ПЕРВАЯ ШКОЛА УЕЗДНОЙ САМАРЫ

Утром 30 августа 1825 года 60 учеников были собраны в здании первого учебного заведения нашего города и после слушания Евангелия в сопровождении учителей и воинской команды отправились в собор. Впереди процессии один из учеников нес на шелковой розовой с бахромой подушке устав учебных заведений. После литургии протоиерей Иоанн Соготовский произнес назидательное слово. Затем был отслужен благодарственный молебен и совершен крестный ход с образами и хоругвями под колокольный звон в учебное здание. Там почетный смотритель А.А.Путилов и штатный смотритель В.О.Борщевский зачитали законы об учебных заведениях Российской Империи, прошение А.А.Путилова об открытии училища в Самаре.
Церемония открытия была продолжена еще одним молебном и приведением служащих училища к присяге. Затем В.О.Борщевский и А.Иванов произнесли торжественные речи. После каждой речи крепостные певчие А.А.Путилова исполняли «Господь просвещение мое» и другие «приличные священные гимны». Затем учеников развели по классам, священники окропили их святою водою со словами: «Дух святый найдет на Вас и сила Вышняго осенит вас». После этого начались занятия в присутствии посетителей, которых позже пригласили к обеденному столу. За обеденным столом были сделаны пожертвования в пользу училища. Вечером училищный дом был украшен иллюминацией. Так прошла церемония открытия первого в Самаре учебного года в первой казенном учебном заведении города. Сведения о ранней истории школьного образования Самары были обнаружены самарским исследователем Л.М.Артамоновой в архиве г. Оренбурга и опубликованы в статье «Открытие первой школы в уездной Самаре начала XIX в.».
По прошению отставного штабс – ротмистра А.А.Путилова в апреле 1823 года училищный комитет Казанского университета выдал предписание об открытии школы в Самаре. В том же году А.А.Путилов представил проект школьного здания, которое он обязался построить за свой счет в качестве «пожертвования на нужды просвещения». Этот проект был утвержден симбирским губернатором.
В марте 1824 года А.А.Путилов уведомил директора симбирских училищ, что до окончания постройки самарский чиновник, литератор И.А.Второв готов пожертвовать свой дом для проведения занятий, «а для учителя квартиры наняты будут из числа добровольной на сие подписки или на собственный его, г. почетного смотрителя, счет». Однако начать работу училища ни в начале, ни к концу 1824 года не удалось, так как не был укомплектован преподавательский состав. А.А.Путилов сообщал, что «нанятые для учителей квартиры остаются без пользы». И.А.Второв, не дождавшись открытия школы, сдал свой дом внаем.
Только 24 ноября дирекция симбирских училищ послала запрос в Кавказскую губернию с просьбой о переводе в Самару на должность штатного смотрителя и учителя 1 класса Василия Онуфрьевича Борщевского. 23 января 1825 года он прибыл в наш город. Первому заведующему самарской школой было тогда 32 года. Он происходил он из мещан г. Киева, где закончил духовную академию, а затем работал учителем и штатным смотрителем в городах Северного Кавказа - Кизляре и Моздоке.
Учителем 2 класса в школу был назначен Андрей Иванов, получивший образование в симбирской гимназии. Он также происходил из мещан, а потому обязан был просить общину своего города Симбирска о разрешении выйти из податного сословия для поступления на государственную службу. В Самару он прибыл 13 февраля.
Последнюю штатную должность в новом училище – должность сторожа занял, по представлению командира Самарской инвалидной команды, рядовой Лука Гаврилов. В конце 1824 года здание школы было построено. В.О.Борщевский даже просил назначить не одного, а двух сторожей «по обширности училищного дома».
Вместе с тем начать занятия сразу же после приезда учителей штатный смотритель посчитал невозможным по двум причинам. Во-первых, он считал состояние печей в пожарном отношении неудовлетворительным, а во-вторых, «самое училище не снабжено еще классической мебелью и другими учебными пособиями». А.А.Путилов обязался за свой счет переложить печи и купить мебель.
В мае В.О.Борщевский уже докладывал о полной готовности училища, но в связи с приближающимися каникулами предложил перенести торжественное открытие на новый учебный год. Но поскольку о наборе учеников было объявлено еще в феврале, то «некоторые из граждан Самары, записав детей своих в оное, долго ожидая времени открытия училища, чтобы не оставались они без занятий, просили штатного смотрителя о позволении собираться в дом училищный для занятия учением, которое они будут проходить в училище». Уступая просьбам и считая непозволительным зря получать казенное жалованье, В.О.Борщевский и А.Иванов с ведома А.А.Путилова фактически начали занятия в апреле 1825 года с 42 учениками. Занятия проходили ежедневно по три часа до обеда, «дабы тем до открытия училища приспособить их к порядку учения и наставить в возможность начать курс учения по классам, в которое они тогда удобнее могут быть по способностям размещены». Тем самым учителя получали возможность определить степень подготовки детей для распределения их по классам обучения.
В.О.Борщевский обратил внимание начальства, что в Самаре нет школ более низкой ступени, чем уездное училище, а именно приходских училищ, которые могли вести предварительную подготовку учеников, и предложил устроить во вверенном ему учебном заведении дополнительно приготовительный класс.
Старания В.О.Борщевского не прошли незамеченными. Он был произведен в чин коллежского секретаря. 17 августа 1925 года училищный комитет Казанского университета предписал принять «училищный дом» и открыть самарское уездное училище. Директор симбирских училищ рекомендовал приурочить торжественное открытие к государственному празднику - дню тезоименитства императора Александра I, которое приходилось на 30 августа. Им же был предложен порядок предстоящей церемонии с участием духовенства, дворянства и прочих горожан. Открытие училища состоялось в рекомендованный начальством день и в соответствии с предложенным порядком.
В приготовительный класс было зачислено 49 учеников в возрасте от 6 до 15 лет. Они принадлежали к самым разным сословиям: 10 - дети чиновников и офицеров, 1 - из купцов 3 гильдии, 13 - из мещан, 8 - дворовых людей, 3 - вольноотпущенников, 2 - новокрещеных татар, 3 -солдатских и вахтерских детей, 4 иностранца, 4 кантониста, 1 незаконнорожденный.
В первый класс было принято 11 человек в возрасте от 10 до 17 лет, получивших предварительную подготовку у частных учителей. Из них по одному человеку было из дворянских, офицерских, казачьих детей и дворовых людей, четверо были детьми чиновников, двое - из мещан, происхождение одного в документах не указано.
В расписание занятий приготовительного класса входили следующие предметы: катехизис, чтение из Евангелий, псалтирь, закон Божий и священная история, правила для учащихся, «познание букв и чисел», «изображение букв и чисел», письмо, арифметика. В расписании первого класса предусматривались такие уроки: катехизис, чтение из Евангелий с пояснениями, священная история, чистописание, правописание, грамматика, грамматический разбор, арифметика, рисование. Поскольку специального учителя рисования в училище еще не определили, то занятия по этому предмету были поручены А.Иванову. За отсутствием учеников, готовых к обучению во втором классе, этот учитель вел занятия в первом. Расписание для второго класса включало: закон Божий, чтение из Евангелий с пояснениями, арифметику, физику, геометрию, «правила слога», географию «древнего света», всеобщую и Российского государства, всеобщую и российскую историю, языки латинский и немецкий, рисование.
19 сентября 1825 года новое училище посетил симбирский губернатор. Перед ним предстало здание, выстроенное недалеко от корпуса уездных присутственных мест и соборной церкви, огороженное забором из толстого соснового теса. Ворота и забор были выкрашены палевой краской, а столбы забора - белой. Главный корпус училища представлял собой одноэтажное из соснового бруса строение на кирпичном фундаменте, который со стороны фасада был облицован белым камнем. Строение покрывала тесовая кровля, которая была окрашена красной масляной краской.
Центр здания украшал портик из шести деревянных колон, обшитых тесом. Над ними на фронтоне белой краской по голубому полю была написана картина, изображавшая сидящего на скале Аполлона с лирою в окружении гениев и учебных инструментов. Ниже картины размещалась обтянутая холстом доска, на ней по голубому полю светло-желтой краской шла надпись: «Самарское Уездное Училище». Над фронтоном возвышалась деревянная, но окрашенная под белый мрамор голова богини Минервы. Обшитые тесом стены были окрашены в светло-палевый цвет. На этом фоне выделялись покрытые масляными белилами колоны, карнизы, а также детали, которые имитировали каменную кладку. Окна разнообразили фасад своими различными размерами и формами (прямоугольные, круглые, полукруглые).
В помещение училища с улицы вели два обшитых тесом крыльца, расположенные в торцах главного корпуса. Главным входом считался левый со стороны фасада. Из него через сени попадали в переднюю, от |которого коридор вел в классы, а на второй ярус здания – «антресоли» шла лестница. Сразу из передней можно было попасть в зал для экзаменов и торжественных актов. Здесь имелись хоры и кафедра, украшенная эмблемой мудрости и изображениями учебных инструментов. Вдоль двух стен стояли деревянные скамьи. Портрет императора Александра I для училища нарисовал лично почетный смотритель А.А.Путилов. За залом следовали комната для библиотеки, небольшая кладовая и прихожая с выходом во двор. Отдельно от главного корпуса во дворе стояли кухня и хлева. Приготовительный, первый и второй класс имели отдельные комнаты.
Антресоли представляли собой 5 комнат с 2-мя прихожими. Они предназначались под квартиры учителей и других служащих школы. По сравнению с первоначальным проектом антресоли были в ходе строительства расширены «для доставления выгоды учителям». Теперь последние могли принимать к себе на пансион за дополнительную плату воспитанников. Содержание в частном порядке воспитанников разрешалось учителям казенных школ, чтобы те могли «снискивать себе пособие по крайне недостаточному их жалованью».
В поисках частных уроков и пансионеров учителя уездного училища наталкивались в небольшой уездной Самаре на жесткую конкуренцию. В.О.Борщевский писал начальству, «что некоторые из служащих в городе Самаре чиновников по гражданской части сверх прямой их обязанности по службе занимаются на домах обучением юношества по неизвестным книгам и неизвестным предметам». «Не внимая» возражениям В.О.Борщевского и его угрозам наложить штраф на родителей обучающихся у них детей, как жаловался штатный смотритель, чиновники уверяли «всех, что они обучались в Московском университете и потому имеют неотъемлемое право обучать других и никто в том воспретить им не может». Убеждая директора симбирских училищ принять меры против частных учителей из чиновников, В.О.Борщевский утверждал, что «обучением юношества» те занимаются «из одного корыстолюбия», хотя, «служа по какой-либо части, получают по занимаемым им местам жалованье, гораздо превышающее казенное учительское». Последним аргументом В.О.Борщевского было подозрение в том, что оставленные без контроля учителя «может быть разсевают вредные и противные учению Церкви и постановлениям правительства правила».
Так начала работать первая самарская школа. Идея создания казенного учебного заведения в уездной Самаре появилась в среде местного образованного дворянства, представителем которой был А.А.Путилов. Основной же интерес к обучению своих детей в уездном училище проявили местные чиновники и жители города из мещан, дворовых людей, разночинцев и прочих сословий. Показателем того, что вопрос о необходимости государственной школы в Самаре назрел, стало довольно широкое распространение здесь практики частного преподавания.
Ирина Крамарева
Музей им. П.В.Алабина
16 сентября 2019
Теги: Самарские истории