ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ЧАСТИ I НК РФ В 2021 ГОДУ

Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ внесен целый ряд изменений в Налоговый кодекс. В данной статье речь пойдет о поправках, внесенных в часть первую НК РФ, касающихся налогоплательщиков - юридических лиц.
Некоторые из них действуют с 23.12.2020, некоторые - с 01.01.2021. Есть и те, что применяются с 01.07.2021.
Изменения, которые действуют с 23.12.2020
Об изменениях для участников РИП
О новом основании для прекращения налоговых льгот. Согласно п. 3 ст. 25.12-1 НК РФ в случае, если в ходе налоговой проверки было выявлено несоответствие регионального инвестиционного проекта (РИП) и (или) его участника требованиям, установленным НК РФ, применение налоговых льгот, указанных в п. 1.5-1 ст. 284, п. 3 ст. 284.3-1 и п. 2 ст. 342.3-1 НК РФ, прекращается на основании вступившего в силу решения по результатам данной проверки с начала налогового периода, в котором данным участником было допущено такое несоответствие.
Теперь прекращение применения налоговых льгот наступает в случае невыполнения участником РИП обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе в части сумм финансирования капитальных вложений РИП.
О предмете ВНП. Внесена поправка в ст. 89.2 НК РФ, согласно которой предметом выездной налоговой проверки налогоплательщика - участника РИП, помимо предмета, установленного п. 4 ст. 89 НК РФ, является не только соответствие показателей реализации РИП требованиям, предъявляемым к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным НК РФ и (или) законами соответствующих субъектов РФ, но и выполнение участником РИП обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе в части сумм финансирования капитальных вложений РИП.
О получении налогоплательщиком налогового уведомления
С
огласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Теперь в этом пункте содержится положение о том, что налогоплательщик (его законный или уполномоченный представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Налоговое уведомление передается налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю либо через МФЦ) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления.
Форма заявления о выдаче налогового уведомления утверждена Приказом ФНС России от 11.11.2019 N ММВ-7-21/560@.
Об уточнении порядка возврата сумм излишне уплаченных
(излишне взысканных) налогов
Пункт 6 ст. 78 НК РФ дополнен двумя новыми абзацами следующего содержания.
Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным пунктом.
Возврат суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, особенности исчисления и уплаты которого закреплены в ст. 310.1 НК РФ, может осуществляться на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога, либо на указанный в этом заявлении налогоплательщика открытый в банке счет иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя и (или) лица, которому открыт счет депозитарных программ, в случае, если через таких лиц осуществлялась выплата дохода налогоплательщику.
Внесено дополнение и в п. 5 ст. 79 НК РФ: возврат суммы излишне взысканного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога.
О процентах, начисленных за нарушение срока возврата
сумм излишне уплаченных налогов
Согласно п. 10 ст. 78 НК РФ в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением установленного срока, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Теперь этот пункт дополнен двумя новыми абзацами следующего содержания:
"Проценты, начисленные налоговым органом в соответствии с настоящим пунктом на дату вынесения решения о возврате суммы излишне уплаченного налога, подлежат уплате налогоплательщику на основании такого решения без заявления налогоплательщика об уплате процентов.
В иных случаях проценты, начисленные налоговым органом в соответствии с настоящим пунктом, подлежат уплате налогоплательщику по заявлению налогоплательщика".
Изменения, которые действуют с 01.01.2021
О налоговой тайне
Положения о налоговой тайне закреплены в ст. 102 НК РФ. Она дополнена п. 11, где говорится следующее.
Положения ст. 102 НК РФ в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения упомянутых сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, поступившие от налоговых органов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления для осуществления оценки налоговых расходов в соответствии со ст. 174.3 БК РФ.
Доступ к указанным в данном пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, поступившим от налоговых органов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих органов.
Изменения, которые применяются с 01.07.2021
О признании налоговой декларации непредставленной
Статья 80 НК РФ дополнена п. 4.1 и 4.2.
Благодаря этим изменениям налоговая декларация (расчет) будет считаться непредставленной, если при проведении камеральной налоговой проверки на основе такой налоговой декларации (расчета) установлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
- в ходе мероприятий налогового контроля установлен факт подписания налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
- физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшее налоговую декларацию (расчет), дисквалифицировано на основании вступившего в силу постановления о дисквалификации по делу об административном правонарушении и срок, на который установлена дисквалификация, не истек ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);
- в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния содержатся сведения о дате смерти физического лица, наступившей ранее даты подписания налоговой декларации (расчета) усиленной квалифицированной электронной подписью этого физического лица;
- в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшего налоговую декларацию (расчет), в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об указанном лице ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);
- в отношении налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - организации в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа) ранее даты представления таким лицом в налоговый орган налоговой декларации (расчета);
- обстоятельства, предусмотренные п. 5.3 ст. 174 либо п. 7 ст. 431 НК РФ, - несоответствие показателей представленной декларации по НДС контрольным соотношениям либо ошибки (несоответствия) по сведениям по физическим лицам, представляемые в составе расчета по страховым взносам.
При установлении хотя бы одного из приведенных обстоятельств налоговый орган в срок не позднее пяти дней со дня установления такого обстоятельства обязан уведомить налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) о признании соответствующей налоговой декларации (расчета) непредставленной.
ФНС должна утвердить форму и формат уведомления о признании налоговой декларации (расчета) непредставленной.
Кроме того, в ст. 80 НК РФ вводятся дополнительные требования к доверенности на подписание декларации в электронной форме.
В частности, к налоговой декларации должна прилагаться копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание декларации, либо подтверждающий указанные полномочия документ в электронной форме, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.
ФНС также должна утвердить формат документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), в электронном виде и порядок его направления по ТКС.
О порядке проведения камеральной проверки
Представление пояснений налогоплательщиком. Согласно п. 6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки (КНП) налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.
Эта норма дополнена абзацем следующего содержания. Налогоплательщик вправе в качестве пояснения представить в электронной форме реестр подтверждающих документов. Форма и порядок заполнения, а также формат и порядок представления такого реестра в электронном виде утверждаются ФНС.
Представление уточненной декларации. С 01.07.2021 п. 9.1 ст. 88 НК РФ изложен в следующей редакции.
В случае если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, КНП ранее поданной декларации прекращается и начинается новая "камералка" на основе уточненной декларации.
КНП на основе декларации, по которой налоговым органом в соответствии с п. 4.2 ст. 80 НК РФ налогоплательщику направлено уведомление о признании налоговой декларации непредставленной, прекращается в день направления указанного уведомления. Если такая декларация была уточненной, то по ранее представленной в налоговый орган налогоплательщиком декларации камеральная проверка возобновляется. В этом случае в срок проведения КНП по ранее представленной налоговой декларации не включается срок прекращенной КНП.
Прекращение КНП означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее представленной налоговой декларации. При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной КНП, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
С.И. Егорова
Эксперт журнала
"Налог на прибыль:
учет доходов и расходов"
11 Марта 2021