ТАИНСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ САМАРСКОЙ УЧЕНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

16 февраля 1879 года на имя самарского губернатора поступило письмо из министерства внутренних дел о разрешении «Его Императорскому Высочеству Великому Князю Николаю Константиновичу предпринять весною сего года, в сопровождении Графа Ростовцева и других лиц, путешествие по разным степным и другим местностям находящимся в Оренбургском и Туркестанском краях». Так началась подготовка к самому масштабному среднеазиатскому путешествию великого князя для исследования направления Среднеазиатской железной дороги и изучения бассейна реки Амударьи, вошедшему в историю как «Самарская ученая экспедиция». Именно в Самаре в то время постоянно находился сборный пункт и резиденция негласного начальника экспедиции великого князя Николая Константиновича. До переезда в Самару он трижды совершал научные поездки по Средней Азии в 1877 и 1878 годах. В состав самарской экспедиции вошли топограф Н.Я.Ростовцев, гидрограф Н.Н.Зубов, профессор ботаники Н.В.Сорокин, профессор геологии И.В.Мушкетов, зоолог А.Пельцам, инженеры–путейцы Ляпунов, Соколовский, Яковлев, этнограф Н.А.Маев, фотограф Бухгольц, художники Н.Н.Каразин и Н.Е.Симаков.
В ноябре 1878 года в самарской типографии Сербулова была напечатана брошюра «Исследование направления Среднеазиатской железной дороги между Уралом и Сыр-Дарьей». В 1879 году в Самаре издана брошюра «Аму и Узбой». По цензурным условиям автор указан двумя латинскими буквами «N.N.», а в примечании рекомендован как «один из лучших исследователей Средней Азии». Автором этих научных публикаций был сам НиколайКонстантинович, опальный отпрыск царской семьи.
Николай Константинович Романов родился 2 февраля 1850 года. Старший сын великого князя Константина Николаевича и Александры Иосифовны, урожденной принцессы Саксен-Альтенбургской, был любимцем семьи и своего дяди, императора Александра II. Он первым из Романовых получил высшее образование, окончил Академию Генерального штаба с серебряной медалью. В феврале 1873 года его отправили в Туркестан в Хивинский поход. Здесь зародилось увлечение великого князя Средней Азией, изучению которой он посвятил всю свою жизнь.
Впервые в Самаре он побывал в июле 1873 года. В «Самарских губернских ведомостях» писали: «5-го июля в 9.30 часов вечера Его Императорское Высочество Великий Князь Николай Константинович на возвратном пути из Хивы изволил прибыть в г. Самару и остановиться в доме дворянства. Его Императорское Высочество изволил выразить желание пробыть следующий день в г. Самаре, чтобы отдохнуть после долгого и утомительного переезда из Хивы почти без остановок». В Самаре он осмотрел вновь строящийся собор, побывал вСтруковском саду, на Алексеевской площади. После обеда посетил Николаевский сиротский дом и кумысолечебные заведения Постникова и Аннаева.
В апреле 1874 года из спальни великой княгини Александры Иосифовны в Мраморном дворце были похищены три крупных бриллианта с иконы, подаренной Николаем I своей невестке. В ходе полицейского расследования брильянты были найдены в ломбарде. Их сдал в залог капитан Варнаховский, якобы по приказанию князя Николая Константиновича. СамНиколай Константинович, присутствовавший на допросе, поклялся на Библии, что не виновен. Отцу же он сказал, что готов, выручая своего товарища Варнаховского, взять вину на себя. В результате Александр II подписал указ, в котором излагалась официальная версия великосветского скандала. Великого князя объявили душевнобольным и отправили в ссылку. Он был изгнан из царской семьи, лишен всех званий и наград, его имя было запрещено упоминать в официальных бумагах двора, его местопребывание неоднократно менялось - Владимирская, Киевская, Винницкая губернии, Оренбург, Самара, Ташкент.
В феврале 1878 года Николай Константинович находился в Оренбурге. В церкви поселка Берды он под именем отставного полковника Волынского обвенчался с дочерью оренбургского полицмейстера Надеждой Александровной Дрейер. Брак был признан незаконным. 23 июля 1878 года самарскому губернатору П.А.Бильбасову поступило конфиденциальное письмо: «Государь Император Высочайше повелеть соизволил: переместить Его Императорское Высочество Великого Князя Николая Константиновича из Оренбурга на жительство в г. Самару и исполнение сего возложить на полковника графа Ростовцева». 6 сентября 1878 года из Самары в Оренбург уходит депеша с просьбой уточнить, когда Николай Константинович выезжает в Самару. На что был получен ответ: «Великий князь выехал из Оренбурга в степь для проверки по изысканию пути проектируемой железной дороги, имеющей быть произведенной в Ташкент, откуда, как говорят, возвратится в конце сентября или в начале октября прямо в Самару, где и будет иметь свое пребывание».
Самарский журналист, театральный критик А.А.Смирнов (Треплев) в своем очерке «Старый самарский театр и быт» так писал о князе: «Необыкновенный ссыльный держался в мещанском городке скромно и просто. Часто можно было видеть его высокую фигуру англо-саксонского типа на улицах, летом - в тужурке и двухкозырной каске индийского офицера; зимой на катке в Александровском саду катающегося в архалухе из верблюжьего сукна, среди гимназистов». По инициативе Николая Константиновича в Самаре было образовано общество любителей музыкального и драматического искусств.
Вслед за опальным супругом в Самару приехала Надежда Дрейер.19 декабря 1878 года она родила сына. Так в нашем городе появился на свет правнук императора Николая I. Крестили младенца 15 февраля 1879 года в Вознесенском кафедральном соборе. Запись в метрической книге: «Дворянка Надежда Александровна Дрейер приняла на воспитание младенца при записке следующего содержания: «Прошу Вас принять на воспитание младенца родившегося 19 декабря 1878 года и окрестить его под именем Артемия и дать фамилию Волынский». Ключарь протоиерей Алексий Кротков, протодьякон Павел Румянцев». Крестными Артемия Волынского стали самарский купец Георгий Иванович Курлин и купеческая жена Варвара Акимовна Курлина. Среди свидетелей крещения был и купец Константин Иванович Курлин. Великий князь Николай Константинович был дружен с этими людьми.
Из воспоминаний губернатора А.Д.Свербеева: «Узнав в Петербурге о том, что великий князь Николай Константинович, с высочайшего позволения, только что поселился в Самаре, я представился министру двора, графу А.В.Адлербергу для получения от него прямых указаний, какие должны быть мои отношения к великому князю. Граф сказал мне, что когда я буду представляться великому князю в Самаре, то должен надеть фрак и белый галстук, и отнюдь не представляться ему в мундире (что обязательно требуется при аудиенциях у великих князей), так как великий князь уволен государем в отставку, и я потому должен избегать с ним всяких официальных сношений».
Его Императорское Величество Николай Константинович жил на ул. Панской в доме Реутовой (ул. Ленинградская, 20). 11 января 1879 года новый самарский губернатор А.Д.Свербеев побывал у него с визитом: «В три часа был у Великого Князя Николая Константиновича. Высокий молодой мужчина с окладистой русой бородой, с редкими волосами на голове встретил меня в своей восточной гостиной, обвешанной коврами и прелестными картинами (славный портрет Петра Великого современного писания с натуры, Кабинетное Совещание при Бироне, где Волынский резко воодушевляется, а Бирон подслушивает, кисти Якоби и картина Ге «Петр и Царевич Алексей») и у нас пошел разговор о картинах, о Хивинском походе, о Средней Азии, о моем знакомстве с Великой Княгиней Верой Константиновной и ее покойным мужем герцогом Евгением. Умно разговаривает Великий Князь, как будто меня конфузится немного, но оставляет хорошее впечатление. Я был во фраке со звездою и белым галстуком совершенно неофициально, через полчаса встал и раскланялся, он проводил до входа с лестницы. Думаю, наши отношения будут любезны, но не близки, так и лучше. Графа Ростовцева еще не видал».
Ростовцев Николай Яковлевич (1831-1897) - военный и государственный деятель, флигель-адъютант, генерал-лейтенант. Участник Венгерской кампании (1848) и Крымской войны (1853-1856). В 1877 году назначен «воспитателем» и распорядителем дел опального великого князя Николая Константиновича; участвовал в проведении трех экспедиций (1877, 1878, 1879) великого князя в Среднюю Азию. С 1890 года - военный губернатор Самаркандской области. В Самару Н.Я.Ростовцев перебрался со всем семейством – матерью, женой и 4 детьми. Через несколько месяцев после приезда в Самару в возрасте девяти месяцев умерла младшая дочь Вера. Похоронили ее на кладбище Иверского монастыря. Из дневника А.Д.Свербеева 12 января 1879 г.: «Граф Николай Яковлевич Ростовцев, Попечитель Великого Князя Николая Константиновича и сын известного Якова Ивановича, навестил меня и мы долго пробеседовали о ложном и странном положении Великого Князя, которого он называет человеком рыцарских правил».
В ноябре 1880 года великому князю разрешили поселиться в имении Пустынка Санкт-Петербургской губернии. Уехав из нашего города, он не потерял с ним связи. Сохранилась переписка с врачом Н.В.Постниковым о лечении его сына Артемия. В 1881 году погиб император Александр II. Николаю Константиновичу не разрешили присутствовать на похоронах своего дяди. И вновь конфликт, отказ присягать своему кузену императору Александру III, и новая ссылка. В этот раз в Ташкент, где опальный князь прожил с небольшим перерывом до 1918 года. Он занимался строительством хлопкоочистительных заводов, орошением Голодной степи, постройкой русских поселков в Туркестане, благоустройством Ташкента. В Ташкенте в 1887 году родился второй сын - Александр. 27января 1918года Николай Константинович Романов скончался на даче под Ташкентом от воспаления легких, похоронен в Ташкенте. Надежда Александровна долгие годы пыталась наладить отношения с семьей мужа и добиться признания своих сыновей. Только в 1899 году последовало высочайшее повеление Александра III о присвоении Н.А.Дрейер и двум ее сыновьям Артемию и Александру дворянства, и фамилии Искандер. Н.А.Дрейер все-таки добилась ряда привилегий для своих детей. В апреле 1918 года имущество князя было национализировано. Во дворце Николая Константиновича открыли художественный музей, в котором его вдова Надежда Александровна работала смотрителем. Умерла в 1929 году.
О жизни родившегося в Самаре Артемия Николаевича Волынского – Искандера сведений почти не сохранилось. Известно, что он окончил пажеский корпус, служил в лейб-гвардии Гатчинском полку синих кирасир, вышел по собственному желанию в отставку. Во время Первой мировой войны вновь призван в армию. После октябрьской революцииучаствовал в боевых действиях против атамана Дутова. В 1919 году заболел тифом, умер и похоронен, предположительно, в Ташкенте.
Младший брат Александр Искандер Окончил Императорский Александровский лицей(1911). Служил в чине поручика, затем ротмистр аЛейб-гвардии Кирасирского Ее Величества полка. Участник Первой мировой войны. После революции воевал на стороне белых. Эмигрировал в Грецию по приглашению своей тети– вдовствующей королевы Греции Ольги Константиновны. Отказавшись от ее помощи, работал в Афинах таксистом. Позже переехал во Францию, где также работал таксистом, поваром, ночным сторожем. Умер в 1957 году.
Самарская ученая экспедиция, организованная Николаем Константиновичем, проделавшая более чем тысячекилометровый путь по совершенно не исследованным и диким местам, принесла материал исключительной важности по археологии, географии и этнографии. Участники экспедиции были одарены российским правительством, не упоминалось лишь имя Великого Князя, хотя роль царственного изгнанника в освоении Средней Азии бесценна.
По окончании экспедиции в 1880 году в создающийся самарский музей поступила коллекция одежды и принадлежности туркмен (седло, шашка, штаны, рубаха, сапоги, халат – всего 14 ед.). Таким образом, одним из первых дарителем музея стал великий князь, внук императора Николая I.
Ирина Крамарева
Музей им. П.В.Алабина
15 ноября 2019
Теги: Самарские истории