СУД ОПРАВДАЛ ОПТИМИЗАЦИЮ НАЛОГОВ
Суд отменил доначисления по налогу на прибыль компании, использовавшей типичную схему для получения налоговой выгоды - покупку сельхозпродукции через фиктивных посредников (Постановление 7-го арбитражного апелляционного суда от 07.10.2019 N А27-17275/2019). Прежде в подобных делах суды соглашались с налоговыми инспекторами.
Обстоятельства спора: Кемеровский молокозавод покупал сырое молоко у трех перекупщиков. Однако, как установили налоговые органы во время выездной проверки, посредники участвовали в поставке лишь на бумаге - фактически молоко продали напрямую сельхозпроизводители, которые освобождены от НДС.
Включение фиктивных посредников в цепочку поставок позволило молочному комбинату учесть их наценку в расходах и, соответственно, заплатить меньше налога на прибыль, а также необоснованно получить вычеты по НДС.
В результате компании доначислили 4,2 миллиона рублей НДС и 11,8 миллиона рублей налога на прибыль, а также пени и штрафы. Руководители комбината не согласились доплатить налоги и подали иск.
Решение суда по НДС: В суде налоговые органы доказали, что все посредники при поставках были подконтрольны одной группе лиц: имели одинаковые IP-адреса и телефоны, а отчетность всех трех фирм хранилась у одного бухгалтера. Суд согласился с выводами о фиктивных отношениях с контрагентами и оставил доначисления по НДС в силе (Решение АС Кемеровской области от 25.09.2019 по делу N А27-17275/2019).
Решение суда по налогу на прибыль: А вот с доначислением налога на прибыль судьи как первой, так и апелляционной инстанции не согласились - комбинат понес реальные расходы на поставки молока, хотя отношения с производителями и не были оформлены официально. К тому же налоговая инспекция не представила расчеты необоснованной наценки.
Мнение экспертов: В практике по подобным сделкам - когда происходят реальные поставки, но от сомнительных контрагентов - доначисления налогов на прибыль практически сошли на нет с 2012 года. В большинстве случаев недоимка вменялась только по НДС, а по налогу на прибыль претензии не предъявлялись, говорят эксперты.
Однако после принятия статьи 54.1 Налогового кодекса РФ ФНС попыталась переломить эту практику - появилась возможность доначислять налог на прибыль. Поскольку норма относительно новая - практики мало, а разъяснений Верховного Суда пока не было, - некоторые судьи стали ориентироваться на позицию ФНС, пренебрегая прежними.
Кроме того, новая норма снизила для налоговых органов стандарт доказывания. Проводить проверки стало проще, а доначислений по ним стало больше. Нередки ситуации, когда по реальным сделкам налоговые органы просто исключают затраты на реально купленные товары из учета компаний, что приводит к непомерному налогообложению.
Решение суда в Кемеровской области - первое в практике по статье 54.1 НК РФ, в котором суд занял сторону бизнеса, указав на необходимость применения расчетного метода, исключая из расходов компании только маржу, оставшуюся в распоряжении "плохих поставщиков".
Напомним, статья 54.1 Налогового кодекса действует с августа 2017 года. Она обобщила критерии агрессивных схем ухода от налогов. Злоупотреблением считается умышленное искажение отчетности: учет фиктивных сделок, а также операции без разумных экономических причин, сделки с единственной целью сэкономить на налогах. Кроме того, статья требует от бизнеса проявлять "должную осмотрительность и осторожность" при выборе контрагентов.
"Мнение налоговиков следующее: "При отсутствии реальных отношений с заявленными контрагентами, хотя бы и при реальности движения товара от третьих лиц и реальности произведенных расходов, налогоплательщик не вправе их учесть". Твердой опоры в законе оно не имеет. Ссылка дается на "законодательную новеллу" - статью 54.1 НК РФ. В тенденциозном истолковании ФНС России эта статья фактически исключает возможность учесть расходы и вычеты при исполнении сделки лицом, не указанным в первичных документах", - рассуждает известный налоговый адвокат Сергей Пепеляев.
"Но нельзя вводить санкции на основе перетолкования закона. А ведь отказ учесть фактически понесенные расходы, необходимые производству, по причине формальных несоответствий - это именно санкция, которая приводит к произвольному взиманию налога, его начислению на сумму расходов. Не должно перетолкование закона вести к абсурдной ситуации, когда лицо, вовсе не имеющее первичных документов, оказывается в более выгодном положении. Ведь в отношении его налог может быть исчислен расчетным методом с применением типовых затрат. Это лучше, чем полный отказ от принятия затрат" - резюмирует он.
Законодательная инициатива: Доначисления за необоснованную налоговую выгоду не должны превышать суммы, которые бизнес отдал бы в бюджет, если бы не применял схемы оптимизации. Такая поправка в статью 54.1 НК РФ содержится в законопроекте, подготовленном Межведомственной рабочей группой на базе Аналитического центра при Правительстве.
Относительно новая статья привела к значительному росту доначислений после проверок компаний, отмечает сопредседатель рабочей группы бизнес-омбудсмен Борис Титов. Существующая практика "носит штрафной характер" и зачастую, доначисляя налоги, ФНС не учитывает фактически понесенные расходы бизнеса.
Авторы поправок видят необходимость прямо прописать в законе, что размер доначислений не должен превышать сумму, которая не была уплачена в бюджет в результате неправомерных действий. Статью предложено дополнить пунктом 5 о том, что "доначисление налогов не должно вести к двойному налогообложению, искажению экономической природы налогов, избыточному, не обусловленному экономическим содержанием совершенных операций, налогообложению".
При этом применять принцип налоговой реконструкции предложено лишь в том случае, если компания самостоятельно уточнила налоговые обязательства, скорректировав декларацию.
Подписано в печать
05.12.2019
30 января 2020
Теги: Оптимизация налогов