СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОСПОПРИВИВАНИЯ В САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОСПОПРИВИВАНИЯ В САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ

В мае 2021 года исполнилось 225 лет со дня открытия английским врачом Эдвардом Дженнером нового способа борьбы против натуральной оспы – вакцинации. Оспа - чрезвычайно заразная инфекционная болезнь, смертность от этой составляла около 30%-40%, выжившие же после оспы или слепли, или оставались на всю жизнь с ужасными отметинами на коже. Еще в древности в отдельных странах для борьбы с оспой применялся метод, позднее получивший название вариоляции, когда здоровому человеку прививали гной из пустул (пузырьков с гнойным содержанием) больного. Для этого выбирались подходящие случаи легкой оспы и прививкой вызывали легкую форму заболевания с незначительным числом оспенных гнойников. Однако вариоляция имела один довольно серьезный недостаток: она сама по себе могла вызвать вспышки оспы.

Заслуга Э. Дженнера состоит в том, что для прививок он предложил использовать специально приготовленную вакцину из неопасного для человека вируса коровьей оспы. В Европе этот метод начали применять сначала в Англии, а затем вакцинация распространилась и в других странах Европы. В России первая вакцина появилась в 1801 году, а затем, благодаря покровительству императрицы Марии Федоровны, вакцинация начала постепенно распространяться во всех губерниях страны. Однако этот процесс шел довольно медленными темпами, что было обусловлено рядом обстоятельств. О том, как распространялась практика оспопрививания в Самарской губернии, рассказывают документы Центрального государственного архива Самарской области.

История систематического оспопрививания в Самарской губернии, как и во всей России, была тесно связана с развитием земской медицины, т.е. фактически началась с 1865 года. В «доземский» период тормозом в распространении вакцинации являлось как «незначительное количество медицинского персонала сравнительно с общим числом населения», так и качество его медицинской подготовки. В то время вакцинация носила разъездной характер и проводилась специальными оспопрививателями, кадры которых формировались необычным для современной медицины способом: городское общество мещан и купцов «общественным приговором» избирало в оспопрививатели молодых людей «не старее 18 лет», и на общественные деньги отправляло на обучение к ротным фельдшерам, имевшим весьма низкую квалификацию.

Такая практика существовала столь продолжительное время, что даже в 1880-х годах земские врачи отмечали: «У нас прививание передается в руки особого специального персонала «оспопрививателей», причем армия последних составляется из малограмотных крестьян, солдат или служительского больничного персонала, обученного операции оспопрививания. Оспопрививатель, не обладающий или специальными медицинскими знаниями или достаточным общим развитием интеллекта может не укреплять, а подрывать благодетельную меру в газах населения, тем самым не ослабляя, а распространяя зло, пресечь которое он должен. Мы уже не говорим о том, что «оспопрививатель» настоящего типа не дает никакой гарантии ни в каком отношении правильной техники оспопрививания, ни антисептики, ни умения выяснить противопоказания к оспопрививанию. Среди них и до сих пор находятся люди, готовые на прививку «с ручки на ручку», притом заржавленным ланцетом, а, в крайнем случае, и гвоздем».

Заметим, что метод прививки «с ручки на ручку» основан на том, что «в первой половине XIX в. прививки проводились оспенной материей, взятой у человека, которому была привита коровья оспа. Такая оспа, прошедшая через организм человека, получила название гуманизированной лимфы. Однако, такой способ прививания оспы часто сопровождался прививочными опасными осложнениями. Положение несколько улучшилось, когда стало возможным использовать в качестве материала для вакцины оспенный детрит, содержащий вещество телячьих и коровьих оспин». Для приготовления такой вакцины требовалось устройство специальных телятников, и в этом самарские врачи стали практически пионерами.

Доктор М. М. Гран сообщал: «Еще в 1869 году Самарское губернское земство делает опыт учреждения института для приготовления оспенного материала, дав этому учреждению название «Оспенное депо при губернской земской больнице», причем это «оспенное депо» надо считать первым опытом провинциальных учреждений этого рода в России. «Оспенный институт» просуществовал до 1872 года. В этом году деятельность института «по некоторым соображениям» была приостановлена и возобновлена в 1876 году, причем в этот раз институт просуществовал до 1881 года». Особой заслугой самарских врачей является и то, что устройство подобного института проходило на фоне еще продолжающейся дискуссии «о приготовлении и даже значении телячьей лимфы, иными словами, институту пришлось преодолевать и научные пороги вопроса, и скептицизм, и недоверие не только массы, но даже и врачей. Тем более признательности и чести следует отдать большинству врачей г. Самары и Самарской губернии того времени, которые проявили глубокую научную убежденность, и с редкой решительностью и энергией проводили новаторскую в то время идею о профилактическом значении телячьей лимфы».

Следует отметить, что распоряжение Медицинского совета МВД об обязанности земских управ «устраивать и содержать в губернском городе институт для добывания предохранительной телячьей лимфы, рассылки ее в уездные управы, и обучения желающих оспопрививанию» вышло только в 1884 году. К этому времени в Самарской губернии уже существовало несколько телятников – при губернской земской больнице и при земских больницах в уездах.

Однако главным вопросом оспопрививания являлся вопрос о массовой вакцинации населения, так как для прекращения оспенной эпидемии во-первых, «оспопрививание должно исчерпывать весь вновь нарождающийся для эпидемии оспы горючий материал, т.е. ежегодно оспа должна быть привита всем вновь родившимся», а во-вторых, «при правильно организованной системе оспопрививания население надо считать гарантированным от оспы только при систематической ревакцинации».

         Как и следовало ожидать, практика вакцинация не сразу нашла поддержку у простого народа, вследствие «существования среди сельского населения грубого недоверия к медицине, а к оспопрививанию даже некоторого страха»: «для некоторых родителей сама вакцинация вызывала страх и протест, они боялись прививки из коровьего материала, считая, что у людей могут вырасти рога, опыта и вообще они могут превратиться в коров. Некоторые считали, что вакцина была «нехристианской», потому что произошла от животного». В этих условиях распространению вакцинации способствовало высокое покровительство членов Императорского Дома и поддержка Русской православной церкви. Так «Святейший Синод, признав, что спасительное изобретение прививания коровьей оспы младенцам произвело полезнейшее действие во всей почти Европе, да и со времени употребления оного средства в России самые опыты доказали ощутительную пользу того прививания через сохранение жизни всех тех, которые решились, заблаговременно оставя предрассудки, существующие в одном токмо воображении, воспользоваться сими средствами, предписал всем Духовным представительствам, дабы приходские священники, яко более могущие иметь влияние на крестьян и другого звания людей, внушали им о безвредности сего изобретенного способа, и отвращали их от несоглашения к принятию оного в прививании им коровьей оспы через примеры выздоровевших младенцев без всякого повреждения, и напротив того, напоминали им о вреде, происходящем от оспы натуральной».

         Самарская духовная консистория, в свою очередь также издала указ: «Вменить в обязанность всему духовенству Самарской епархии, чтобы они кроткими и благоразумными внушениями неослабно старались развеивать существующие в простом народе предрассудки против оспопрививания, чтобы оно не представлялось для прихожан не только чем-то странным и греховным, но и благотворным и желательным, как оно и на самом деле таково». Кроме того, было сделано «приглашение духовенства к принятию на себя, по добровольному согласию, труда прививать оспу прихожанам». Необходимые для этого навыки получали все воспитанники Духовной семинарии, в которой «по конспекту учебных предметов положено по медицинской части, чтобы они были ознакомлены теоретически и практически оспопрививанием».

         Нельзя обойти вниманием и вопрос об обязательном оспопрививании, так еще в начале XIX в. считалось, что «если бы возможно было повсюду запретить прививание естественной оспы, а всем, не имевшим никакой, привить коровью, то, по уверению врачей, в течение двух или трех лет истребилась бы вовсе из рода человеческого сия пагубная зараза». Самарские врачи принимали участие в дискуссии об обязательном оспопрививании, открытой «вследствие следующих постановлений Медицинского совета МВД: 1) оспопрививание должно быть обязательным для всех жителей без различия сословий, 2) за уклонение от оспопрививания налагается денежное взыскание с родителей или тех лиц, на попечение коих дети находятся» (1871 г.) «Взгляд Самарской губернской земской управы основывался на действительной и фактической оценке наличных окружающих условий жизни. Некультурность населения, невежественный и суеверный взгляд массы на оспопрививание как следствие этой некультурности указаны были управой как основные факторы, препятствующие введению обязательного оспопрививания. Но, минуя даже эти основные факторы, управой были ярко очерчены все тормозы к практическому осуществлению обязательного оспопрививания. Недостаток врачебного и низшего медицинского персонала, трудность установления нормированных штрафов, трудность их взыскания, положение врача, долженствующего явиться судебно-полицейским чиновником, подрыв его кредита в глазах населения - из этого вытекало отрицательное решение вопроса о возможности введения у нас такой меры как обязательное оспопрививание. Этому последнему должны предшествовать два мероприятия: первое из них, как главное – просвещение народа, второе – образование наибольшего количества медиков и более развитых фельдшеров, чем те, что существовали до сих пор».

         Вопрос об обязательном оспопрививании в нашей стране был решен только после установления Советской власти. 10 апреля 1919 г. был издан Декрет Совета Народных Комиссаров: «В целях борьбы с эпидемией оспы и для улучшения существующей ныне постановки оспопрививания СНК постановил: Установить в Республике обязательность оспопрививания на нижеследующих основаниях: 1) обязательному оспопрививанию подлежат все родившиеся, 2) все поступающие в учебные заведения всех типов, приюты и интернаты, 3) все поступающие в армию и флот, 4) все рабочие и служащие во всех предприятиях и учреждениях, 5) все поступающие в тюрьмы и др. места заключения». Лица, уклоняющиеся от обязательного оспопрививания, подлежали «ответственности перед Народным судом».

Благодаря таким жестким, но необходимым мерам к 1936 году натуральная оспа в СССР была ликвидирована.

15 июня 2021


К списку статей

Наверх

Корзина