«РОВЕСНИК ГУБЕРНИИ»

«РОВЕСНИК ГУБЕРНИИ»

Им является здание бывшего реального училища (известного еще и как «дом Макке»), в котором 1 января 1851 г. состоялись торжества открытия Самарской губернии. С этим зданием связан ряд значимых событий из истории нашего города, о чем рассказывают воспоминания современников, архивные документы, фотографии и газетные публикации.

В 1849 г. на углу улиц Казанской (совр. А. Толстого) и Успенской (совр. Комсомольской) началось строительство деревянного дома на средства симбирского купца И. И. Макке, имевшего виноторговлю в Самаре. Летом того же года из Симбирска для руководства стройкой прибыл зять И. И. Макке Е. Н. Аннаев. Как вспоминал позднее Егор Никитич, почти выстроенное здание погибло в страшном пожаре: «Не доезжая двух станций до Самары, слышим, что Самара горит. Въезжаем в город, видим на громадном пространстве дымящиеся развалины. Подъезжаем к дому Макке – торчат обгорелые дымовые трубы, и нестерпимая жара от догорающего деревянного дома».

Начиная новое строительство, Е. Н. Аннаев и И. И.Макке «обсуждали вопрос о постройке дома Ивана Ивановича. Хотелось деревянный, чтобы не затрачивать много капитала, но я настаивал: строить - так каменный, на что, в конце он согласился, возложив на меня все это дело и постройку». К маю 1850 г. строительство уже шло полным ходом: «Человек до пятидесяти разного рода рабочих копошились ежедневно, верхний этаж почти до половины был уже оштукатурен, как вдруг пришлось описывать в Симбирск ужасную катастрофу». Речь идет о пожаре в Самаре летом 1850 года. «Повсюду огненное море, нигде не видно конца, везде догорающие развалины. Отчаянье народа, плачевный крик, рев коров, которые пришли из стада – ужас, да и только! За рекой Самаркой тоже все сгорело, неисчислимые потери народа ужасны». Но дом Макке чудом уцелел: «Пришедши, с умилением я помолился Богу, когда увидел, что все под сводами спаслось, как бы ничего не было! Сгорели в доме стропила, крыша, балки с подшивкой и переборками.

После пожара работ я не останавливал, слухи были, что Самара утверждена губернским городом, и я смело надеялся, что дом пустой не будет, лишь бы не опоздать его отделать. Времени на это до 1 января оставалось   только шесть с половиной месяцев. Я не дремал, Бог помог мне его отделать и сдать под губернское правление на выгодных условиях». Так в доме И. И. Макке совершилось историческое событие, а именно - торжество открытия Самарской губернии. «Но только отпраздновали этот день, и все успокоились, как вдруг грозило еще большее несчастье этому дому, и чуть опять не сделался он жертвой пламени. Это было 8 января. В губернское правление получен был из Петербурга для губернского присутствия портрет государя Николая I. Сторожа, откупоривая ящик этот, зашитый рогожами, положили их под лестницу заднего хода, по неосторожности заронили огонь, сами ушли спать, но один из них со свечой пошел в зал помолиться перед иконой Алексея Митрополита, которой преосвященный Феодотий благословил Самару. И когда он молился, увидел, что икона как бы исчезает из глаз его. Тут он обратил внимание на потолок залы, где увидел над собой серое облако. Тогда он догадался, что это дым, бросился будить сторожей, дали знать мне.

Я тогда жил в нижнем этаже этого дома. Когда я прибежал, открыл дверь и увидел, что вся лестница пылает. Я послал верхового за пожарной командой, а сами, что было людей, стали заливать, благодаря Богу, что бочка, полная воды, была на дворе. Когда пожарные приехали, опасность миновала. Сгорела вся лестница, и в нескольких рамах потрескались стекла. Дом не был застрахован, но на этот раз спасся только чудом. Не иди сторож молиться к иконе святителя Алексия Митрополита, дом не существовал бы».

До 1870-х гг. в доме Макке располагалось губернское правление с архивом и губернская типография. Позднее город приобрел здание у наследников И. И. Макке для размещения управы и думы, а в 1880 г. оно было передано вновь образованному реальному училищу им. Александра Благословенного. Пристройка дополнительного помещения по ул. Успенской и покупка соседнего дома по ул. Казанской сделали возможным полное переустройство здания училища. Проектирование было поручено архитектору П. В. Шаманскому, а расходы взяли на себя Андрей Андреевич и Елизавета Ивановна Субботины.

Работы начались в марте 1908 г., а к сентябрю 1909 г. «на месте старого, неуклюжего здания стоял уже настоящий дворец». Современники отзывались о новом здании с неизменным восхищением: «Грандиозный по величине и по великолепию дворец», «Новое грандиозное здание со стороны его удобств, простора, изящества и роскоши», «А красота актового зала и великолепие храма!» и т. д. На церемонии торжественного открытия М. Д. Челышов отметил: «Из небольшого сравнительно дома реального училища Субботины создали своими средствами такое грандиозное здание, которое может принести неоценимую пользу не только современным, но и будущим поколениям, дети которых будут обучаться в реальном училище». Во многом эти слова оказались пророческими – на протяжении многих десятков лет в здании размещались различные учебные заведения.

         В августе 1914 г. в реальном училище был открыт небольшой лазарет для раненых и больных воинов, состоящий в ведении Российского общества Красного Креста. В качестве помещения для лазарета были отведены две учительские комнаты. «Благодаря дружным усилиям и трудам лиц педагогического персонала, учащихся и их родителей, а также благодаря щедрым пожертвованиям со стороны последних, лазарет был быстро оборудован на 18 кроватей и 21 сентября 1914 г. был освящен в присутствии супруги начальника губернии А.В. Протасьевой. Первая партия раненых поступила в лазарет 9 октября в числе 7 человек. 27 октября число раненых увеличилось до 17, 10 ноября - до 18 и 10 декабря – до 25 человек».

         В годы Гражданской войны реальное училище было закрыто, а в здании долгое время квартировали воинские части, а затем военная школа. Позднее в нем был развернут госпиталь имени III-го Интернационала. Газета «Коммуна» сообщала: «Госпиталь помещается в доме бывшего реального училища на Казанской улице. Здесь развернуты 1-е и 2-е терапевтические отделения. Огромное здание. Лучшее в городе. Несмотря на многократные смены своих жильцов, нынешнее помещение сумело избежать общей участи и, сохранившись от разрушения, служит огромную службу товарищам красноармейцам. Высокие, длинные и светлые коридоры прорезают внутри здание на несколько частей. Большие окна вливают в госпиталь массу света. В здании чистота, что называется - ни соринки. Полы, выложенные изразцовыми плитками, тщательно вымыты. Светлые, высокие и просторные палаты. При госпитале имеется библиотека и прекрасно оборудованный клуб. Маленькая миниатюрная сценка клуба и прекрасно исполненная художественная роспись стен создают милый уют. В клубе ставятся спектакли, читаются лекции, охотно посещаемые находившимися на излечении красноармейцами и служащими».

         После закрытия госпиталя здание пустовало, а в 1925 г. в нем была открыта школа 1-ой ступени им. Льва Толстого, «школа-дворец», как ее называли. «Красивое здание-дворец претерпело немало за годы войны. Ремонт здания производился губстроем. Трудно поверить, что такой серьезный ремонт выполнен всего за три месяца. Школа имеет около 1200 учащихся. Какие задачи ставит перед собой школа? Главным образом, мы преследуем цель - дать учителей ликбеза и педагогов 1-й ступени. Затем наша школа 1-й ступени будет использована для практических занятий будущих педагогов. Дальше мы будем готовить также работников сельскохозяйственной кооперации, преимущественно товароведов».

К 1927 г. девятилетка им. Льва Толстого стала крупнейшей школой Самары. «11 лет тому назад… В ту пору на фронтоне этого здания красовалась золоченая вывеска «Реальное училище им. Александра Благословенного». Парадный подъезд помнит кровных породистых рысаков, лакированные пролетки и ливрейного швейцара с бакенбардами в позе застывшего монумента, пропускавшего мимо себя затянутых в зеленые мундиры молодых людей с гувернерами и солидных мамаш в страусовых перьях. А теперь, сегодня, этот же парадный подъезд глотает пестроцветную массу людей без мундиров, людей, пришедших из разных мест в разных одеждах. Несмотря на свое хорошее помещение, которое может быть смело поставлено рядом с лучшими школами Советского Союза, школа им. Льва Толстого грешит многими недостатками. Самое тяжелое для этой школы то, что она слишком перегружена. В реальном училище училось около 500 человек, а сейчас в школе им. Льва Толстого учится 1,5 тыс. человек и школа работает в две смены, захлебываясь в человеческом потоке». Кроме того, при школе имелся детский очаг (прообраз современного детского сада) на 50 детей рабочих с детской площадкой для летних и зимних занятий».

В августе 1928 г. проездом из Нижнего Новгорода на Кавказ Самару посетила делегация американских научных работников, посетивших в числе других научных и культурно-просветительных учреждений и «школу-дворец», и, как писала «Коммуна», «деликатные мистеры деликатно восхищались ее оборудованием, отделкой, орнаментами».

С началом Великой Отечественной войны в здании школы был размещен эвакогоспиталь № 5778 на 700 человек, а в 1944 г. оно было передано суворовскому училищу. Напомним, что суворовские училища имели целью «дать общее среднее образование, воспитать и подготовить к последующей военной службе в офицерском звании сыновей военнослужащих и партизан Отечественной войны, а также сыновей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов. Куйбышевское суворовское училище было образовано Постановлением Государственного Комитета Обороны от 4 июня 1944 г. «Имея ввиду, что для суворовского училища должны быть выделены лучшие здания, областной комитет ВКП (б) для размещения училища наметил следующие два здания: здание бывшей школы № 1 и здание по Пионерской улице, д. № 22 (бывший исторический музей), где в данное время размещается школа № 1».

Так с 1944 по 1964 гг. в «доме Макке» жили и учились будущие офицеры, «ходили по коридорам, залам и классам училища, ставшего им родным домом. И все здесь: художественные портреты великих предков Минина и Пожарского, Александра Невского и Дмитрия Донского, Александра Суворова и Михаила Кутузова, Богдана Хмельницкого и Чапаева, бюсты любимых вождей, картины русских художников Васнецова, Шишкина, Репина, цветы и пушка, подаренная училищу музеем, простота убранства классов, деловая обстановка учебных кабинетов, строгая чистота спален, нерушимый распорядок дня и твердая дисциплина – все было призвано воспитывать у юных суворовцев черты и качества будущего офицера».

В 1964 г. здание было передано Военно-медицинскому институту, который размещался в нем вплоть до своего расформирования в 2011 году. Освободившееся здание - памятник архитектуры федерального значения - осталось бесхозным, неоднократно горело и в настоящее время находится в весьма плачевном состоянии. Но самарцы надеются, что когда-нибудь День Самарской губернии будет торжественно отмечаться там, где и произошло ее рождение – в «доме Макке».

15 января 2021


К списку статей

Наверх

Корзина