юрисдикции.

В рамках этой работы страны фактически создают единое прозрачное информационное поле, которое позволяет каждой из стран-участниц путем информационного обмена получать необходимую информацию о соответствующей организации, зарегистрированной в иностранной юрисдикции.

Если мы посмотрим на развитие в России практики по вопросам, связанным с выплатами доходов иностранным организациям, то увидим следующее.

В начале истории кредитной организации достаточно было убедиться, что выплата подпадает под требования законодательства (включая международные соглашения об избежании двойного налогообложения), и, получив подтверждение резидентства (или проанализировав банковский альманах), применить льготный режим налогообложения.

На следующем этапе развития кредитная организация уже должна была еще запрашивать от контрагента подтверждение того, что он действительно является фактическим получателем дохода (или сообщить, что контрагент не является фактическим получателем дохода, указать, кто же им является, и получить от этой организации соответствующее подтверждение).

Двигаясь далее по спирали развития, кредитная организация пришла к необходимости анализировать различные данные, которые должны составить доказательную базу того, что контрагент (иностранная организация) является фактическим получателем дохода и ведет финансово-хозяйственную деятельность.

В рамках этого ФНС России в письме от 28.04.2018 N СА-4-9/8285 "О практике рассмотрения споров по применению концепции лица, имеющего фактическое право на доход (бенефициарного собственника)" говорила о том, что каждое из представляемых налогоплательщиками доказательств ведения иностранной организацией деятельности должно свидетельствовать об осуществлении самостоятельной предпринимательской деятельности, об использовании получаемого дохода для создания экономического центра прибыли в иностранной юрисдикции или привлечения иностранного капитала в российскую экономику.

Одновременно с этим главный налоговый орган указал на то, что контрагент - иностранная компания должен быть признан техническим, обладающим признаками кондуитности, в случае если деятельность иностранной компании не имеет признаков отдельной части бизнеса (бизнес-цели), какие-либо операции, обусловливающие хозяйственную деятельность, отсутствуют, а платежи обладают транзитным характером, деятельность иностранной компании не сопряжена с финансовыми и иными рисками, нормальными для предпринимательской деятельности, компания не получает выгоды от распоряжения (использования) дохода, а сотрудники компании фактически не осуществляют функции контроля и управления в отношении компании.

Подобные требования подтолкнули налогоплательщиков разработать и внедрить в текущую практику дополнительные критерии оценки и анализа в целях подтверждения фактического получателя дохода. Основываясь на этом, налогоплательщики формируют пакет документов, подтверждающих, что контрагент - иностранная организация ведет реальную деятельность и не является кондуитной компанией.

Тут у налогоплательщиков, в том числе кредитных организаций, образовалось огромное поле для деятельности, и каждый выбрал в нем свою линию поведения. Несмотря на то что подходы у всех разные, их объединяет два основополагающих момента:

- первый - получаемые иностранным контрагентом денежные средства не перечисляются транзитом третьему лицу;

- второй - компания (иностранный контрагент) осуществляет реальную деятельность в своей юрисдикции.

Рассматривая первый блок, необходимо доказать, что эти денежные средства получены и ими реально пользуется именно компания-контрагент в своих интересах. Тут налогоплательщики используют различные варианты, начиная с отчетности компании и заканчивая письменными подтверждениями от контрагента. В этом вопросе большое значение имеет уровень взаимоотношений с контрагентом, и следует отметить, что универсального списка документов не существует, каждая кредитная организация отталкивается от своего опыта и понимания ситуации.

Говоря о втором блоке, можем отметить, что это тоже непростая задача, поскольку, как и в первом блоке, тут нет готовых решений. Подчеркнем, что налоговые органы и их представители неоднократно обозначали подходы к этой проблематике. К числу наиболее ярких относятся следующие подходы:

- контрагент получает доходы от различных источников (основная их доля не является доходами, перечисляемыми из РФ);

- контрагент ведет нормальную хозяйственную деятельность, и это подтверждается соответствующими расходами и их объемом;

- контрагент располагает штатом, необходимым для осуществления подобной деятельности;

- контрагент располагает соответствующей технической базой для осуществления деятельности и т.д.

Как видим, единого подхода к подобным ситуациям, который был бы установлен списком документов, устраивающих ФНС России, нет. Но в 2019 году ситуация частично начала меняться с неожиданной стороны.

2

Как известно, исторически наибольший интерес со стороны налоговых органов вызывали офшорные зоны, которые позволяли проводить налогообложение по льготной схеме. Законодательство в области налогообложения в подобных юрисдикциях всегда было очень лояльно к налогоплательщикам и позволяло проводить различные операции, оптимизирующие налогооблагаемую базу. Однако время идет, и вот средства массовой информации и Интернет стали заполняться материалами, рассказывающими, что любимые многими островные офшорные зоны стали изменять свое законодательство под влиянием текущих тенденций и ОЭСР.

В рамках подобных изменений офшорные зоны начинают вводить в своем законодательстве требования к реальной экономической деятельности компаний, которые являются налоговыми резидентами соответствующих юрисдикций. К подобным юрисдикциям (ужесточающим правила игры), в частности, относятся Британские Виргинские острова, Каймановы острова, остров Мэн, Бермуды, остров Гернси, Багамские острова, Сейшельские острова, остров Джерси.

Изменение законодательства направлено на изменение ситуации на теневом рынке налогообложения и призвано исключить эти юрисдикции из черного списка юрисдикций, которые не сотрудничают по налоговым вопросам. Подобное давление сыграло свою роль, и эти "волшебные" юрисдикции начинают менять свое отношение к данному вопросу и изменяют свое законодательство. Подобные изменения будут предусматривать, что компания, зарегистрированная в соответствующей юрисдикции, должна будет отвечать определенным требованиям. К подобным требованиям могут быть отнесены такие требования, которые соответствуют вышеуказанным критериям ФНС России, в частности:

- компания должна располагать активами, позволяющими осуществлять деятельность, в частности такими, как помещение (офис), оборудование, расходные материалы;

- компания должна располагать необходимым штатом квалифицированных сотрудников, обладающих соответствующей квалификацией, позволяющей решать поставленные задачи;

- компания должна нести соответствующие затраты, которые характерны для компаний данной направленности, на соответствующем нефиктивном уровне.

Как уже говорилось, данные требования во многом пересекаются с требованиями ФНС России по вопросам реальной деятельности компаний-контрагентов (резидентов иностранных юрисдикций). Что позволяет в дальнейшем использовать это в работе по подтверждению реальной деятельности иностранной компании - контрагента.

Примечание. Из письма ФНС России от 28.04.2018 N СА-4-9/8285

Право на применение льготы напрямую поставлено в зависимость от того, является ли лицо, получающее льготу, фактическим собственником получаемого дохода, а также находится ли реальный центр прибыли в стране, предоставляющей льготу, в связи с чем при проверке правильности применения льготы необходимо осуществлять проверку непосредственно лица, претендующего на получение льготы, на его соответствие понятию фактического собственника дохода.

Налоговому органу для отказа в применении льгот по соглашению необходимо доказать, что непосредственный получатель дохода не является фактическим получателем дохода, и не устанавливать конечного бенефициарного собственника дохода, так как льготы по международным соглашениям предоставляются только в отношении операций между резидентами двух договаривающихся государств.

Возможно, в ближайшее время мы будем наблюдать изменение тех правил игры, которые складывались годами, и соответствующие оазисы налогового благоденствия будут уходить в историю (в том виде, к которому мы привыкли). Этому будут способствовать немалые штрафные санкции, а также перспектива уголовной ответственности и исключение компаний из списка юридических лиц.

Отметим, что данные правила игры распространяются как на новые (открытые в 2019 году) компании, так и на компании, существовавшие до 2019 года.

* * *

Подобные постепенные изменения, происходящие в мировом налогообложении, говорят нам о том, что компетентные органы различных стран вводят единые правила в большинстве юрисдикций, которые требуют от налогоплательщиков выйти из тени и заплатить налоги, не участвуя в серых схемах по оптимизации налогооблагаемой базы и минимизации налоговой нагрузки.

А. Князев

Налоговый эксперт

Подписано в печать

05.02.2019

12 мая 2019


Теги: Бухгалтерия и банки

К списку статей

Наверх

Корзина