«РОДОМ ИЗ СУВОРОВСКОГО ДЕТСТВА»

«РОДОМ ИЗ СУВОРОВСКОГО ДЕТСТВА»

4 июня 1944 года в г. Куйбышеве было открыто суворовское училище, просуществовавшее в нашем городе вплоть до 1964 года. Но история этих военных учебных заведений началась годом раньше, в 1943 году, с принятием постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», согласно которому Наркомату обороны «для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов», предписывалось создать «девять суворовских военных училищ».

Инициатором создания этих учебных заведений являлся генерал А. А. Игнатьев, который в своем известном письме к И. В. Сталину писал: «Создание подобной военной средней школы мотивируется в настоящий момент еще и стремлением оказать непосредственную и действенную помощь семьям павших в боях командиров, сыновьями которых и должны по преимуществу комплектоваться эти школы. Пример отца, отдавшего жизнь за Родину, представляет уже сам по себе достаточный стимул для воспитания ребенка и юноши в духе высокого сознания воинского долга».

Генерал А. А. Игнатьев предлагал «для начала, в виде опыта, создать, как образец, только один кадетский корпус в Москве. Открытие корпуса – 1 сентября 1943 г., к каковому сроку должны быть укомплектованы первые 6 классов из учеников 3, 4, 5, 6, 7 и 8 классов средней школы». Но к концу 1943 г. в стране начали свою деятельность 11 суворовских военных училищ, а в 1944 году были открыты еще 6 училищ, из них четыре в Поволжье: Горьковское, Казанское, Саратовское и Куйбышевское СВУ.

О том, как жили, учились и отдыхали куйбышевские суворовцы регулярно сообщала областная газете «Коммуна». «Стрелки часов медленно приближаются к семи. Дежурный офицер отдает команду приготовиться к сигналу побудки. Еще несколько минут - и горнист играет «утреннюю зорю». День воспитанников Куйбышевского суворовского училище начался. Упорно и настойчиво учатся суво­ровцы. Каждый старается получить только хорошие отметки, отстающие здесь - исключение. Вот цифры, говорящие за себя. В первой четверти этого года успеваемость в училище соста­вила 93,8 процента. Много отлични­ков, большинство учится на хорошо. Воспитанники Николай Симонов, Ар­кадий Лаванов, Альберт Выломов, Борис Суздальцев, Владлен Дмит­риев, Михаил Пожидаев, Анатолий Поляков, Владимир Козлов, Лев Ни­китин, Станислав Васильченко и мно­гие другие — гордость училища. На них равняются, у них учатся трудо­любию и прилежности все остальные.

В 15 часов 30 минут заканчивается последний урок. Ребята спешат в столовую. Там уже накрыты белоснежными скатертями столы, расставлены приборы; обед вкусен и сытен. В часы отдыха, которые начинаются после обеда, суворовцы не скучают. С увлечением занимаются они в самих разнообразных кружках, в столярных и переплетных мастер­ских. В радиокружке при физическом кабинете свыше 20 человек. Год тому назад ребята монтировали детектор­ные приемники, а сейчас собирают многоламповые. Суворовцы Игорь Шах и Николай Симонов сделали себе совершенную радиоустановку. В клубе за фортепиано Лев Евстигнеев. Торжественно звучит 2-я рапсодия Листа. Уверенно бегают по клавишам пальцы маленького пиани­ста. Лев увлекается музыкой, все сво­бодное время он отдает ей. Ноты читает с листа. Его любимые композито­ры Чайковский, Рахманинов, Лист, Бет­ховен. По классу фортепиано в учили­ще занимаются 96 человек, на баяне и аккордеоне - 18. К их услугам — прекрасные инструменты и хорошие педагоги.

Борис Кодаков только что вышел из библиотеки. Его грудь украшают медали «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Оте­чественной войне 1941—1945 г.г. Ко­даков — бывший участник партизан­ского движения в Брянских лесах, а сейчас выпускник-отличник. Он страст­ный любитель книг. Библиотека училища располагает огромным фондом книг. Здесь много политической, художественной, военной и технической литературы. Читатель найдет в своей библиотеке все, что его интересует. Среди суворовцев нет та­кого, который бы не бывал в библио­теке, повседневно не пользовался ею.

Физкультуре и спорту в училище от­ведено почетное место. Каждый суво­ровец должен быть смелым, ловким, отважным и выносливым. В часы отдыха на стадион, в спортивные залы устремляются основные массы воспитанников. Под руководством опытных педагогов и врачей здесь проводятся состязания, игры и самые разнообраз­ные спортивные занятия. Летом — мото- и велоспорт, а зимой — коньки и лыжи. По лег­кой атлетике и гимнастике в училище есть свои рекордсмены, не­однократно завоёвывавшие первенство в городских соревнованиях. Из числа суворовцев старших классов многие сдали нормы на ГТО первой и второй ступени. В летней спартакиаде суво­ровских и нахимовских училищ, кото­рая проходила в Москве, гимнасты училища заняли третье место в Союзе. Виктор Шестюк получил звание чемпиона Вооруженных Сил среди суворовских училищ.

Часы отдыха кончились. Чеканя шаг, возвращается с прогулки взвод за взводом. Безукоризненно подогнано обмундирование, невольно любуешься прекрасной воинской выправкой буду­щих офицеров. Опять пустеют коридоры. В классах, склонившись над книгами и тетрадя­ми, суворовцы учат уроки, готовятся к следующему дню. Так живут и учатся будущие офи­церы Советской Армии. Мы побывали в училище в один из будничных дней.

В воскресные дни суворовцы отды­хают: гуляют по городу, посещают музеи, театры и кино. Всё старше­классники видели лучшие спектакли драматического театра имени А. М. Горького, не раз бывали в театре оперы и балета, в театре юного зри­теля. Сочетая напряженную учебу с разумным отдыхом, они готовятся к тому, чтобы в будущем стать всесто­ронне развитыми, культурными совет­скими офицерами, готовыми в любую минуту по зову партии и правитель­ства встать грудью на защиту Родины».

А это рассказ о том, как суворовцы проводили летние каникулы. «В Студёном овраге, в живописной волжской местности, раски­нулся полотняный городок. Сюда на лето приехали воспи­танники Куйбышевского суворов­ского училища. Раннее утро. В густой зелени белеют ряды палаток. На высокой мачте чуть колышется красный флаг. На дорожках, посыпанных пес­ком, на просторной площадке - везде тихо и пусто. Лагерь кажется необитаемым. Но вот трубач играет «зорю»... Откидыва­ются нижние края палаток, высыпают на дорожки ребята, и всё вокруг заполняется движением, говором, если можно так вы­разиться, деловой суетой. Через пять минут после подъёма, суво­ровцы выстраиваются на зарядку. Для на­блюдателя это представляет красивое зрелище: несколько сотен загорелых ребят на большом, расчищенном поле делают од­новременно размашистее упражнения ут­ренней гимнастики. Шея, плечи, руки у всех почти коричневые, а у некоторых даже с каким-то сизым отливом. Сразу видно, что от солнца они не прятались...

После утреннего чая начинаются занятия. Но пусть никого не смущает это сугу­бо академическое слово «занятия». Воспитанники училища много времени проводят за партами и не так давно сдали последние экзамены, так что им прежде всего надо отдыхать. И совсем не похожи на уроки прогулки к Волге, походы по лесам, по горам и полям, увлекательные военные игры и состязания в стрельбе. А между тем, именно в этих играх и походах приоб­ретаются такие ценные качества воина как уменье ориентироваться на местности, зорким взглядом разведчика определить все её особенности, удобства и неудобства, уменье добраться к заданной цели без дороги, кратчайшим и быстрейшим путем и многое, многое другое. То, что в учебнике топографии называется «пе­ресечённая местность», лежит теперь перед суворовцами во всем ее многообразии, не на карте, а в действительности: высоты и овраги, проселочные дороги и населенные пункты, заросли кустарника на лесной опушке и водоемы…

В предобеденные часы юные суворовцы занимаются также к благоустройством сво­его лагеря. Все дорожки возле палаток об­ложены белыми камешками, выровнены, утрамбованы, у каждой палатки - клум­ба и какой-нибудь свой уголок, отличный от других, соседних. Отделение капитана Корнелюка, например, устроило сталинский уголок. Под портретом любимого вождя букеты полевых цветов и выложенная ка­мешками надпись: "Слава великому Сталину».

Днём нижние края палаток остаются воздетыми кверху, так что можно видеть всё, что находится внутри: два ряда аккуратно заправленных постелей, столик, на котором лежат коричневые, с красными звёздочками, мыльницы и зубные щётки в футлярах. Ничего лишнего, никакой соринки на земляном полу. Весь порядок создаётся руками самих воспитанников. После обеда в лагере снова воцаряется тишина: полагается двухчасовой отдых. Отдохнув и пополдничав, мальчики имеют возможность завиться любимыми делами: играть на скрипке, петь, читать книги, гонять через сетку тугой волейбольный мяч, делать на турнике замысловатые упраж­нения, ну и конечно, лазать по деревьям, ползать по траве, собирая всяких жуков-оленей и жуков-носорогов, а то и подсте­регая длинного чёрного ужа. Рядом с ними всегда есть внимательный глаз и умная, направляющая рука офицера-воспитателя…

До вечернего чая времени достаточно, многое можно сделать. Отбой- сигнал, извещающий о конце дня, - даётся в 9 часов вечера. Таковы будни в Лагере юных суворовцев. Наверное, впечатлений и воспоминаний от этих дней хватит мальчикам на всю зиму, а возможно — и на много-много лет...

Недавно здесь состоялся торжественный праздник, на котором присутствовали по­чётные гости из штаба ПриВО и из город­ских организаций. Начался праздник с то­го, что лучшие воспитанники училища, закончившие учебный год с пятерками по всем предметам и отличившиеся примерным поведением, получили награды от командо­вания. После этого все воспитанники, рота за ротой, прошли мимо трибуны церемониальным маршем, демонстрируя свою выучку, уменье ходить в строю, рав­няться, соблюдать интервалы. Пройдя стройной колонной вокруг всей площадки, они скрылись за деревьями, и издалека бы­ло видно, как быстро все разбегались по своим палаткам, получив команду пере­одеваться.

И вот, через некоторое время, в конце поля снова показалась голова колонны. Впереди на высоком древке, развевался алый вымпел. Это начинался парад физкультурников. Первыми шли фехтовальщики в белых костюмах, в кожаных перчатках, с рапирами. За ними - гимнасты в голубых майках и белых брюках с лампасами, а дальше — все остальные юные спортсмены в синих трусах и майках. В строю, в массовых вольных движениях, в спортив­ных состязаниях - во всём чувствовалась повседневная тренировка, слаженность дей­ствий, привычка к коллективу.

Перетягивание каната, турнир фехтовальщиков, упражнения на турнике и на брусь­ях, спортивные игры и аттракционы - всё это сменялось одно другим, увлекая в зри­телей и самих действующих лиц. Особенное восхищение гостей вызвала пирамида, занявшая весь большой край поля. 500 физкультурников построились так, что зрители увидели перед собой гигантские живые голубые буквы, состав­ляющие слова: «Привет Сталину».

Вот они, юные суворовцы любимые дети Родины, - крепнут, набираются сил, — сталинские питомцы, будущая опора родной земли!»

Подготовила Г. Галыгина.

тно расставлена посуда. Только сам хозяин и его друг плотник, сделавший этот шкаф, знали о тайнике. В верхней крышке была устроена двойная стенка. Часть ее вместе с корпусом отодвигалась. Здесь в тайнике держали нелегальные газеты, листовки. Тайник был так искусно замаскирован, что даже зоркий глаз жандармов, два раза обыскивающих квартиру, не мог обнаружить секрета. Вот такие истории поведали нам музейные предметы. А сколько их еще?!

Ирина Крамарева

Музей им. П.В.Алабина

10 июня 2019


Теги: Самарские истории

К списку статей

Наверх

Корзина