ПАМЯТНИК НА СИТЦЕ

«В 1901 году в музей от частных лиц поступило пять платков Т-ва Даниловской мануфактуры в Москве с изображением: о. Иоанна Кронштадского, Суворова, Скобелева, памятника Императору Александру II в Москве и подвига Сусанина». Эти строки из отчета Самарского публичного музея за 1901 год были для нас лишь музейной историей: многие уникальные экспонаты (особенно из дореволюционных поступлений) безвозвратно утрачены в ходе исторических перипетий. Но в фондах нашего музея все же сохранился один из пяти вышеназванных платков с изображением памятника Императору Александру II.
Началась интересная работа по атрибуции этого музейного предмета. Необходимо было определить точное место и время установки памятника и, хотя бы предположительно, год выпуска платка. В результате поисков наиболее полную информацию о памятнике удалось найти в N35 журнала «Нива» за 29 августа 1898 года.
Изображенный в центре платка памятник Императору Александру II, погибшему от бомбы народовольцев 1 марта 1881 года, был возведен по южному склону кремлевского холма по проекту Н.В.Султанова и П.В.Жуковского. Николай Владимирович Султанов (1850-1908) – русский архитектор, искусствовед, реставратор, директор Института гражданских инженеров императора Николая I. В 1893-1898 годах занимался разработкой архитектурной части памятника Александру II в Московском Кремле. Вместе с ним эти годы работал над проектом русский художник Павел Васильевич Жуковский (1845-1912). Он был членом-учредителем Русского музея в Петербурге, участвовал в разработке проекта здания Музея изобразительных искусств в Москве.
После трехлетних земляных работ 14 мая 1893 года произошла закладка первого камня. Строительство длилось пять лет, и 16 августа 1898 года в присутствии императора Николая II состоялось торжественное открытие. Памятник занимал площадь в 323 кв. саженей (688 кв.м). Если смотреть на памятник с Замоскворечья или со стороны Спасских и Боровицких ворот, то все сооружение представлялось как бы вырастающим из нижнего кремлевского сада, примыкая верхней своей площадью к внешнему краю плаца. По боковым сторонам памятника спускались по склону холма две каменные лестницы, заканчивающиеся широким сходом, ведущим в сад близ церкви св. Константина и Елены. Памятник состоит из поднимающегося над склоном кремлевского холма выступа высотою 17 метров, обрамленного вверху с трех сторон сквозной галереей, со статуей императора под высокой сенью с шатровым верхом. Арки и своды галереи поддерживались 152 колоннами, расположенными в два ряда. По фризу галереи высечена надпись: «Сооружен добровольным иждивением русского народа. Заложен в лето от Рождества Бога Слова 1893 великим Государем нашим Императором Александром Александровичем и окончен при великом Государе нашем Императоре Николае Александровиче в лето 1898».
В галерею вели два входа, в виде сеней; над крышей правого входа герб дома Романовых в виде грифона с мечом и щитом, а над левой входной сенью - герб города Москвы с Георгием Победоносцем. Своды галереи были украшены мозаичным золоченым орнаментом в стиле итальянского ренессанса в виде розеток и звезд. Эта мозаика служила узорным фоном, на котором располагались большие медальонные мозаичные портреты русских государей, начиная со св. Владимира и до императора Николая I. Всего было 33 портрета. Эти же портреты мы видим по периметру платка Даниловской мануфактуры. По бокам портретов указаны годы начала и конца царствования каждого государя. Мозаика портретов и всей галереи сделана в Венеции. В боковых входах и в углах галереи подвешены к своду четыре бронзовых золоченных электрических канделябра.
Высокая сень галереи изготовлена из темно-розового финского гранита. Четырехсторонняя кровля главной сени сделана из бронзовых листов чеканной работы, украшенных рельефным орнаментом с заливкою фона темно-зеленой эмалью. Шатер главной сени увенчан большим бронзовым золоченым двуглавым орлом. Высота сени от поверхности площади до вершины орла - 36,2 метра. В центре купола средней сени - изображение Императорской короны в золотых лучах. По краям купола надпись золотыми буквами: «Родился 17 апреля 1818 г. Вступил на престол 19 февраля 1855 г. Венчался на царство 26 августа 1856 г. В Бозе почил 1 марта 1881 г.». Статуя императора изготовлена профессором скульптуры А.М.Опекушиным из темно-зеленой бронзы высотою 4,97 метра. Размещалась на пьедестале из красного гранита. Император Александр II изображен в одеянии, в котором венчался на царство, в полной генеральской форме и в Императорской порфире. На лицевой стороне пьедестала надпись: «Императору Александру II любовию народа».
Торжеству открытия памятника предшествовал выход императора Николая II из
дворца в Успенский собор к литургии, крестный ход в Чудов монастырь, затем к памятнику. Перед ним на площади были выстроены войска, за ними учащиеся с учителями и многочисленные приглашенные, в том числе и из Самары. 16 июня министр внутренних дел сообщил самарскому губернатору А.С.Брянчанинову, что по проекту церемониала открытия памятника от каждой губернии принимают участие губернский предводитель дворянства, председатель губернской земской управы, городской голова и два волостных старшины по выбору губернатора. От Самары соответственно были титулярный советник А.А.Чемодуров, отставной капитан В.Н.Карамзин, статский советник П.А.Арапов. Последний получил удостоверение от губернатора и триста рублей от городской думы на поездку в Москву. В Самару городской голова П.А.Арапов вернулся не с пустыми руками. При личной встрече 21 августа с митрополитом московским Владимиром он получил в дар городу икону св. Алексия митрополита Московского, которую установили затем в зале заседаний городской думы.

Надо сказать, что императору Александру II самарцы посвящали многие начинания. 6 апреля 1866 года по инициативе губернатора Б.П.Обухова принято решение о сооружении кафедрального собора во имя Воскресения Христа Спасителя на Соборной площади (ныне пл. Куйбышева) в честь спасения императора Александра II от покушения Д.Каракозова. 29 августа 1871 года Александр II посетил Самару и положил камень в стену строящегося собора. Вот как описывает это событие П.В.Алабин: «Пароход сделал поворот и подошел к пристани. Государь-император, один всем видимый, во всём царственном величии своём стоял на кожухе парохода. Тысячи шапок полетели верх, и флаг взвился над триумфальными воротами, когда Государь с дебаркадера вступил на мостки, приближаясь к ожидавшим его, для встречи, милостиво кланяясь народу; благосклонно приняв хлеб-соль и выслушав приветственное слово городского головы, также приняв хлеб-соль от крестьян и, удостоив, обратил внимание на поднесённого купцом Мясниковым трехпудового, живого осетра, бойко плескавшегося в огромной лохани». И далее: «Сделали все необходимые приготовления для положения камня, а именно: вывели часть стены храма с таким расчетом, чтобы камень будучи положен на этой части стены, приходился на высоте человеческого роста, внутри здания на самом видном месте; сделали устланный красным сукном и убранный флагами помост для следования Государя по постройке к месту положения камня; из белого прочного камня вытесали подобие большого кирпича, который предполагали преподнести Государю для положения в стену; приготовили серебряный молоток, лопатку и прочие принадлежности, употребляемые при каменной кладке. Государь изволил потребовать план Собора и внимательно его рассмотрев, изволил совершить положение камня. После того изволил указать Великим Князьям Александру Александровичу и Владимиру Александровичу так же положить по камню». Эти три камня, серебряные инструменты, деревянный ящик и шайка для воды хранились в соборе в специальном ковчеге.
Каким было отношение большинства жителей города к императору? Это отношение можно проиллюстрировать одним фактом. После того как император Александр II вместе со своими сыновьями положил камни в стены строящегося Кафедрального собора и стал возвращаться с площади, толпа, окружавшая государя, была в таком умилении, что мужчины снимали с себя верхнюю одежду, а женщины – платки, и бросали под ноги государю в надежде, что их коснется стопа обожаемого монарха. Эту одежду хранили как семейную реликвию. С этим царем люди связывали и освобождение от крепостного права, и реформы, которые вдохнули новую жизнь в российское и самарское общество.
С личностью императора связано строительство Александровского железнодорожного моста через Волгу, его именем было названо открывшееся в Самаре ремесленное училище. В 1880 году в честь 25- летнего царствования Александра II городская дума приняла решение о наименовании публичной библиотеки Александровской, об устройстве Зала императора Александра II.
В 1881 году после гибели императора городская дума приняла решение о строительстве памятника Александру II на Алексеевской площади (ныне пл. Революции). Закладку памятника по проекту В.О.Шервуда совершили 8 июля 1888 года в присутствии губернатора А.Д.Свербеева, городского головы и гласных думы. 30 августа 1889 года состоялось его открытие. Это был первый памятник города. Приезжавшие в Самару люди единодушно признавали, что это лучший памятник императору из тех, что стояли в волжских городах. Он был изображен в генеральском сюртуке, в военной фуражке, опирающимся на саблю. По углам постамента располагались четыре символические фигуры. Это черкес, ломающий шашку (символ покорения Кавказа); болгарка, благодарившая царя за освобождение своей страны; среднеазиатская женщина, сбрасывающая чадру, и русский крестьянин, осеняющий себя крестным знамением. Кстати, окрестные крестьяне, приезжая в Самару и осматривая скульптурную композицию, первым делом обращали внимание на то, какими достоверными, «настоящими» были лапти на ногах скульптурного крестьянина.
Весной 1918 года фигура царя в кремлевском комплексе была сброшена с монумента. Полностью памятник демонтирован в 1928 году. Самарский памятник также демонтировали в 1920-е годы. В 1927 году на постаменте место императора занял вождь мирового пролетариата Ленин.

В 1898 году по случаю открытия памятника императору Александру II в Москве был выпущен редкий мемориальный памятный рубль. Тираж его составил всего лишь 5 000 штук. На аверсе профиль императора и надпись по кругу «АЛЕКСАНДРЪ II ИМПЕРАТОРЪ И САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОССIЙСКIЙ родился 17 апреля 1818 года скончался 1 марта 1881 года». На реверсе изображение памятника, под ним номинал «РУБЛЬ.» и надпись по кругу «ИМПЕРАТОРОМЪ АЛЕКСАНДРОМЪ III заложенъ въ 1893 году» «ИМПЕРАТОРОМЪ НИКОЛАЕМЪ II открытъ въ 1898 году» «въ кремлъ московскомъ». На нумизматическом жаргоне этот рубль называется «Дворик».
Наш декоративный платок тоже создан в 1898 году к открытию памятника и в честь 80-летней годовщины со дня рождения Императора Александра II. Конечно жаль, что утрачены другие декоративные платки, поступившие в том же 1901 г. в музей в количестве 20 штук с изображением Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны, разных русских писателей и другими рисунками. Но этот единственный тем более интересен нам и как Он интересен и как запечатленное изображение уже несуществующего памятника, и как образец продукции Даниловской мануфактуры, одной из крупнейших в России н. XX века, и как один из первых экспонатов Самарского историко - краеведческого музея им. П.В.Алабина.
Ирина Крамарева
Музей им. П.В.Алабина
15 июля 2019
Теги: Самарские истории