ОСНОВНОЙ СРОК ДЛЯ СОУТ ИСТЕК: ЧТО ДАЛЬШЕ

Шкловец Иван Иванович - заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости.

Хотя 2018 г. уже позади, организаций, которые не провели у себя спецоценку условий труда (СОУТ), еще очень много. Как следствие, не ослабевает и поток вопросов о порядке проведения спецоценки. На некоторые из них мы попросили ответить заместителя руководителя Роструда.

- Иван Иванович, разъясните, пожалуйста, вот такую ситуацию. В компании всего два сотрудника. Но в комиссии по проведению СОУТ должно быть нечетное количество членов. Надо ли в этом случае вообще проводить спецоценку? Если да, то допустимо ли, чтобы комиссия состояла из одного человека?

- Работодатель обязан провести СОУТ при наличии хотя бы одного рабочего места, на котором работает штатный сотрудник <1>.

Действительно, для проведения спецоценки работодатель образует комиссию, число членов которой должно быть нечетным <2>. При этом отсутствие возможности формирования такой комиссии из числа штатных работников не освобождает работодателя от обязанности провести СОУТ.

Замечу, что работодатели, отнесенные к субъектам малого предпринимательства, помимо штатных работников, могут включать в состав комиссии специалистов по охране труда, привлекаемых по гражданско-правовому договору <3>.

- Предположим, что фирма не ведет деятельность, сдает нулевую отчетность, налоги не платит. Сотрудников нет, а гендиректор находится в неоплачиваемом отпуске. Оштрафуют ли фирму за непроведение спецоценки?

- Требование по проведению спецоценки условий труда действует с 2014 г. со дня принятия Закона "О специальной оценке условий труда".

Если фирма в период с 2014 г. по 2019 г. вела деятельность и с работниками заключались трудовые договоры, она должна была провести спецоценку. У нее было достаточно времени для этого.

- Не позднее 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении СОУТ в трудинспекцию по месту нахождения организации нужно подать декларацию соответствия условий труда установленным нормативам. Есть ли ответственность за нарушение этого срока?

- Спецоценка условий труда - это единый комплекс последовательно проводимых мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника <4>.

Декларация, о которой вы говорите, оформляется, если на рабочем месте не выявлены вредные или опасные факторы. Она - часть спецоценки условий труда. Таким образом, нарушение порядка декларирования является нарушением порядка проведения спецоценки <5>.

Декларацию нужно подать в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя <6>. Нарушение 30-дневного срока влечет предупреждение или административный штраф <7>:

- для компаний - от 60 000 до 80 000 руб.;

- для их руководителей или индивидуальных предпринимателей - от 5000 до 10 000 руб.

- Могут ли работодатели при проверке трудинспекцией ссылаться на ответ, полученный ими либо прочитанный на портале онлайнинспекция.рф? Будет такой ответ основанием для освобождения от штрафа за "спецоценочные" нарушения?

- Сервисы на портале онлайнинспекция.рф, включая сервисы, содержащие ответы на вопросы о соблюдении требований трудового законодательства, основаны на результатах надзорной практики и помогают работодателям понять, как следует соблюдать эти требования.

Если решение инспектора по труду по результатам проверки противоречит ответу, опубликованному на портале от имени Роструда, такое решение можно обжаловать как в досудебном, так и в судебном порядке.

- На некоторых бухгалтерских интернет-ресурсах активно обсуждается информация о том, что в 2019 г. трудинспекции не будут штрафовать за непроведение спецоценки ввиду того, что не сформирована единая электронная база результатов проведения СОУТ организациями. Действительно ли это так?

- Организации (кроме созданных в 2018 г.) должны были завершить процедуры спецоценки до окончания 2018 г. <8> При выявлении организаций, которые этого не сделали, трудинспекция проводит проверку, в ходе которой используются сведения, содержащиеся в различных информационных ресурсах. К ним относятся данные Федеральной государственной информационной системы результатов спецоценки условий труда (ФГИС СОУТ), реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, данные, полученные из Фонда социального страхования, а также с официальных сайтов работодателей.

К слову сказать, ФГИС СОУТ ведется и поддерживается с 2014 г.

--------------------------------

<1> ч. 1, 3 ст. 3 Закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее - Закон N 426-ФЗ).

<2> ч. 1 ст. 9 Закона N 426-ФЗ.

<3> ч. 3 ст. 9 Закона N 426-ФЗ.

<4> ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ.

<5> ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ.

<6> пп. 3, 5 приложения N 2 к Приказу Минтруда от 07.02.2014 N 80н.

<7> ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

<8> ч. 1, 2 ст. 17, ч. 4, 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ.

Беседовал

А.В. Кононенко

Юрист

Подписано в печать

15.02.2019

15 Апреля 2019


Теги: СОУТ

К списку статей

Наверх

Корзина