ТАМ, ГДЕ СКРЫВАЮТСЯ ТАЙНЫ...

Тайна, тайна, тайна. Это слово несет в себе особую магическую силу. Это слово притягивает словно магнит. Это слово будоражит воображение и вызывает живой интерес ко всему, что с ним связано. Будь то тайна мироздания, тайна человеческой судьбы или отдельной вещи.
Одним из мест обитания тайны, конечно же, являются тайники. В фондах Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В.Алабина хранятся предметы, найденные в тайниках, и сами являющиеся тайниками. О них и пойдет рассказ.
Земля - вот самый большой тайник для нас землян. Она скрывала и скрывает до сих пор следы жизни первобытных людей, древних цивилизаций, сказочные сокровища царей и вполне реальные клады простых смертных
В сентябре 1991 года к музею подъехала легковая машина, из багажника которой молодой мужчина достал два ведра с позеленевшими от времени медными монетами. Этот клад Сергей Морозов нашел 7 сентября, когда копал канаву около своего дома в с. Старое Похвистнево. На глубине 30 см его лопата наткнулась на что-то твердое и раздался треск. Это был большой глиняный горшок с монетами. Сельские старожилы говорили, что на этом месте жил «торговый» человек. Более часа 4 сотрудника музея знакомились с кладом. В результате насчитали 5,5 тысяч медных 2-копеечных монет 1809-1815 годов.
Очень часто тайники устраивали в жилых домах. 9 февраля 1964 года в газете «Волжская Коммуна» №34 появилась заметка «Загадочный клад» директора краеведческого музея З.Разника и научного сотрудника Н.Трубина: «В один из январских дней слесарь Н.Г.Васин, ремонтируя водопровод на улице Фрунзе, дом 104, разбирал пол лестничной клетки на втором этаже. И вдруг он наткнулся на груду старого хлама. В огромной коробке, давным-давно обветшавшей, оказался… оружейный клад. Сбежались недоумевающие жильцы. Они прожили здесь долгое время и, разумеется, не подозревали, что рядом с ними такая богатая коллекция. …Клад с помощью сотрудника Самарского районного отдела охраны общественного порядка М.В.Данилина был передан в краеведческий музей для экспонирования. Нам удалось узнать со слов старожилов этого дома кое-какие детали. Владелец дома до Октябрьской революции был некто Алашеев, умерший в 1916 году. Его родные, отступая вместе с белочехами из Самары в 1918 году, видимо, спешно припрятали эти вещи, надеясь на скорое возвращение. А если клад оставил кто-то другой? Это пока загадка. Может быть, кто-либо из старожилов города ответит на все эти вопросы? Мы надеемся, что загадочный клад раскроет свою историю».
Загадочный клад начал раскрывать свою историю только в конце XX века. Владелец дома с тайником Сергей Николаевич Алашеев (1860-1915) был самарским потомственным дворянином, членом Императорского Российского музыкального общества (ИРМО), художником-любителем и коллекционером. История художественной коллекции из дома С.Н.Алашеева, предметы которой хранятся в Самарском художественном музее, была исследована Т.Ф.Алексушиной.
Жизнь этого человека трагически оборвалась 29 октября 1915 года. Как записано в метрической книге Вознесенского собора, он «застрелился в припадке острого умственного разстройства душевной болезни». После смерти С.Н.Алашеева владелицей дома на ул. Саратовской (ул. Фрунзе) стала его дочь Валентина Каменнова. Видимо, это она и устроила тайник, в котором скрыла ценные семейные реликвии.
В тайнике дома Алашеева, в частности, было два набора дуэльных пистолетов, шкатулка с изображением дракона, две фигурки типа нецкэ и бронзовый бюст киевского князя Святополка II. Следует отметить, что старинное оружие издавна привлекало любителей и знатоков всевозможных редкостей. Уже в XVII веке в России некоторые дворяне собирали ружья и пистолеты. В XVIII веке такое собирательство становится модным, а в следующем столетии чуть ли не каждая состоятельная семья считала обязательным иметь домашнюю выставку военно-исторических раритетов. Тогда же появились коллекционеры-профессионалы и книги о старинном оружии. Когда в начале XIX века возник новый вид кремневых целевых пистолетов, первыми их облюбовали и оценили дуэлянты. Английские мастера выработали его эталонные образцы. Появился стандартный набор - пара изящных пистолетов, уложенная в отделанный бархатом или сукном ящик из орехового, черного или палисандрового дерева с выемками под принадлежности для чистки и заряжания: шомпол для чистки и заряжания, молоточек для забивания пули в ствол, пулелейка. Поскольку еще не было унитарного патрона, пули отливали специально для каждого пистолета.
Один из дуэльных гарнитуров, найденных в тайнике, был выполнен немецким ствольным мастером и гравером Адамом Кюхенрейтером (1821-1898) в середине XIX века. Он принадлежал к известной оружейной династии. Был сыном Иоганна Адама Кюхенрейтера. Работал вместе с отцом в Германии в г. Регенсбург (Бавария). В 1869 году возглавил оружейную мастерскую. Имел звание королевского баварского оружейного мастера. Второй дуэльный гарнитур относился к более позднему времени. Изготовлен известными польскими оружейными мастерами Карлом Беккером и Раушером в 1870 - 1880 годы в Варшаве.
Шкатулка с изображением дракона и благопожелательных символов долголетия и счастья, а также миниатюрные скульптуры бродячего актера «Мандзай» и ползающего малыша «Хайхай» принадлежат к японским изделиям конца XIX – начала XX вв. Подобные вещи изготавливались специально для экспорта на Запад, где широко распространилась мода на дальневосточную экзотику. Основной декоративный мотив на крышке шкатулки – трехпалый дракон с благопожелательными иероглифами – «шоу» – долголетие, «фу» – счастье. Изображение дракона на Востоке олицетворяет могущество, изгоняет из жилища злых духов, считается хранителем сокровищ и тайн.
Фигурка ползающего малыша «Хайхай» – символизирует пожелание многочисленного потомства. Фигурка с веером изображает бродячего актера «Мандзай». Актеры в Японии и Китае обладали неограниченной свободой перемещения. С них не брали налоги, не забирали на военную службу. Их жизнь, с одной стороны, была полна праздников и путешествий. С другой – философского мудрого восприятия жизни. Театр считался источником долголетия и счастья. Перед Новым годом актеры ходили по улицам, выкрикивая пожелание долголетия «мандзай» – «десять тысяч лет».
На бронзовом бюсте киевского князя Святополка II из тайника Алашеева присутствует на первый взгляд загадочная надпись: «От М.Ф. на 10 лет, 1867 г. Ф. Шопэн». Как оказалось, он был изготовлен на фабрике бронзового литья выходца из Франции Шопэна. Она была открыта в 1805 г. в Санкт-Петербурге. В 1850-е годы перешла по наследству его сыну Феликсу. «Ф.Шопэн» – это клеймо владельца фабрики. Второе патентное клеймо ставилось Министерством Финансов. Надпись «от М.Ф. на 10 лет, 1867» означает, что патент Феликсу Шопену был выдан Министерством Финансов на 10 лет, начиная с 1867 года.
А вот еще одна находка. В 1966 году один из хозяев квартиры в доме N159 по ул. Сызранской меняя электропроводку, начал сверлить стену. Сверло наткнулось на какую-то преграду. Пришлось разобрать этот участок стены. Внутри оказалась латунная пластина размером 33x8,5 см. Его сын принес находку своему школьному учителю, у которого в 1995 году музей и приобрел этот предмет.
На пластине хорошо сохранилась гравированная надпись: «Старшему брату 6-му Туркестанскому генерала Черняева полку 2-й баталион 133 пехотного запасного полка 6 декабря. Г. Самара». История происхождения этого предмета была раскрыта Владиславом Кольцовым в статье «История одной находки» («Самарские губернские ведомости-150» N10, 1999 г.). Пластина, по его мнению, была прикреплена к иконе Св.Николая Можайского, которую предполагалось преподнести в качестве подарка в честь полкового праздника 6-го Туркестанского полка. Где же пересеклись пути этих полков? 133 запасной пехотный полк был сформирован в Самаре в конце 1916 года из 281-го Новомосковского пехотного полка, который получил боевое крещение вместе с 6-м Туркестанским полком в этом же году на Юго-Западном фронте во время Первой мировой войны. Так как Туркестанский полк ведет свою историю с 1829 года, а 133 запасной полк только формируется, возникает обращение к нему как к «старшему брату». 133 пехотный полк на фронт так и не попал, участвуя в революционных событиях Самары. Следовательно, не дошел до «адресата» и подарок. А пластину укрыли в тайнике, вероятно, для того, чтобы скрыть факт принадлежности к царской армии.
Тайники устраивали не только в домах, но и в самих вещах. Например, посох игумена. Казалось бы, что может он скрывать?! Музей приобрел посох в 1968 году у жительницы Самары А.П. Жуковской. Ее муж был коренным самарцем, выходцем из духовного сословия. Один из его родственников являлся игуменом Самарского Никольского мужского монастыря. Он на заказ сделал посох с тайничком.
По словам сдатчицы этого предмета, в 1918 году игумен бежал из Самары, но в Сызрани его арестовали. При обыске ничего не нашли. И лишь один человек, взяв в руки посох, обратил внимание на его «приличный» вес. Когда сняли набалдашник, внутри посоха обнаружили золотые монеты. Их, конечно, конфисковали. А посох позднее вернули родственникам.
А вот до событий 1917 года, скрываясь от царской охранки, революционеры-подпольщики тоже пользовались тайниками. В них прятали запрещенные книги, листовки, документы. В 1962 году самарский журналист, краевед Н.Т.Евстропов принес в музей обыкновенный, на первый взгляд, подсвечник. Он хранился в тайнике дома его деда Даниила Евстропова в с. Кануевка Безенчукского района. В начале 1930 – х годов дом сгорел. На его пепелище соседские мальчишки и нашли этот подсвечник. Зачем же нужно было хранить его в тайнике? Как выяснилось, подсвечник сам являлся тайником для печати Брянского РСДРП. У самого основания подсвечник отвинчивался, а внутренняя сторона и служила печатью. Как попала она в Кануевку из Брянска? В апреле 1916 года руководитель Брянского РСДРП и хранитель печати И.И.Фокин был выслан в Саратов. Перед отъездом он заходил в дом Панкова, где в тайнике хранились шрифты, знамена и печать. Сам Панков к этому времени уже примкнул к меньшевикам, и, зная о его «политическом заблуждении», Фокин забрал печать с собой. В сентябре 1916 года он прибыл в Самару на Поволжскую конференцию большевиков. Именно здесь был выбран новый хранитель печати. Им стал учащийся самарской земской фельдшерской школы Николай Евстропов. В 1919 году, все, кто знал о печати, погибли, и «партийная реликвия» много лет оставалась в безызвестности.
В 1903 году в Самаре было создано Восточное бюро ЦК РСДРП(б), при котором существовало паспортное бюро. Оно снабжало поддельными паспортами социал-демократов, приезжающих из разных городов России. Этим занимался Л.В.Машковцев, гравер по профессии. Для подделки паспортов у него были специальные инструменты: иглы, шило, ножи и т.п. Хранил он их в особой деревянной шкатулке-тайнике с двойным дном. В 1966 году после смерти Машковцева эту шкатулку с инструментами его вдова подарила музею. Хранили поддельные паспорта на явочной квартире в доме Ильина по ул. Ульяновской, 38 (дом этот не сохранился). Для этого использовали книжную полку с двойным дном. Эту «реликвию» потомки Ильиных тоже подарили музею.
Есть еще один простой бытовой предмет с секретом - небольшой деревянный шкафчик. Появился он в квартире самарского рабочего П.П.Фролова в 1910 году. На его полках была аккуратно расставлена посуда. Только сам хозяин и его друг плотник, сделавший этот шкаф, знали о тайнике. В верхней крышке была устроена двойная стенка. Часть ее вместе с корпусом отодвигалась. Здесь в тайнике держали нелегальные газеты, листовки. Тайник был так искусно замаскирован, что даже зоркий глаз жандармов, два раза обыскивающих квартиру, не мог обнаружить секрета. Вот такие истории поведали нам музейные предметы. А сколько их еще?!
Ирина Крамарева
Музей им. П.В.Алабина
10 июня 2019
Теги: Самарские истории