СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА

21.02.2020 вступила в силу Концепция развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 21.02.2020 N 381-р. Основная цель Концепции - определение путей и способов цифровизации налогового контроля на основе применения риск-ориентированного подхода, направленного на проверку высокорисковых операций плательщиков с учетом отраслевой специфики с последующей интеграцией функции государственного налогового контроля в корпоративные информационные системы плательщиков, что позволит обеспечить добровольное, правильное и своевременное исчисление и уплату (перечисление) налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему РФ, повышение эффективности налогового контроля и снижение административного бремени для плательщиков.

Отдельные основные направления развития системы налогового мониторинга, предусмотренные Концепцией, в том числе по расширению практики применения налогового контроля в форме налогового мониторинга путем снижения требований к совокупной сумме налогов, суммарному объему полученных доходов и совокупной стоимости активов соответствующих организаций, а также в целях развития технологии расширенного информационного взаимодействия таких организаций с налоговыми органами будут реализованы после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 470-ФЗ). Подробности - в нашем материале.

 

ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ НК РФ

 Взаимодействие налогового органа и участника системы налогового мониторинга

 

С 01.07.2021 взаимодействие налоговых органов и участников системы налогового мониторинга будет осуществляться не только через личный кабинет налогоплательщика, но и через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу (п. 4 ст. 31 НК РФ).

 

Обратите внимание! Федеральный закон N 470-ФЗ начал действовать 29.12.2020. Но его отдельные положения имеют разные даты вступления в силу.

 

Приостановление операций по счетам в банках

 

С 01.01.2022 приостановление операций по счетам в банках будет осуществляться с учетом следующих особенностей: решения о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, принимаются налоговым органом, проводящим налоговый мониторинг. Статья 76 НК РФ будет дополнена п. 3.4.

 

Камеральная проверка

 

С 01.07.2021 п. 1.1 ст. 88 НК РФ, в котором приведены случаи проведения камеральной проверки декларации при проведении налогового мониторинга, будет действовать в новой редакции. Так, при представлении в течение срока проведения налогового мониторинга налоговой декларации (расчета) или уточненной налоговой декларации (уточненного расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не осуществляется, за исключением случая досрочного прекращения налогового мониторинга менее чем через три месяца со дня представления такой налоговой декларации (расчета). В этой ситуации камеральная налоговая проверка проводится со дня, следующего за днем досрочного прекращения налогового мониторинга.

 

Обратите внимание! Новые положения, регулирующие порядок проведения налогового мониторинга, применяются в отношении налоговых деклараций (расчетов), уточненных налоговых деклараций (уточненных расчетов), представленных за налоговые (отчетные) периоды, наступившие после 01.07.2021.

 

Выездная проверка

 

С 01.07.2021 будет скорректирован порядок проведения выездных налоговых проверок при проведении налогового мониторинга (п. 5.1 ст. 89 НК РФ). По общему правилу налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, за который осуществляется налоговый мониторинг. Исключениями остаются проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом и досрочное прекращение налогового мониторинга. Еще два действующих исключения будут представлены в новой редакции, а именно:

- невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения (мотивированных мнений) налогового органа в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг. В этом случае решение о проведении выездной налоговой проверки выносится налоговым органом не позднее двух месяцев со дня истечения указанного срока. Предметом такой выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (сборов, страховых взносов) в соответствии с невыполненным мотивированным мнением (невыполненными мотивированными мнениями);

- представление налогоплательщиком в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) уменьшена сумма налога (сбора, страховых взносов), подлежащая уплате в бюджет, увеличена заявленная к возмещению сумма НДС или акциза либо увеличена сумма полученного убытка. Предметом выездной налоговой проверки в указанном случае является правильность исчисления налога (сбора, страховых взносов) (определения суммы убытка) на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации (расчета), повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (сбора, страховых взносов) (увеличение заявленной к возмещению суммы НДС или акциза либо увеличение суммы полученного убытка).

Аналогичные поправки внесены в ст. 89.1 НК РФ, в которой приведены особенности осуществления выездной проверки консолидированной группы налогоплательщиков.

Кроме того, право налогового органа, ранее проводившего проверку, на осуществление повторной выездной проверки в случае представления уточненной отчетности расширено на сборы и страховые взносы.

 

К сведению. Рассматриваемые изменения приняты по результатам анализа практики налогового администрирования в форме налогового мониторинга, выявившего необходимость изменения действующего правового регулирования.

 

Осмотр территорий налогоплательщика

 

С 01.07.2021 должностное лицо налогового органа в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе будет производить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов:

- при выездной налоговой проверке;

- камеральной налоговой проверке на основе налоговой декларации в случаях, предусмотренных п. 8, 8.1 и 8.9 ст. 88 НК РФ;

- проверке в рамках налогового мониторинга декларации по НДС, в которой заявлена сумма налога к возмещению, или при выявлении противоречий или несоответствий, указанных в п. 8.1 и 8.9 ст. 88 НК РФ (п. 1 ст. 92 НК РФ).

 

Истребование документов

 

С 01.07.2021 должностное лицо налогового органа, проводящее налоговый мониторинг, будет вправе истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, эти документы (информацию) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

А уже с 01.01.2024 истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных п. 5 ст. 93.1, п. 2 и 5 ст. 93, п. 6 ст. 105.29 НК РФ (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). При этом уведомление о невозможности представить истребуемые документы подается в порядке, оговоренном в п. 3 ст. 93 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 5 ст. 93.1 НК РФ. В случае проведения налогового мониторинга указанные документы (информация) и уведомление заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или его представителя и представляются в налоговый орган через информационные системы организации в электронном виде по форматам, установленным ФНС.

 

Общие положения о налоговом мониторинге

 

Существенные изменения будут внесены с 01.07.2021 в ст. 105.26 НК РФ, которой урегулированы общие положения о налоговом мониторинге.

Сегодня организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении определенных условий, одним из которых является условие о совокупной сумме налогов, подлежащих уплате в бюджет за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга. Так, совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, должна составлять не менее 300 млн руб. Теперь к указанным налогам добавлены НДФЛ и страховые взносы, Таможенный союз заменен на Евразийский экономический союз, а совокупная сумма налогов и сборов снижена с 300 млн до 100 млн руб.

Кроме того, суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, будет снижен с 3 млрд до 1 млрд руб., как и совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга.

Установлено, что для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), а также для организаций, в отношении которых осуществляется налоговый мониторинг, для принятия решения о проведении налогового мониторинга выполнение установленных условий не является обязательным (п. 3 ст. 105.26 НК РФ).

Что касается срока проведения налогового мониторинга, в случае представления в календарном году, за который налоговый мониторинг не осуществляется, менее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга уточненной налоговой декларации (уточненного расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, срок осуществления налогового мониторинга по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа продлевается не более чем на три месяца.

В случае представления в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за шесть месяцев до окончания срока проведения налогового мониторинга уточненной декларации по НДС (акцизу), в которой сумма налога заявлена к возмещению, за налоговый период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, срок осуществления налогового мониторинга по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа продлевается не более чем на шесть месяцев.

Решение о продлении срока проведения налогового мониторинга принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа до окончания срока проведения мониторинга. В случае продления данного срока налоговый орган направляет организации решение о продлении срока проведения налогового мониторинга в течение пяти дней со дня принятия такого решения.

В случае представления налоговой декларации (расчета) или уточненной налоговой декларации (уточненного расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проведен налоговый мониторинг, такая налоговая декларация (расчет) или уточненная налоговая декларация (уточненный расчет) проверяется в рамках налогового мониторинга, срок проведения которого не окончен.

Также коррективы будут внесены в п. 6 ст. 105.26 НК РФ, которым урегулирован регламент информационного взаимодействия. В частности, установлено, что положения в части представления организацией, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, налоговому органу документов (информации) по ТКС не применяются при проведении налогового мониторинга за периоды начиная с 2024 года.

С 01.07.2021 заявление о проведении налогового мониторинга представляется не позднее 1 сентября (а не июля, как это предусмотрено сейчас) года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.

Кроме того, будет установлено: если организация, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, не представила до 1 декабря года, за который проводится налоговый мониторинг, заявление об отказе в проведении налогового мониторинга, налоговый орган принимает решение о проведении налогового мониторинга в отношении следующего периода (п. 7 ст. 105.27 НК РФ).

 

Досрочное прекращение налогового мониторинга

 

С 01.07.2021 будут внесены изменения и в порядок досрочного прекращения налогового мониторинга. Дополнительным основанием станет систематическое (два раза и более) несвоевременное представление налоговому органу в ходе налогового мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном ст. 105.29 НК РФ.

Новый п. 1.1 ст. 105.28 НК РФ гласит, что налоговый орган уведомляет в электронной форме организацию о наличии основания для досрочного прекращения налогового мониторинга в течение десяти дней со дня установления соответствующих обстоятельств.

В случае возможности устранения таких обстоятельств организация в течение десяти дней со дня получения уведомления принимает меры по устранению указанных обстоятельств и уведомляет налоговый орган об этом либо представляет пояснения и документы (при наличии), подтверждающие отсутствие оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга. По результатам рассмотрения данного уведомления или представленных организацией пояснений и прилагаемых к ним документов (при наличии) либо при их отсутствии налоговый орган в течение десяти дней со дня истечения срока для их представления принимает решение о досрочном прекращении налогового мониторинга или уведомляет в электронной форме организацию об отсутствии оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга.

 

Общий порядок проведения налогового мониторинга

 

С 01.07.2021 будет скорректирован и общий порядок проведения налогового мониторинга. Соответствующие поправки внесены в ст. 105.29 НК РФ.

Так, будет исключено требование о внесении исправлений в течение десяти дней в случае выявления несоответствий в имеющихся документах (п. 2 ст. 105.29 НК РФ).

При этом согласно новому п. 2.1 ст. 105.29 НК РФ в случае установления налоговым органом факта, свидетельствующего о неправильном исчислении (удержании), неполной и (или) несвоевременной уплате (перечислении) налогов, сборов, страховых взносов, налоговый орган в течение десяти дней направляет организации уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения в порядке, предусмотренном ст. 105.30 НК РФ. В уведомлении указываются документально подтвержденные факты, свидетельствующие о нарушениях, выявленные в ходе налогового мониторинга, а также выводы и предложения налогового органа по их устранению.

Организация в течение 15 дней со дня получения данного уведомления вправе представить в налоговый орган необходимые пояснения или внести соответствующие исправления, сообщив об этом налоговому органу.

Если выявленные налоговым органом факты с учетом представленных организацией пояснений (сообщения) либо при отсутствии пояснений (сообщения) организации свидетельствуют о нарушении НК РФ, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном ст. 105.30 НК РФ.

Важной поправкой является введение нового порядка взаимодействия налогового органа с организацией при проведении налогового мониторинга.

Во-первых, исключается способ общения посредством почты.

Во-вторых, вся информация в рамках налогового мониторинга должна передаваться в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) или через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу. При этом электронные документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью организации (ее представителя).

Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов). Истребуемые информация или пояснения могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов.

Электронные образы документов представляются в налоговый орган по форматам, утвержденным ФНС, по ТКС либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу, и должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью организации (ее представителя).

 

Налог на добавленную стоимость

 

С 01.07.2021 в гл. 21 НК РФ будет внесены следующие изменения.

Подтверждение нулевой ставки. Согласно дополнениям, внесенным в ст. 165 НК РФ, налоговый орган получит право на истребование дополнительных документов для подтверждения права на применение налоговой ставки 0% не только при проведении камеральной проверки, но и при налоговом мониторинге.

Возмещение НДС. По общему правилу, установленному ст. 176 НК РФ, возмещение НДС производится по результатам камеральной проверки. Согласно внесенным поправкам налогоплательщики, указанные в пп. 6 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, реализуют право на возмещение суммы налога в порядке, установленном ст. 176.1 НК РФ. В новом пп. 6 п. 2 ст. 176.1 НК РФ речь идет налогоплательщиках, в отношении которых проводится налоговый мониторинг на дату представления налоговой декларации, которые будут также иметь право на применение заявительного порядка возмещения НДС.

Для указанных налогоплательщиков заявительный порядок возмещения налога представляет собой осуществление в порядке, предусмотренном ст. 176.1 НК РФ, зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, за налоговый период года, за который проводится (проведен) налоговый мониторинг.

Обозначенные налогоплательщики реализуют свое право на применение заявительного порядка возмещения НДС путем подачи в налоговый орган в ходе налогового мониторинга не позднее двух месяцев со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, в котором налогоплательщик указывает для возврата денежных средств реквизиты открытого им счета в банке.

В отношении данных налогоплательщиков обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, проверяется налоговым органом в течение срока проведения налогового мониторинга, предусмотренного п. 5 ст. 105.26 НК РФ.

При этом если в отношении указанных налогоплательщиков сумма НДС, возмещенная в порядке, предусмотренном ст. 176.1 НК РФ, превышает сумму налога, подлежащую возмещению в соответствии с составленным налоговым органом мотивированным мнением, то налоговый орган одновременно с составлением мотивированного мнения принимает решение об отмене (полностью или частично) решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, а также решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, и (или) решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в части соответствующей суммы налога, не подлежащей возмещению.

Кроме того, для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, предусмотрено начисление процентов в размере однократной (а не двукратной, как это установлено в общем порядке) ставки рефинансирования ЦБ РФ на сумму подлежащих возврату сумм НДС (в случае принятия такого решения налоговым органом).

Соответствующие уточнения внесены в п. 24 ст. 176.1 НК РФ, касающиеся порядка представления уточненной декларации по НДС.

 

Акцизы

 

В гл. 22 НК РФ внесен ряд поправок, касающихся проведения налогового мониторинга в отношении плательщиков акцизов. Изменения внесены в ст. 184, 198, 203, 203.1, 204 НК РФ и вступают в силу с 01.07.2021. В рамках данного материала мы не будем их подробно рассматривать.

 

Налог на доходы физических лиц

 

С 01.07.2021 вступят в силу внесенные в гл. 23 НК РФ поправки, которые будут интересны в первую очередь депозитариям. Дополнения внесены в ст. 214.6 и 214.8 НК РФ.

Согласно новой редакции п. 14 ст. 214.6 НК РФ на налогового агента не может быть возложена обязанность по исчислению и уплате суммы НДФЛ в отношении выплат, предусмотренных ст. 214.6 НК РФ, не удержанного им вследствие представления ему организацией, действующей в интересах третьих лиц, недостоверной и (или) неполной информации и (или) документов, а также в случае отказа такой организации представить по запросу налогового органа, проводящего камеральную или выездную налоговую проверку (налоговый мониторинг), информацию и (или) документы, истребуемые в соответствии со ст. 214.8 НК РФ.

Право запрашивать необходимые документы налоговые органы будут иметь не только в ходе камеральной налоговой проверки и (или) выездной налоговой проверки, но и при проведении налогового мониторинга для проверки правильности исчисления и уплаты налога налоговым агентом в соответствии со ст. 214.6 НК РФ.

 

Налог на прибыль организаций

 

В связи с совершенствованием налогового мониторинга в гл. 25 НК РФ внесены поправки, вступающие в силу с 01.07.2021, а именно в ст. 310.1 и 310.2 НК РФ, которые также интересны в первую очередь депозитариям. Изменения аналогичны поправкам, внесенным в гл. 23 НК РФ.

 

* * *

 

29.12.2020 вступил в силу Федеральный закон N 470-ФЗ. При этом основная часть изменений начнет действовать с 01.07.2021.

Выделим главные поправки, касающиеся совершенствования налогового мониторинга:

- отмена оснований проведения камеральных налоговых проверок для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг;

- установление нового порядка проведения мероприятий налогового контроля при проверке декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению, уточненной налоговой декларации непосредственно в рамках налогового мониторинга с целью снижения издержек налогоплательщиков;

- изменение критериев для перехода организаций на налоговый мониторинг в части снижения их суммовых значений, а также учета НДФЛ и страховых взносов в совокупной сумме исчисленных налогов;

- исключение применения суммовых критериев для перехода на налоговый мониторинг, установленных п. 3 ст. 105.26 НК РФ, в отношении участников консолидированных групп налогоплательщиков;

- уточнение срока проведения налогового мониторинга при исключении оснований для проведения камеральной налоговой проверки и порядка продления срока налогового мониторинга при проверке уточненной налоговой декларации (расчета);

- обеспечение возможности представления документов (копий документов) в налоговые органы непосредственно через организацию удаленного доступа налоговых органов к информационным системам организаций;

- исключение необходимости повторного представления организациями заявлений о проведении налогового мониторинга;

- уточнение порядка проведения налогового мониторинга в части направления предварительного уведомления о наличии оснований для составления мотивированного мнения в целях предоставления организациям, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, дополнительной возможности для представления пояснений или добровольного уточнения налоговых обязательств в отношении установленного факта нарушений.

 

Т.В. Спицына

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы

бухгалтерского учета и налогообложения"

 

29 Апреля 2021


К списку статей

Наверх

Корзина